Исаака Ньютона, великого английского ученого, математики считают математиком, физики — физиком, а астрономы — астрономом.
Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем развилась фантазия экспериментатора.
Дом в Вулсторпе, где родился и вырос И. Ньютон, сохранился до наших дней. Маленького Исаака воспитывала бабушка (мать вторично вышла замуж и переехала в другой город). Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отправили учиться в город Грантем в королевскую школу.
Во время учебы Исаак мастерил сложные механические игрушки, модели различных машин. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.
Своим первым физическим опытом Ньютон считал измерение силы ветра во время бури в 1658 г. Опыт проводился так: сначала Исаак прыгал по направлению ветра, а потом — против. Измерив длины прыжков в первом и втором случаях, он вычислил силу ветра.
Много времени Исаак уделял в это время химическим опытам. Дело в том, что в Грантеме он жил в семье аптекаря, а в то время аптеки мало чем отличались от лабораторий алхимиков. Все эти занятия привили мальчику вкус к экспериментам, которые требуют аккуратности, точности и «чутья». Заметим, что в дальнейшем Ньютон сам шлифовал зеркала и линзы для своих опытов по оптике, превосходя лучших лондонских мастеров. Мальчик неплохо рисовал, изучал правила рисования пером и красками, и это, видимо, дало толчок его дальнейшим исследованиям в оптике по природе света.
В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач. Это увлечение склонило род- ственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кембриджский университет, в самый престижный его колледж — Тринити-колледж. Он был принят в качестве субсайзера — так называли студентов из бедных семей, которые помимо учебы выполняли обязанности слуг для преподавателей колледжа.
В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригономе- трию, древние языки (латинский, гре- ческий и еврейский), а также богословие. Следует заметить, что в дальнейшем Ньютон много сам занимался богословием, написал большое коли- чество работ на эту тему, но ничего оригинального он здесь не создал. В историю Ньютон вошел как гениальный ученый — математик и физик.
Учителем Ньютона в Кембридже, оказавшим на него наибольшее влияние, был Исаак Барроу, молодой профессор, заведующий кафедрой. Он был священником, занимался вопросами теологии, но подходил к ним с научной точки зрения. Сначала он занялся вопросами хронологии, что привело его к вопросам астрономии (вычисление солнечных затмений), это, в свою очередь, к геометрическим задачам, где ему принадлежат значительные открытия. В дальнейшем Барроу оставил науку, уехал в Лондон, став придворным проповедником, а свою кафедру он оставил любимому ученику И. Ньютону.
В сохранившихся документах Тринити- колледжа отмечается прилежность и аккуратность студента И. Ньютона. В 1664 г. он становится «действительным студентом», в начале 1668 г. он получает степень магистра, или «мастера искусств». Еще через год он получает от Барроу кафедру.
Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского универ- ситета. В то время в Англии свиреп- ствовала эпидемия страшной болезни — чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Например, он открыл закон взаимного притяжения тел (гравитация). В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рас- считать их пути — орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел — спутников и космических кораблей и станций.
Рассказывают, что идея закона все- мирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Земли. Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадается на много цветных лучей, а преломившись в дождевых каплях, образует радугу. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.
Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который называется сейчас высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.
Всю свою дальнейшую жизнь Ньютон приводил в порядок и публиковал открытия, сделанные им с 1665 по 1667 г. в Вулсторпе. Много лет он преподавал в Кембриджском университете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Много лет он являлся членом парламента, хотя там ни разу не выступил.
Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского королевского общества — английской академии наук, где многое сделал для развития науки.
О жизни И. Ньютона расскажут книги: Волков А. М. В поисках правды. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Исаак Ньютон». С. 118—124.
Шингарев Г. М. Мальчик на берегу океана. М.: Дет. лит., 1981.
Родился он в местечке Вулсторп, около города Грантема, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нем развилась фантазия экспериментатора.
Дом в Вулсторпе, где родился и вырос И. Ньютон, сохранился до наших дней. Маленького Исаака воспитывала бабушка (мать вторично вышла замуж и переехала в другой город). Здесь он научился читать, писать и считать. В 12 лет его отправили учиться в город Грантем в королевскую школу.
Во время учебы Исаак мастерил сложные механические игрушки, модели различных машин. До наших дней на одном из зданий Грантема сохранились сделанные им солнечные часы. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы.
Своим первым физическим опытом Ньютон считал измерение силы ветра во время бури в 1658 г. Опыт проводился так: сначала Исаак прыгал по направлению ветра, а потом — против. Измерив длины прыжков в первом и втором случаях, он вычислил силу ветра.
Много времени Исаак уделял в это время химическим опытам. Дело в том, что в Грантеме он жил в семье аптекаря, а в то время аптеки мало чем отличались от лабораторий алхимиков. Все эти занятия привили мальчику вкус к экспериментам, которые требуют аккуратности, точности и «чутья». Заметим, что в дальнейшем Ньютон сам шлифовал зеркала и линзы для своих опытов по оптике, превосходя лучших лондонских мастеров. Мальчик неплохо рисовал, изучал правила рисования пером и красками, и это, видимо, дало толчок его дальнейшим исследованиям в оптике по природе света.
В то же время мальчик увлекался решением сложных математических задач. Это увлечение склонило род- ственников Ньютона к мысли дать ему университетское образование. В 1661 г. Ньютон поступает в Кембриджский университет, в самый престижный его колледж — Тринити-колледж. Он был принят в качестве субсайзера — так называли студентов из бедных семей, которые помимо учебы выполняли обязанности слуг для преподавателей колледжа.
В течение двух лет Ньютон изучал математику, геометрию, тригономе- трию, древние языки (латинский, гре- ческий и еврейский), а также богословие. Следует заметить, что в дальнейшем Ньютон много сам занимался богословием, написал большое коли- чество работ на эту тему, но ничего оригинального он здесь не создал. В историю Ньютон вошел как гениальный ученый — математик и физик.
Учителем Ньютона в Кембридже, оказавшим на него наибольшее влияние, был Исаак Барроу, молодой профессор, заведующий кафедрой. Он был священником, занимался вопросами теологии, но подходил к ним с научной точки зрения. Сначала он занялся вопросами хронологии, что привело его к вопросам астрономии (вычисление солнечных затмений), это, в свою очередь, к геометрическим задачам, где ему принадлежат значительные открытия. В дальнейшем Барроу оставил науку, уехал в Лондон, став придворным проповедником, а свою кафедру он оставил любимому ученику И. Ньютону.
В сохранившихся документах Тринити- колледжа отмечается прилежность и аккуратность студента И. Ньютона. В 1664 г. он становится «действительным студентом», в начале 1668 г. он получает степень магистра, или «мастера искусств». Еще через год он получает от Барроу кафедру.
Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского универ- ситета. В то время в Англии свиреп- ствовала эпидемия страшной болезни — чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Например, он открыл закон взаимного притяжения тел (гравитация). В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рас- считать их пути — орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел — спутников и космических кораблей и станций.
Рассказывают, что идея закона все- мирного тяготения пришла к Ньютону в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но Ньютон догадался, что и яблоко также притягивает Землю, но с силой во столько раз меньшей, во сколько раз масса яблока меньше массы Земли. Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадается на много цветных лучей, а преломившись в дождевых каплях, образует радугу. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов вогнутое зеркало, и сам его построил.
Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который называется сейчас высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.
Всю свою дальнейшую жизнь Ньютон приводил в порядок и публиковал открытия, сделанные им с 1665 по 1667 г. в Вулсторпе. Много лет он преподавал в Кембриджском университете, став там профессором. Затем был назначен директором Монетного двора, где провел несколько важных реформ, в частности ввел насечку на ребре монеты. Много лет он являлся членом парламента, хотя там ни разу не выступил.
Последние 25 лет жизни Ньютон был президентом Лондонского королевского общества — английской академии наук, где многое сделал для развития науки.
О жизни И. Ньютона расскажут книги: Волков А. М. В поисках правды. М.: Дет. лит., 1987. Гл. «Исаак Ньютон». С. 118—124.
Шингарев Г. М. Мальчик на берегу океана. М.: Дет. лит., 1981.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи