Можете ли вы быстро и легко вспомнить алфавит? Легко ли вы можете написать свое имя? Можете ли вы сыграть гамму на музыкальном инструменте?
Возможно, вы скажете, что помните все это.
Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась привычка делать это. Поэтому память можно обозначить как заучивание за счет формирования привычки.
У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — например, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спрашивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.
Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как расположить определенные элементы в соответствующем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обучение (а это тоже означает память) состоит из обширных сочетаний простых привычек.
Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения каких-то элементов. Существуют и некоторые другие факторы, которые влияют на ситуацию и позволяют вам лучше учить и запоминать.
Один из них — желание учиться, то есть мотивация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.
Кроме того, немаловажную помощь в обучении может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.
Возможно, вы скажете, что помните все это.
Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась привычка делать это. Поэтому память можно обозначить как заучивание за счет формирования привычки.
У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — например, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спрашивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.
Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как расположить определенные элементы в соответствующем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обучение (а это тоже означает память) состоит из обширных сочетаний простых привычек.
Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения каких-то элементов. Существуют и некоторые другие факторы, которые влияют на ситуацию и позволяют вам лучше учить и запоминать.
Один из них — желание учиться, то есть мотивация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.
Кроме того, немаловажную помощь в обучении может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.
Время от времени мы слышим о каком-нибудь школьнике, которого считают гением. Или в газетах можно прочитать о том, как кто-то сделал что-то настолько исключительное, что его называют гением. И при изучении истории, конечно, нам пришлось познакомиться со многими известными людьми, которых мы признаем гениями.
А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово используется для обозначения тех, кто обладает высочайшим интеллектом. Единственный способ признать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у признанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни считается гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была признана при жизни.
Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку достаточно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он способен довольно быстро и легко приобрести соответствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, катания на коньках или рисования.
Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.
Правда, надо сказать, что гений обычно специализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.
В наше время считается, что человек рождается гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно работать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.
А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово используется для обозначения тех, кто обладает высочайшим интеллектом. Единственный способ признать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у признанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни считается гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была признана при жизни.
Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку достаточно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он способен довольно быстро и легко приобрести соответствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, катания на коньках или рисования.
Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.
Правда, надо сказать, что гений обычно специализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.
В наше время считается, что человек рождается гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно работать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.
Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направлениях останавливается в различном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцатилетнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высокий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развитием. Некоторые из них окажутся умными, способными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном развитии может считаться разницей в умственном возрасте.
Рост человека мы можем измерить, а как измерить умственное развитие? Для этой цели разработана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми различных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые затрудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилетний ребенок способен выполнить тест для шестилетнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное развитие. Если же двенадцатилетний неспособен сделать задание из теста для шестилеток, то он отстает в развитии.
Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст умственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пятилетнем возрасте умственное развитие соответствует шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, которые превышают 110, будут превосходными.
Среди всех отличий человека от других представителей животного мира самое важное — это мозг. Многие низшие животные вообще не имеют мозга, имеют очень небольшой или плохо развитый мозг. Например, у дождевого червя мозг размером с булавочную головку, у кролика мозг — не больше наперстка. Мозг человека весит в среднем около 1,3 кг.
Между прочим, размер мозга — не самое важное. У слона, например, мозг больше человеческого, но он не так хорошо развит.
Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контролируются все наши осознанные действия.
Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в верхней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверхность покрыта складками и морщинами. Поверхность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочисленнее и глубже складки. Под этой поверхностью, называемой корой, находится белое вещество, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.
Определенные участки коры контролируют определенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные участки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэтому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, например) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.
Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и координирует работу мышц. Поэтому при его повреждении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.
Продолговатый мозг примерно равен по размеру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет левой ногой и т.д.
Между прочим, размер мозга — не самое важное. У слона, например, мозг больше человеческого, но он не так хорошо развит.
Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контролируются все наши осознанные действия.
Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в верхней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверхность покрыта складками и морщинами. Поверхность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочисленнее и глубже складки. Под этой поверхностью, называемой корой, находится белое вещество, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.
Определенные участки коры контролируют определенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные участки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэтому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, например) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.
Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и координирует работу мышц. Поэтому при его повреждении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.
Продолговатый мозг примерно равен по размеру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет левой ногой и т.д.
В древности люди не понимали сути болезней и их причины. Поэтому они часто обходились очень жестоко с теми, кто болел определенными заболеваниями. Эпилептики в средние века считались сумасшедшими или заколдованными. А знаете ли вы, что многие великие люди и многие гении были эпилептиками? Среди них можно назвать герцога Веллингтона, Рихарда Вагнера, Винсента ван Гога и Луи-Гектора Берлиоза.
Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в коматозное состояние.
Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются такие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.
У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же химические изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта болезнь передается по наследству.
Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой температуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Результатом повреждения мозга может быть эпилепсия.
Эпилепсия, однако, не имеет отношения к умственному развитию. Человек, страдающий эпилепсией, должен считаться нормальной личностью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — ходить в школу, работать, создавать семьи, воспитывать детей.
Медицина разработала препараты, позволяющие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.
Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в коматозное состояние.
Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются такие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.
У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же химические изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта болезнь передается по наследству.
Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой температуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Результатом повреждения мозга может быть эпилепсия.
Эпилепсия, однако, не имеет отношения к умственному развитию. Человек, страдающий эпилепсией, должен считаться нормальной личностью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — ходить в школу, работать, создавать семьи, воспитывать детей.
Медицина разработала препараты, позволяющие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.
Морская болезнь связана с понятиями о равновесии и головокружении. Наши органы равновесия содержат жесткие волоски, окруженные жидкостью. Когда мы двигаемся в любом направлении, жидкость двигает волоски. Эти волоски посылают сигнал в мозг, который дает нам ощущение движения в данном направлении.
При нормальных условиях эта жидкость, которая называется лимфой, и движение волосков таковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равновесие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из стороны в сторону.
Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с одного на другой. Как только в мозг поступает какой-то «приказ», тут же следует другой, совершенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сигналы, которые противоречат друг другу!
В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.
К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воздействуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы заставило волоски и лимфу остановить движение.
Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.
Один из наиболее эффективных способов противостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от страхов, потому что страх и воображение только усиливают морскую болезнь!
При нормальных условиях эта жидкость, которая называется лимфой, и движение волосков таковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равновесие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из стороны в сторону.
Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с одного на другой. Как только в мозг поступает какой-то «приказ», тут же следует другой, совершенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сигналы, которые противоречат друг другу!
В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.
К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воздействуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы заставило волоски и лимфу остановить движение.
Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.
Один из наиболее эффективных способов противостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от страхов, потому что страх и воображение только усиливают морскую болезнь!
Есть один верный способ выиграть спор! Предложите кому-нибудь пройти с завязанными глазами по тротуару, ни разу с него не сойдя. Наверняка тот, с кем вы будете спорить, проиграет, потому что вскоре после начала движения он начнет ходить кругами.
Люди, заблудившиеся в тумане или во время пурги, часто идут много часов, будучи в полной уверенности, что идут по прямой. Через некоторое время они возвращаются туда, откуда вышли.
А причина того, что мы не можем ходить по прямой без помощи зрения, состоит в асимметричности нашего тела. Это означает, что отсутствует полное равновесие между правой и левой половинами нашего тела. Например, сердце находится слева, печень — справа. Скелет тоже несимметричен. Спина не идеально прямая. Наши ноги тоже неодинаковы по размерам. Все это означает, что и мышечная система нашего организма несимметрична и не уравновешена.
Поскольку наши мышцы справа и слева отличаются, это влияет и на то, как мы ходим, на нашу походку. Если мы закроем глаза, то наша походка будет зависеть от мышц и строения нашего тела, и одна сторона заставит нас повернуть в определенном направлении. Кончится тем, что мы пойдем по кругу.
Между прочим, это касается не только наших ног, но и рук. Были произведены опыты, во время которых люди с завязанными глазами пытались управлять автомобилем. Примерно через 20 секунд все участники опыта начинали съезжать с дороги! Это убедительная причина для того, чтобы держать глаза открытыми, когда мы идем или сидим за рулем!
Люди, заблудившиеся в тумане или во время пурги, часто идут много часов, будучи в полной уверенности, что идут по прямой. Через некоторое время они возвращаются туда, откуда вышли.
А причина того, что мы не можем ходить по прямой без помощи зрения, состоит в асимметричности нашего тела. Это означает, что отсутствует полное равновесие между правой и левой половинами нашего тела. Например, сердце находится слева, печень — справа. Скелет тоже несимметричен. Спина не идеально прямая. Наши ноги тоже неодинаковы по размерам. Все это означает, что и мышечная система нашего организма несимметрична и не уравновешена.
Поскольку наши мышцы справа и слева отличаются, это влияет и на то, как мы ходим, на нашу походку. Если мы закроем глаза, то наша походка будет зависеть от мышц и строения нашего тела, и одна сторона заставит нас повернуть в определенном направлении. Кончится тем, что мы пойдем по кругу.
Между прочим, это касается не только наших ног, но и рук. Были произведены опыты, во время которых люди с завязанными глазами пытались управлять автомобилем. Примерно через 20 секунд все участники опыта начинали съезжать с дороги! Это убедительная причина для того, чтобы держать глаза открытыми, когда мы идем или сидим за рулем!
У вас никогда не было ощущения того, что вы знали о чем-то еще до того, как это произошло? Или, может быть, вам удавалось определить, какой будет перевернутая карта или какое число будет названо?
Существует много людей, которые, кажется, обладают такими способностями — и не редко, а гораздо чаще, чем средний человек. Как им это удается? Считается, что они обладают даром ясновидения, или имеют экстрасенсорные способности. Это означает, что они способны постигать то, что находится за пределами обычных чувств.
В течение более 25 лет профессор Дж. Б. Райн из Дюкского университета проводил эксперименты, чтобы доказать, что экстрасенсорное восприятие существует, и измерить его у человека. Эти эксперименты включали ясновидение, телепатию и способность предвидения.
В опытах по ясновидению использовалась специальная колода карт. Эта колода состояла из пяти разных карт с различными значками: крест, круг, звезда, волнистые линии и квадрат. Эксперимент состоял в том, чтобы заставить людей, у которых предполагалось наличие экстрасенсорных возможностей, определить по-разному разложенные карты, не глядя на них. Если количество правильных догадок превышало достижение среднего человека, то это считалось доказательством того, что человек обладает такими способностями.
В экспериментах по телепатии человек пытался прочитать мысли того, кто проводил эксперимент с угадыванием карт.
В эксперименте по предсказанию будущего делалась попытка предсказать последовательность событий до их наступления с использованием все тех же карт и монеты.
Существуют немало разногласий по поводу того, действительно ли эти эксперименты доказали существование экстрасенсорного восприятия. Но существует и основательное мнение по поводу того, что результаты показывают что-то, происходящее не только по случайности.
Существует много людей, которые, кажется, обладают такими способностями — и не редко, а гораздо чаще, чем средний человек. Как им это удается? Считается, что они обладают даром ясновидения, или имеют экстрасенсорные способности. Это означает, что они способны постигать то, что находится за пределами обычных чувств.
В течение более 25 лет профессор Дж. Б. Райн из Дюкского университета проводил эксперименты, чтобы доказать, что экстрасенсорное восприятие существует, и измерить его у человека. Эти эксперименты включали ясновидение, телепатию и способность предвидения.
В опытах по ясновидению использовалась специальная колода карт. Эта колода состояла из пяти разных карт с различными значками: крест, круг, звезда, волнистые линии и квадрат. Эксперимент состоял в том, чтобы заставить людей, у которых предполагалось наличие экстрасенсорных возможностей, определить по-разному разложенные карты, не глядя на них. Если количество правильных догадок превышало достижение среднего человека, то это считалось доказательством того, что человек обладает такими способностями.
В экспериментах по телепатии человек пытался прочитать мысли того, кто проводил эксперимент с угадыванием карт.
В эксперименте по предсказанию будущего делалась попытка предсказать последовательность событий до их наступления с использованием все тех же карт и монеты.
Существуют немало разногласий по поводу того, действительно ли эти эксперименты доказали существование экстрасенсорного восприятия. Но существует и основательное мнение по поводу того, что результаты показывают что-то, происходящее не только по случайности.
Время от времени в газетах попадаются сообщения о людях, которые «забыли», кто они такие. Такие люди не помнят никого и ничего из своего прошлого, в том числе и свое имя. Мы говорим, что такие люди страдают амнезией.
Все мы время от времени испытываем отрицательные эмоции. Мы чувствуем себя обиженными, злыми, разочарованными или испуганными по каким-то причинам. Когда мы испытываем эмоциональное напряжение, нам надо что-то с этим делать. Например, самое простое — закричать, покраснеть или покрыться холодным потом. В действительности такие вещи происходят помимо нашей воли. Это считается нормальными реакциями, поскольку такое может случиться с любым.
Но человек может отреагировать на эмоциональную нагрузку и другим образом. Вместо того чтобы повернуться лицом к выбившим его из колеи проблемам, он пытается вести себя так, будто его ничто не тревожит. Он «бежит» от проблем, «защищая» себя таким образом от эмоционального напряжения.
Одним из видов такой реакции является амнезия. Человек просто ведет себя таким образом, будто все, что так тревожит и расстраивает его, случилось не с ним, а с кем-то еще! Он «забывает» свои тревоги.
Забывая это, он забывает и многие другие вещи, связанные с его тревогами,— включая свое имя! Человек просто не может ничего вспомнить о своем прошлом. Но в настоящем он может ориентироваться вполне нормально. Он живет и работает, как любой другой человек, и может не привлекать ничьего внимания.
Иногда человек внезапно, сам по себе, приходит в себя после амнезии. Во многих случаях, однако, больному должен помочь выздороветь психиатр. Любопытно то, что после того, как пройдет амнезия, люди не помнят ничего из происходившего с ними во время нее.
Все мы время от времени испытываем отрицательные эмоции. Мы чувствуем себя обиженными, злыми, разочарованными или испуганными по каким-то причинам. Когда мы испытываем эмоциональное напряжение, нам надо что-то с этим делать. Например, самое простое — закричать, покраснеть или покрыться холодным потом. В действительности такие вещи происходят помимо нашей воли. Это считается нормальными реакциями, поскольку такое может случиться с любым.
Но человек может отреагировать на эмоциональную нагрузку и другим образом. Вместо того чтобы повернуться лицом к выбившим его из колеи проблемам, он пытается вести себя так, будто его ничто не тревожит. Он «бежит» от проблем, «защищая» себя таким образом от эмоционального напряжения.
Одним из видов такой реакции является амнезия. Человек просто ведет себя таким образом, будто все, что так тревожит и расстраивает его, случилось не с ним, а с кем-то еще! Он «забывает» свои тревоги.
Забывая это, он забывает и многие другие вещи, связанные с его тревогами,— включая свое имя! Человек просто не может ничего вспомнить о своем прошлом. Но в настоящем он может ориентироваться вполне нормально. Он живет и работает, как любой другой человек, и может не привлекать ничьего внимания.
Иногда человек внезапно, сам по себе, приходит в себя после амнезии. Во многих случаях, однако, больному должен помочь выздороветь психиатр. Любопытно то, что после того, как пройдет амнезия, люди не помнят ничего из происходившего с ними во время нее.
Иногда люди утверждают, что «видели что-то», чего на самом деле не существует. Им могут привидеться «духи» или какие-то странные создания. Иногда маленькие дети утверждают, что «видели» такое, чего никто не видел. Иногда это фантазии или мечты; иногда — иллюзии.
Существует разница между иллюзией и галлюцинацией. Если у человека иллюзия, то это значит, что имеется что-то вводящее в заблуждение его зрение или чувства. Это можно проверить, потому что и другие люди это видят. Например, мираж — это разновидность иллюзии. Но самое главное в том, что есть какая-то причина, по которой человек думает, что он видит именно то, что он видит.
Но если у человека галлюцинация, то ничего подобного здесь нет! Не существует никакого внешнего раздражителя для зрения или чувств. Единственный стимул находится в самом человеке, раздражителем является его собственная фантазия.
Галлюцинации могут быть различных типов, в зависимости от затронутых ею органов чувств. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации. Человек воображает, что он слышит голоса, бормотание, смех, плач, звон колоколов, музыку и даже выстрелы! Второй по распространенности тип — зрительные галлюцинации. Людям кажется, что они видят отсутствующих в данный момент людей, им могут привидеться животные, предметы или целые живые картины. Иногда они «видят» пугающие их странные, ужасные и неземные предметы. А иногда у людей бывают галлюцина-связанные с вкусом или запахом и даже с осязанием!
Причиной появления галлюцинаций могут быть разные вещи. Одна из наиболее распространенных причин состоит в том, что человек чем-то очень обеспокоен и встревожен. Если кто-то находится в очень эмоциональном состоянии, например очень сердит или напуган, то у него могут появиться галлюцинации.
Иначе говоря, те, кто обычно находится в состоянии большого возбуждения, страха, экстаза или предчувствия чего-то, способны галлюцинировать. Определенные наркотики также способны вызывать галлюцинации. Например, кокаин вызывает галлюцинацию, при которой кажется, что по коже ползают насекомые.
Существует разница между иллюзией и галлюцинацией. Если у человека иллюзия, то это значит, что имеется что-то вводящее в заблуждение его зрение или чувства. Это можно проверить, потому что и другие люди это видят. Например, мираж — это разновидность иллюзии. Но самое главное в том, что есть какая-то причина, по которой человек думает, что он видит именно то, что он видит.
Но если у человека галлюцинация, то ничего подобного здесь нет! Не существует никакого внешнего раздражителя для зрения или чувств. Единственный стимул находится в самом человеке, раздражителем является его собственная фантазия.
Галлюцинации могут быть различных типов, в зависимости от затронутых ею органов чувств. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцинации. Человек воображает, что он слышит голоса, бормотание, смех, плач, звон колоколов, музыку и даже выстрелы! Второй по распространенности тип — зрительные галлюцинации. Людям кажется, что они видят отсутствующих в данный момент людей, им могут привидеться животные, предметы или целые живые картины. Иногда они «видят» пугающие их странные, ужасные и неземные предметы. А иногда у людей бывают галлюцина-связанные с вкусом или запахом и даже с осязанием!
Причиной появления галлюцинаций могут быть разные вещи. Одна из наиболее распространенных причин состоит в том, что человек чем-то очень обеспокоен и встревожен. Если кто-то находится в очень эмоциональном состоянии, например очень сердит или напуган, то у него могут появиться галлюцинации.
Иначе говоря, те, кто обычно находится в состоянии большого возбуждения, страха, экстаза или предчувствия чего-то, способны галлюцинировать. Определенные наркотики также способны вызывать галлюцинации. Например, кокаин вызывает галлюцинацию, при которой кажется, что по коже ползают насекомые.
Будучи людьми, мы подвержены не только физической боли, но и эмоциональным «болям». Какая-то ситуация может вызвать у нас сильное эмоциональное потрясение. Иногда мы довольно просто на это реагируем. Например, мы можем закричать, покраснеть или покрыться испариной.
Но иногда, когда эмоциональная нагрузка слишком велика или наша сопротивляемость слаба, мы можем проявить другую реакцию на эти нагрузки. Одна из них называется фобической реакцией. Это означает, что эмоциональная нагрузка, или возбуждение, тревога сочетается с конкретным предметом или ситуацией. Если избегать предмет, вызывающий такое состояние, можно предотвратить и тревожное состояние, с которым он ассоциируется.
Некоторые из распространенных фобий — это страх перед замкнутыми, тесными пространствами, большими, открытыми пространствами, многолюдными скоплениями, высотой, темнотой, боязнь животных или микробов.
Конечно, человек, который обладает такой фобией (страхом высоты, например), не понимает, откуда она у него. Единственно, что он знает,— это то, что он испытывает страх в определенной ситуации и поэтому избегает ее. Он может даже осознавать, что его страх не имеет никаких причин.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, давайте рассмотрим ребенка, растущего в обычной семье: он любит своих домашних, но иногда боится кого-то из них. Например, он может бояться своего отца, даже если и любит его. Ему неприятно осознавать, что он боится отца, поэтому он подсознательно скрывает это чувство. Он может перенести этот страх на что-то высокое, и отсюда у него может возникнуть высотобоязнь.
Необходимо знать, что многие люди страдают подобными страхами, и эти тревожные состояния можно вылечить при помощи медицины. Мы должны проявлять сочувствие и понимание по отношению к тем, кто мучается подобным заболеванием.
Но иногда, когда эмоциональная нагрузка слишком велика или наша сопротивляемость слаба, мы можем проявить другую реакцию на эти нагрузки. Одна из них называется фобической реакцией. Это означает, что эмоциональная нагрузка, или возбуждение, тревога сочетается с конкретным предметом или ситуацией. Если избегать предмет, вызывающий такое состояние, можно предотвратить и тревожное состояние, с которым он ассоциируется.
Некоторые из распространенных фобий — это страх перед замкнутыми, тесными пространствами, большими, открытыми пространствами, многолюдными скоплениями, высотой, темнотой, боязнь животных или микробов.
Конечно, человек, который обладает такой фобией (страхом высоты, например), не понимает, откуда она у него. Единственно, что он знает,— это то, что он испытывает страх в определенной ситуации и поэтому избегает ее. Он может даже осознавать, что его страх не имеет никаких причин.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль, давайте рассмотрим ребенка, растущего в обычной семье: он любит своих домашних, но иногда боится кого-то из них. Например, он может бояться своего отца, даже если и любит его. Ему неприятно осознавать, что он боится отца, поэтому он подсознательно скрывает это чувство. Он может перенести этот страх на что-то высокое, и отсюда у него может возникнуть высотобоязнь.
Необходимо знать, что многие люди страдают подобными страхами, и эти тревожные состояния можно вылечить при помощи медицины. Мы должны проявлять сочувствие и понимание по отношению к тем, кто мучается подобным заболеванием.
Вы можете получить шок, когда увидите свою оценку за контрольную или станете свидетелем аварии. Но с медицинской точки зрения это не шок. Слово «шок» означает состояние, в котором нарушается деятельность организма. Обычно при этом замедляются идущие в нем процессы.
Человек в состоянии шока может внезапно или постепенно ощутить слабость или близкое к обморочному состояние. Он может сильно побледнеть, а его кожа может похолодеть и покрыться испариной. Усиливается потливость, а зрачки расширяются.
Шок сопровождается и изменениями душевного состояния. Начаться он может с ощущения беспокойства, а закончиться — потерей сознания.
Все это — признаки шока, появляющиеся вследствие того, что понижается кровообращение, а также давление крови. Как и при обмороке, кровь, поступающая в мозг, может в конце концов привести к потере сознания. Недостаточное количество крови в капиллярах объясняет и то почему холодеет кожа.
Если человек ранен и потерял при этом много крови, то это, конечно, само по себе может вызвать шоковое состояние. Но шок может наступить вследствие сильного стресса, сильного волнения, от боли или внезапного заболевания, какого-либо несчастного случая. Важно понимать то, что по той или иной причине кровь не циркулирует должным образом, а в результате нарушаются важные процессы в организме.
Самое лучшее, что можно сделать, если человек находится в шоковом состоянии,— вызвать врача. Не передвигайте больного, посадите его или положите подушку ему под голову. Уложите человека на спину, если он потерял сознание, и согревайте его, пока не придет помощь.
Человек в состоянии шока может внезапно или постепенно ощутить слабость или близкое к обморочному состояние. Он может сильно побледнеть, а его кожа может похолодеть и покрыться испариной. Усиливается потливость, а зрачки расширяются.
Шок сопровождается и изменениями душевного состояния. Начаться он может с ощущения беспокойства, а закончиться — потерей сознания.
Все это — признаки шока, появляющиеся вследствие того, что понижается кровообращение, а также давление крови. Как и при обмороке, кровь, поступающая в мозг, может в конце концов привести к потере сознания. Недостаточное количество крови в капиллярах объясняет и то почему холодеет кожа.
Если человек ранен и потерял при этом много крови, то это, конечно, само по себе может вызвать шоковое состояние. Но шок может наступить вследствие сильного стресса, сильного волнения, от боли или внезапного заболевания, какого-либо несчастного случая. Важно понимать то, что по той или иной причине кровь не циркулирует должным образом, а в результате нарушаются важные процессы в организме.
Самое лучшее, что можно сделать, если человек находится в шоковом состоянии,— вызвать врача. Не передвигайте больного, посадите его или положите подушку ему под голову. Уложите человека на спину, если он потерял сознание, и согревайте его, пока не придет помощь.