Межличностное восприятие и понимание в деловом общении

Наука » Психология » Этика делового общения
Межличностная перцепция связана с созданием целостного образа делового партнера, фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональных характеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияние оказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, профессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы, эмоциональные состояния. Воздействие этих факторов создает характерную для каждого из деловых партнеров апперцепцию, которая обуславливает их значительные расхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самой деловой ситуации. Каждый их деловых партнеров, принимающих участие в процессе общения, выступает одновременно и в качестве воспринимающего (создающего образы других), и в качестве воспринимаемого (образ которого создается другими).
Ведущую роль в восприятии и познании делового партнера принадлежит зрительным ощущениям. Именно они регистрируют наиболее ярко выраженные внешние характеристики делового партнера. В своей совокупности и единстве они образуют основу визуального образа делового партнера.
Значительное месте в познании делового партнера принадлежит слуховым ощущениям. Роль этих ощущений состоит в том, что они регистрируют наиболее значимые для перцептивной фазы общения аудиальные сигналы, поступающие от делового партнера, связанные с тональностью, громкостью и тембром его голоса.
Основными свойствами восприятий являются целостность и константность. Целостность восприятий в перцептивной фазе состоит в том, что партнеры воспринимают образы друг друга как устойчивую систему компонентов, т.е. некоторые части компонентов образа, ненаблюдаемые в те или иные моменты деловой ситуации, могут достраиваться до целостного образа. Так, в зрительных восприятиях при наблюдении внешних соматических восприятиях при наблюдении внешних соматических характеристик партнера (положение головы, рук, туловища, ног) происходит достраивание характера его походки. Константность восприятий заключается в относительном постоянстве некоторых наблюдаемых партнерами признаков целостных образов друг друга при довольно значительном изменении условий деловой ситуации. Динамика формирования партнерами целостных образов всегда определяется пространственно-временными условиями деловой ситуации.
На основе восприятия пространственных характеристик деловой ситуации (дистанция между деловыми партнерами, угол ориентации их по отношению друг к другу, величина и форма всех ситуационных объектов) у каждого из партнеров формируется целостный пространственный образ всей деловой ситуации.
На основе восприятия времени у деловых партнеров происходит отражение объективной действительности, скорости и последовательности протекания процесса общения. При этом в дифференцировании времени общения (сколько оно длится и когда именно происходит) у деловых партнеров формируется свое собственное субъективное восприятия, обусловленное их доминирующим в перцептивной фазе общения эмоциональным состоянием.
Межличностная апперцепция - формирование у деловых партнеров целостных образов друг друга на основе их предшествующего познавательного опыта и личностных особенностей психики.
Межличностная перцепция является процессом с активной обратной связью, которая перестраивает многие психические процессы и регулирует поведение человека. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет
информационную нагрузку и играет роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре партнера по деловому общению. Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов
перцепции, к которым относится:
1. Познание и понимание друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
2. Познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
3. Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация - способ познания другого человека, при котором предположение, о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация - восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Эмпатия - эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает.
Аттракция - познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему.
Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.
В перцептивной фазе делового общения каждый из деловых партнеров пытается «приоткрыть» психологическое пространство друг друга, выявить его особенности и тем самым сконструировать целостный образ партнера, наиболее соответствующий адекватному, реальному. Однако корреляция психических пространств деловых партнеров сопровождается возникновением перцептивных барьеров которые мешают адекватному прочтению образа партнера. Можно выделить несколько таких перцептивных барьеров: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительного и, первого впечатления, стереотипизации. Рассмотрим каждый из них.
Барьер превосходства возникает при неравенстве социальных позиций деловых партнеров — их социального статуса и социальной роли. Восприятие деловыми партнерами друг друга связано при этом с недооценкой или переоценкой личностных качеств друг друга Действие барьера превосходства может проявиться в недооценке или переоценке какой-либо одной характеристики делового партнера: возрастной, гендерной, интеллектуальной, профессиональной мин одновременно всех вместе взятых характеристик. На возникновение этого барьера могут оказать воздействие и особые обстоятельства конкретной деловой ситуации (например, общение происходит в торжественной, церемониальной обстановке, где статус одного из партнеров четко выделен). Стиль общения деловых партнеров также может способствовать возникновению барьера превосходства. Например, открытая демонстрация одним из деловых партнеров своего особого статуса или независимой позиции.
Барьер привлекательности формируется на основе эстетических представлений деловых партнеров о соответствии личности избранному каждым из них образцу красоты и привлекательности. При этом критериями оценки привлекательности могут служить как Внешний вид делового партнера (черты лица, мимика, осанка, соразмерность роста и веса, эстетика одежды), так и манеры общения, поведения, обусловленные деловой культурой. Барьер привлекательности проявляется в приписывании позитивных или негативных психологических качеств деловому партнеру. Например, деловой партнер, воспринимаемый как привлекательный, переоценивается по нравственным и психологическим качествам, так как ему приписываются лишь позитивные характеристики.
Барьер ореола возникает на основе галоэффекта — переноса общего оценочного впечатления о деловом партнере на восприятие всех его психологических качеств и поступков. При этом роль ореола может выполнять какое-либо одно суждение о партнере, которое вызывает определенное к нему отношение и мешает адекватно воспринимать другие, реально существующие его черты. Барьер ореола наиболее часто возникает тогда, когда идет оценивание моральных качеств делового партнера по шкале «хороший - плохой». Если деловой партнер определен как «хороший», то ему приписываются и другие позитивные качества (добрый, надежный). Чаще всего возникновение барьера ореола связано с дефицитом информации, когда воспринимающий деловой партнер имеет минимальную информацию о другом партнере, воспринимаемом им. В этом случае барьер ореола становится социально-психологическим механизмом «уплотнения» получаемой информации о деловом партнере, ускорения процесса ее переработки.
Барьер предрасположенности связан с проявлением определенного отношения (позитивного или негативного) одного делового партнера к другому. Основным признаком отношения может быть согласие или несогласие делового партнера в решении деловой пролемы. Важное значение при этом придается всем признакам проявления согласия или несогласия: вербальным и невербальным. Близость когнитивных представлений и эмоциональных состояний деловых
партнеров детерминирует и их переоценку психологических качеств друг друга.
Барьер предрасположенности может проявиться не только в смягчения оценочных суждений воспринимающего делового партнера по отношению к воспринимаемому, но и в их ожесточении. Возможность появления такого крайне негативного отношения к воспринимаемому деловому партнеру может быть обусловлена его бескомпромиссной позицией в решении деловой проблемы.
Смягчение оценочных суждений по отношению к деловому партнеру может проявиться и в барьере снисходительности. Возникновение этого барьера связано с тем, что в шкале оценок воспринимающего делового партнера преобладают позитивные характеристики как по отношению к себе, так и по отношению к воспринимаемом им
партнеру. Оценочная шкала суждений воспринимающего партнера смещается в сторону позитивных характеристик, что и выражается в целом в благосклонном отношении к партнеру.
Фактор новизны или первого впечатления. Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение 4-60с. Дело в том, что в силу устройства нашей психики мы имеем внутреннюю потребность быстро вынести мнение о новом объекте, чтобы адекватно реагировать, например, на возможные угрозы. Поэтому мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, это и есть процесс стереотипизации. Такая классификация позволяет быстро найти в кладовой подсознания те или иные готовые варианты реагирования на новый объект, который сознательно или бессознательно причисляется к категории «не нравится» или «нравится», или «безразличен». Выделяются основные характеристики делового партнера, которые первоначально формируются в качестве особого оценочного суждения. Например: «с ним можно иметь дело», «он – опасный человек», «а он – хитрый» и «он – себе на уме». Эти суждения зачастую и оказывают определяющее воздействие на последующее выстраивание деловых отношений между партнерами. По свойству памяти информация старается удержаться в той ячейке, куда она попала первоначально. Поэтому важно первое впечатление, хотя оно и считается обманчивым.
Межличностная апперцепция деловых партнеров во многом опосредована и теми социальными ролями, которые присущи деловым партнерам в конкретной деловой ситуации. Реализация социальных ролей непосредственно связывается с нормативно одобряемыми образцами поведения, которых деловые партнеры ожидают друг от друга.

Усвоение социальных ролей, стиль исполнения детерминируются групповой принадлежностью деловых партнеров, личностными особенностями психики каждого из них, обстоятельствами конкретной деловой ситуации.
Соотнесенность деловых партнеров с определенной социальной группой, идентификация их с этими группами отражаются в возникновении в перцептивной фазе делового общения барьера стереопитизации. В психологии под стереотипом понимают упрощенное, схематизированное, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т.д.). Понятие «социальный стереотип» впервые вводится в 1922 г. американским журналистом Уолтером Липпманом .Термином «социальный стереотип» Липпман обозначил упрощенное, заранее принятое эмоциональное представление о каком-либо социальном объекте, которое не вытекает из собственного познавательного опыта человека, а формируется на основе опосредованного восприятия объекта («нам говорят о мире до того, как мы познаем его на опыте»).
Социальный стереотип – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Ориентировка и определение человека происходит мгновенно. Именно характеристики социального статуса воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности попросту достраиваются по определенным схемам. Один из способов усвоения и переработки информации – сличение вновь поступающей информации с социальными эталонами и стереотипами, которые человек усваивает с детства.
В деловом общении часто встречаются ситуации, которые требуют самопрезентации, умения целенаправленно формировать впечатления о себе. В ограниченных условиях времени и пространства необходимо предъявить специально организованную, продуманную, структурированную, краткую информацию о себе, таким образом, чтобы достигнуть поставленных целей.
Самопрезентация – кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.
Содержательные характеристики самопрезентации включают:
1. Отбор информации о себе для самопредъявления в соответствии с целью делового общения.
2. Передача информации и получение обратной связи.
3. Корректировка образа «Я» и совершенствование тактики самопредъявления.
Э.Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации.

Межличностное восприятие и понимание в деловом общении
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.