Овца — домашнее животное. Живет она рядом с человеком уже около 3 тыс. лет. Только собака и свинья были приручены раньше.
Домашние овцы произошли от диких животных — европейских муфлонов и азиатских архаров. Они и сейчас встречаются в горах Закавказья, Памира и Камчатки.
Приручение овцы имело большое значение для человека. Овца его кор- мила, поила, одевала и обувала.
Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр — брынзу. Из овечьих шкур шьют теплые шубы и тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготовляют обувь.
Особо ценится овечья шерсть. Из нее делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, рукавички, изготовляют ткани.
У баранов большинства пород хорошо развиты рога. Овцы безрогие или с небольшими рожками. Благодаря своеобразному строению головы они могут очень низко скусывать траву и полнее, чем другие виды животных, использовать пастбища. Хорошо переносят длительные переходы. Питаются травой, сеном, яровой соломой. С охотой поедают силос и концентраты. С ранней весны до поздней осени овец пасут на естественных и сеяных пастбищах, а в районах с небольшим снежным покровом и жарким климатом — круглый год.
Овцы бывают белые, черные, серые, рыжие. Тонкая и полутонкая шерсть, как правило, бывает у белых овец. Из этой шерсти изготовляют теплые и красивые ткани. Годовой настриг шерсти с тонкорунных пород — 5—6 кг, грубошерстных — 1— 4 кг. Тонкорунных и полутонкорунных овец стригут только один раз — весной, грубошерстных — весной и осенью. Весит овца от 30 до 100 кг, отдельные бараны — 180 кг.
Овцы одних пород славятся тонкой и длинной шерстью, например асканийская порода, другие дают много мяса и сала — гиссарская курдючная.
Живут овцы до 14—25 лет. В хозяйствах их используют 6—8 лет.
Разводят овец почти во всех странах мира.
Об овце читайте книгу: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит. 1987. Гл. «Овцы». С. 41— 44.
Домашние овцы произошли от диких животных — европейских муфлонов и азиатских архаров. Они и сейчас встречаются в горах Закавказья, Памира и Камчатки.
Приручение овцы имело большое значение для человека. Овца его кор- мила, поила, одевала и обувала.
Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр — брынзу. Из овечьих шкур шьют теплые шубы и тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготовляют обувь.
Особо ценится овечья шерсть. Из нее делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, рукавички, изготовляют ткани.
У баранов большинства пород хорошо развиты рога. Овцы безрогие или с небольшими рожками. Благодаря своеобразному строению головы они могут очень низко скусывать траву и полнее, чем другие виды животных, использовать пастбища. Хорошо переносят длительные переходы. Питаются травой, сеном, яровой соломой. С охотой поедают силос и концентраты. С ранней весны до поздней осени овец пасут на естественных и сеяных пастбищах, а в районах с небольшим снежным покровом и жарким климатом — круглый год.
Овцы бывают белые, черные, серые, рыжие. Тонкая и полутонкая шерсть, как правило, бывает у белых овец. Из этой шерсти изготовляют теплые и красивые ткани. Годовой настриг шерсти с тонкорунных пород — 5—6 кг, грубошерстных — 1— 4 кг. Тонкорунных и полутонкорунных овец стригут только один раз — весной, грубошерстных — весной и осенью. Весит овца от 30 до 100 кг, отдельные бараны — 180 кг.
Овцы одних пород славятся тонкой и длинной шерстью, например асканийская порода, другие дают много мяса и сала — гиссарская курдючная.
Живут овцы до 14—25 лет. В хозяйствах их используют 6—8 лет.
Разводят овец почти во всех странах мира.
Об овце читайте книгу: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит. 1987. Гл. «Овцы». С. 41— 44.
Тысячи лет назад вошли в пищу чело- века овощи — травянистые растения, у которых съедобны какие-либо сочные части: у моркови, редьки, репы — мясистые корнеплоды; у белокочанной капусты и салата — листья; у спаржи — подземные побеги; у цветной капусты — бутоны; у ревеня — черешки листьев; у томата, огурца, баклажана — плоды.
Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны, но и очень полезны. Даже за Полярным кругом растут овощи, например капуста кольраби. В пищу идут ее утолщенные стебли, похожие на репу. В ней не меньше, чем в лимоне, витамина С, очень нужного северянам, чтобы не заболеть цингой. Очень много этого витамина и в квашеной белокочанной капусте.
Капуста была известна в Древней Греции и Риме. Ее выращивали в Киевской Руси. Уже тогда капусту умели заготавливать впрок, то есть заквашивать. Для простых людей капуста была каждодневной пищей в течение долгой зимы.
Сейчас это растение — одна из основных овощных культур. В нашей стране ею заняты большие поля. Капуста содержит белки, углеводы, минеральные соли и витамины. Люди вывели несколько тысяч сортов капусты. Выращивают ее так: семена этого растения высевают сначала в рассадниках, которые укрывают пленкой, или в парниках и теплицах. Затем подросшие молодые растения (рассаду) высаживают в поле или на огород. Капуста светолюбива, холодостойка и очень влаголюбива.
К самым распространенным овощным растениям относится и огурец. Его выращивают во многих странах.
Огурцы почти полностью состоят из воды. Однако они содержат и полезные вещества — минеральные соли, сахара, белки, эфирные масла, которые и придают им неповторимый аромат. Летом огурцы едят обычно свежими. На зиму их солят и маринуют.
Огурец можно вырастить дома на окне. Только надо взять специальные комнат- ные сорта или опылять огурец кисточкой. Ведь дома нет пчел- опылительниц. На дно большого керами- ческого горшка или ведра кладут битые черепки и камушки. Сверху насыпают песок и плодородную землю. Сеют пророщенное огуречное семечко. Когда на растении появляется несколько листьев, его подвязывают к протянутым вертикально веревочкам. При хорошем уходе огурец будет быстро расти. Одно растение может давать 20—25 штук огурцов.
Самый большой в мире огурец получил огородник из ФРГ. Огурец весил 7,6 кг, длина его — 158 см.
Скороспелая, стойкая к холоду репа забралась даже в ледяную Гренландию. Почему у репы мякоть оранжевого цвета? В репе есть каротин. Но это еще не витамин А, который помогает ребятам расти, оберегает от куриной слепоты и заразных болезней. Это его «полуфабрикат»: в организме человека он превратится в витамин А. Каротин есть в перце, в томатах, во всех овощах красновато-оранжевого цвета. Но раньше всего его обнаружили в моркови. Морковь — по-латыни «карота», отсюда и название «каротин».
В овощах есть необходимые человеку минеральные соли кальция, магния, натрия, железа, фосфора и особенно калия. Солей железа много в дынях и томатах. Эти соли особенно нужны детям и пожилым людям.
Салат и огурцы повышают аппетит, пряный перец придает особый вкус кушаньям. Испанцы, побывавшие в Америке после открытия ее Колумбом, рассказывали, что у индейцев соль красного цвета. Индейцы до прихода испанцев в 15-м в. не знали соли, они посыпали кушанья толчеными стручками красного перца.
Фасоль, горох, бобы называют рас- тительным мясом — они богаты белком, без которого организм человека не может полноценно развиваться.
Овощи не только сохраняют людям здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел. В старину в России сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Почему у человека, который чистит лук, на глазах слезы? Из раз- резанной луковицы вырвались летучие вещества — эфирные масла, которыми растение защищает себя. Известный ученый Б. П. Токин доказал, что летучие вещества растений, которые он назвал фитонцидами, в частности фитонциды чеснока, лука, хрена, убивают вредных бактерий. Они способны защищать не только само растение, но и людей.
На земном шаре известно более ста видов овощных растений.
Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны, но и очень полезны. Даже за Полярным кругом растут овощи, например капуста кольраби. В пищу идут ее утолщенные стебли, похожие на репу. В ней не меньше, чем в лимоне, витамина С, очень нужного северянам, чтобы не заболеть цингой. Очень много этого витамина и в квашеной белокочанной капусте.
Капуста была известна в Древней Греции и Риме. Ее выращивали в Киевской Руси. Уже тогда капусту умели заготавливать впрок, то есть заквашивать. Для простых людей капуста была каждодневной пищей в течение долгой зимы.
Сейчас это растение — одна из основных овощных культур. В нашей стране ею заняты большие поля. Капуста содержит белки, углеводы, минеральные соли и витамины. Люди вывели несколько тысяч сортов капусты. Выращивают ее так: семена этого растения высевают сначала в рассадниках, которые укрывают пленкой, или в парниках и теплицах. Затем подросшие молодые растения (рассаду) высаживают в поле или на огород. Капуста светолюбива, холодостойка и очень влаголюбива.
К самым распространенным овощным растениям относится и огурец. Его выращивают во многих странах.
Огурцы почти полностью состоят из воды. Однако они содержат и полезные вещества — минеральные соли, сахара, белки, эфирные масла, которые и придают им неповторимый аромат. Летом огурцы едят обычно свежими. На зиму их солят и маринуют.
Огурец можно вырастить дома на окне. Только надо взять специальные комнат- ные сорта или опылять огурец кисточкой. Ведь дома нет пчел- опылительниц. На дно большого керами- ческого горшка или ведра кладут битые черепки и камушки. Сверху насыпают песок и плодородную землю. Сеют пророщенное огуречное семечко. Когда на растении появляется несколько листьев, его подвязывают к протянутым вертикально веревочкам. При хорошем уходе огурец будет быстро расти. Одно растение может давать 20—25 штук огурцов.
Самый большой в мире огурец получил огородник из ФРГ. Огурец весил 7,6 кг, длина его — 158 см.
Скороспелая, стойкая к холоду репа забралась даже в ледяную Гренландию. Почему у репы мякоть оранжевого цвета? В репе есть каротин. Но это еще не витамин А, который помогает ребятам расти, оберегает от куриной слепоты и заразных болезней. Это его «полуфабрикат»: в организме человека он превратится в витамин А. Каротин есть в перце, в томатах, во всех овощах красновато-оранжевого цвета. Но раньше всего его обнаружили в моркови. Морковь — по-латыни «карота», отсюда и название «каротин».
В овощах есть необходимые человеку минеральные соли кальция, магния, натрия, железа, фосфора и особенно калия. Солей железа много в дынях и томатах. Эти соли особенно нужны детям и пожилым людям.
Салат и огурцы повышают аппетит, пряный перец придает особый вкус кушаньям. Испанцы, побывавшие в Америке после открытия ее Колумбом, рассказывали, что у индейцев соль красного цвета. Индейцы до прихода испанцев в 15-м в. не знали соли, они посыпали кушанья толчеными стручками красного перца.
Фасоль, горох, бобы называют рас- тительным мясом — они богаты белком, без которого организм человека не может полноценно развиваться.
Овощи не только сохраняют людям здоровье, но и помогают вернуть его тем, кто заболел. В старину в России сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Почему у человека, который чистит лук, на глазах слезы? Из раз- резанной луковицы вырвались летучие вещества — эфирные масла, которыми растение защищает себя. Известный ученый Б. П. Токин доказал, что летучие вещества растений, которые он назвал фитонцидами, в частности фитонциды чеснока, лука, хрена, убивают вредных бактерий. Они способны защищать не только само растение, но и людей.
На земном шаре известно более ста видов овощных растений.
Овес — хлебный злак. Очень красивы большие овсяные поля: они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого ветра. Под солнцем нали- ваются продолговатые зерна, покрытые плотной оболочкой. С этой оболочкой зерно идет только на корм скоту. А чтобы можно было использовать зерно в пищу человеку, оболочку надо снять.
Люди давно подметили, как полезны все пищевые изделия из овса. В картонных коробках, на которых нарисован улыбающийся малыш-здо- ровяк с ложкой в руке, продается толокно. Это мука серовато-желтого цвета, с приятным запахом хлеба и сладковатым вкусом. Чтобы получить такую муку, зерна овса слегка проваривают или замачивают, затем обжаривают, размельчают и просе- ивают. Из овсяной муки пекут блины и лепешки, делают кисели и сладкое печенье.
Вкусна и каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, — она называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам.
Овес — отличный корм для домашних животных. Используются не только его зерна, но и стебли. Нередко овес высевают вместе с викой и убирают, когда зерна еще не созрели. Из этой смеси получается питательное, душистое сено. А овсяную солому добавляют в корм лошадям, коровам, овцам и козам.
Люди давно подметили, как полезны все пищевые изделия из овса. В картонных коробках, на которых нарисован улыбающийся малыш-здо- ровяк с ложкой в руке, продается толокно. Это мука серовато-желтого цвета, с приятным запахом хлеба и сладковатым вкусом. Чтобы получить такую муку, зерна овса слегка проваривают или замачивают, затем обжаривают, размельчают и просе- ивают. Из овсяной муки пекут блины и лепешки, делают кисели и сладкое печенье.
Вкусна и каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, — она называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам.
Овес — отличный корм для домашних животных. Используются не только его зерна, но и стебли. Нередко овес высевают вместе с викой и убирают, когда зерна еще не созрели. Из этой смеси получается питательное, душистое сено. А овсяную солому добавляют в корм лошадям, коровам, овцам и козам.
Кубик, ребро которого имеет длину 1 см, называется кубическим сантиметром. Изображенное на рис. 1 тело составлено из 10 таких кубиков. Говорят, что объем этого тела равен 10 см3 Объемы других изображенных тел вы можете определить самостоятельно.
Если 5 кубических сантиметров приложить друг к другу боковыми гранями, получится прямоугольный параллелепипед, у которого длина 5 см, ширина 1 см и высота 1 см . Объем его равен 5 см3. Приложив друг к другу 3 таких параллелепипеда, получим параллелепипед 5 • 3 • 1 см (рис. За). Его объем равен 5 х 3= 15 см3. Наконец, поместив сверху еще один такой параллелепипед, получим параллелепипед 5•3•2 см; его объем равен 30 см3 (рис. 3б). Итак, паралле- лепипед, длины ребер которого равны 5 см, 3 см, 2 см, имеет объем 5 х 3 х2= 30 см3.
В статьях «Пирамида и конус», «Призма и цилиндр» приведены формулы для вычисления объемов этих тел.
Используя тот факт, что жидкости в обычных условиях сжимать нельзя, можно измерять объемы твердых тел, помещая их в жидкость. Удобнее всего использовать для этого мензурку — стеклянный цилиндрический сосуд, на стенках которого есть отметки для нахождения объема налитой жидкости. Если, скажем, жидкость находилась у отметки 50 см3, а после того, как в жидкость опустили стальной шарик, жидкость поднялась до отметки 70 см3, то объем шарика равен 70-50 = 20 см3 А так как плотность стали (т. е. масса/см3) составляет 7,8 г/см3, то можно найти массу шарика. Она равна 20 х 7,8= =156 г.
Архимед был первым, кто открыл этот способ взвешивания тел. Царь предложил ему узнать, не украли ли ювелиры золото, когда делали для него корону, не оставили ли внутри нее пустот, чтоб скрыть кражу. Архимед, заметив в купальне, как после его погружения в ванне из нее выплеснулась вода, сразу сообразил, как решить задачу. С криком «Эврика!» («Нашел!») он выбежал из купальни и бросился производить измерения. Погрузив корону в воду, он нашел ее объем, а умножив эту цифру на плотность золота (19,32 г/см3), нашел, сколько должна была весить корона, если бы в ней не было пустот. Осталось взвесить (на весах) корону, чтобы узнать ее подлинную массу и найти разность, показывающую, сколько золота украдено.
Развивая эти идеи, Архимед нашел закон плавания тел: тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им, жидкость. Поэтому, если вес вы- тесненной жидкости больше веса самого тела, то оно всплывет. Например, лодка (или корабль) погружается в воду до тех пор, пока вес вытесненной воды не сравняется с весом лодки. В этом уравновешенном состоянии лодка и плавает, совершая лишь колебания вверх-вниз от ватерлинии под воздействием волн
Если 5 кубических сантиметров приложить друг к другу боковыми гранями, получится прямоугольный параллелепипед, у которого длина 5 см, ширина 1 см и высота 1 см . Объем его равен 5 см3. Приложив друг к другу 3 таких параллелепипеда, получим параллелепипед 5 • 3 • 1 см (рис. За). Его объем равен 5 х 3= 15 см3. Наконец, поместив сверху еще один такой параллелепипед, получим параллелепипед 5•3•2 см; его объем равен 30 см3 (рис. 3б). Итак, паралле- лепипед, длины ребер которого равны 5 см, 3 см, 2 см, имеет объем 5 х 3 х2= 30 см3.
В статьях «Пирамида и конус», «Призма и цилиндр» приведены формулы для вычисления объемов этих тел.
Используя тот факт, что жидкости в обычных условиях сжимать нельзя, можно измерять объемы твердых тел, помещая их в жидкость. Удобнее всего использовать для этого мензурку — стеклянный цилиндрический сосуд, на стенках которого есть отметки для нахождения объема налитой жидкости. Если, скажем, жидкость находилась у отметки 50 см3, а после того, как в жидкость опустили стальной шарик, жидкость поднялась до отметки 70 см3, то объем шарика равен 70-50 = 20 см3 А так как плотность стали (т. е. масса/см3) составляет 7,8 г/см3, то можно найти массу шарика. Она равна 20 х 7,8= =156 г.
Архимед был первым, кто открыл этот способ взвешивания тел. Царь предложил ему узнать, не украли ли ювелиры золото, когда делали для него корону, не оставили ли внутри нее пустот, чтоб скрыть кражу. Архимед, заметив в купальне, как после его погружения в ванне из нее выплеснулась вода, сразу сообразил, как решить задачу. С криком «Эврика!» («Нашел!») он выбежал из купальни и бросился производить измерения. Погрузив корону в воду, он нашел ее объем, а умножив эту цифру на плотность золота (19,32 г/см3), нашел, сколько должна была весить корона, если бы в ней не было пустот. Осталось взвесить (на весах) корону, чтобы узнать ее подлинную массу и найти разность, показывающую, сколько золота украдено.
Развивая эти идеи, Архимед нашел закон плавания тел: тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им, жидкость. Поэтому, если вес вы- тесненной жидкости больше веса самого тела, то оно всплывет. Например, лодка (или корабль) погружается в воду до тех пор, пока вес вытесненной воды не сравняется с весом лодки. В этом уравновешенном состоянии лодка и плавает, совершая лишь колебания вверх-вниз от ватерлинии под воздействием волн
В астрономической обсерватории уче- ные наблюдают за небесными телами. В старину на всю обсерваторию был один наблюдатель-астроном. А инструментами у него были великое терпение, два зорких глаза и секстант. Секстант — это простейший астрономический прибор. На его деревянной или металлической дуге нанесены деления — градусы и минуты. У него две стрелки — одна неподвижная, другую можно вращать. С помощью секстанта определяют высоту небесного светила над горизонтом, а также угловые расстояния между звездами. Секстантом пользовался великий Коперник.
В начале 17-го в. изобрели подзорную трубу. Первым увидел в нее небо знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей 7 января 1610 г. На Луне вместо неясных пятен он рассмо- трел равнины и горы, открыл четыре самых крупных спутника Юпитера, обнаружил пятна на Солнце. А там, где на небе мерцает одна звездочка, в трубу видно десять! Сейчас на крупных обсерваториях работают десятки научных сотрудни- ков. Мощные телескопы позволяют проникать в глубины Вселенной. Особые приборы помогают изучать световые излучения небесных светил, чтобы определить их химический состав. Радиотелескопы улавливают излучение планет, звезд и далеких галактик.
Прежде астрономы сидели у окуляра телескопа с вечерней зари до утренней. Теперь телескоп автоматически вращается так, что в поле его зрения находится все время один и тот же участок неба, а к окуляру пристроен фотоаппарат. За несколько часов на фотопленке запечатлятся такие подробности, которые никогда не уловит наш быстро утомляющийся глаз. Все необъятное небо в пределах, доступных лучшим телескопам, запечатлено на фотопластинках. Они хранятся в больших обсерваториях.
Многие обсерватории построены в южных районах: в горах Крыма, Грузии, Армении, Средней Азии. Там воздух прозрачнее, чаще бывает безоблачное небо. Старейшая обсерватория России — Пулковская обсерватория близ Санкт- Петербурга.
Земная атмосфера, облака всегда мешали вести астрономам наблюдения. Новые знания о Вселенной, о планетах Солнечной системы принесли полеты автоматических межпланетных станций. Астрономы получили возможность вести наблюдения за пределами земной атмосферы, из космоса.
В начале 17-го в. изобрели подзорную трубу. Первым увидел в нее небо знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей 7 января 1610 г. На Луне вместо неясных пятен он рассмо- трел равнины и горы, открыл четыре самых крупных спутника Юпитера, обнаружил пятна на Солнце. А там, где на небе мерцает одна звездочка, в трубу видно десять! Сейчас на крупных обсерваториях работают десятки научных сотрудни- ков. Мощные телескопы позволяют проникать в глубины Вселенной. Особые приборы помогают изучать световые излучения небесных светил, чтобы определить их химический состав. Радиотелескопы улавливают излучение планет, звезд и далеких галактик.
Прежде астрономы сидели у окуляра телескопа с вечерней зари до утренней. Теперь телескоп автоматически вращается так, что в поле его зрения находится все время один и тот же участок неба, а к окуляру пристроен фотоаппарат. За несколько часов на фотопленке запечатлятся такие подробности, которые никогда не уловит наш быстро утомляющийся глаз. Все необъятное небо в пределах, доступных лучшим телескопам, запечатлено на фотопластинках. Они хранятся в больших обсерваториях.
Многие обсерватории построены в южных районах: в горах Крыма, Грузии, Армении, Средней Азии. Там воздух прозрачнее, чаще бывает безоблачное небо. Старейшая обсерватория России — Пулковская обсерватория близ Санкт- Петербурга.
Земная атмосфера, облака всегда мешали вести астрономам наблюдения. Новые знания о Вселенной, о планетах Солнечной системы принесли полеты автоматических межпланетных станций. Астрономы получили возможность вести наблюдения за пределами земной атмосферы, из космоса.
Жизнь невозможна без постоянного обмена веществ, то есть тех непре- рывных изменений, которые происходят внутри каждого живого организма, в том числе и организма человека.
Для того чтобы обеспечить согла- сованную работу всех органов и клеток нашего тела, нужна большая энергия. Откуда она берется? Конечно, из пищи.
В желудок за 20 дней поступает при- мерно столько же различных пищевых веществ и воды, сколько весит тело человека. В органах пищеварения основные питательные вещества — белки, жиры и углеводы — пере- вариваются. Их частицы расщепляются на более мелкие, как бы на «кирпичики». Это необходимо для того, чтобы «кирпичики» могли проникнуть в кровь, которая разнесет их по всем участкам тела, к каждой клетке.
Вот тут-то, в клетках, и начинается самое интересное. Клетка — это как бы целый «завод». Во всех его «цехах» кипит работа. Даже наружная оболочка клетки работает. Ее можно назвать «цехом снабжения». Нужные для клетки вещества она переносит внутрь, а все, что не нужно, выталкивает наружу.
В клетке питательные вещества перерабатываются, изменяются, причем все превращения, даже самые сложные, протекают с удивительной быстротой. Этому помогают особые «ускорители», связанные с белками.
Что же происходит с частицами углеводов и жиров? В небольшом количестве они откладываются про запас. Но в основном они превращаются в другие нужные клетке вещества либо начинают разрушаться, соединяясь с кислородом, или, как принято говорить, окисляясь.
Кровь приносит из легких кислород. В результате окисления жиры и углеводы целиком превращаются в углекислый газ и воду. При этом освобождается необходимая организму энергия.
Для того чтобы обеспечить согла- сованную работу всех органов и клеток нашего тела, нужна большая энергия. Откуда она берется? Конечно, из пищи.
В желудок за 20 дней поступает при- мерно столько же различных пищевых веществ и воды, сколько весит тело человека. В органах пищеварения основные питательные вещества — белки, жиры и углеводы — пере- вариваются. Их частицы расщепляются на более мелкие, как бы на «кирпичики». Это необходимо для того, чтобы «кирпичики» могли проникнуть в кровь, которая разнесет их по всем участкам тела, к каждой клетке.
Вот тут-то, в клетках, и начинается самое интересное. Клетка — это как бы целый «завод». Во всех его «цехах» кипит работа. Даже наружная оболочка клетки работает. Ее можно назвать «цехом снабжения». Нужные для клетки вещества она переносит внутрь, а все, что не нужно, выталкивает наружу.
В клетке питательные вещества перерабатываются, изменяются, причем все превращения, даже самые сложные, протекают с удивительной быстротой. Этому помогают особые «ускорители», связанные с белками.
Что же происходит с частицами углеводов и жиров? В небольшом количестве они откладываются про запас. Но в основном они превращаются в другие нужные клетке вещества либо начинают разрушаться, соединяясь с кислородом, или, как принято говорить, окисляясь.
Кровь приносит из легких кислород. В результате окисления жиры и углеводы целиком превращаются в углекислый газ и воду. При этом освобождается необходимая организму энергия.
Каждый, кто видел обезьян хотя бы на картинке, обращал внимание на необыкновенное сходство многих из них с людьми. Больше всего похожи на людей те, которых мы называем человекообразными: орангутанг, шим- панзе, горилла.
У людей и у обезьян много общего: в составе крови и строении мозга, в устройстве органов чувств и кон- струкции скелета. Но в то же время, если внимательно присмотреться к обезьянам, легко заметить, что их организм приспособлен именно к дре- весному образу жизни. Только там, на деревьях, обезьяны чувствуют себя легко и свободно. На земле они неуклюжи и часто беспомощны. Впрочем, большинству из них на земле и делать-то нечего. Благодаря своим длинным рукам и более коротким ногам, благодаря ладоням и ступням, одинаково ловко обхватывающим ветки, обезьяны молниеносно передвигаются по лесу, перепрыгивая с дерева на дерево. На деревьях они находят себе пищу: плоды, листья, молодые почки, насекомых, птичьи яйца. Там же обезьяны устраивают свои жилища, похожие на гнезда. На деревьях они рожа ют и воспитывают детенышей.
Впрочем, некоторые обезьяны, например павианы, гориллы, хорошо приспособлены к жизни на земле. Но таких обезьян — меньшинство.
Всего на Земле около 160 видов обезьян. Они обитают в тропиках и субтропиках Азии, Африки, Америки. Самые северные обезьяны в мире — макаки с японского острова Хонсю, живущие в заповеднике Игодукани. У этих «снежных обезьян» особенно густая шерсть, спасающая их от здешних холодов.
Среди обезьян есть очень маленькие, до 15 см в длину, а есть и такие (гориллы), рост которых достигает 2 м. Одни обезьяны имеют длинные хвосты, у других хвосты короткие, третьи совсем без хвостов. Различаются они и по окраске, и по внешнему виду. Так. шимпанзе могут быть бурыми и черными, бородатыми и безбородыми, с «бакенбардами» и без них. Живут обезьяны довольно долго.
Установлено, что шимпанзе , живущие в лесах Африки, лечатся сами. Заболев, обезьяна отправляется на поиски кустов растения аспилии. Найдя нужный куст, она не просто срывает листья и поедает их. Шимпанзе сначала проверяет пригодность листа прямо на ветке. Схватив его губами, несколько секунд держит во рту, и если лист кажется ей подходящим, то срывает его, сворачивает в трубку и, не жуя, проглатывает. Делает это она утром натощак. Таких листьев больная обычно принимает до 30 штук.
Сейчас большинство обезьян находится под охраной, а некоторые из них занесены в Красную книгу.
У людей и у обезьян много общего: в составе крови и строении мозга, в устройстве органов чувств и кон- струкции скелета. Но в то же время, если внимательно присмотреться к обезьянам, легко заметить, что их организм приспособлен именно к дре- весному образу жизни. Только там, на деревьях, обезьяны чувствуют себя легко и свободно. На земле они неуклюжи и часто беспомощны. Впрочем, большинству из них на земле и делать-то нечего. Благодаря своим длинным рукам и более коротким ногам, благодаря ладоням и ступням, одинаково ловко обхватывающим ветки, обезьяны молниеносно передвигаются по лесу, перепрыгивая с дерева на дерево. На деревьях они находят себе пищу: плоды, листья, молодые почки, насекомых, птичьи яйца. Там же обезьяны устраивают свои жилища, похожие на гнезда. На деревьях они рожа ют и воспитывают детенышей.
Впрочем, некоторые обезьяны, например павианы, гориллы, хорошо приспособлены к жизни на земле. Но таких обезьян — меньшинство.
Всего на Земле около 160 видов обезьян. Они обитают в тропиках и субтропиках Азии, Африки, Америки. Самые северные обезьяны в мире — макаки с японского острова Хонсю, живущие в заповеднике Игодукани. У этих «снежных обезьян» особенно густая шерсть, спасающая их от здешних холодов.
Среди обезьян есть очень маленькие, до 15 см в длину, а есть и такие (гориллы), рост которых достигает 2 м. Одни обезьяны имеют длинные хвосты, у других хвосты короткие, третьи совсем без хвостов. Различаются они и по окраске, и по внешнему виду. Так. шимпанзе могут быть бурыми и черными, бородатыми и безбородыми, с «бакенбардами» и без них. Живут обезьяны довольно долго.
Установлено, что шимпанзе , живущие в лесах Африки, лечатся сами. Заболев, обезьяна отправляется на поиски кустов растения аспилии. Найдя нужный куст, она не просто срывает листья и поедает их. Шимпанзе сначала проверяет пригодность листа прямо на ветке. Схватив его губами, несколько секунд держит во рту, и если лист кажется ей подходящим, то срывает его, сворачивает в трубку и, не жуя, проглатывает. Делает это она утром натощак. Таких листьев больная обычно принимает до 30 штук.
Сейчас большинство обезьян находится под охраной, а некоторые из них занесены в Красную книгу.
Исаака Ньютона, великого английского ученого, математики считают математиком, физики — физиком, а астрономы — астрономом.
Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем развилась фантазия экспериментатора.
Дом в Вулсторпе, где родился и вырос И. Ньютон, сохранился до наших дней. Маленького Исаака воспитывала бабушка (мать вторично вышла замуж и переехала в другой город). Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отправили учиться в город Грантем в королевскую школу.
Во время учебы Исаак мастерил сложные механические игрушки, модели различных машин. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.
Своим первым физическим опытом Ньютон считал измерение силы ветра во время бури в 1658 г. Опыт проводился так: сначала Исаак прыгал по направлению ветра, а потом — против. Измерив длины прыжков в первом и втором случаях, он вычислил силу ветра.
Много времени Исаак уделял в это время химическим опытам. Дело в том, что в Грантеме он жил в семье аптекаря, а в то время аптеки мало чем отличались от лабораторий алхимиков. Все эти занятия привили мальчику вкус к экспериментам, которые требуют аккуратности, точности и «чутья». Заметим, что в дальнейшем Ньютон сам шлифовал зеркала и линзы для своих опытов по оптике, превосходя лучших лондонских мастеров. Мальчик неплохо рисовал, изучал правила рисования пером и красками, и это, видимо, дало толчок его дальнейшим исследованиям в оптике по природе света.
В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач. Это увлечение склонило род- ственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кембриджский университет, в самый престижный его колледж — Тринити-колледж. Он был принят в качестве субсайзера — так называли студентов из бедных семей, которые помимо учебы выполняли обязанности слуг для преподавателей колледжа.
В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригономе- трию, древние языки (латинский, гре- ческий и еврейский), а также богословие. Следует заметить, что в дальнейшем Ньютон много сам занимался богословием, написал большое коли- чество работ на эту тему, но ничего оригинального он здесь не создал. В историю Ньютон вошел как гениальный ученый — математик и физик.
Учителем Ньютона в Кембридже, оказавшим на него наибольшее влияние, был Исаак Барроу, молодой профессор, заведующий кафедрой. Он был священником, занимался вопросами теологии, но подходил к ним с научной точки зрения. Сначала он занялся вопросами хронологии, что привело его к вопросам астрономии (вычисление солнечных затмений), это, в свою очередь, к геометрическим задачам, где ему принадлежат значительные открытия. В дальнейшем Барроу оставил науку, уехал в Лондон, став придворным проповедником, а свою кафедру он оставил любимому ученику И. Ньютону.
В сохранившихся документах Тринити- колледжа отмечается прилежность и аккуратность студента И. Ньютона. В 1664 г. он становится «действительным студентом», в начале 1668 г. он получает степень магистра, или «мастера искусств». Еще через год он получает от Барроу кафедру.
Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского универ- ситета. В то время в Англии свиреп- ствовала эпидемия страшной болезни — чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Например, он открыл закон взаимного притяжения тел (гравитация). В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рас- считать их пути — орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел — спутников и космических кораблей и станций.
Рассказывают, что идея закона все- мирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Земли. Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадается на много цветных лучей, а преломившись в дождевых каплях, образует радугу. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.
Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который называется сейчас высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.
Всю свою дальнейшую жизнь Ньютон приводил в порядок и публиковал открытия, сделанные им с 1665 по 1667 г. в Вулсторпе. Много лет он преподавал в Кембриджском университете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Много лет он являлся членом парламента, хотя там ни разу не выступил.
Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского королевского общества — английской академии наук, где многое сделал для развития науки.
О жизни И. Ньютона расскажут книги: Волков А. М. В поисках правды. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Исаак Ньютон». С. 118—124.
Шингарев Г. М. Мальчик на берегу океана. М.: Дет. лит., 1981.
Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем развилась фантазия экспериментатора.
Дом в Вулсторпе, где родился и вырос И. Ньютон, сохранился до наших дней. Маленького Исаака воспитывала бабушка (мать вторично вышла замуж и переехала в другой город). Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отправили учиться в город Грантем в королевскую школу.
Во время учебы Исаак мастерил сложные механические игрушки, модели различных машин. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.
Своим первым физическим опытом Ньютон считал измерение силы ветра во время бури в 1658 г. Опыт проводился так: сначала Исаак прыгал по направлению ветра, а потом — против. Измерив длины прыжков в первом и втором случаях, он вычислил силу ветра.
Много времени Исаак уделял в это время химическим опытам. Дело в том, что в Грантеме он жил в семье аптекаря, а в то время аптеки мало чем отличались от лабораторий алхимиков. Все эти занятия привили мальчику вкус к экспериментам, которые требуют аккуратности, точности и «чутья». Заметим, что в дальнейшем Ньютон сам шлифовал зеркала и линзы для своих опытов по оптике, превосходя лучших лондонских мастеров. Мальчик неплохо рисовал, изучал правила рисования пером и красками, и это, видимо, дало толчок его дальнейшим исследованиям в оптике по природе света.
В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач. Это увлечение склонило род- ственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кембриджский университет, в самый престижный его колледж — Тринити-колледж. Он был принят в качестве субсайзера — так называли студентов из бедных семей, которые помимо учебы выполняли обязанности слуг для преподавателей колледжа.
В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригономе- трию, древние языки (латинский, гре- ческий и еврейский), а также богословие. Следует заметить, что в дальнейшем Ньютон много сам занимался богословием, написал большое коли- чество работ на эту тему, но ничего оригинального он здесь не создал. В историю Ньютон вошел как гениальный ученый — математик и физик.
Учителем Ньютона в Кембридже, оказавшим на него наибольшее влияние, был Исаак Барроу, молодой профессор, заведующий кафедрой. Он был священником, занимался вопросами теологии, но подходил к ним с научной точки зрения. Сначала он занялся вопросами хронологии, что привело его к вопросам астрономии (вычисление солнечных затмений), это, в свою очередь, к геометрическим задачам, где ему принадлежат значительные открытия. В дальнейшем Барроу оставил науку, уехал в Лондон, став придворным проповедником, а свою кафедру он оставил любимому ученику И. Ньютону.
В сохранившихся документах Тринити- колледжа отмечается прилежность и аккуратность студента И. Ньютона. В 1664 г. он становится «действительным студентом», в начале 1668 г. он получает степень магистра, или «мастера искусств». Еще через год он получает от Барроу кафедру.
Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского универ- ситета. В то время в Англии свиреп- ствовала эпидемия страшной болезни — чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Например, он открыл закон взаимного притяжения тел (гравитация). В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рас- считать их пути — орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел — спутников и космических кораблей и станций.
Рассказывают, что идея закона все- мирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Земли. Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадается на много цветных лучей, а преломившись в дождевых каплях, образует радугу. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.
Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который называется сейчас высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.
Всю свою дальнейшую жизнь Ньютон приводил в порядок и публиковал открытия, сделанные им с 1665 по 1667 г. в Вулсторпе. Много лет он преподавал в Кембриджском университете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Много лет он являлся членом парламента, хотя там ни разу не выступил.
Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского королевского общества — английской академии наук, где многое сделал для развития науки.
О жизни И. Ньютона расскажут книги: Волков А. М. В поисках правды. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Исаак Ньютон». С. 118—124.
Шингарев Г. М. Мальчик на берегу океана. М.: Дет. лит., 1981.
Нутрия
Этот зверек похож на большую крысу. Длина тела —до 60 см, бывает и больше, хвоста —до 45 см, весит до 12 кг. Мех зверька коричневого цвета.
Водится в Южной Америке, во Франции, Великобритании, США, в Закавказье и на юге Таджикистана.
Излюбленные места обитания нутрии — заболоченные берега рек и озера, заросшие тростником, и топкие болота с растущей осокой. Она хороню плавает и ныряет. Питается молодыми побегами и корнями тростника, кувшинок, плодами водяного ореха и моллюсками. На месте остается при наличии корма и убежища, а так кочует. Гнезда свои устраивает на кочках и в густых зарослях или в норах, вырытых в берегах. Здесь нутрия отдыхает и выводит потомство.
Размножается нутрия круглый год. Детеныши (их 4—6, реже —от 1 до 12) родятся зрячими, с прорезавшимися резцами. Живет нутрия 8—10 лет.
Мех нутрии очень ценен. Поэтому ее специально разводят звероводческие хозяйства и фермы. Содержат зверьков в клетках, состоящих из домика с удлиненным выгулом и бассейна с водой. Кормят строго по рационам растительными кормами. Содержат нутрий и в больших огороженных сеткой вольерах с водоемами и убежищами. Применяют также вольное содержание.
О нутрии прочитайте книгу: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Нутрия». С. 40.
Этот зверек похож на большую крысу. Длина тела —до 60 см, бывает и больше, хвоста —до 45 см, весит до 12 кг. Мех зверька коричневого цвета.
Водится в Южной Америке, во Франции, Великобритании, США, в Закавказье и на юге Таджикистана.
Излюбленные места обитания нутрии — заболоченные берега рек и озера, заросшие тростником, и топкие болота с растущей осокой. Она хороню плавает и ныряет. Питается молодыми побегами и корнями тростника, кувшинок, плодами водяного ореха и моллюсками. На месте остается при наличии корма и убежища, а так кочует. Гнезда свои устраивает на кочках и в густых зарослях или в норах, вырытых в берегах. Здесь нутрия отдыхает и выводит потомство.
Размножается нутрия круглый год. Детеныши (их 4—6, реже —от 1 до 12) родятся зрячими, с прорезавшимися резцами. Живет нутрия 8—10 лет.
Мех нутрии очень ценен. Поэтому ее специально разводят звероводческие хозяйства и фермы. Содержат зверьков в клетках, состоящих из домика с удлиненным выгулом и бассейна с водой. Кормят строго по рационам растительными кормами. Содержат нутрий и в больших огороженных сеткой вольерах с водоемами и убежищами. Применяют также вольное содержание.
О нутрии прочитайте книгу: Пожарицкая Н. М. Путешествие к домашним животным: Рассказы. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Нутрия». С. 40.
Когда-то эти животные жили на Земле почти повсюду. Сейчас они сохранились лишь в отдельных районах Африки и Азии, да и там их осталось всего несколько тысяч. И не удивительно: носорогов уничтожают и местные жители — из-за мяса и жира, и охотники — торговцы рогами. Еще несколько десятилетий назад из Африки вывозили десятки тысяч килограммов рогов этих животных. А рога у носорогов хоть и большие (у некоторых видов — больше 70 см в длину), но не такие уж тяжелые: они состоят из плотно спрессованных тонких роговых «волосков», пустых внутри. Сколько же надо уничтожить животных, чтобы собрать сотню килограммов рогов! Несмотря на то что рог носорога состоит из тонких «волосков», это страшное оружие. Представьте себе громадину 2—4 м длиной, почти 2 м высотой и 2—3 т весом, которая мчится, выставив вперед огромный рог! Плохо придется тому, кто станет на пути.
Достаточно при приближении разъ- яренного животного отойти немного в сторону — и носорог промчится мимо: видит он плохо.
В гневе носорог может сокрушить что угодно. Но если крупные животные не рискуют нападать на этого великана, то слепни и москиты не испытывают к нему никакого почтения. От них не спасает даже толстая шкура.
Днем носороги спят в зарослях, повалившись на бок, скрестив ноги и издавая грозный храп, а ночью от- правляются на кормежку. Желудок носорога огромен —до 1,5 м в длину и 75 см в ширину. Вот и приходится всю ночь пастись, чтобы наполнить этот желудок корнями, травой, листьями — любой подходящей растительной пищей.
Достаточно при приближении разъ- яренного животного отойти немного в сторону — и носорог промчится мимо: видит он плохо.
В гневе носорог может сокрушить что угодно. Но если крупные животные не рискуют нападать на этого великана, то слепни и москиты не испытывают к нему никакого почтения. От них не спасает даже толстая шкура.
Днем носороги спят в зарослях, повалившись на бок, скрестив ноги и издавая грозный храп, а ночью от- правляются на кормежку. Желудок носорога огромен —до 1,5 м в длину и 75 см в ширину. Вот и приходится всю ночь пастись, чтобы наполнить этот желудок корнями, травой, листьями — любой подходящей растительной пищей.
Почти двадцать лет своей жизни Николай Носов отдал кино и изменять ему не собирался. Но однажды взял да и сочинил для сынишки и его сверстников — дошкольников небольшие забавные рассказы. Маленькие слушатели одобрили творчество начинающего писателя, и это побудило Носова продолжать свое сочинительство.
Не сразу рассказы Носова стали известны более обширной аудитории. Первый из них — «Затейники» — был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка». Издатели неохотно печатали Носова: его рассказы и забавные истории не отвечали привычным требованиям. Но он продолжал писать. И постепенно литература стала основным его занятием. В 1945 г. вышла первая его тоненькая книжечка рассказов «Тук-тук- тук!». Дети приняли ее с восторгом. Через год появились «Ступеньки». Затем еще новые рассказы.
Тут уж ребячьей радости не было конца. В героях Носова дети увидели таких же девчонок и мальчишек, какими были и сами. Равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно возникал смех и веселое настроение.
В самом деле, книги Носова — это подаренная детям радость. И в то же время они заставляют серьезно заду- мываться о своей жизни, учебе, поступках.
Можно сказать, что книги Николая Николаевича Носова — энциклопедия ребячьей жизни. Столько в них разных характеров, что диву даешься! Этот мальчик — находчив, а тот — изобретателен, третий же, напротив, какой-то фокусник. Зато четвертый — неистощимый на выдумку фантазер.
Одна из книг Носова так и называется — «Фантазеры». И это слово вовсе не обидное, кого-то укоряющее: «Эх ты, фантазер-простофиля!» У Носова фантазеры — это окрыленные полетом фантазии ребята, они мечтают, как полететь к звездам, вырастить небывалый урожай, помочь маме, бабушке, младшей сестренке или братишке. Их голова постоянно занята неожиданными замыслами. Какие-то на радость мальчишкам сбываются, другие с треском проваливаются. Но не отталкивают ребят от задуманного дела. Набивая себе шишки, они пробуют еще, пока кто-то не найдет допущенную ошибку. Носовские фантазеры хотят все знать. И эту свою мечту они невольно передают читателям.
Об этом писатель рассказал в одном из лучших своих произведений — «Витя Малеев в школе и дома». Здесь через все повествование одухотворенно проходит большая мысль: нельзя жить на этой Земле неучем! Раз ты родился, то проживи свою жизнь с пользой.
Полны юмора и увлекательны «При- ключения Незнайки и его друзей», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса», «Дружок», «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка»... Читая их, кто-то из вас, ребята, возможно, и задумается: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.
Не сразу рассказы Носова стали известны более обширной аудитории. Первый из них — «Затейники» — был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка». Издатели неохотно печатали Носова: его рассказы и забавные истории не отвечали привычным требованиям. Но он продолжал писать. И постепенно литература стала основным его занятием. В 1945 г. вышла первая его тоненькая книжечка рассказов «Тук-тук- тук!». Дети приняли ее с восторгом. Через год появились «Ступеньки». Затем еще новые рассказы.
Тут уж ребячьей радости не было конца. В героях Носова дети увидели таких же девчонок и мальчишек, какими были и сами. Равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно возникал смех и веселое настроение.
В самом деле, книги Носова — это подаренная детям радость. И в то же время они заставляют серьезно заду- мываться о своей жизни, учебе, поступках.
Можно сказать, что книги Николая Николаевича Носова — энциклопедия ребячьей жизни. Столько в них разных характеров, что диву даешься! Этот мальчик — находчив, а тот — изобретателен, третий же, напротив, какой-то фокусник. Зато четвертый — неистощимый на выдумку фантазер.
Одна из книг Носова так и называется — «Фантазеры». И это слово вовсе не обидное, кого-то укоряющее: «Эх ты, фантазер-простофиля!» У Носова фантазеры — это окрыленные полетом фантазии ребята, они мечтают, как полететь к звездам, вырастить небывалый урожай, помочь маме, бабушке, младшей сестренке или братишке. Их голова постоянно занята неожиданными замыслами. Какие-то на радость мальчишкам сбываются, другие с треском проваливаются. Но не отталкивают ребят от задуманного дела. Набивая себе шишки, они пробуют еще, пока кто-то не найдет допущенную ошибку. Носовские фантазеры хотят все знать. И эту свою мечту они невольно передают читателям.
Об этом писатель рассказал в одном из лучших своих произведений — «Витя Малеев в школе и дома». Здесь через все повествование одухотворенно проходит большая мысль: нельзя жить на этой Земле неучем! Раз ты родился, то проживи свою жизнь с пользой.
Полны юмора и увлекательны «При- ключения Незнайки и его друзей», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса», «Дружок», «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка»... Читая их, кто-то из вас, ребята, возможно, и задумается: а добрый ли и честный я, человечный и смелый ли? Если нет, то надо непременно от своих пороков избавиться.
Площадь - 324 000 кв. км Население - около 4 170 000 человек
На севере Европы раскинулся огромный Скандинавский полуостров, очертания которого похожи на фантастического зверя с головой, ногами, туловищем и хвостом. В таком случае Норвегия — голова и спина этого зверя. Норвегия — это не только часть Скандинавского полуострова, но и еще более 150 тыс. островов, островков и выступающих из воды различной величины и форм скал (шхер), рассыпавшихся вдоль ее берегов.
Норвегия имеет давнюю историю, о чем свидетельствуют археологические находки и упоминания древних историков. Люди этих краев всегда были связаны с морем. На рубеже 1-го тысячелетия дружины норвежских конунгов (князей, королей —по-русски) были известны не только соседним государствам. Они делали дальние морские походы и называли себя викингами, а на Руси их звали варягами (в Западной Европе — норманнами).
Большую часть Норвегии занимают Скандинавские горы. Их склоны круто спускаются или прямо в море, или к узкой прибрежной низине. Склоны сильно изрезаны — это работа ледников далекого прошлого. Такие вырезы называются фьордами — узкие далеко вдающиеся в сушу заливы с отвесными склонами, иногда похожие на исполинские коридоры в скалах. В Норвегии обилие воды. Помимо большого количества фьордов здесь очень много рек и озер.
Растительность Норвегии не отличается большим разнообразием. Это северный край. Здесь преобладают ель, сосна, береза. Ближе к южным границам страны встречаются небольшие дубовые и буковые леса. Там, где леса переходят в тундру, растительность резко меняется, редколесье как бы отступает и переходит в карликовые березы, можжевельник, вереск, растущие среди всевозможных мхов и лишайников.
Животный мир тоже типично северный. В лесах водятся лоси, благородные олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи и другие, а в тундре северные олени, песцы и различные грызуны.
В Норвегии очень много птиц, которые гнездятся по всему побережью, заселяют берега многочисленных озер и тундру, куда на лето прилетают многие виды перелетных птиц. Среди них дикие гуси и утки, чайки и гаги, тетерева и полярные куропатки.
Много рыбы в озерах, реках и особенно в море.
Рыболовство было в истории страны основным занятием норвежцев, живших на побережье. Оно и до сих пор остается одной из ведущих отраслей экономики страны. Норвегия — промышленно развитая страна. Здесь широко развиты электроэнергетика, электрометаллургия, электрохимия, производство различной электротехники и электроники, судо- строение и станкостроение, целлюлозно- бумажная и обрабатывающая промышленность. У нее огромный торговый флот, принимающий участие в международных морских перевозках.
Земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, в Норвегии очень мало — всего примерно 3 процента территории. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство, которое дает в значительном количестве молоко, мясо, шерсть. В основном содержат крупный рогатый скот и овец, а на севере — оленей. Широко занимаются звероводством (норки). Три четверти земель занято под травы и кормовое зерно (ячмень, овес) для обеспечения кормами животноводства. На остальных землях сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, свеклу и многие другие виды овощей.
Осло — столица Норвегии. Большинство норвежских городов расположено на побережье моря. Те же города, что в глубине страны, находятся, как правило, в долинах. Сельское население живет или на хуторах, или в небольших рыбацких поселках.
В национальной кухне норвежцев преобладает прежде всего рыба. Ее едят вареной, вяленой, соленой со всевозможными приправами и гарнирами (или без них), плюс к этому и различные рыбные супы. Мяса здесь едят гораздо меньше. Норвежцы любят каши, особенно популярна пшеничная каша со сливками.
Национальная женская одежда имеет два основных вида: в западной части страны — блузка с сарафаном, в остальных районах — блузка с юбкой. К блузкам и сарафанам (юбкам) добавляются жакеты или жилетки и передники. Они украшаются яркими вышивками, оторочками, поясами.
Национальный мужской костюм также имеет как бы два варианта. На востоке страны — куртка (или жилет), короткие штаны (ниже колен) и гольфы с ярким орнаментом, связанные из толстой шерсти. На куртках (жилетах) и штанах много пуговиц. На западе страны — узкие длинные штаны, доходящие вверху до груди, с пристегивающимися плечиками и расшитый орнаментом жилет с множеством пуговиц. Все это дополняется в обеих частях страны белыми рубашками с широкими рукавами и узкими манжетами, кожаными башмаками с пряжками, черным плащом и шляпой (или цилиндром).
В Норвегии родились многие великие люди: писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, композитор Эдвард Григ, трое выдающихся путешественников — ученые Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Тур Хейердал и другие деятели науки и культуры.
На севере Европы раскинулся огромный Скандинавский полуостров, очертания которого похожи на фантастического зверя с головой, ногами, туловищем и хвостом. В таком случае Норвегия — голова и спина этого зверя. Норвегия — это не только часть Скандинавского полуострова, но и еще более 150 тыс. островов, островков и выступающих из воды различной величины и форм скал (шхер), рассыпавшихся вдоль ее берегов.
Норвегия имеет давнюю историю, о чем свидетельствуют археологические находки и упоминания древних историков. Люди этих краев всегда были связаны с морем. На рубеже 1-го тысячелетия дружины норвежских конунгов (князей, королей —по-русски) были известны не только соседним государствам. Они делали дальние морские походы и называли себя викингами, а на Руси их звали варягами (в Западной Европе — норманнами).
Большую часть Норвегии занимают Скандинавские горы. Их склоны круто спускаются или прямо в море, или к узкой прибрежной низине. Склоны сильно изрезаны — это работа ледников далекого прошлого. Такие вырезы называются фьордами — узкие далеко вдающиеся в сушу заливы с отвесными склонами, иногда похожие на исполинские коридоры в скалах. В Норвегии обилие воды. Помимо большого количества фьордов здесь очень много рек и озер.
Растительность Норвегии не отличается большим разнообразием. Это северный край. Здесь преобладают ель, сосна, береза. Ближе к южным границам страны встречаются небольшие дубовые и буковые леса. Там, где леса переходят в тундру, растительность резко меняется, редколесье как бы отступает и переходит в карликовые березы, можжевельник, вереск, растущие среди всевозможных мхов и лишайников.
Животный мир тоже типично северный. В лесах водятся лоси, благородные олени, барсуки, бобры, рыси, куницы, горностаи и другие, а в тундре северные олени, песцы и различные грызуны.
В Норвегии очень много птиц, которые гнездятся по всему побережью, заселяют берега многочисленных озер и тундру, куда на лето прилетают многие виды перелетных птиц. Среди них дикие гуси и утки, чайки и гаги, тетерева и полярные куропатки.
Много рыбы в озерах, реках и особенно в море.
Рыболовство было в истории страны основным занятием норвежцев, живших на побережье. Оно и до сих пор остается одной из ведущих отраслей экономики страны. Норвегия — промышленно развитая страна. Здесь широко развиты электроэнергетика, электрометаллургия, электрохимия, производство различной электротехники и электроники, судо- строение и станкостроение, целлюлозно- бумажная и обрабатывающая промышленность. У нее огромный торговый флот, принимающий участие в международных морских перевозках.
Земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, в Норвегии очень мало — всего примерно 3 процента территории. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство, которое дает в значительном количестве молоко, мясо, шерсть. В основном содержат крупный рогатый скот и овец, а на севере — оленей. Широко занимаются звероводством (норки). Три четверти земель занято под травы и кормовое зерно (ячмень, овес) для обеспечения кормами животноводства. На остальных землях сеют пшеницу, сажают картофель, морковь, свеклу и многие другие виды овощей.
Осло — столица Норвегии. Большинство норвежских городов расположено на побережье моря. Те же города, что в глубине страны, находятся, как правило, в долинах. Сельское население живет или на хуторах, или в небольших рыбацких поселках.
В национальной кухне норвежцев преобладает прежде всего рыба. Ее едят вареной, вяленой, соленой со всевозможными приправами и гарнирами (или без них), плюс к этому и различные рыбные супы. Мяса здесь едят гораздо меньше. Норвежцы любят каши, особенно популярна пшеничная каша со сливками.
Национальная женская одежда имеет два основных вида: в западной части страны — блузка с сарафаном, в остальных районах — блузка с юбкой. К блузкам и сарафанам (юбкам) добавляются жакеты или жилетки и передники. Они украшаются яркими вышивками, оторочками, поясами.
Национальный мужской костюм также имеет как бы два варианта. На востоке страны — куртка (или жилет), короткие штаны (ниже колен) и гольфы с ярким орнаментом, связанные из толстой шерсти. На куртках (жилетах) и штанах много пуговиц. На западе страны — узкие длинные штаны, доходящие вверху до груди, с пристегивающимися плечиками и расшитый орнаментом жилет с множеством пуговиц. Все это дополняется в обеих частях страны белыми рубашками с широкими рукавами и узкими манжетами, кожаными башмаками с пряжками, черным плащом и шляпой (или цилиндром).
В Норвегии родились многие великие люди: писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, композитор Эдвард Григ, трое выдающихся путешественников — ученые Фритьоф Нансен, Руаль Амундсен, Тур Хейердал и другие деятели науки и культуры.