Описание

Наука » Философия » История философии
Описание – этап научного исследования, заключающийся в фиксации результатов наблюдения или эксперимента с помощью определенной системы обозначений, принятой в науке. Описание производится как средствами обычного языка, так и специальными средствами языка науки (символы, графики и т.п.), подготавливая переход от эмпирического уровня к теоретическому исследованию.
Форму описания с необходимостью принимает материал любого исследования, позволяя сделать общезначимыми его результаты для научного сообщества, воспроизвести их ученому в своей лаборатории.
Описание может происходить в чувственно-наглядной форме (рисунок) и на языковом уровне; и в том, и в другом случае описанию присуща большая или меньшая степень абстрактности, теоретичности. То же самое относится и к средствам описания, формирующимся исторически. Так, любые серьезные изменения в основах научного знания сопровождаются преобразованием средств описания, созданием новых терминологических систем, адекватных новому уровню развития науки, или, по меньшей мере, трансформацией смысла устоявшегося понятийно-категориального аппарата.
Переход к новому теоретическому описанию начинается с появления неустойчивой терминологии среди привычных средств описания, имеющих часто метафорический характер, дополняемый сериями разъяснений и образных сравнений, вводимых средствами естественного языка. Столкновение «старого» и «нового» теоретического мышления обостряет проблему общезначимости, интерсубъективности средств описания. По мере укрепления новых парадигм терминологические споры уходят на задний план, вырабатывается новая, достаточно устойчивая и удовлетворительная терминология, стабилизирующая и новые теоретические представления.

Сравнение

Наука » Философия » История философии
Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. При помощи сравнения определяются количественные и качественные характеристики явлений и процессов. Сравнить – значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение.
Простейший вид сравнения – отношения тождества или различия. Сравнение имеет смысл только по отношению к однородным объектам, образующим множество, класс.
Сравнение происходит по признакам, существенным для целей и задач данного исследования, при этом объекты, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому признаку.
Сравнение повышает эвристическую значимость наблюдения или анализа в тех случаях, когда указывается используемая процедура сравнения, то есть способ, операция сравнения, с одной стороны, и условия сравнения – с другой. Данное обстоятельство особенно важно в ситуациях, когда сравниваются свойства, признаки, которые нельзя наблюдать непосредственно.
Сравнение является основой аналогии и исходным пунктом, отправной точкой применения сравнительно-исторического метода, компаративистики. В этом случае акцент делается на выявление общего и особенного в развитии различных стадий одного и того же процесса, или сосуществующих явлений.

Эксперимент

Наука » Философия » История философии
Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Для выявления каких-либо свойств и характеристик изучаемого объекта создаются искусственные условия, сознательно меняется течение естественных процессов; при этом ведется измерение и наблюдение.
Эксперимент – наиболее сложный, комплексный метод эмпирического познания. Чаще всего главная цель эксперимента – проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В этом случае говорят о так называемом решающем эксперименте, выполняющем функцию критерия истины как одна из форм практики. Подтверждение одной теории может автоматически влечь опровержение другой (или других) конкурирующих концепций. Впрочем, это различие относительно, так как эксперимент, задуманный как подтверждающий, по своим результатам может оказаться опровергающим, и наоборот.
Отличительные признаки эксперимента наглядно демонстрируются его классификацией по следующим основаниям.
В зависимости от применяемых средств и условий проведения выделяют прямой, или натурный, и модельный, полевой и лабораторный эксперименты.
К модельному эксперименту прибегают в случаях невозможности или затруднения натурного эксперимента (по техническим, финансово-экономическим и т.д. причинам). Исследование происходит на замещающей модели – материальной или мысленной.

Наблюдение

Наука » Философия » История философии
Под наблюдением понимается преднамеренное и целенаправленное восприятие (преимущественно – визуальное) объектов (вещей, явлений, свойств, состояний), обусловленное задачами практической или теоретической деятельности. Наблюдение – наиболее простой метод эмпирического исследования, но не следует категорично утверждать о нем как «первичном» и «бесспорном» базисе научного знания, состоящем из чисто описательного накопления сырых данных, необходимых для создания научной теории.
Разумеется, период накопления данных должен быть, но он далеко не «чисто описательный» по своему характеру. Сегодня на передний план все больше выходит интерпретация результатов наблюдения, поскольку в современной науке обобщения редко делаются на уровне наблюдений, которые выступают лишь знаками изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.п.). Научное открытие – это не случайная удача в наблюдении, ему предшествуют попытки идти к явлениям от предполагаемых теоретических существенных закономерностей.
Ценность наблюдения зависит от однозначности его определения; оно перестает быть наблюдением в привычном значении этого слова и становится скорее регистрацией ожидаемого результата и его измерения.
Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным различными приборами и техническими средствами. По мере развития науки наблюдения становятся все более сложными и опосредованными.

Римская ментальность и христианская идея

Наука » Философия » История философии
Христос был реальной личностью. Он провел религиозные реформы. Коренным образом он пересмотрел иудаизм, на основе которого зародилось христианство. Постулаты иудаизма применились лишь к евреям. Спасение богоизбранного народа было очевидным, а те кто не верил в бога Яхве были обречены на погибель или на рабство. Земная жизнь человека – это мука. Христос предлагал потусторонне блаженное воздаяние. Деление по чувственно-внешнему признаку отрицалось. Богоизбранным было всё человечество. Благодаря Христу появилось единое братство – всё человечество это братство. Предмет спасения не тело, а душа человеческая. Религия должна обслуживать интересы души без разбора, без выбора. (скиния – хрям, походный и переносный. Фарисел – лицемер.) Христос увидел, что религия стала лишь инструментом в получении денег, власти и видении войн. Религия – нравственное самосовершенствование человека. Возникает два конфликта: 1) Конфликт Христа с народом иудеев – люди ненавидят другу одно – масштаба личности. Народ завидовал Христу. Христос не знал, что он сын Божий, а лишь верил в это. Он создал единую веру для всего человечества. 2) конфликт Христа и Рима. Он был намного сильнее. Это был конфликт двух универсализмов. В Риме не существовало морального знания. Прав тот, кто сильнее. А Христос, выдвигает другое мнение. Универсализм Христа – принципиально потусторонний. Истина – это любовь, Бог это любовь. Значит вера в Бога это вера в человеческую мораль. Любовь – высшее счастье, можно принести себя в жертву хотя бы одному человеку. Рим не мог примириться с существованием идеи, сильнее самого гос-ва.

Экстраполяция и интуиция

Наука » Философия » История философии
Экстраполяция и интуиция. Интуиция (лат. – пристально смотрю) – способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуицию можно рассматривать как особую форму изменения теоретического мышления, для которой характерна: свернутость рассуждения, осознание не всего хода мысли, а отдельного, наиболее важного, часто – окончательного вывода. Особенность интуиции – неожиданность, даже невероятность решения задачи, интуиция есть «содержательное» знание, складывающееся стихийно, неосознанно. Очень часто вывод, найденный интуитивно, обосновывается задним числом, когда доказательство «узаконивает» результаты интуиции, элиминирует или сводит к минимуму субъективность и противоречивость интуитивных прозрений. В этом плане логический вывод и интуиция в процессе познания тесно переплетены, не исключают и не подменяют, но поддерживают и дополняют друг друга. В любом случае, даже в тех научных дисциплинах, которые опираются на интеллектуальную интуицию, ее прозрения нуждаются в критической проверке.
Объективной предпосылкой интуиции служит потребность выхода теоретического мышления за пределы данного в предшествующем знании. В научном познании предпосылками и условиями формирования и действия интуиции являются: достаточная профессиональная подготовка (эрудиция, понимание проблемы и возможных способов их решения), поисковая ситуация и постоянные попытки решить задачу; спектр подсказок (интересы и знания в других сферах деятельности, близость к искусству, формирующему образность и ассоциативность мышления).
Таким образом, интуицию ученого можно назвать экстраполяцией в сокращенной форме. Как считал А. Пуанкаре, если логика является орудием достоверного доказательства, то интуиция – инструмент изобретательства. Как момент индивидуального творчества (обусловленный особенностями мышления ученого – интуитивно очевидное для одних не является таковым для других) и как момент, противоположный дискурсивному мышлению, интуиция всегда будет неотъемлемым компонентом познания.
В то же время не стоит забывать и про то, что интуитивные умозаключения могут быть как истинными, так и ложными. Если первые остаются в истории науки яркими, памятными примерами, то о вторых, как правило, мало что известно. Поэтому в научном творчестве должна присутствовать и критическая оценка интуитивной догадки, тем более, что существуют типичные ошибки интуиции. В частности, неправильная оценка случайностей, когда последовательность случайных событий интуитивно воспринимается как самокорректирующийся процесс, в котором отклонение в одну сторону влечет за собой отклонение в другую, восстанавливающее баланс, равновесие. Или – пренебрежение размерами выборки в случае выдвижения гипотезы социологом, психологом, биологом и т.д. при явно недостаточном количестве наблюдений. Довольно часто экспертные оценки, непременно включающие в себя интуицию, излишне категоричны по отношению к плохо предсказуемым событиям и процессам.
Наконец, вызывает типичные ошибки интуиции оценка вероятности сложных событий – состоящих из нескольких относительно простых. «Сложные события, – отмечает А.Н. Лук, – бывают конъюнктивными (должны осуществиться все простые события, входящие в его состав) и дизъюнктивными (достаточно осуществления хотя бы одного простого события)».[88] Ориентиром интуитивной оценки вероятности сложного события, толчком для подсознательного мыслительного процесса выступает вероятность простого события. В случае конъюнктивного события вероятность реализации всех взаимосвязанных событий существенно меньше, чем вероятность отдельного события; интуиция же склонна эту вероятность преувеличивать. С дизъюнктивными событиями все происходит наоборот. Малая вероятность простого события снижает оценку вероятности дизъюнктивного события.

Экстраполяция и мысленный эксперимент

Наука » Философия » История философии
Экстраполяция и мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – важное средство научной экстраполяции, в чем можно убедиться через поэтапный анализ этой сложной познавательной процедуры.
На первом этапе вырабатывается наглядное представление основных явлений исследуемой области, иллюстрация основных компонентов эксперимента и его операций. На иллюстративно-объясняющем этапе обобщается и систематизируется материал, символизируется для логического изучения, он определяет основное направление мысленного эксперимента.
На втором этапе мысленного эксперимента происходит переход во вспомогательную область с целью создания на основе отношений этой области мысленного аналога выделений на первом этапе основы исследуемого объекта.
«Третий этап заключается в логическом анализе созданной мысленной модели, в выяснении причинных связей и отношений, характеризующих различные аспекты действия механизма полученного аналога объекта. При этом устанавливается связь уже между всеми основными характеристиками рассматриваемого явления. Основание экстраполяции обогащается за счет проигрывания модельной ситуации с привлечением целого комплекса теорий вплоть до научной картины мира»[87].
На последнем этапе исследование переносится вновь в первоначально изучаемую область – уточняются выявленные на предыдущих этапах общие связи явлений, находится их общая основа, раскрываются законы, управляющие этими объектами. Экстраполируемые утверждения обретают статус научного знания.
Можно сделать вывод, что мысленный эксперимент как средство экстраполяции достаточно надежен и эвристичен, поскольку применяет последовательное мысленное проецирование знания на эмпирический уровень, на уровень теоретического осмысления производимых операций и соотносит полученные результаты с существующими в данный момент частными и общенаучной картинами мира.

Моделирование

Наука » Философия » История философии
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических, систем, технических устройств, различных процессов – физических, химических, биологических, социальных). В самом широком смысле моделирование представляет собой любой вариант представления информации в виде графических схем, математических уравнений, диаграмм причинно-следственных связей, таблиц и даже вербальных конструкций.
Модель (лат. modulus – мера, образец, норма) – аналог, схема, структура, знаковая система определенной части природной или социальной реальности, служащая для сохранения и расширения информации об оригинале, для его создания, преобразования, управления и т.п.
Моделирование окружающего мира внутренне присуще познанию, так как любой язык (естественный и искусственный) уже моделирует реальность своими символами, представляет собой сложный процесс шифрования и дешифровки.
В гносеологическом аспекте модель – «представление» познаваемого или преобразуемого объекта (вещи, процесса). Результаты исследования моделей распространяются на оригиналы. В логическом аспекте перенесение информации опирается на отношения изоморфизма или гомоморфизма,[86] существующие между моделью и ее оригиналом. Изоморфный либо гомоморфный образ какого-либо объекта и есть его модель. Моделирование может быть основано на более общих отношениях, например, в случае систем математических утверждений (аксиом, уравнений), описывающих некоторые фрагменты (сферы, области) реальных или абстрактных объектов в физике, космологии, математической экономике, кибернетике.

Аналогия

Наука » Философия » История философии
Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – сходство предметов (явлений, процессов и т.п.) в каких-либо свойствах. При умозаключениях по аналогии знание, полученное из анализа какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее наглядный, малодоступный для исследования и т.п.) в определенном аспекте объект. Заключения, получаемые по аналогии при исследовании конкретных объектов, имеют, как правило, вероятностный характер. Они выступают источниками научных гипотез, индуктивных рассуждений, играют важную роль в научных открытиях.
Логическая формула аналогии:
Объект А обладает признаками а, b, c, d;
объект B обладает признаками a, b, c;
следовательно, объект В, возможно, обладает признаком d.
Выводы по аналогии, относящиеся к абстрактным объектам, при установлении между ними отношений изоморфизма или гомоморфизма, могут давать и достоверное знание.

Идеализация

Наука » Философия » История философии
Идеализация, процесс идеализации – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но имеющих прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Если в зависимости от цели, предмета, гипотезы исследования создаются различные абстракции одного и того же реального объекта, собственно метод идеализации основан не только на абстрагировании, но и на мысленном конструировании объектов, в котором то или иное свойство, состояние, функция представлены в наиболее выраженном, предельном виде.
Примером подобного понятия может быть «точка»; невозможно найти в реальном мире объект, который бы не имел измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно черное тело», «инерция» «несжимаемая жидкость» и т.д.
О понятиях, являющихся результатом идеализации (часто называемых просто идеализациями), утверждают, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью идеализации понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью, создавать абстрактные схемы реальных процессов, позволяющие проникать в их сущность. В этом ключе идеализация неразрывна с методом моделирования.

Абстрагирование

Наука » Философия » История философии
Развитие научного знания во всех его сферах неразрывно связано с построением теоретических систем все более высокого уровня абстракции, вынуждая ученого задумываться над природой используемых абстракций.
Метод абстрагирования – универсальный метод научного познания, логическая основа понимания природы и общества. Существуют абстракции, общие для всех естественных и социально-гуманитарных наук, практики. Это – простейшие абстракции свойств, классов и отношений, тождества и различия, индивидуации и др., необходимые как на первых ступенях образования понятий, идентификации и классификации объектов познания, так и на последующих уровнях формирования знаний о природе и обществе.
Абстракция (лат. – отвлечение) понимается как: 1) сторона, момент, фрагмент действительности, нечто одностороннее, одномерное по отношению к объекту; 2) процесс мысленного отвлечения от каких-либо свойств и отношений объекта с целью выделения его общих или специфических характеристик и последующего анализа их в «чистом виде» (абстрагирование). В этом случае абстракция является результатом процесса абстрагирования в форме общего понятия.
Если в логике абстрагирование понимается как способ мысленного расчленения объекта, создающий абстрактные понятия, то в современной методологии дается более широкая трактовка – как человеческой способности расчленения и синтеза свойств, отношений, объектов в самых разных видах человеческой деятельности.

Обобщение

Наука » Философия » История философии
Обобщение (лат. generalisatio) – мысленный переход: 1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мысли (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой (логическое обобщение); процесс выявления общих свойств и признаков предметов.
Гносеологическая основа обобщения – категории общего и единичного. Категория общего выражает сходные, повторяющиеся свойства и признаки данного класса явлений (предметов, вещей, процессов). Различают два вида общего:
- абстрактно-общее, отражающее простую одинаковость, внешнее подобие ряда единичных предметов;
- конкретно-общее, выражающее внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у множества (класса, группы) основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
В соответствии с двумя видами общего и происходит обобщение по определенным правилам. В первом случае, обнаруживая некоторое общее и произвольное свойство у представителей неопределенного большого множества предметов, образуют понятие о нем. Это путь индуктивного обобщения. Во втором отправляются от одной мысли к другой, более общей, производят логическое обобщение. Так, например, исходя из понятия о равностороннем треугольнике и отвлекаясь от свойства равносторонности, формулируют обобщенное понятие о треугольнике вообще.
Аналогично, проводя соответствующее отвлечение, переходят от суждения «свинец электропроводен» к суждению «все металлы электропроводны», от классической механики к механике релятивистской. То есть обобщению подвергаются не только суждения, но и научные теории.
Процесс обобщения неразрывно связан с процессами абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, с различными индуктивными процедурами.