Структурная организация беседы

Наука » Психология » Этика делового общения
Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов:

· подготовительный этап;
· начало беседы;
· обсуждение проблемы;
· принятие решения;
· завершение беседы.

Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы. При выборе места проведения беседы полезно учесть следующие рекомендации специалистов. В своем кабинете вы будете чувствовать себя увереннее, если инициатива разговора исходит от вас. В кабинете своего собеседника вам будет легче решать вопросы, по которым вы занимаете объективно более выгодную

Виды и характеристика деловой беседы

Наука » Психология » Этика делового общения
Существуют различные формы организации деловых отношений, однако наибольшее распространение получила деловая беседа.

Деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Функции деловой беседы: поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий; взаимное общение работников из одной деловой среды; поиск и оперативная разработка рабочий идей и замыслов;

поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Деловая беседа имеет разновидности в зависимости от целей и мотивов ведения разговора.

Невербальные средства коммуникации

Наука » Психология » Этика делового общения
Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны – вербальную (речевую) и невербальную (без слов). Данные ученых говорят о большой значимости невербальной информации. В исследованиях было обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный – для передачи чувств, межличностных отношений. Таким образом, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнеру, к предмету обсуждения и др.). Невербальное поведение является более информативным, чем вербальное, в связи с тем, что в его структуре непроизвольные движения преобладают над произвольными. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково. Основы изучения невербального поведения заложены в работах выдающегося русского ученого И.М. Сеченова. Важный вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 году.

Основные средства делового общения

Наука » Психология » Этика делового общения
Вербальные средства коммуникации – в качестве средства коммуникации выступает человеческая речь.

Логико-смысловую часть деловой коммуникации образует вербальная коммуникация. Она включает в себя два взаимосвязанных процесса:

· производства сообщений деловыми партнерами (процессы говорения и понимания произносимых слов, суждений);
· и восприятия ими этих сообщений (процесс слушания и интерпретации услышанного). Основные требования к деловому разговору:

1. Точность речи

Важной характеристикой современной устной деловой речи является точность и ясность речи. Она предполагает целенаправленным выбор деловыми партнерами слов и высказываний, наиболее соответствующих смыслу передаваемого сообщения. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет логически мыслить, знает законы русского языка, его правила.

Способы воздействия в деловом общении

Наука » Психология » Этика делового общения
Содержание делового общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

1. Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Условиями эффективного убеждения считаются:

· учет индивидуальных особенностей убеждаемой личности;
· соответствие содержания и формы убеждения уровню развития личности;
· использование общих принципов и конкретных фактов;
· последовательность, всесторонность и обоснованность доказательств;
· использование известных примеров и общепризнанных мнений;
· эмоциональность, убежденность в своей правоте.

Интерактивная фаза делового общения (взаимодействие)

Наука » Психология » Этика делового общения
Деловое общение всегда связано с какой-либо совместной социально значимой деятельностью людей. Поэтому обмен информацией, передача и прием информации, как правило, не самоцель, а основа для организации совместной деятельности деловых партнеров. На нее оказывают воздействие целостные образы деловых партнеров, которые сформировались на перцептивной и информационно-коммуникативной фазах делового общения. Поэтому процесс взаимодействия деловых партнеров необходимо рассматривать в неразрывном единстве с теми процессами, которые сформировались на предыдущих фазах делового общения. Это позволит раскрыть как специфику интерактивной фазы делового общения, так и динамику всех социально-психологических процессов, формирующихся на протяжении всего периода деловой коммуникации.

Особенность интерактивной фазы делового общения заключается в том, что в этой фазе в наибольшей мере проявляется поведенческая активность деловых партнеров и реализуется их поведенческий потенциал. Поэтому интерактивная фаза включает в себя как отдельные обособленные поведенческие акты и действия деловых партнеров данной деловой ситуации, так и предпринимаемые ими совместные действия. Специфика интерактивной фазы делового общения определяется также содержанием совместной деятельности деловых партнеров и ее направленностью на реализацию определенной социально значимой цели делового общения.

Информационно-коммуникативная фаза делового общения

Наука » Психология » Этика делового общения
Решение любой деловой проблемы всегда включает в себя обмен деловой информацией между партнерами. Информационно-коммуникативная фаза включает в себя решение трех задач:

1. Нахождении партнерами наиболее эффективных для решения деловой проблемы средств и способов обмена информацией между собой;

2. Обеспечении релевантности этой информации (смыслового соответствия информационных запросов и полученных сообщений);

3. Выборе партнерами таких техник психологического влияния друг на друга, которые подкрепляют обмен информацией между ними и в наибольшей мере содействуют их коммуникативному сотрудничеству.

Межличностное восприятие и понимание в деловом общении

Наука » Психология » Этика делового общения
Межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния. Воздействие этих факторов создает характерную для каждого из деловых партнеров апперцепцию, которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации. Каждый их деловых партнеров, принимающих участие в процессе общения, выступает одновременно и в качестве воспринимающего (создающего образы других), и в качестве воспринимаемого (образ которого создается другими).
Ведущую роль в восприятии и познании делового партнера принадлежит зрительным ощущениям. Именно они регистрируют наиболее ярко выраженные внешние характеристики делового партнера. В своей совокупности и единстве они образуют основу визуального образа делового партнера.
Значительное месте в познании делового партнера принадлежит слуховым ощущениям. Роль этих ощущений состоит в том, что они регистрируют наиболее значимые для перцептивной фазы общения аудиальные сигналы, поступающие от делового партнера, связанные с тональностью, громкостью и тембром его голоса.

Социально-психологические процессы делового общения

Наука » Психология » Этика делового общения
Социально-психологические процессы делового общения:
1. Межличностное восприятие в деловом общении
2. Информационно-коммуникативная фаза делового общения
3. Интерактивная фаза делового общения (взаимодействие
4. Основные средства делового общения
Основные понятия: межличностная апперцепция, социальный стереотип, индетификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, кинесика, такесика.
В системе делового общения в качестве основных структурных элементов можно выделить три подсистемных блока.
Первый блок включает самих субъектов делового общения (деловых партнеров) с их профессиональными, интернализированными (усвоенными) ролями и внутренним духовным, психическим миром.
Второй блок представлен тем социально значимым предметом общения, по поводу которого возникает деловое общение.
Третий блок – межличностный процесс делового общения, включающий в себя всю совокупность межличностных связей и отношений, которая формируется между деловыми партнерами. Основу этих отношений образуют психические процессы межличностной коммуникации деловых партнеров.
Психические процессы, формирующиеся в каждой из этих фаз, имеют ряд особенностей, обусловленных различной степенью взаимного психического влияния деловых партнеров. Первая фаза делового общения – перцептивная, связанная с процессом межличностной перцепции – восприятием деловыми партнерами друг друга.

МЕТОДЫ ПРОГНОЗА СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ И ОЦЕНКИ ПРОГНОЗИРУЕМОГО СОСТОЯНИЯ

Наука » География » Мониторинг водных ресурсов
С момента осознания собственного, настоящего «Я» в окружающем мире человек стремится узнать будущее состояние этого мира и своё будущее место в этом мире.

Первые языческие культы, древнеегипетские жрецы, оракулы Древней Греции и Рима, астрология, средневековые ведьмы и колдуны, медиумы, наконец, канонические и апокрифические произведения христианства, ислама и других мировых религий – всё это попытки человечества спрогнозировать и спланировать собственное существование.

Научное развитие вопросов прогнозирования также имеет долгую историю – от социальных утопистов и первых учёных-естественников, пытавшихся предсказывать погоду, до современных «Концепций устойчивого развития» и глобальных сценариев развития всего человечества.

Прогнозирование – изучение объектов, явлений или процессов, недоступных современному непосредственному исследованию.

Расчёты предельно допустимых сбросов

Наука » География » Мониторинг водных ресурсов
Цель расчётов – обеспечение наиболее благоприятных условий жизни населения, предотвращения разрушения и необратимых изменений экосистем. В основе всех расчётов лежат действующие ПДК.

Согласно действующим Правилам санитарно-гигиенические требования к качеству воды относится только к местам или створам водопользования, а не ко всей акватории водного объекта.

В водотоках контрольный створ, в котором состав и свойства воды должны соответствовать нормативным, должен быть расположен на расстоянии 1 км выше от ближайшего по течению пункта водопользования.

Для водоёмов рыбохозяйственного назначения контрольный створ устанавливается на расстоянии 500 м от выпуска сточных вод. В непроточных водоёмах контрольная зона должна соответствовать нормативам в радиусе 1 км от пункта водопользования.

Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах

Наука » География » Мониторинг водных ресурсов
В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод», все водные объекты подразделяются на два вида водопользования:

I вид – хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое; II вид – рыбохозяйственное водопользование. Каждый вид, в свою очередь, разделён на категории.

Хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое водопользование. I категория – водные объекты, используемые в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности. II категория – водные объекты, используемые для купания, занятия спортом и отдыха населения.

Рыбохозяйственное водопользование. I категория – водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода. II категория – водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.