Твен Марк (1835—1910)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Американский писатель Сэмюэль Клеменс, которого мы знаем под псевдонимом Марк Твен, испытал в детстве много трудностей. Его отец, неудачливый юрист и торговец, умер рано. Мальчик с 12 лет начал работать. Долгое время он был кочующим типографским наборщиком. А в 20 с лишним лет решил, что его призвание — водить пароходы по Миссисипи.
Как писатель он стал известен после выхода книги юмористических очерков о поездке в Европу — «Простаки за границей». А дома, в Америке, недавно кончилась Гражданская война (1861— 1865), в результате которой было отменено рабство. И писатель с беспокойством видел, как гаснут надежды людей на свободу и достаток, что богатство достается не тому, кто его заслуживает. Плантаторы, банкиры и промышленники богатели, а простые американцы терпели неудачу и нищенствовали. Мысль о несбывшихся надеждах стала темой его большого романа «Позолоченный век».
Писатель остро ощущал, насколько безрадостной стала жизнь, где мерило всему — деньги. О прекрасном и романтическом прошлом, о пережитом в канун Гражданской войны, когда он был лоцманом, Твен рассказал в очерках «Старые времена на Миссисипи» и повести «Приключения Тома Сойера». Эта приключенческая повесть для детей — одна из самых радостных книг писателя. Читатели смеются над проделками Тома и вместе с ним соглашаются, что «церковь дрянь по сравнению с цирком», ему сочувствуют, когда он притворяется больным, чтобы не идти в школу. Наше сердце замирает, когда мы читаем о блужданиях Тома и Бекки в пещере и когда Том и Гек Финн становятся свидетелями убийства на кладбище. Том честен и мужествен: выступая на суде свидетелем, он не побоялся взять под защиту негра, обвиняемого в убийстве, и назвать подлинного убийцу — индейца Джо. Три года спустя появляется повесть-сказка «Принц и нищий». Сюжет ее построен на контрасте: принц Эдуард и бедняк Том Кент меняются одеждой и общественным положением. И принц, и нищий — хорошие люди, но власть портит их: Том увеличивает количество слуг при дворе и содрогается при мысли о встрече со своими родными, живущими в нищете.
«Приключения Гекльберри Финна» — одна из самых реалистических книг писателя. Это книга для взрослых, и проблемы у ее героев не детские. В основе сюжета — стремление негра Джима во что бы то ни стало вырваться из рабства. В этом мире живут подлинные негодяи. Таков отец Гека — он расист и ненавидит негров.
В последние годы жизни Твен пишет много статей, очерков. В них он мужественно выступает против миллионеров, представителей высшей власти, которые, как он считает, принадлежат к числу воров, разбойников и пиратов.
В конце жизни к Твену пришла громкая слава. Но больше всего его радовало то, что книги его любили простые труженики.

Тайга

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«Тайга» в переводе с якутского означает «лес». Однако тайга — это не всякий лес. Тайгой ученые называют хвойные леса определенной зоны. Эта зона так и называется — таежная.
Ученые различают тайгу темно- хвойную, светлохвойную и сосновые боры. Темнохвойная тайга — это в основном еловый и пихтовый лес, а в Сибири — еще и кедр, точнее — кедровая сосна. Светлохвойной тайгой называют лес из лиственницы.
В России таежная зона занимает огромное пространство — от Белого моря до Тихого океана. На севере тайга граничит с лесотундрой, на юге — с зоной широколиственных лесов.
Тайга расположена в основном в холодном климатическом поясе, и большие площади занимает вечная мерзлота.
На севере, у границы с тундрой, под пологом тайги мы найдем разве что мох. А на Дальнем Востоке, в Уссурийской тайге, растет даже дикий виноград. Лесной хвощ, плауны, папоротники, кисличка, грушанка растут почти по всей тайге.
В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них, конечно, лес. Но вырубать этот лес надо очень обдуманно, потому что часто на том месте, где его вырубили, образуется болото. Люди, вырубив деревья, должны тут же сажать на их место новые.
Другое богатство тайги — пушнина. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и колонок, и норка, и выдра. Каждый год, как только выпадет снег, в тайгу уходят охотники за пушным зверем.
Тайга дает людям кедровые орехи, ценные лекарственные растения — маралий корень, облепиху, корень жизни женьшень. На болотах собирают клюкву. Много в тайге ягод и грибов. Растет черника, голубика, ежевика, морошка, малина, брусника.
Недра таежной зоны богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами. Но тайга еще не вся изучена, особенно ее восточные районы. Ведь сквозь топи ее болот и непроходимые леса не так-то легко пробраться. И ежегодно, едва станет потеплее и тайга освободится от снега, в нее уходят исследователи. Одни ищут полезные ископаемые, другие изучают насекомых, а третьи исследуют лес.
О тайге читайте: Астафьев В. П. В тайге, у Енисея. М.: Малыш, 1986.
Колосов А. М. Охрана животных России. М.: Сов. Россия, 1989.
Распутин В. Г. Земля Родины. М.: Малыш, 1984.

Таджикистан

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вам знакомо такое определение: «Памир — крыша мира»? Так часто называют мощную горную систему на юго- востоке Средней Азии, которая занимает половину всей площади Таджикистана. Здесь много высоких гор, некоторые — выше 7 тысяч м и уступают по высоте лишь Гималаям.
Другая, западная половина республики занята менее высокими горными хребтами и долинами.
Памир — это царство холода, вечного снега и льда. Снежные вершины и склоны высоких хребтов, медленно «ползущие» по долинам обширные горные ледники, бедная растительность, редкие населенные уголки — такова общая картина этой горной страны.
Дикие и домашние животные здесь выживают благодаря неприхотливости в еде и густой шерсти, защищающей от холода. Это горные бараны (архары), козлы кийки, снежные барсы, курдючные овцы, яки. В небольших селениях — кишлаках живут только пастухи.
Более благоприятна для жизни Горно- Бадахшанская автономная область с центром в городе Хорог. Тут, в небольшой долине, защищенной от холодных ветров горами, выращивают кукурузу, овощи, даже арбузы и дыни. Рядом с Хорогом раскинулся высокогорный Памирский ботанический сад. В нем высажены самые раз- нообразные деревья и кустарники со всех континентов Земли. И в других частях Западного Памира встречаются долины, где занимаются земледелием, садоводством и животноводством.
Большая часть населения Таджикистана живет в восточной части республики. Там протянулись три больших горных хребта — Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский. По долинам протекают притоки Амударьи и Сырдарьи. Климат в этих местах пустынный, жаркий. Долины, орошаемые водой из рек и каналов, представляют собой отдельные оазисы, разные по размерам и природным условиям. Все они славятся ценными субтропическими культурами. Это виноград, шелковица (тутовое дере- во), гранат, абрикосы, миндаль, а также замечательные по вкусу дыни и арбузы. Из технических культур — очень ценный тонковолокнистый хлопчатник.
В обширной и красивой Гиссарской долине находится столица Таджикистана — Душанбе. Она основана в 1925 г. на месте трех кишлаков, где по понедельникам проходила ярмарка. Отсюда и происходит название города (в переводе на русский — «Понедельник»).
Душанбе — красивый и благо- устроенный город. Широкие улицы окаймлены белой акацией, кленами, тополями, чинарами (платанами).
Современные здания построены с учетом особенностей национальной архи- тектуры. В Душанбе находятся почти все высшие учебные заведения рес- публики, Академия наук, много средних общеобразовательных и специальных школ. Работают крупные промышленные предприятия.
Второй по числу жителей и про- мышленному значению — город Худжанд, центр хорошо экономически развитого и населенного оазиса.
Остальные города небольшие, ведь большая часть населения Таджикистана (свыше 60%) живет в сельской местности, в кишлаках.
Помимо сельского хозяйства, дающего прекрасный хлопок, сырье для шелковых тканей, различные фрукты и овощи, в республике есть и разнообразная промышленность. Она производит хлопчатобумажные и шелковые ткани, красочные ковры, ткацкие станки, электроаппаратуру, фруктовые и овощные консервы и многое другое. Работы искусных вышивальщиц пользуются известностью далеко за пределами Таджикистана.
Энергия бурных горных рек используется гидроэлектростанциями (ГЭС). При сооружении одной из них на реке Вахш пришлось перегородить узкое ущелье плотиной высотой 300 м — самой высокой в мире. Нурекское водохранилище образовано плотиной на реке Вахш. Создание водохранилища позволило оросить плодородные земли в Каршинской и Кзыл-Кумской степях, улучшило судоходство по рекам Амударья и Вахш.
Таджики, как и другие народы Средней Азии, унаследовали культуру древних государств, ранее существовавших на их территории, — Бактрии и Согдианы. У них было и свое таджикское древнее государство Саманидов. Тогда жили и творили свои произведения всемирно известные ученый-энциклопедист и врач Авиценна и поэт Фирдоуси. Он написал поэму «Шахнаме». В ней Фирдоуси рассказал о героической истории народа, его борьбе за независимость родного края. Писателя и философа Саади недаром звали «учителем жизни». Переодевшись нищим, он более 20 лет путешествовал по странам мусульманского мира. В сборнике притчей «Гулистан», написанном в стихах и прозе, Саади описал жизнь, быт, нравы, практическую смекалку людей своей эпохи.
Не только в селах, но и в столице можно встретить людей в национальной одежде. Мужчины носят халаты и тюбетейки, женщины — яркой расцветки платья, платки, шаровары.
Яркие расписные игрушки из глины — один из видов художественных народных промыслов.
Любимые блюда таджиков — плов, пельмени (манты); лепешки, кислое молоко. Из старинных праздников наиболее популярен Навруз. Его отмечают повсюду в день весеннего равноденствия, когда оживает природа, начинаются полевые работы.

Сытин Иван Дмитриевич (1851—1934)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В 1866 году 15-летний крестьянский паренек Иван Сытин прибыл в Москву с рекомендательным письмом к купцу Петру Шарапову — хозяину книжной лавки и издателю лубочных картин, песенников и азбук. Купец быстро оценил серьезного, прилежного, с деловой сметкой юношу. Любо- знательный ученик вскоре хорошо освоил торговлю книжками и картин- ками. Хозяин поручал Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать отправлявшиеся в провинцию обозы с лубочными изда- ниями. В конце 1876 г. Сытин открыл небольшую собственную литографскую мастерскую. Первоначально его издания ничем не отличались от массовой продукции других книгоиздателей. Его основным заказчиком был купец Шарапов, в лавке которого и продавались книжки, пособия и другие издания Ивана Дмитриевича. Но в начале 1883 г. Сытин открывает свою книжную лавку на Старой площади. В том году была учреждена книгоизда- тельская фирма, по-тогдашнему — товарищество, «И. Д. Сытин и К ». У Сытина насчитывалось до двух тысяч постоянных оптовых покупателей — офеней и провинциальных книгопро- давцев, торговавших на ярмарках и базарах. Книги, лубки, буквари, ка- лендари, песенники пользовались большим успехом у малоимущего го- родского населения и грамотных сельских жителей — писарей, священно- служителей, крестьян.
Но Иван Дмитриевич мечтал о другой литературе для народа. По совету Льва Николаевича Толстого Сытин и Чертков, близкий друг великого писа- теля, организовали издательство «По- средник». Ежегодно «Посредник» выпускал по нескольку миллионов экземпляров небольших иллюстриро- ванных книжек, где печатались лучшие произведения русских писателей. Стоили книжки очень дешево.
В 1891 г. Товарищество Сытина приобрело первое периодическое издание — журнал «Вокруг света» (он издается и сейчас). Через шесть лет Сытин становится владельцем газеты «Русское слово». Он привлек к работе в газете лучших журналистов того времени. Облик газеты совершенно изменился, ее тираж вырос до 750 тысяч экземпляров. Читатели полюбили «Русское слово». Сытин организовал и не знавший себе равных по популярности журнал «Нива».
В 1894 г. Иван Дмитриевич открыл свой второй книжный магазин в Москве, на Никольской улице, а годом позже — и новую типографию на Валовой улице. Позднее эту типографию назовут Первой Образцовой.
Очень много сделал Сытин для улучшения жизни простого народа. Он не жалел ни сил, ни средств для благотворительной деятельности. Во. время страшного голода 90-х годов на его деньги было закуплено и распре- делено среди голодающих продоволь- ствие. Большое значение придавал Сытин просвещению рабочих и крестьян. «Ах, если бы рабочим дать настоящую школу!» — писал он. И такую школу он открыл при типографии. В ней учились дети рабочих и служащих типографии. Обучение и содержание учащихся взяло на себя Товарищество.
Энергичный и деловой Сытин при- тягивал к себе многих людей, его друзья были видные деятели культуры, особенно писатели, с которыми Иван Дмитриевич активно сотрудничал. Он многому у них научился, восполняя недостаток образования. В свою очередь, его друзья ценили в нем не только деловые качества, но и широту души, доброту, сердечность, глубокую порядочность. Лев Николаевич Толстой принимал самое активное участие в редактировании и печатании книг, издававшихся у Сытина. Дружеские отношения связывали Сытина с А. П. Чеховым. Антон Павлович очень высоко оценил просветительскую деятельность Сытина. «Это настоящее народное дело», — писал Чехов в одном из своих писем.
Вся издательская деятельность Ивана Дмитриевича Сытина подтверждает эти слова. В его типографиях печатались учебники и учебные пособия для начальной школы, книги по педагогике, «Библиотека для самообразования», «Детская энциклопедия» в 10 томах, «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний» в 14 томах для крестьян и кустарей, «Военная энциклопедия». И конечно, собрания сочинений великих русских писателей — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других.
Имя Ивана Дмитриевича Сытина, как и его соотечественников — братьев П. М. и С. М. Третьяковых, С. И. Мамонтова, С. Т. Морозова, А. А. Бахрушина, П. Г. Демидова, П. Н. Демидова, — помнят в народе, их называют меценатами.
Слово «меценат» происходит от имени жившего в Древнем Риме покровителя поэтов, художников, музыкантов Мецената. Со временем это имя стало нарицательным. Так стали называть людей, которые свои силы и средства отдают делу процветания отечественной культуры.

Счет

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Представьте себе, что трое ваших друзей затеяли соревнование: кто принесет больше ведер воды из реки к огороду, а вас назначили судьей. Что вы сделаете? Наверное, возьмете лист бумаги, напишете в столбик имена: Антон, Ваня, Коля, а потом около каждого имени начнете ставить палочки. Принес Антон ведро воды— палочка, еще одно — еще палочка, принес воду Коля — ему палочка. В результате получится такая запись: Антон I I I I I I I I I
Ваня I I I I I I I I I I I I I
Коля I I I I I I I I I I I I
Пересчитав палочки, получим, что Антон принес 9 ведер воды, Ваня — 13, а Коля — 12.
Приблизительно так же считали люди в древности. У них не было карандаша и бумаги, и они делали зарубки на палке или узлы на веревке. Уже тогда они сообразили, что процедуру подсчета палочек можно облегчить, если каждой пятой палочкой перечеркивать предыдущие четыре. Почему именно пять? Потому, что на руке 5 пальцев и вместо того, чтобы делать зарубки или вязать узлы, можно загибать пальцы на руке. Кроме того, определить то, что уже поставлены четыре палочки, совсем нетрудно.
Заметьте, что мы получили не только способ подсчета количества принесенных ведер воды, но и способ записи этого количества. Но такой способ записи плох для больших чисел. Попробуйте записать число 576 с помощью наших знаков — понадобится несколько минут! Древние римляне придумали суще- ственное упрощение подобной записи, изобразив число 5 в виде раскрытой ладони, число 10 в виде скрещенных рук и т. д. Латинские цифры сохранились до нашего времени. Их употребляют для чисел, которые не нужно никогда складывать или вычитать, потому что эти действия довольно трудны при такой записи чисел. Однако развитие промышленности и торговли потребовало создания более удобной системы записи чисел. Такая система возникла более 2 тысяч лет назад в Индии. Именно тогда появились 10 значков для записи чисел, среди них — и цифра 0. Значение каждой цифры менялось в зависимости от положения этой цифры в записи числа. Так, 5 в конце числа — это 5, на предпоследнем месте — 50, еще левее — 500 и т. д. Правда, индусские цифры не были похожи на современные, форма цифр сильно менялась со временем (а времени с тех пор прошло немало). У индусов их систему записи чисел переняли арабы (поэтому мы называем наши цифры арабскими), у арабов — европейцы. При такой записи чисел их сложение и вычитание, как вы знаете, уже не составляют особого труда.
Благодаря своей простоте такая запись чисел распространилась по всему миру. Но в ряде стран: Китае, Камбодже, Ливии, Японии и других — сохранились и свои системы счисления, и значки для записи цифр.
Десятичная система записи чисел, в которой единица следующего разряда является 10 единицами предыдущего разряда, настолько стала нам привычна, что мы не представляем другой. У народа майя, населявшего Центральную Америку, единица следующего разряда равнялась 5 единицам предыдущего. Наш способ счисления с помощью перечеркнутых палочек мог привести нас именно к такой системе. Древние вавилоняне считали единицей следующего разряда 60 единиц предыдущего. Именно им мы обязаны тем, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд. В Европе до сих пор некоторые предметы считают дюжинами (по 12 штук). Дюжина дюжин носит специальное название — гросс. Так, дюжинами принято считать яйца, пуговицы, фрукты. Вполне могло случиться, что эта двенадцатеричная система счисления могла бы стать главной, если бы ей больше повезло или у нас на руках было бы не по пять, а по шесть пальцев.
Прочтите: Депман И. Я. Мир чисел: Рассказы о математике. Л.: Дет. лит., 1982. Гл. «Как измерять и считать время». С. 6—9.

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям», — писал великий педагог-мыслитель, гуманист Василий Александрович Сухомлинский.
Родился он на Украине, в крестьянской семье. Свои первые педагогические шаги сделал в родной Васильевской школе. И уже тогда понял, «что главное для педагога — это человечность, это глубокая потребность в человеке, ощущение того, что вместе с детьми ты счастлив, а без них несчастен».
Любовь к детям была главным источником в развитии его педагоги- ческих способностей и взглядов. Сухомлинский считал ученика сложным организмом, с богатым миром чувств, мыслей, воли. Вот почему он и говорил, что «моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает», а также «какой любимый труд есть у ребенка...».
Постоянно думая об ученике, Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики станут учиться в полную меру своих способностей. Он учил учеников учиться, давал им советы, как готовить дома уроки. Следил за тем, чтобы они постоянно читали и обогащали свою речь.
Сухомлинский водил своих питомцев в сад, в лес. Учил их понимать и любить природу, познавать ее тайны, восхищаться ее красотой. Он был для своих учеников старшим другом, еди- номышленником, помощником. Про- буждал у них интерес к знаниям, вся- чески поощрял успех ученика, вселял уверенность в способности ребенка. Он прививал детям любовь к труду, уважение к людям старшего поколения, воспитывал высокие нравственные принципы.
Прививая детям любовь к труду, Сухомлинский сам был необыкновенно трудолюбив. Все свободное время отдавал творчеству. Павлышская школа, в которой он директорствовал 22 года, была для него естественной лабораторией. Обучая и воспитывая детей, он вел научные наблюдения, проводил эксперименты. Если видел, что его педагогические идеи и опыт, а также опыт его коллег эффективны и жизненны, излагал все это в книгах, научных статьях, выносил на суд общественности.
Свои раздумья об учителе Василий Александрович изложил в книгах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы». Он написал 1500 сказок и рассказов. Труды его напеча- таны на 40 языках мира.

Суриков Василий Иванович (1848—1916)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Около четырехсот лет назад Ермак привел свое казачье войско в Сибирь, чтобы отвоевать ее у сибирского хана Кучума. Казаки разбили войско хана и остались в Сибири навсегда. Среди них был молодой казак по фамилии Суриков. Одна из крепостей, которые построили казаки, называлась Красноярск, стояла она на берегу могучей реки Енисей. Вот там, в Красноярске, в семье потомка донского казака Сурикова и родился мальчик Василий, которому суждено было стать великим русским живописцем.
Рисовать Вася начал рано: шестилетним ребенком на кожаной обивке кресел выцарапывал он гвоздиком домики, коней, лодки. Потом стал карандашом или углем рисовать на обрывках бумаги.
Первым учителем Сурикова был сибирский художник Гребнев, он первым и распознал в юноше большой талант. Но развивать свой талант Васе не пришлось: умер его отец, оставив без средств жену и троих детей, из которых Вася был старшим. И пришлось юноше прямо со скамьи училища поступить на службу писарем в канцелярию губернского совета.
Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, да так точно, что губернатор, которому принесли на подпись эту бумагу, принял муху за живую и попытался ее согнать. Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Вася принес целую папку. Губернатор, поняв, что у юноши большое дарование, познакомил его с одним из богатых сибирских золотопромышленников — Кузнецовым, человеком очень образованным и умным. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Так начался творческий путь Сурикова.
Больше всего любил Василий Иванович русскую историю, и почти все его картины исторические. Его первая большая историческая картина — «Утро стрелецкой казни» — изображает казнь московских стрельцов, взбунтовавшихся против царя Петра I.
Вторая историческая картина — «Меншиков в Березове». Сюда, в Сибирь, в Березово, после смерти Петра I был сослан попавший в опалу генералиссимус Меншиков.
В третьей большой исторической картине — «Боярыня Морозова» — рассказывается о событиях, которые относятся к временам царя Алексея Михайловича.
Василий Иванович страстно любил Сибирь. Ей он посвятил свое замеча- тельное полотно — «Покорение Сибири Ермаком». Эту картину он писал в Красноярске, куда ездил почти каждое лето.
Там же, в Красноярске, была написана еще одна замечательная картина — «Взятие снежного городка», пожалуй, самая жизнерадостная. В ней Суриков изобразил старинную игру, в которую играли в Сибири на масленицу.
Картины Сурикова вы можете увидеть в музеях. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — в Третьяковской галерее в Москве, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие снежного городка» — в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.
О жизни русского художника В. И. Сурикова вы узнаете из книги: Кончаловская Н. П. Суриково детство. М.: Малыш, 1984.

Суеверия

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Есть такое устаревшее теперь слово «всуе», что означает «напрасно», «по- пусту». От него и произошло слово «суеверие» — «пустая вера». Суеверие — это вера в разные ложные приметы. Вот, например, черный кот или заяц пересек дорогу — не к добру. Соль просыпал на столе — непременно поссоришься с друзьями! Если на дверной дощечке квартиры стоит число 13 — плохо! Встретил женщину, которая несла ведра, полные воды до краев, — хорошо, и у тебя тоже всего будет до краев, с избытком. Некоторые люди думают, что по игральным картам или по линиям ладони можно предугадать будущее человека; а иные верят в сны: будто они предсказывают «судьбу».
Все эти суеверия ведут начало от верований наших далеких первобытных предков. Древние охотники, рыболовы, чьим оружием были лишь камень, палка да копье, не могли объяснить то, что происходит в природе. Все им представлялось загадочным и часто наводило на них страх. Им казалось, что всю природу заселяют невидимые существа — духи. Погиб охотник на охоте — от злого духа; отравился ядовитыми грибами — тоже злой дух убил его. Такой дух, верили они, может вселиться в животное, например в кошку, недаром так изгибается ее хвост и сверкают глаза, встает дыбом шерсть и летят из нее искры. И наверное, злой дух чаще всего вселяется в черную кошку: ведь черный цвет — цвет ночи, таинственной и страшной, когда ничего не видно. Встречи с черной кошкой человек стал бояться.
Число 13 пугает суеверных людей. Вот 12 — удобное, хорошее число, это дюжина, делай с ней, что хочешь: дели ее на два, на три, на четыре и даже на шесть частей. Но стоит только к 12 прибавить единицу — и все полезные свойства пропадают. Так родилась боязнь встретиться с числом 13, его стали называть чертовой дюжиной.
В зеркале отражается человек, но как и почему это происходит, было непонятно. Отсюда родилась мысль: раз зеркало разлетелось на куски, значит, человеку, который в нем отражается, будет скверно.
Вот откуда — из седой древности — пошли суеверия. Созданные самим человеком, они безжалостно мстили ему на протяжении тысячелетий. Сколько страданий причинили они людям! Сколько страшных преступлений совершено из-за суеверий — не счесть! Казалось бы, пора уже расстаться со всеми ложными представлениями. Но избавиться от них людям не удалось до сих пор. Крепко держатся они за человека, а некоторые люди — за них. Считают, что это помогает им избежать неприятности, выбрать линию поведения и даже повлиять на судьбу. А нам кажется, что главное для человека не суеверие, а вера. Вера в свои силы, в доброе начало людей, в то, что наша судьба — в наших руках.

Судомоделизм

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
У всех видов моделирования много приверженцев, в том числе и у судомоделизма, наиболее древнего, сложного и интересного вида технического творчества и спорта.
Судомоделизм можно условно разделить на два направления. Одно из них — создание уменьшенных копий судов и кораблей (кораблем принято называть военное судно), скрупулезно воспроизводящих даже мельчайшие детали их внешнего вида. Такие модели- копии бывают стендовыми (или макетами) и ходовыми (действующими). Другое направление — строительство моделей для участия в соревнованиях.
Создание высококлассной стендовой модели-копии судна или корабля — задача чрезвычайно сложная. Надо установить в возможно более полном объеме все размеры и особенности прототипа. Здесь могут помочь журнальные публикации, материалы архивов и музеев, фотографии, ста- ринные гравюры, мемуарная литера- тура, а если повезет — и воспоминания очевидцев. После того как облик судна- прототипа восстановлен, выбирается масштаб, в котором он будет воспроизведен. Затем моделист вы- черчивает чертеж корпуса прототипа в выбранном масштабе и приступает к его изготовлению. Материал для корпуса выбирается в зависимости от размеров модели. Небольшие корпуса делают цельнодеревянными, побольше — из папье-маше, для крупномасштабных высококлассных моделей корпуса изготовляют из стеклоткани и эпоксидной смолы.
Однако сооружение корпуса—лишь первый шаг к созданию модели-копии судна или корабля. Много труда и ста- рания потребует от умельца изготов- ление палубы, надстроек, скрупулезное воспроизведение корабельного вооружения, лебедок, кнехтов, люков, клюзов, якорей, мачт, вант, штурвалов, лееров и других не менее важных элементов любого судна. Выполненные с любовью стендовые модели станут украшением квартиры, а лучшие из них могут занять место в экспозициях выставок или музеев.
Иная судьба у моделей, предназна- ченных для участия в соревнованиях. Они бывают самых разных классов. Юные моделисты делают модели-копии с двигателями-резиномоторами, ребята постарше — копии с элект- родвигателями, а также модели яхт и парусных катамаранов. Спортсмены- разрядники мастерят модели посложнее — радиоуправляемые копии, а также скоростные радиоуправляемые модели с двигателями внутреннего сгорания и с электроприводом. Существует также интереснейшая группа моделей — радиоуправляемые яхты. Гонки таких яхт — увлекательное, захватывающее зрелище.
Более подробно о каждом из классов моделей можно узнать из публикаций в журнале «Моделист-конструктор».
О судомоделизме читайте: Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988. Гл. «На воде и подводой». С. 127—159.

Судак

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Для азартного рыбака-любителя нет большего счастья, как на утренней или вечерней зорьке подцепить на крючок и вытащить из глубины озера судака. К сожалению, в естественных местах своего обитания рыба эта встречается все реже. Судак водится в реках и озерах, воду любит глубокую, чистую, богатую кислородом. А таких рек и озер на Земле становится все меньше из-за хозяйственной, а вернее — бесхозяйственной деятельности человека. Правда, сейчас во многих местах судаков специально разводят в искусственных водоемах, где чистая вода, хорошая кормежка и подходящие места для откладывания икры.
Есть рыбы, которые выпустят икру в воду и больше о ней не заботятся. У судаков все не так. Судак-самец перед тем, как его подруге приходит время метать икру, сам выбирает для этого место, расчищая его от ила и всякого мусора. Таким местечком может быть нагромождение камней на дне озера, намытый песок, подводные растения. В этом смысле суда-чиха непривередлива. Как только уборка закончена, она мечет икру и передоверяет ее будущему папаше. Неделю или чуть побольше судак не знает покоя. Он отгоняет от икры других судаков, время от времени зависает над икрой и, быстро, сильно работая грудными плавниками, омывает ее потоком воды. Это для того, чтобы на икру не осел ил и к ней постоянно поступала богатая кислородом вода. Дежурство судака кончается, как только из икринок появляются мальки. Теперь каждый должен сам заботиться о себе — о своем пропитании и безопасности. Спасаться от врагов, а среди них — и хищные рыбы, и личинки стрекозы, и хищные водяные жуки, помогает юркость. А еда — вот она, в каждой капле воды. Микроскопические мелкие животные. Их называют «зоопланктон». Если еды в реке или озере много, малыши судачата быстро растут и к осени превращаются в 10—15-санти- метровых рыбешек. Но должно пройти 4—5, а то и 7 лет, чтобы эта рыбешка превратилась во взрослую рыбу. Не каждый судачонок доживет до этого, но, уж если сложится его жизнь благополучно, он может вырасти почти до полутора метров, а веса нагулять до 20 кг. Правда, такие крупные судаки встречаются редко. Ведь судак считается ценной рыбой. И кроме любителей-рыболовов его вылавливают рыбаки-промысловики. В их уловах судаки обычно весят 2—4 кг.
Читайте: Киселев Я. Е. Рыбы наших вод. М.: Малыш, 1984. Гл. «Судак-папа». С. 210—218.

Суворов Александр Васильевич (1730—1800)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вся жизнь русского полководца А. В. Суворова прошла в боях и походах. Ныне военные изучают суворовские сражения, на их примере учатся побеждать.
На карте много мест, связанных с победами Суворова. Вот Кинбурнская коса в Черном море. Во время русско- турецкой войны 1787—1791 гг. про- тивник высадил сюда с кораблей пяти- тысячный отряд. У Суворова числен- ность войск была меньше, но он умело руководил ими. Трижды русские солдаты бросались в атаку. Суворов получил две раны, но не покинул поле боя. К вечеру остатки неприятельских войск бежали на свои корабли.
В той же войне Суворов сражался у реки Рымник против стотысячного войска турок с 25 тысячами русских солдат. Суворов был убежден, что «воюют не числом, а умением». Он атаковал первым. Целый день длился бой. Была одержана блестящая победа.
В Швейцарии старый полководец — ему в то время уже почти 70 лет — с боями проводит своих солдат через заснеженные Альпы, глубокие пропасти в горах. Солдаты мерзнут, голодают, но идут вперед за своим полководцем.
В чем сила Суворова? Что помогало ему всегда побеждать? Первую свою победу Суворов одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Он был очень болезненным. Худой и тщедушный, невысокого роста. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух. Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Он решил стать военным и начал закалять себя: в любую погоду скакал на лошади, бегал, прыгал, плавал. Приучал себя к холоду, одевался легко, ел простую пищу.
В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей. Никогда не забывал о книгах. «Необходимое условие генералу,—говорил он, — непрерывное образование себя науками с помощью чтения». Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков. Любил и поэзию. Его другом был известный поэт Г. Р. Державин.
Постоянным трудом полководец развил свой ум. Это помогало ему находить правильные решения во время сражений.
А. В. Суворов был человеком высокой культуры. Это значит, что он умел понимать и уважать своих подчиненных — офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», — говорил он. В армию приходили тогда молодые солдаты (рекруты) из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные, нередко забитые и униженные своим помещиком (см. Русская армия). Суворов умел их так обучить и воспитать, что они становились «чудо-богатырями». Он воспитывал в солдатах патриотизм, человеческое достоинство, уверенность в своих силах, храбрость, находчивость. Учил тому, что нужно на войне: быстроте и неутомимости в походе, меткой стрельбе, ловкости и дерзости в штыковой атаке. «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Испуган — наполовину побежден», — внушал Суворов своим солдатам.
Во время учений с солдат пот катил градом. «Тяжело в ученье, легко в походе», — подбадривал их Суворов.
Суворов заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.
Вот в бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником, побе- жали. Суворов бросается к ним, бежит впереди: «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало солдатам. И стыдно. А Суворов уже приказывает остановиться, повернуть и — вперед, в штыки, ура! Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что помогало Суворову всегда побеждать. Настойчивость, знание военного дела, высокая культура, любовь к солдату, умение воспитанием и обучением сделать русского солдата «чудо-богатырем».
Каждый, кто познакомится с жизнью Суворова, многому может научиться: быть смелым и стойким, любить книгу и знания, быть преданным своей Родине, честным и верным в дружбе, презирать ложь и лесть.
Прочтите книги: Алексеев С. П. Рассказы о Суворове. М.: Дет. лит., 1986.
Грусланов В. Н., Лободин М.П. Шпага Суворова: Рассказы. Л.: Дет. лит., 1990.

Строительные материалы

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Дома называются деревянными, каменными, кирпичными, блочными, панельными по тому материалу, из которого сделана главная часть любого дома — его стены. Они могут быть сложены из деревянных бревен или досок, из камня или кирпича, из бетонных блоков или панелей.
Дерево и камень — самые древние строительные материалы. Они всегда существовали в природе, поэтому их и именуют природными, а все другие материалы — искусственными.
Прошло много тысяч лет с тех пор, как из деревянных (или иначе — лесных) материалов и изделий стали возводить постройки, но и сейчас, когда дома сооружают в основном из искус- ственных материалов, изделиям из дерева не всегда находят замену. Двери, оконные рамы, паркет, плинтусы, встроенная мебель почти в каждом новом доме сделаны из лесных мате- риалов — легких, прочных, хорошо поддающихся обработке, а также достаточно долговечных. В России можно отыскать деревянные постройки, возраст которых составляет 400— 500 лет. Все части распиленных бревен идут в работу, даже стружки и опилки, из которых научились делать плиты, используемые для отделки помещений, изготовления мебели. Для этого же служит и фанера, склеенная из тонких листов дерева. Каменные сооружения, которые возводят тоже с незапамятных времен, отличаются высочайшей прочностью и огнестойкостью, практически не выходят из строя. К известным древним каменным постройкам, сооруженным более 3 тысяч лет назад и сохранившимся до наших дней, относятся египетские пирамиды высотой до 150 м, остатки Великой китайской стены протяженностью свыше 5 тысяч километров, многочисленные храмы и дворцы. Сейчас каменных зданий и сооружений почти не строят, но без природных каменных материалов редко обходится любая стройка. Каменные породы в виде щебня, гравия, песка и глины используют обычно для получения искусственных строительных материалов.
Из этих материалов самые «старые» — керамические. Они служат для кладки стен (кирпич), для их облицовки (блоки и плитки), для устройства крыш (черепица), для производства санитарно- технических изделий (умывальников, ванн, унитазов, труб). Для изготовления керамических изделий берут глиняное сырье, придают ему нужную форму, сушат и нагревают (обжигают), пока они не получат твердость камня.
Кирпич — один из первых искус- ственных материалов. Его изготовление на кирпичных заводах механизировано, но выкладывают кирпичные конструкции ручным способом. Размеры обыкновенного кирпича, где бы он ни был сделан, остаются одними и теми же, они выработаны многолетним опытом рабочих-каменщиков: с кирпичом таких размером им удобнее всего работать. Иногда строители пользуются и «необыкновенным» кирпичом — больших или меньших размеров, разной формы, пустотелым, огнеупорным — все зависит от того, что строят. Некоторые кирпичные блоки весят до 500 кг, и их можно уложить на предназначенное место только подъемным краном. Не исчерпаны в строительстве и возможности черепицы. Хотя это тяжелый и хрупкий материал, а черепичную крышу приходится делать с большим уклоном, дома с такой крышей выглядят очень красиво, и их наверняка будут со временем все больше строить в сельской местности и в пригородах.
Искусственных материалов очень много. Но чаще всего на стройках применяют минеральные вяжущие вещества, бетон и растворы, железобетон.
Минеральные вяжущие вещества— это порошки, которые при смешивании с водой образуют массу, похожую на тесто. Через некоторое время эта масса затвердевает, как камень. Давным-давно вяжущие вещества приготовляли из гипса и известняка, размалывая их в порошок, а в начале прошлого века в России и Великобритании изобрели цемент — смесь из известняка и глины, которую сначала спекали, а потом размалывали.
Если в вяжущее вещество добавить песок, щебень, гравий (их называют заполнителями) и воду, то после затвердевания смеси получится бетон — один из главных строительных материалов. Из бетонных плит, блоков, панелей и т. п. собирают фундаменты и стены зданий, устои мостов, покрытия дорог и тротуаров. Часто жидкой бетонной смесью заполняют большую форму (опалубку), получая после затвердевания прочную конструкцию. Так строят плотины, крупные фундаменты, дороги.
Финские специалисты создали новый строительный материал — бетон марки «фибрекон». Готовят его, смешивая цемент с различными волокнистыми растительными веществами: соломой, камышом и др. К смеси добавляют песок и воду, помещают ее в формы и оставляют на сутки затвердевать, а затем панели сохнут в течение трех недель. Готовые панели можно резать. Этот материал дешевый, легкий и удобный.