Центральной категорией философии Бруно является Единое (Uno) – оно у Бруно не есть высшая ступень космической иерархии бытия, от которой начинается нисхождение или эманация вплоть до низшей ступени материи, но совпадает с материальной Вселенной. Единое есть одновременно и причина бытия, и само бытие вещей, в нем отождествляются их сущность и существование. Единое приравнивается к Вселенной, вмещает в себя всё. В Едином совпадает единство и множество, совпадают минимум и максимум, холод и тепло, совпадает возникновение и уничтожение вещей.
Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля. Вселенная неподвижна и не сотворена; она существует вечно и не может исчезнуть, внутри неё происходит движение и непрерывное изменение. Она едина во всех вещах, ее наполняющих.
Бог отождествляется с природной, он разлит в ней и мир совечен Богу. Природа и Бог обладают одним порядком, законом, одним началом. И природа, и Бог отождествляются с материей.
Материя – «субстанциональное начало», она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина, материя, понятая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине своего бытия и движения. Материя не только обладает реальным бытием, она – постоянное и вечное начало природных вещей; в ней разрешаются все формы, и после гибели формы или вида в следующих вещах ничего не остается от прежних форм, но вечно пребывает материя. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. Состоит из атомов.
Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. Она организует материю изнутри, она является всеобщей формой мира, формальным образующим началом всех вещей. Главная способность мировой души – всеобщий ум, он же – всеобщая физическая действующая причина. Вся вселенная одушевлена. Вещи имеют духовную субстанцию, которая стремится стать растением или животным. Духовная субстанция проявляется в действительности, лишь если находит подходящий субъект. Естественное начало – внутреннее начало, которое двигает тело куда следует.
Пространство изначально. Это не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве ее причины. Оно является необходимым условием существования самой материи. Пустота есть пространство, обладающее способностью бесконечной величины. Столь же необходимым условием существования материи, как и пространства, в философии Джордано Бруно является время – оно не имеет ни начала, ни конца. Оно одновременно есть и мера, и измеримое.
Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля. Вселенная неподвижна и не сотворена; она существует вечно и не может исчезнуть, внутри неё происходит движение и непрерывное изменение. Она едина во всех вещах, ее наполняющих.
Бог отождествляется с природной, он разлит в ней и мир совечен Богу. Природа и Бог обладают одним порядком, законом, одним началом. И природа, и Бог отождествляются с материей.
Материя – «субстанциональное начало», она есть богиня (а именно обладает подобием с богом), так как она есть беспричинная причина, материя, понятая как обладающая всем совершенством, не нуждается во внешней причине своего бытия и движения. Материя не только обладает реальным бытием, она – постоянное и вечное начало природных вещей; в ней разрешаются все формы, и после гибели формы или вида в следующих вещах ничего не остается от прежних форм, но вечно пребывает материя. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. Состоит из атомов.
Внутреннюю способность материи к образованию форм Бруно называет Душой мира. Она организует материю изнутри, она является всеобщей формой мира, формальным образующим началом всех вещей. Главная способность мировой души – всеобщий ум, он же – всеобщая физическая действующая причина. Вся вселенная одушевлена. Вещи имеют духовную субстанцию, которая стремится стать растением или животным. Духовная субстанция проявляется в действительности, лишь если находит подходящий субъект. Естественное начало – внутреннее начало, которое двигает тело куда следует.
Пространство изначально. Это не значит, что оно предшествует материи во времени или в качестве ее причины. Оно является необходимым условием существования самой материи. Пустота есть пространство, обладающее способностью бесконечной величины. Столь же необходимым условием существования материи, как и пространства, в философии Джордано Бруно является время – оно не имеет ни начала, ни конца. Оно одновременно есть и мера, и измеримое.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи