Христианское вероучение в наследии Августина Блаженного

Наука » Философия » История философии
Христианское вероучение в наследии Августина Блаженного. (первый отец церкви) 4-5 вв.
Вся его деятельность была богословской. Он оставил после себя огромное письменное наследие, ключевыми произведениями являются: «Исповедь», «О граде Божьем» и «О граде земном», «Об истинной вере».
1) Онтология. Взгляды Августина складывались из критики манихейства (дуалистическая религия, согласно которой наш мир изначально управляется двумя равными силами – Бог (свет) и материя (тьма). Само существование нашего мира, это борьба двух этих сил). Для Августина принцип дуализма является неприемлемым, т.к. он умоляет могущество Бога. Критика этого дуализма подчеркивается положение творения мира из ничего – креационизмом (единый творец, единое возникновение мира). Возникает вопрос: если мир сотворен единым творцом, то как мы объясним существование зла? Если зло содержится в творце, то он уже не всеблаг. Мир един и создан творцом (по Августину) => Бог есть валящая личность, персона. Он содержит в себе необходимый источник благопристойности. Стремится утвердить цель любить друг друга, бороться со злом, которое мешает любить друг друга. Но иногда Божья воля провиденциальная (Бог ведет людей к спасению, по пути, средства и сроки – тайна). В конечном итоге добро победит зло. «Пути Господня неисповедимы».
2) Этика. Пеллагианство настаивало на отрицании первородного греха. Человек рожден со свободной волей и только от его осознанного выбора между добром и злом зависит его спасение. Задачей Августина становится оправдание Бога. В мире зла нет. Это лишь ослабление добра. Августин приводит сравнение: разве можно слышать тишину? И отвечает, что нельзя. Это всего лишь отсутствие звука. Добро – это спасение своей души. Когда это стремление ослабевает, на смену ему приходит спасение своего тела. Августин запрещает принцип свободы воли. Люди начинают свою жизнь с грехападения, и значит у них нет выбора. Если человек предоставит спасение своей души церкви, то только так он сможет спастись.
3) Его гносеология удивительно похожа на гносеологию Климента Александрийского. Вера предшествует разуму. Только акт веры может дать человеку спасение + подчинение церкви. Гносеология Августина исходит из признания прикладного характера разума и первенства веры. Душа есть инструмент богопознания; имеет начало, но не имеет конца. Душа – это тоска по бесконечности, тоска по бессмертию. Она призвана обнаружить Бога в мире, положить желание обнаружить Бога во вне себя. Бог находится в себе. Душа – образ и подобие Бога. Душа находится целиком в теле. Появление на свет индивида – не случайность. Бог нужен только страдающим людям. А жажда Бога и есть самое главное подтверждение его существования. Он один видит и может оценить искренность веры. Кульминация богопознания – смерть.
4) Историософия. Августин поставил цель определения общей логики развития истории. Неизбежен один и тот же конец – переход в иную жизнь. «Град Божий» - это сборное единство спасенных душ, чья история – смутное воспоминание, обрели покой в свете бесконечного добра. Чел идет спиной к будущему, все время оглядываясь в прошлое. Люди не извлекают уроков из прошлой истории.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.