Около четырехсот лет назад Ермак привел свое казачье войско в Сибирь, чтобы отвоевать ее у сибирского хана Кучума. Казаки разбили войско хана и остались в Сибири навсегда. Среди них был молодой казак по фамилии Суриков. Одна из крепостей, которые построили казаки, называлась Красноярск, стояла она на берегу могучей реки Енисей. Вот там, в Красноярске, в семье потомка донского казака Сурикова и родился мальчик Василий, которому суждено было стать великим русским живописцем.
Рисовать Вася начал рано: шестилетним ребенком на кожаной обивке кресел выцарапывал он гвоздиком домики, коней, лодки. Потом стал карандашом или углем рисовать на обрывках бумаги.
Первым учителем Сурикова был сибирский художник Гребнев, он первым и распознал в юноше большой талант. Но развивать свой талант Васе не пришлось: умер его отец, оставив без средств жену и троих детей, из которых Вася был старшим. И пришлось юноше прямо со скамьи училища поступить на службу писарем в канцелярию губернского совета.
Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, да так точно, что губернатор, которому принесли на подпись эту бумагу, принял муху за живую и попытался ее согнать. Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Вася принес целую папку. Губернатор, поняв, что у юноши большое дарование, познакомил его с одним из богатых сибирских золотопромышленников — Кузнецовым, человеком очень образованным и умным. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Так начался творческий путь Сурикова.
Больше всего любил Василий Иванович русскую историю, и почти все его картины исторические. Его первая большая историческая картина — «Утро стрелецкой казни» — изображает казнь московских стрельцов, взбунтовавшихся против царя Петра I.
Вторая историческая картина — «Меншиков в Березове». Сюда, в Сибирь, в Березово, после смерти Петра I был сослан попавший в опалу генералиссимус Меншиков.
В третьей большой исторической картине — «Боярыня Морозова» — рассказывается о событиях, которые относятся к временам царя Алексея Михайловича.
Василий Иванович страстно любил Сибирь. Ей он посвятил свое замеча- тельное полотно — «Покорение Сибири Ермаком». Эту картину он писал в Красноярске, куда ездил почти каждое лето.
Там же, в Красноярске, была написана еще одна замечательная картина — «Взятие снежного городка», пожалуй, самая жизнерадостная. В ней Суриков изобразил старинную игру, в которую играли в Сибири на масленицу.
Картины Сурикова вы можете увидеть в музеях. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — в Третьяковской галерее в Москве, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие снежного городка» — в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.
О жизни русского художника В. И. Сурикова вы узнаете из книги: Кончаловская Н. П. Суриково детство. М.: Малыш, 1984.
Рисовать Вася начал рано: шестилетним ребенком на кожаной обивке кресел выцарапывал он гвоздиком домики, коней, лодки. Потом стал карандашом или углем рисовать на обрывках бумаги.
Первым учителем Сурикова был сибирский художник Гребнев, он первым и распознал в юноше большой талант. Но развивать свой талант Васе не пришлось: умер его отец, оставив без средств жену и троих детей, из которых Вася был старшим. И пришлось юноше прямо со скамьи училища поступить на службу писарем в канцелярию губернского совета.
Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, да так точно, что губернатор, которому принесли на подпись эту бумагу, принял муху за живую и попытался ее согнать. Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Вася принес целую папку. Губернатор, поняв, что у юноши большое дарование, познакомил его с одним из богатых сибирских золотопромышленников — Кузнецовым, человеком очень образованным и умным. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Так начался творческий путь Сурикова.
Больше всего любил Василий Иванович русскую историю, и почти все его картины исторические. Его первая большая историческая картина — «Утро стрелецкой казни» — изображает казнь московских стрельцов, взбунтовавшихся против царя Петра I.
Вторая историческая картина — «Меншиков в Березове». Сюда, в Сибирь, в Березово, после смерти Петра I был сослан попавший в опалу генералиссимус Меншиков.
В третьей большой исторической картине — «Боярыня Морозова» — рассказывается о событиях, которые относятся к временам царя Алексея Михайловича.
Василий Иванович страстно любил Сибирь. Ей он посвятил свое замеча- тельное полотно — «Покорение Сибири Ермаком». Эту картину он писал в Красноярске, куда ездил почти каждое лето.
Там же, в Красноярске, была написана еще одна замечательная картина — «Взятие снежного городка», пожалуй, самая жизнерадостная. В ней Суриков изобразил старинную игру, в которую играли в Сибири на масленицу.
Картины Сурикова вы можете увидеть в музеях. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — в Третьяковской галерее в Москве, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие снежного городка» — в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.
О жизни русского художника В. И. Сурикова вы узнаете из книги: Кончаловская Н. П. Суриково детство. М.: Малыш, 1984.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи