Центральной категорией философии Бруно является Единое (Uno) – оно у Бруно не есть высшая ступень космической иерархии бытия, от которой начинается нисхождение или эманация вплоть до низшей ступени материи, но совпадает с материальной Вселенной. Единое есть одновременно и причина бытия, и само бытие вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. Единое приравнивается к Вселенной, вмещает в себя всё. В Едином совпадает единство и множество, совпадают минимум и максимум, холод и тепло, совпадает возникновение и уничтожение вещей.
Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля. Вселенная неподвижна и не сотворена; она существует вечно и не может исчезнуть, внутри неё происходит движение и непрерывное изменение. Она едина во всех вещах, ее наполняющих.
Бог отождествляется с природной, он разлит в ней и мир совечен Богу. Природа и Бог обладают одним порядком, законом, одним началом. И природа, и Бог отождествляются с материей.
Материя – «субстанциональное начало», она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина, материя, понятая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине своего бытия и движения. Материя не только обладает реальным бытием, она – постоянное и вечное начало природных вещей; в ней разрешаются все формы, и после гибели формы или вида в следующих вещах ничего не остается от прежних форм, но вечно пребывает материя. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. Состоит из атомов.
Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. Она организует материю изнутри, она является всеобщей формой мира, формальным образующим началом всех вещей. Главная способность мировой души – всеобщий ум, он же – всеобщая физическая действующая причина. Вся вселенная одушевлена. Вещи имеют духовную субстанцию, которая стремится стать растением или животным. Духовная субстанция проявляется в действительности, лишь если находит подходящий субъект. Естественное начало – внутреннее начало, которое двигает тело куда следует.
Пространство изначально. Это не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве ее причины. Оно является необходимым условием существования самой материи. Пустота есть пространство, обладающее способностью бесконечной величины. Столь же необходимым условием существования материи, как и пространства, в философии Джордано Бруно является время – оно не имеет ни начала, ни конца. Оно одновременно есть и мера, и измеримое.
Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля. Вселенная неподвижна и не сотворена; она существует вечно и не может исчезнуть, внутри неё происходит движение и непрерывное изменение. Она едина во всех вещах, ее наполняющих.
Бог отождествляется с природной, он разлит в ней и мир совечен Богу. Природа и Бог обладают одним порядком, законом, одним началом. И природа, и Бог отождествляются с материей.
Материя – «субстанциональное начало», она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина, материя, понятая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине своего бытия и движения. Материя не только обладает реальным бытием, она – постоянное и вечное начало природных вещей; в ней разрешаются все формы, и после гибели формы или вида в следующих вещах ничего не остается от прежних форм, но вечно пребывает материя. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. Состоит из атомов.
Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. Она организует материю изнутри, она является всеобщей формой мира, формальным образующим началом всех вещей. Главная способность мировой души – всеобщий ум, он же – всеобщая физическая действующая причина. Вся вселенная одушевлена. Вещи имеют духовную субстанцию, которая стремится стать растением или животным. Духовная субстанция проявляется в действительности, лишь если находит подходящий субъект. Естественное начало – внутреннее начало, которое двигает тело куда следует.
Пространство изначально. Это не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве ее причины. Оно является необходимым условием существования самой материи. Пустота есть пространство, обладающее способностью бесконечной величины. Столь же необходимым условием существования материи, как и пространства, в философии Джордано Бруно является время – оно не имеет ни начала, ни конца. Оно одновременно есть и мера, и измеримое.
Система умеренного реализма Альберта Великого. 13в.
Его прозвали «Доктор универсалис». «Существующая универсалия – это форма, а не материя». Универсалии существовали в рамкахбожественного ума (antre rem – до вещей). После сотворения они перемещаются в вещи (in res). После разрушения они перемещаются в разум (post rem). Ante rem – in actu, in res – potentiac, post rem – in actu т.е актуализированы в божественном уме, перемещаясь в вещи они становятся потенциальны, а переходя в голову актуализируются снова. В уме вещи мыслятся, а в вещах они разрущаются. Универсалии существуют в качестве понятия. Попадая в вещи они замолкают. Когда мы их озвучиваем они оживают. И это голос природы.
Благодаря своей противоположности, бог утверждает свою реальность. Бог, лишенный своего творения есть ничто.Величие универсалий в том, что они в разное время высказывают мнение языком данной эпохи. Реализм и номинализм у него соединяется.
Его прозвали «Доктор универсалис». «Существующая универсалия – это форма, а не материя». Универсалии существовали в рамкахбожественного ума (antre rem – до вещей). После сотворения они перемещаются в вещи (in res). После разрушения они перемещаются в разум (post rem). Ante rem – in actu, in res – potentiac, post rem – in actu т.е актуализированы в божественном уме, перемещаясь в вещи они становятся потенциальны, а переходя в голову актуализируются снова. В уме вещи мыслятся, а в вещах они разрущаются. Универсалии существуют в качестве понятия. Попадая в вещи они замолкают. Когда мы их озвучиваем они оживают. И это голос природы.
Благодаря своей противоположности, бог утверждает свою реальность. Бог, лишенный своего творения есть ничто.Величие универсалий в том, что они в разное время высказывают мнение языком данной эпохи. Реализм и номинализм у него соединяется.
Жульбер Порретанский: гносеология умеренного реализма. 11-12 вв.
Он говорит о том, что человек занимает слишком большое место. От ошибки зависит многое. Риск субъективной ошибки подвергает опасности истину. Он первый представитель умеренного реализма. Его рассуждения просты – универсалии не столько прототипы вещей, сколько общее начало видового и родового имманентно существующего в различных вещах. Повторяемость признаков есть признак их эссенциального происхождения. Их можно извлечь познающим разумом из вещей и после, обобщенной логической обработки они получают форму понятий, каждое из которых становится законадательным источником. Человек – не автор законов. Универсальная истина разлита в природе и человек лишь стремится поднять эти истины.
Личности (лица) Троицы отличны друг от друга, но при этом каждая есть не часть целого, а все целое, ибо у них одна божественность. Различал субсистенцию от субстанции: "Субсистенция — это то, что само не нуждается в акциденциях, для того чтобы быть. А субстанция — это то, что служит неким подлежащим для других акциденций, без чего они существовать не могут. ... Индивиды — не только субсистенции, но и субстанции". Субсистенция — это "единичное множество", сингулярное. Душа схвачивает вещь, делая ее конкретной. Решая проблему того, каким образом неделимый индивид состоит из и субсистенции, и субстанции, вводил идею конкретного целого, комплекса. Сотворение выводит субсисттенцию из сокрытости.
Он говорит о том, что человек занимает слишком большое место. От ошибки зависит многое. Риск субъективной ошибки подвергает опасности истину. Он первый представитель умеренного реализма. Его рассуждения просты – универсалии не столько прототипы вещей, сколько общее начало видового и родового имманентно существующего в различных вещах. Повторяемость признаков есть признак их эссенциального происхождения. Их можно извлечь познающим разумом из вещей и после, обобщенной логической обработки они получают форму понятий, каждое из которых становится законадательным источником. Человек – не автор законов. Универсальная истина разлита в природе и человек лишь стремится поднять эти истины.
Личности (лица) Троицы отличны друг от друга, но при этом каждая есть не часть целого, а все целое, ибо у них одна божественность. Различал субсистенцию от субстанции: "Субсистенция — это то, что само не нуждается в акциденциях, для того чтобы быть. А субстанция — это то, что служит неким подлежащим для других акциденций, без чего они существовать не могут. ... Индивиды — не только субсистенции, но и субстанции". Субсистенция — это "единичное множество", сингулярное. Душа схвачивает вещь, делая ее конкретной. Решая проблему того, каким образом неделимый индивид состоит из и субсистенции, и субстанции, вводил идею конкретного целого, комплекса. Сотворение выводит субсисттенцию из сокрытости.
Концептуализм Пьера Абеляра (11-12 вв.)
Его позиция соединяет взгляды Росцелина и Гильома.
Отсутствие связи между вещами и словами крайне проблематизируют продуцирование универсалий. Позиция Гильома крайне настораживает его. Если каждый предмет содержит в себе эссенцию, то не является ли универсалия общим.
Абеляр формирует свою собственную номиналистическую форму – концептуализм (способ расстановки акцентов в тексте, не изменяя его). На первый вгляд его позиция походит на Аристотел. Гносеологию, познание начинается с единич. вещей и первое, что делает познающий человеческий разум - фиксирует чувственный субстрат вещей. Начиная исследование с материальной оболочки, позже переходит к общему. В индивидуальных предметах находятся повторяющиеся признаки. Затем, Образовывается общее понятие – универсалии (универсалии – это собрание общих признаков).
В отличие от Аристотеля, Абеляр понимает, что общих (повторяющихся) не одно – их несколько. Проблема определения эссенциального признак родовых отличий. Абеляр снимает недостаток Росцелина – связь между вещами и словами есть, она заключается в том, что универсалии есть компактный признак общего множества. Сложнейщий вопрос в том, какой признак является эссенциальным, а какой акцедентальным. Абеляр понимает, что нельзя выделить главного, каждый может ошибиться.
Верой можно выбрать нужный вариант. «Понимаю чтобы верить». Вера первична, но вера зависит от разума (грех – интеллектуальная ошибка).
Его позиция соединяет взгляды Росцелина и Гильома.
Отсутствие связи между вещами и словами крайне проблематизируют продуцирование универсалий. Позиция Гильома крайне настораживает его. Если каждый предмет содержит в себе эссенцию, то не является ли универсалия общим.
Абеляр формирует свою собственную номиналистическую форму – концептуализм (способ расстановки акцентов в тексте, не изменяя его). На первый вгляд его позиция походит на Аристотел. Гносеологию, познание начинается с единич. вещей и первое, что делает познающий человеческий разум - фиксирует чувственный субстрат вещей. Начиная исследование с материальной оболочки, позже переходит к общему. В индивидуальных предметах находятся повторяющиеся признаки. Затем, Образовывается общее понятие – универсалии (универсалии – это собрание общих признаков).
В отличие от Аристотеля, Абеляр понимает, что общих (повторяющихся) не одно – их несколько. Проблема определения эссенциального признак родовых отличий. Абеляр снимает недостаток Росцелина – связь между вещами и словами есть, она заключается в том, что универсалии есть компактный признак общего множества. Сложнейщий вопрос в том, какой признак является эссенциальным, а какой акцедентальным. Абеляр понимает, что нельзя выделить главного, каждый может ошибиться.
Верой можно выбрать нужный вариант. «Понимаю чтобы верить». Вера первична, но вера зависит от разума (грех – интеллектуальная ошибка).
Проблема универсалий в толкований Иоанна Росцеллина и Гильома из Шампо (11 век)
Статусом реального бытия обладают единичные вещи. Человек должен номиновать единичные вещи, которые являются ртправными точками. Бог творит, но не снабжает лексической основой. Задачи по продуцированию универсалий выпадают на человеческую долю. Если вещи первичны, а человек выступает автором, то должна присутствовать связь вещей и фонетическая значимость языка, которые фиксируют эти вещи. Существует ли какая либо связь между словом и предметом? Для Росцлина этот вопрос решался просто – единств. реальность, которая дана нам в качестве предпосылки – единичные вещи. Росцелин приходит к выводу, что если единственный принцип которым руководствуется субъект состоит в том, что он не руководствуется ни каким принципом продуцирования универсалий, они представляют собой лишь колебания вука. Росцелин стремится подчеркнуть, что господствующим предметом продуцирования универсалий является чистая случайность. Слова предстают нам в виде случайных комбинаций звуков. Связи между фонетико-грамматическими словами и вещами нет. Практически все его произведения были уничтожены. Он был подвергнут яростным нападкам со стороны Клира и церкви. Это было обусловлено тем, что взглыд Росцелина на природу универсалий мог породить вывод, что общее, впринципе, не имеет ни какого реального существования. Под вопрос ставится явление триипостасного образа Бога. Бог обладает тремя ипостасями: отец, сын, дух, которые нераздельны. У Росцелина получается, что существуют три отдельных Бога. Росцелина обвинили в ериси тритеизма.
Главным гонителем Росцелина был Гильом из Шампо. Он настаивал на строжайщей критики реализма – есть универсалии и единичные вещи.. Универсалии представляют собой эссенциальное вещество (сущностные). Они возникают, существуют и т.д. исключительно в образах божественного. Эти эссенции инвариантны (без изменений) содержатся в каждой единичной вещи. Если статусом сущности обладают только родовые вещи, а как быть с видовыми отличиями? Они носят лишь акцендетальный характер (противоположн. Эссенции, случайный т.е. не сущей ).
Каждая единичная вещь несет печать божественного. Каждый предмет сотворен. Видовые отличия индивидуальны, но не имеют ни какого значения. Т.к. все видовые твари имеют общеродовые качества (essentia). Видовые качества не способны поколебить основы.
Статусом реального бытия обладают единичные вещи. Человек должен номиновать единичные вещи, которые являются ртправными точками. Бог творит, но не снабжает лексической основой. Задачи по продуцированию универсалий выпадают на человеческую долю. Если вещи первичны, а человек выступает автором, то должна присутствовать связь вещей и фонетическая значимость языка, которые фиксируют эти вещи. Существует ли какая либо связь между словом и предметом? Для Росцлина этот вопрос решался просто – единств. реальность, которая дана нам в качестве предпосылки – единичные вещи. Росцелин приходит к выводу, что если единственный принцип которым руководствуется субъект состоит в том, что он не руководствуется ни каким принципом продуцирования универсалий, они представляют собой лишь колебания вука. Росцелин стремится подчеркнуть, что господствующим предметом продуцирования универсалий является чистая случайность. Слова предстают нам в виде случайных комбинаций звуков. Связи между фонетико-грамматическими словами и вещами нет. Практически все его произведения были уничтожены. Он был подвергнут яростным нападкам со стороны Клира и церкви. Это было обусловлено тем, что взглыд Росцелина на природу универсалий мог породить вывод, что общее, впринципе, не имеет ни какого реального существования. Под вопрос ставится явление триипостасного образа Бога. Бог обладает тремя ипостасями: отец, сын, дух, которые нераздельны. У Росцелина получается, что существуют три отдельных Бога. Росцелина обвинили в ериси тритеизма.
Главным гонителем Росцелина был Гильом из Шампо. Он настаивал на строжайщей критики реализма – есть универсалии и единичные вещи.. Универсалии представляют собой эссенциальное вещество (сущностные). Они возникают, существуют и т.д. исключительно в образах божественного. Эти эссенции инвариантны (без изменений) содержатся в каждой единичной вещи. Если статусом сущности обладают только родовые вещи, а как быть с видовыми отличиями? Они носят лишь акцендетальный характер (противоположн. Эссенции, случайный т.е. не сущей ).
Каждая единичная вещь несет печать божественного. Каждый предмет сотворен. Видовые отличия индивидуальны, но не имеют ни какого значения. Т.к. все видовые твари имеют общеродовые качества (essentia). Видовые качества не способны поколебить основы.
Ансельм Кентерберийский: методология строгого реализма. (XI – XII вв.)
Создал теорию док-ва бытия Богаи создал образцовый вариант строго реализма. Основной трактат «Монолог». Его «визитка»: 1) Вера предшествует разуму – настаивает на том, что важнейщим наглядным аргументом любого знания выступает акт веры. Вера является предпосылкой рационального познания. 2) Априорное док-во бытия Бога. Использует лишь силу разума. (Если все думают о наисовершеннейшем существе, значит Бог существует). Выдвигает три апостериорных док-ва: 1) Не будучи благим через себя, вещи причастны в разной степени из себя и через себясущему Благу => должно быть высшее Благо, ибо ничто благое через посредства другого не может стоять выше Благого через себя. (любая единичная вещь, не будучи самодостаточной, опрадывает свое существование посредством Бога).
2) Бытие вещей предполагает Высшую причину давшую им бытие и эта причина может быть только единственная. (мир вещей – мир множеств, и будучи таким, он непременно бы распался, если бы не единыйхарактер).
3) Иерархия степеней благости и совершенства не может продолжатьсябесконечно. Ибо она завершается в бесконечно совершенном существе и этим существом может быть только Бог.
Выделял три вида истины: 1) Истина понания состоит в согласии с вещью. 2) Истина воли – в согласии с законом. 3) Истина вещи – в согласии с божественной идеей.
Априорное док-во имеет 3-х частную структуру:
1) Каждый мыслит Бога как самое высшее существо, выше которого не может быть мыслимым еще более высокое существо. Идея наивысшего существа есть в голове каждого.
2) Если существо, выше которого не может быть мылимо другое, более высокое, находится только в разуме, то оно и будет таким существом, над которым может быть мыслимо существо уже более высокое.
3) Это высшее существо, существует в действительности с такой необходимостью, что оно не существовать даже не могло бы.
Если в голове есть идея Бога – это значит, что Бог есть вне головы, иначе откуда идея Бога могла возникнуть, если не от него самого. Бог – это то, без чего не может обойтись сознание.
Создал теорию док-ва бытия Богаи создал образцовый вариант строго реализма. Основной трактат «Монолог». Его «визитка»: 1) Вера предшествует разуму – настаивает на том, что важнейщим наглядным аргументом любого знания выступает акт веры. Вера является предпосылкой рационального познания. 2) Априорное док-во бытия Бога. Использует лишь силу разума. (Если все думают о наисовершеннейшем существе, значит Бог существует). Выдвигает три апостериорных док-ва: 1) Не будучи благим через себя, вещи причастны в разной степени из себя и через себясущему Благу => должно быть высшее Благо, ибо ничто благое через посредства другого не может стоять выше Благого через себя. (любая единичная вещь, не будучи самодостаточной, опрадывает свое существование посредством Бога).
2) Бытие вещей предполагает Высшую причину давшую им бытие и эта причина может быть только единственная. (мир вещей – мир множеств, и будучи таким, он непременно бы распался, если бы не единыйхарактер).
3) Иерархия степеней благости и совершенства не может продолжатьсябесконечно. Ибо она завершается в бесконечно совершенном существе и этим существом может быть только Бог.
Выделял три вида истины: 1) Истина понания состоит в согласии с вещью. 2) Истина воли – в согласии с законом. 3) Истина вещи – в согласии с божественной идеей.
Априорное док-во имеет 3-х частную структуру:
1) Каждый мыслит Бога как самое высшее существо, выше которого не может быть мыслимым еще более высокое существо. Идея наивысшего существа есть в голове каждого.
2) Если существо, выше которого не может быть мылимо другое, более высокое, находится только в разуме, то оно и будет таким существом, над которым может быть мыслимо существо уже более высокое.
3) Это высшее существо, существует в действительности с такой необходимостью, что оно не существовать даже не могло бы.
Если в голове есть идея Бога – это значит, что Бог есть вне головы, иначе откуда идея Бога могла возникнуть, если не от него самого. Бог – это то, без чего не может обойтись сознание.
Христианское вероучение в наследии Августина Блаженного. (первый отец церкви) 4-5 вв.
Вся его деятельность была богословской. Он оставил после себя огромное письменное наследие, ключевыми произведениями являются: «Исповедь», «О граде Божьем» и «О граде земном», «Об истинной вере».
1) Онтология. Взгляды Августина складывались из критики манихейства (дуалистическая религия, согласно которой наш мир изначально управляется двумя равными силами – Бог (свет) и материя (тьма). Само существование нашего мира, это борьба двух этих сил). Для Августина принцип дуализма является неприемлемым, т.к. он умоляет могущество Бога. Критика этого дуализма подчеркивается положение творения мира из ничего – креационизмом (единый творец, единое возникновение мира). Возникает вопрос: если мир сотворен единым творцом, то как мы объясним существование зла? Если зло содержится в творце, то он уже не всеблаг. Мир един и создан творцом (по Августину) => Бог есть валящая личность, персона. Он содержит в себе необходимый источник благопристойности. Стремится утвердить цель любить друг друга, бороться со злом, которое мешает любить друг друга. Но иногда Божья воля провиденциальная (Бог ведет людей к спасению, по пути, средства и сроки – тайна). В конечном итоге добро победит зло. «Пути Господня неисповедимы».
2) Этика. Пеллагианство настаивало на отрицании первородного греха. Человек рожден со свободной волей и только от его осознанного выбора между добром и злом зависит его спасение. Задачей Августина становится оправдание Бога. В мире зла нет. Это лишь ослабление добра. Августин приводит сравнение: разве можно слышать тишину? И отвечает, что нельзя. Это всего лишь отсутствие звука. Добро – это спасение своей души. Когда это стремление ослабевает, на смену ему приходит спасение своего тела. Августин запрещает принцип свободы воли. Люди начинают свою жизнь с грехападения, и значит у них нет выбора. Если человек предоставит спасение своей души церкви, то только так он сможет спастись.
3) Его гносеология удивительно похожа на гносеологию Климента Александрийского. Вера предшествует разуму. Только акт веры может дать человеку спасение + подчинение церкви. Гносеология Августина исходит из признания прикладного характера разума и первенства веры. Душа есть инструмент богопознания; имеет начало, но не имеет конца. Душа – это тоска по бесконечности, тоска по бессмертию. Она призвана обнаружить Бога в мире, положить желание обнаружить Бога во вне себя. Бог находится в себе. Душа – образ и подобие Бога. Душа находится целиком в теле. Появление на свет индивида – не случайность. Бог нужен только страдающим людям. А жажда Бога и есть самое главное подтверждение его существования. Он один видит и может оценить искренность веры. Кульминация богопознания – смерть.
4) Историософия. Августин поставил цель определения общей логики развития истории. Неизбежен один и тот же конец – переход в иную жизнь. «Град Божий» - это сборное единство спасенных душ, чья история – смутное воспоминание, обрели покой в свете бесконечного добра. Чел идет спиной к будущему, все время оглядываясь в прошлое. Люди не извлекают уроков из прошлой истории.
Вся его деятельность была богословской. Он оставил после себя огромное письменное наследие, ключевыми произведениями являются: «Исповедь», «О граде Божьем» и «О граде земном», «Об истинной вере».
1) Онтология. Взгляды Августина складывались из критики манихейства (дуалистическая религия, согласно которой наш мир изначально управляется двумя равными силами – Бог (свет) и материя (тьма). Само существование нашего мира, это борьба двух этих сил). Для Августина принцип дуализма является неприемлемым, т.к. он умоляет могущество Бога. Критика этого дуализма подчеркивается положение творения мира из ничего – креационизмом (единый творец, единое возникновение мира). Возникает вопрос: если мир сотворен единым творцом, то как мы объясним существование зла? Если зло содержится в творце, то он уже не всеблаг. Мир един и создан творцом (по Августину) => Бог есть валящая личность, персона. Он содержит в себе необходимый источник благопристойности. Стремится утвердить цель любить друг друга, бороться со злом, которое мешает любить друг друга. Но иногда Божья воля провиденциальная (Бог ведет людей к спасению, по пути, средства и сроки – тайна). В конечном итоге добро победит зло. «Пути Господня неисповедимы».
2) Этика. Пеллагианство настаивало на отрицании первородного греха. Человек рожден со свободной волей и только от его осознанного выбора между добром и злом зависит его спасение. Задачей Августина становится оправдание Бога. В мире зла нет. Это лишь ослабление добра. Августин приводит сравнение: разве можно слышать тишину? И отвечает, что нельзя. Это всего лишь отсутствие звука. Добро – это спасение своей души. Когда это стремление ослабевает, на смену ему приходит спасение своего тела. Августин запрещает принцип свободы воли. Люди начинают свою жизнь с грехападения, и значит у них нет выбора. Если человек предоставит спасение своей души церкви, то только так он сможет спастись.
3) Его гносеология удивительно похожа на гносеологию Климента Александрийского. Вера предшествует разуму. Только акт веры может дать человеку спасение + подчинение церкви. Гносеология Августина исходит из признания прикладного характера разума и первенства веры. Душа есть инструмент богопознания; имеет начало, но не имеет конца. Душа – это тоска по бесконечности, тоска по бессмертию. Она призвана обнаружить Бога в мире, положить желание обнаружить Бога во вне себя. Бог находится в себе. Душа – образ и подобие Бога. Душа находится целиком в теле. Появление на свет индивида – не случайность. Бог нужен только страдающим людям. А жажда Бога и есть самое главное подтверждение его существования. Он один видит и может оценить искренность веры. Кульминация богопознания – смерть.
4) Историософия. Августин поставил цель определения общей логики развития истории. Неизбежен один и тот же конец – переход в иную жизнь. «Град Божий» - это сборное единство спасенных душ, чья история – смутное воспоминание, обрели покой в свете бесконечного добра. Чел идет спиной к будущему, все время оглядываясь в прошлое. Люди не извлекают уроков из прошлой истории.
Философская система Эриугена. (реализм) 9в.
Основной проблемой, рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и мира, которых он объединяет в едином понятии "природа", понимаемой не в физическом смысле, а абстрактно. Стоя на пантеистических позициях, он исходит из платоновской идеи, согласно которой Бог есть начало, сердцевина и конец мирового процесса движения всех вещей. "Бог есть во всем. Он существует как сущность всего".У Эриугена происходит циклическое движение Бога к миру и обратное возвращение вещей к Богу. Природа разделяется на четыре вида теофаний (боговоплощения):
1) природа творящая и несотворенная - это Бог как причина всех вещей, как таинственное и непознаваемое существо. Бог непостижим ни для какого разума, но Он все же становится видимым и слышимым в своих божественных проявлениях -теофаниях, в разнообразных порядках, в которых пребывают вещи и проявляется божественное бытие. В этом обнаруживается своего рода мистицизм Эриугены. 2) природа сотворенная и творящая. Первая природа как Бог- Отец порождает вторую природу, которая является божественным умом, логосом, платоновским миром идей. Эти бестелесные идеи также не имеют начала во времени, но они постоянно творятся первой природой. 3) сотворенная и нетворящая - это мир конкретных предметов, единичных вещей. Если на первой стадии Бог выступал как единое начало, то на второй происходит Его умножение, выражающееся во многих идеях, на третьей же стадии происходит дальнейшее умножение бытия, достигающее своей предельной стадии. 4) одновременно и несотворенная, и нетворящая, она является концом циклического развития космического процесса, в котором Бог развертывается в различных ипостасях. На этой стадии завершается сам процесс и разум приподносит все понятое на пъдистал Бога. Тогда он соравен Богу. Этот разум аннигилирует (уничтожает) все познанные вещи.
Основной проблемой, рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и мира, которых он объединяет в едином понятии "природа", понимаемой не в физическом смысле, а абстрактно. Стоя на пантеистических позициях, он исходит из платоновской идеи, согласно которой Бог есть начало, сердцевина и конец мирового процесса движения всех вещей. "Бог есть во всем. Он существует как сущность всего".У Эриугена происходит циклическое движение Бога к миру и обратное возвращение вещей к Богу. Природа разделяется на четыре вида теофаний (боговоплощения):
1) природа творящая и несотворенная - это Бог как причина всех вещей, как таинственное и непознаваемое существо. Бог непостижим ни для какого разума, но Он все же становится видимым и слышимым в своих божественных проявлениях -теофаниях, в разнообразных порядках, в которых пребывают вещи и проявляется божественное бытие. В этом обнаруживается своего рода мистицизм Эриугены. 2) природа сотворенная и творящая. Первая природа как Бог- Отец порождает вторую природу, которая является божественным умом, логосом, платоновским миром идей. Эти бестелесные идеи также не имеют начала во времени, но они постоянно творятся первой природой. 3) сотворенная и нетворящая - это мир конкретных предметов, единичных вещей. Если на первой стадии Бог выступал как единое начало, то на второй происходит Его умножение, выражающееся во многих идеях, на третьей же стадии происходит дальнейшее умножение бытия, достигающее своей предельной стадии. 4) одновременно и несотворенная, и нетворящая, она является концом циклического развития космического процесса, в котором Бог развертывается в различных ипостасях. На этой стадии завершается сам процесс и разум приподносит все понятое на пъдистал Бога. Тогда он соравен Богу. Этот разум аннигилирует (уничтожает) все познанные вещи.
2-3 вв.
Представитель богословского жанра. Он отстаивал христианские ценности и выступал против язычников. Работал в жанре апологетики (защита). Его апологетика носит страстный, яркий и категорический характер. Он выдвинул теорию о несовместимости двух сил (язычества и христианства).
Главное его высказывание: «Верую ибо абсурдно». Он пишет: «Мы нуждаемся в исследовании после Христа, но не нуждаемся в исследовании Евангелие». Тертуллиан полагает, что неиспорченная лишним мудрствованием природная душа – христианка и она есть ближе всего к Богу. Если душу очистить от ложных представлений, то мы обнаружим чисто человеческую душу, способную к состраданию. Тертуллиан противопоставляет душу и разум. Знание обезображивает человека, разум вызывает в человеке все самое плохое. Приоритет веры над знанием очевиден для Тертуллиана. Он вводит понятия: 1) castra diabolo (лагерь дьявола) – мир, век (saeclum). 2) castra dei (лагерь Бога) – общность, сборность (ecclesia). До предела обострив эти два положения, он не разделяет взглядов язычников, предрекая победу христианства.
По Тертуллиану естественное право – право души. В язычестве нет подчинения естественному
Представитель богословского жанра. Он отстаивал христианские ценности и выступал против язычников. Работал в жанре апологетики (защита). Его апологетика носит страстный, яркий и категорический характер. Он выдвинул теорию о несовместимости двух сил (язычества и христианства).
Главное его высказывание: «Верую ибо абсурдно». Он пишет: «Мы нуждаемся в исследовании после Христа, но не нуждаемся в исследовании Евангелие». Тертуллиан полагает, что неиспорченная лишним мудрствованием природная душа – христианка и она есть ближе всего к Богу. Если душу очистить от ложных представлений, то мы обнаружим чисто человеческую душу, способную к состраданию. Тертуллиан противопоставляет душу и разум. Знание обезображивает человека, разум вызывает в человеке все самое плохое. Приоритет веры над знанием очевиден для Тертуллиана. Он вводит понятия: 1) castra diabolo (лагерь дьявола) – мир, век (saeclum). 2) castra dei (лагерь Бога) – общность, сборность (ecclesia). До предела обострив эти два положения, он не разделяет взглядов язычников, предрекая победу христианства.
По Тертуллиану естественное право – право души. В язычестве нет подчинения естественному
Филон Александрийский.(язычник) 1в.
Он являлся знатоком античной философии и комментатором Торы (священного писания у иудаистов). Он не был христианином, а был иудеем, но писал на греческом языке. Стал основоположником экзегезиса – толкование заветного писания. Заслуга его в том, что он пытался соединить непротиворечивым образом античность и христианство. Работая в этом направлении, он соединил иудейского бога Яхве и стоического Логоса. Бог превращается в субъекта и им можно апеллировать. Этого Бога можно просить, он может изменить закон.
Так же, Филон объявил платоновские эйдосы божественной проекцией. Эйдосы – образцы вещей сущностных в действительности, они продуцируют Бога, созданы им, они образцы. Бог наделяет их индеферентным (равнодушным) отношением к судьбам людей.
Божество обосновывается как высшая инстанция, она обладает способностью творить мир из ничего.
Климент Александрийский. 2в.
Автор «Трилогии», которая призывала признать христианство как истинный гносис – Философия служанка богословия. Будучи христианином он не отвергал пользу и эффективности языческой философии. Он видел в ней своеобразную подготовку и преддверие христианства. Два великих народа – греки и евреи шли разными путями. В иудаизме представление о Боге даны в форме озарения, в виде божественного слова в текстах божественного писания. Элинны подходят к фиксации Бога идеями истины, путями логики и рационального доказательства. У иудеев истина божественная, она уже дана, а у эллинов – доказана.
Он являлся знатоком античной философии и комментатором Торы (священного писания у иудаистов). Он не был христианином, а был иудеем, но писал на греческом языке. Стал основоположником экзегезиса – толкование заветного писания. Заслуга его в том, что он пытался соединить непротиворечивым образом античность и христианство. Работая в этом направлении, он соединил иудейского бога Яхве и стоического Логоса. Бог превращается в субъекта и им можно апеллировать. Этого Бога можно просить, он может изменить закон.
Так же, Филон объявил платоновские эйдосы божественной проекцией. Эйдосы – образцы вещей сущностных в действительности, они продуцируют Бога, созданы им, они образцы. Бог наделяет их индеферентным (равнодушным) отношением к судьбам людей.
Божество обосновывается как высшая инстанция, она обладает способностью творить мир из ничего.
Климент Александрийский. 2в.
Автор «Трилогии», которая призывала признать христианство как истинный гносис – Философия служанка богословия. Будучи христианином он не отвергал пользу и эффективности языческой философии. Он видел в ней своеобразную подготовку и преддверие христианства. Два великих народа – греки и евреи шли разными путями. В иудаизме представление о Боге даны в форме озарения, в виде божественного слова в текстах божественного писания. Элинны подходят к фиксации Бога идеями истины, путями логики и рационального доказательства. У иудеев истина божественная, она уже дана, а у эллинов – доказана.
После распада Рима, церковь вышла из тени и стала единственным централизованным институтом. Ведя катакомбное существование, церковь лепила себя на основе организации падшего гос-ва (жесткая дисциплина, централизованное единоправление). Это была единственная социальная структура, которая смогла помочь людям не на словах, а на деле. С одной стороны погони, смерть, чума и пожары, а с другой – церковь епископальная, готовая обеспечить людей.
Чем больше гос-во, тем сложнее им управлять. Рим пал под своей тяжестью. Произошла деградация правителей. Исчезла правовая организация. Огромные земли патрициев, начали дробиться и сдаваться в аренду.
После распада Рима, церковь вышла из тени и стала единственным централизованным институтом. Ведя катакомбное существование, церковь лепила себя на основе организации падшего гос-ва (жесткая дисциплина, централизованное единоправление). Это была единственная социальная структура, которая смогла помочь людям не на словах, а на деле. С одной стороны погони, смерть, чума и пожары, а с другой – церковь епископальная, готовая обеспечить людей. Церковь сформировала себя по образу Рима. Церковь была единственным институтом, который выжил и начал развиваться.
После образования феодальных гос-в, возник спор, который длился практически тысячелетие между феодом и церковью. Спор – во владении землей.
Чем больше гос-во, тем сложнее им управлять. Рим пал под своей тяжестью. Произошла деградация правителей. Исчезла правовая организация. Огромные земли патрициев, начали дробиться и сдаваться в аренду.
После распада Рима, церковь вышла из тени и стала единственным централизованным институтом. Ведя катакомбное существование, церковь лепила себя на основе организации падшего гос-ва (жесткая дисциплина, централизованное единоправление). Это была единственная социальная структура, которая смогла помочь людям не на словах, а на деле. С одной стороны погони, смерть, чума и пожары, а с другой – церковь епископальная, готовая обеспечить людей. Церковь сформировала себя по образу Рима. Церковь была единственным институтом, который выжил и начал развиваться.
После образования феодальных гос-в, возник спор, который длился практически тысячелетие между феодом и церковью. Спор – во владении землей.
В настоящем учебном пособии можно выделить две относительно самостоятельные задачи. Поскольку уже сегодня издан целый ряд учебников и учебных пособий, готовящих к сдаче кандидатского экзамена и формирующих методологическую культуру ученого, постольку возникает необходимость совершенствования формы и стиля изложения учебного материала, преодоления тяжеловесности и академичности, столь характерных для отечественных учебников. Разумеется, остается актуальной и задача дальнейшего обобщения и систематизации методологических разработок в современной философии науки.
Вторая задача связана с убеждением, что формирование основательных методологических навыков происходит, прежде всего, в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы в контексте научных коммуникаций, получения неявных методологических знаний. Отсюда относительная ценность формального знакомства с описанием существующих методов познания (общелогических, эмпирических и теоретических). Гораздо важнее видеть предметный опыт применения тех или иных методов в решении конкретных проблем (в данном случае – социогуманитарного знания).
Кафедра философии и политологии Уральской академии государственной службы приглашает к участию в решении поставленных задач заинтересованных специалистов – правоведов, экономистов, социологов, политологов, теоретиков управления, логиков и методологов науки.
Вторая задача связана с убеждением, что формирование основательных методологических навыков происходит, прежде всего, в процессе самостоятельной научно-исследовательской работы в контексте научных коммуникаций, получения неявных методологических знаний. Отсюда относительная ценность формального знакомства с описанием существующих методов познания (общелогических, эмпирических и теоретических). Гораздо важнее видеть предметный опыт применения тех или иных методов в решении конкретных проблем (в данном случае – социогуманитарного знания).
Кафедра философии и политологии Уральской академии государственной службы приглашает к участию в решении поставленных задач заинтересованных специалистов – правоведов, экономистов, социологов, политологов, теоретиков управления, логиков и методологов науки.