Что такое память?

Энциклопедии » Всё обо всем
Можете ли вы быстро и легко вспомнить ал­фавит? Легко ли вы можете написать свое имя? Можете ли вы сыграть гамму на музыкальном ин­струменте?

Возможно, вы скажете, что помните все это.

Но на самом деле вы все это заучили. А выучили вы все это за счет формирования привычки! Другими словами, то, что когда-то было трудно для вас, например назвать буквы алфавита или сыграть гамму, стало просто и выполняется почти автоматически, когда у вас сформировалась при­вычка делать это. Поэтому память можно обозна­чить как заучивание за счет формирования при­вычки.

У человека имеется невообразимое количество таких привычек, с помощью которых он делает почти все повседневные дела в своей жизни — на­пример, застегивает пуговицу или моет руки. Но представьте, что вы читаете книгу и кто-то спра­шивает у вас, о чем она, или просит рассказать сюжет. Конечно, это нельзя назвать привычкой.

Но если внимательно изучить ситуацию, то вы увидите, что имеет место что-то вроде привычки. Например, в обычном случае вы учитесь, как рас­положить определенные элементы в соответству­ющем порядке. А когда вы пересказываете сюжет книги или ее содержание, вы делаете то же самое. Некоторые психологи считают, что всякое обуче­ние (а это тоже означает память) состоит из об­ширных сочетаний простых привычек.

Но это не значит, что в процессе обучения и вспоминания вы просто формируете привычки за счет механического повторения или изучения ка­ких-то элементов. Существуют и некоторые дру­гие факторы, которые влияют на ситуацию и по­зволяют вам лучше учить и запоминать.

Один из них — желание учиться, то есть моти­вация или побуждение. Другой важный фактор — понимание того, что человек изучает. Например, вы быстро выучите (или вспомните) стихотворение, если вы его понимаете. И помнить его вы будете дольше.

Кроме того, немаловажную помощь в обуче­нии может оказать увязывание новых идей с тем, что уже отложилось в вашей памяти.

Что такое «гений»?

Энциклопедии » Всё обо всем
Время от времени мы слышим о каком-нибудь школьнике, которого считают гением. Или в газе­тах можно прочитать о том, как кто-то сделал что-то настолько исключительное, что его назы­вают гением. И при изучении истории, конечно, нам пришлось познакомиться со многими извест­ными людьми, которых мы признаем гениями.

А каково точное значение слова «гений» и что надо сделать, чтобы им стать? Это слово исполь­зуется для обозначения тех, кто обладает высо­чайшим интеллектом. Единственный способ при­знать гения — это узнать о том, что он совершил. Могут быть гении, которые никогда не совершили ничего выдающегося и никогда не прославились, хотя их IQ может быть таким же, как и у при­знанных гениев. Случается и так, что свершения непризнанного гения не признаются по средним стандартам. Многие из тех, кто в наши дни счита­ется гениями, умерли в нищете, считая себя неудачниками, потому что их работа не была призна­на при жизни.

Гений — это не то же самое, что талант. Для того, чтобы считаться талантливым, человеку до­статочно особенно хорошо выполнять какую-то определенную работу. Это означает, что он спо­собен довольно быстро и легко приобрести соот­ветствующие навыки. Например, человек может обладать талантом для игры на фортепиано, ката­ния на коньках или рисования.

Но гений — больше, чем талант. Гений обычно дает миру нечто такое, чего бы мы без него не получили.

Правда, надо сказать, что гений обычно специ­ализируется в какой-то одной области, например в химии, литературе, музыке или искусстве. Но если общие интеллектуальные способности такого человека не имеют исключительного уровня, то он будет всего лишь талантом.

В наше время считается, что человек рождает­ся гением. Обучение и случайности обнаруживают гениев, но настоящий гений обычно обладает упорством, позволяющим ему напряженно рабо­тать и стремиться к преодолению препятствий, которые остановили бы других людей.

Что такое коэффициент интеллекта?

Энциклопедии » Всё обо всем
Физический и интеллектуальный рост обычно соответствуют друг другу. Рост в обоих направле­ниях останавливается в различном возрасте, в за­висимости от индивидуальных особенностей чело­века. Например, кто-то может достигнуть роста в 1,6 м в шестнадцатилетнем возрасте и больше не расти. Но брат этого же человека может расти, пока его рост не составит 1,8 м к девятнадцати­летнему возрасту. Умственное развитие многих людей останавливается примерно в юношеском возрасте.

Если взять всех детей, родившихся, например, 10 октября 1947 года, и обследовать их сегодня, они будут отличаться физическим развитием. У некоторых будет средний рост, у других — высо­кий, третьи будут низкорослыми. Но они будут отличаться друг от друга и умственным развити­ем. Некоторые из них окажутся умными, способ­ными легко учиться, у других способности будут средними, а некоторые смогут учиться лишь с большими усилиями. Разница в умственном раз­витии может считаться разницей в умственном возрасте.

Рост человека мы можем измерить, а как из­мерить умственное развитие? Для этой цели раз­работана серия психологических тестов. Вот как это делается: во-первых, необходимо выяснить, какие проблемы могут быть решены детьми раз­личных возрастов. Шестилетние дети способны решить одни задачи, восьмилетние — другие и т.д. А теперь представьте, что тест для шестилеток мы даем разным детям. Некоторые четырех— и пятилетние дети тоже могут с ними справиться. С другой стороны, могут быть и дети, которые за­трудняются это сделать в возрасте десяти или двенадцати лет. Таким образом, мы располагаем способом измерения интеллекта. Если шестилет­ний ребенок способен выполнить тест для шести­летнего, то он имеет средний уровень. Если же ребенок в четыре года или в пять лет способен сделать то же самое, то он имеет отличное разви­тие. Если же двенадцатилетний неспособен сде­лать задание из теста для шестилеток, то он от­стает в развитии.

Буквы IQ («Ай-Кью») являются сокращением выражения «коэффициент интеллекта», который является способом описывать результаты таких тестов математическим языком. Например, IQ шестилетнего ребенка с шестилетним возрастом умственного развития составляет 100. Возраст ум­ственного развития делится на хронологический возраст, а затем умножается на сто. Если в пяти­летнем возрасте умственное развитие соответству­ет шести годам, то IQ будет равен 120 (шесть разделить на пять и умножить на 100). IQ между 90 и 100 является средним; результаты же, кото­рые превышают 110, будут превосходными.

Что такое мозг?

Энциклопедии » Всё обо всем
Среди всех отличий человека от других пред­ставителей животного мира самое важное — это мозг. Многие низшие животные вообще не имеют мозга, имеют очень небольшой или плохо разви­тый мозг. Например, у дождевого червя мозг раз­мером с булавочную головку, у кролика мозг — не больше наперстка. Мозг человека весит в сред­нем около 1,3 кг.

Между прочим, размер мозга — не самое важ­ное. У слона, например, мозг больше человече­ского, но он не так хорошо развит.

Мозг состоит из трех основных частей: коры, мозжечка и продолговатого мозга. Кора считается наиболее важной частью. Именно отсюда контро­лируются все наши осознанные действия.

Кора является также самой большой частью мозга человека, заполняя все пространство в вер­хней и задней части черепа. Кора разделена на две равные части, или полушария, и их поверх­ность покрыта складками и морщинами. Поверх­ность состоит из серого вещества, состоящего из клеток. Чем выше вид животного, тем многочис­леннее и глубже складки. Под этой поверхно­стью, называемой корой, находится белое вещест­во, состоящее из нервных волокон. По этому участку проходят сигналы от коры и к коре.

Определенные участки коры контролируют оп­ределенные функции организма, поэтому части коры головного мозга различны. В соответствии с данными науки можно указать определенные уча­стки, которые контролируют зрение, осязание, слух или сокращения определенных мышц. Поэ­тому нарушение деятельности хотя бы одного участка мозга (за счет свертывания крови, напри­мер) может повлиять на выполнение человеком каких-то определенных действий, например на речь.

Мозжечок находится в задней части черепа под корой. Он контролирует равновесие и коор­динирует работу мышц. Поэтому при его повреж­дении человек не в состоянии пройти по прямой или стоять ровно.

Продолговатый мозг примерно равен по раз­меру большому пальцу и находится на окончании позвоночника. Он контролирует дыхание, работу сердца, пищеварение и многие другие процессы, которые кажутся идущими сами по себе. Именно здесь сходятся нервные окончания, которые идут от головного мозга к спинному. Одна половина мозга контролирует противоположную сторону тела. Например, правое полушарие управляет ле­вой ногой и т.д.

Что такое эпилепсия?

Энциклопедии » Всё обо всем
В древности люди не понимали сути болезней и их причины. Поэтому они часто обходились очень жестоко с теми, кто болел определенными заболеваниями. Эпилептики в средние века счита­лись сумасшедшими или заколдованными. А знае­те ли вы, что многие великие люди и многие ге­нии были эпилептиками? Среди них можно на­звать герцога Веллингтона, Рихарда Вагнера, Вин­сента ван Гога и Луи-Гектора Берлиоза.

Эпилепсия — это болезнь нервной системы. Эпилептики подвержены внезапным припадкам, во время которых у них наблюдаются спазмы, которые называются конвульсиями, и после них они могут потерять сознание или впасть в кома­тозное состояние.

Медики пока еще не могут объяснить, что происходит во время болезни и что вызывает конвульсии. Создается впечатление, что обычные функции мозга нарушаются на некоторое время. Ткань мозга у таких людей очень чувствительна к химическим изменениям, и когда проявляются та­кие изменения, мозг посылает сигналы, которые и вызывают конвульсии.

У человека, предрасположенного к эпилепсии, наблюдаются такие реакции, в то время как у других людей могут происходить такие же хими­ческие изменения, которые, однако, не приводит к конвульсиям. Есть вероятность того, что эта бо­лезнь передается по наследству.

Эпилептический припадок может произойти вследствие повреждения головы, высокой темпе­ратуры, опухолей или шрамов в веществе мозга, нарушениях кровоснабжения и так далее. Резуль­татом повреждения мозга может быть эпилепсия.

Эпилепсия, однако, не имеет отношения к ум­ственному развитию. Человек, страдающий эпи­лепсией, должен считаться нормальной лично­стью, а не инвалидом или каким-то отверженным. Эпилептики могут вести нормальную жизнь — хо­дить в школу, работать, создавать семьи, воспи­тывать детей.

Медицина разработала препараты, позволяю­щие предотвращать припадки и контролировать их, когда они происходят. Эти лекарства обычно даются людям в течение многих лет, а то и всей жизни, поэтому они могут вести нормальную, счастливую жизнь.

Что такое морская болезнь?

Энциклопедии » Всё обо всем
Морская болезнь связана с понятиями о рав­новесии и головокружении. Наши органы равно­весия содержат жесткие волоски, окруженные жидкостью. Когда мы двигаемся в любом направ­лении, жидкость двигает волоски. Эти волоски посылают сигнал в мозг, который дает нам ощу­щение движения в данном направлении.

При нормальных условиях эта жидкость, кото­рая называется лимфой, и движение волосков та­ковы, что наше тело легко может приспособиться к изменениям, и нам удается сохранять равнове­сие. Но что происходит на корабле? По мере того как палуба меняет положение у нас под ногами, наша лимфа тоже колышется вверх-вниз, из сто­роны в сторону.

Чувствительные волоски тоже колеблются из стороны в сторону. Поэтому сигналы, которые они посылают в мозг, тоже переключаются с од­ного на другой. Как только в мозг поступает ка­кой-то «приказ», тут же следует другой, совер­шенно противоположный «приказ». Положение судна меняется так часто, что мозг получает сиг­налы, которые противоречат друг другу!

В результате наступает замешательство в этой части нашей нервной системы. Поэтому вскоре у нас появляется головокружение, головная боль, потемнение и искры в глазах, холодный пот, рвотные позывы и рвота — то есть все то, из чего и состоит морская болезнь.

К сожалению, единственным средством от морской болезни может быть приведение лимфы и органов равновесия в спокойное состояние или предотвращение такого положения, когда сигналы от органов равновесия оказывают на нас влияние. Все известные средства от морской болезни воз­действуют на организм вторым способом. До сих пор неизвестно никакого средства, которое бы за­ставило волоски и лимфу остановить движение.

Следовательно, средство от морской болезни оказывает следующее воздействие: оно парализует часть мозга, по которой проходит сигнал; или парализует рвотный центр в мозгу; или снижает чувствительность определенных нервов.

Один из наиболее эффективных способов про­тивостоять морской болезни — пойти на наиболее устойчивую часть корабля, в центр, и находиться там, стараясь как можно меньше двигаться. Важно помнить еще и то, что надо удерживаться от стра­хов, потому что страх и воображение только уси­ливают морскую болезнь!

Почему мы ходим кругами, когда заблудимся?

Энциклопедии » Всё обо всем
Есть один верный способ выиграть спор! Пред­ложите кому-нибудь пройти с завязанными глаза­ми по тротуару, ни разу с него не сойдя. Навер­няка тот, с кем вы будете спорить, проиграет, по­тому что вскоре после начала движения он начнет ходить кругами.

Люди, заблудившиеся в тумане или во время пурги, часто идут много часов, будучи в полной уверенности, что идут по прямой. Через некото­рое время они возвращаются туда, откуда вышли.

А причина того, что мы не можем ходить по прямой без помощи зрения, состоит в асиммет­ричности нашего тела. Это означает, что отсутст­вует полное равновесие между правой и левой половинами нашего тела. Например, сердце нахо­дится слева, печень — справа. Скелет тоже несим­метричен. Спина не идеально прямая. Наши ноги тоже неодинаковы по размерам. Все это означает, что и мышечная система нашего организма не­симметрична и не уравновешена.

Поскольку наши мышцы справа и слева отли­чаются, это влияет и на то, как мы ходим, на на­шу походку. Если мы закроем глаза, то наша по­ходка будет зависеть от мышц и строения нашего тела, и одна сторона заставит нас повернуть в оп­ределенном направлении. Кончится тем, что мы пойдем по кругу.

Между прочим, это касается не только наших ног, но и рук. Были произведены опыты, во вре­мя которых люди с завязанными глазами пыта­лись управлять автомобилем. Примерно через 20 секунд все участники опыта начинали съезжать с дороги! Это убедительная причина для того, что­бы держать глаза открытыми, когда мы идем или сидим за рулем!

Что такое экстрасенсорное восприятие?

Энциклопедии » Всё обо всем
У вас никогда не было ощущения того, что вы знали о чем-то еще до того, как это произошло? Или, может быть, вам удавалось определить, ка­кой будет перевернутая карта или какое число будет названо?

Существует много людей, которые, кажется, обладают такими способностями — и не редко, а гораздо чаще, чем средний человек. Как им это удается? Считается, что они обладают даром яс­новидения, или имеют экстрасенсорные способно­сти. Это означает, что они способны постигать то, что находится за пределами обычных чувств.

В течение более 25 лет профессор Дж. Б. Райн из Дюкского университета проводил эксперимен­ты, чтобы доказать, что экстрасенсорное восприя­тие существует, и измерить его у человека. Эти эксперименты включали ясновидение, телепатию и способность предвидения.

В опытах по ясновидению использовалась спе­циальная колода карт. Эта колода состояла из пя­ти разных карт с различными значками: крест, круг, звезда, волнистые линии и квадрат. Экспе­римент состоял в том, чтобы заставить людей, у которых предполагалось наличие экстрасенсорных возможностей, определить по-разному разложен­ные карты, не глядя на них. Если количество пра­вильных догадок превышало достижение среднего человека, то это считалось доказательством того, что человек обладает такими способностями.

В экспериментах по телепатии человек пытал­ся прочитать мысли того, кто проводил экспери­мент с угадыванием карт.

В эксперименте по предсказанию будущего де­лалась попытка предсказать последовательность событий до их наступления с использованием все тех же карт и монеты.

Существуют немало разногласий по поводу то­го, действительно ли эти эксперименты доказали существование экстрасенсорного восприятия. Но существует и основательное мнение по поводу то­го, что результаты показывают что-то, происхо­дящее не только по случайности.

Что такое амнезия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Время от времени в газетах попадаются сооб­щения о людях, которые «забыли», кто они такие. Такие люди не помнят никого и ничего из своего прошлого, в том числе и свое имя. Мы говорим, что такие люди страдают амнезией.

Все мы время от времени испытываем отрица­тельные эмоции. Мы чувствуем себя обиженными, злыми, разочарованными или испуганными по ка­ким-то причинам. Когда мы испытываем эмоцио­нальное напряжение, нам надо что-то с этим де­лать. Например, самое простое — закричать, по­краснеть или покрыться холодным потом. В дей­ствительности такие вещи происходят помимо на­шей воли. Это считается нормальными реакциями, поскольку такое может случиться с любым.

Но человек может отреагировать на эмоцио­нальную нагрузку и другим образом. Вместо того чтобы повернуться лицом к выбившим его из ко­леи проблемам, он пытается вести себя так, будто его ничто не тревожит. Он «бежит» от проблем, «защищая» себя таким образом от эмоционально­го напряжения.

Одним из видов такой реакции является амне­зия. Человек просто ведет себя таким образом, будто все, что так тревожит и расстраивает его, случилось не с ним, а с кем-то еще! Он «забыва­ет» свои тревоги.

Забывая это, он забывает и многие другие ве­щи, связанные с его тревогами,— включая свое имя! Человек просто не может ничего вспомнить о своем прошлом. Но в настоящем он может ори­ентироваться вполне нормально. Он живет и ра­ботает, как любой другой человек, и может не привлекать ничьего внимания.

Иногда человек внезапно, сам по себе, прихо­дит в себя после амнезии. Во многих случаях, од­нако, больному должен помочь выздороветь пси­хиатр. Любопытно то, что после того, как прой­дет амнезия, люди не помнят ничего из происхо­дившего с ними во время нее.

Что такое галлюцинация?

Энциклопедии » Всё обо всем
Иногда люди утверждают, что «видели что-то», чего на самом деле не существует. Им могут при­видеться «духи» или какие-то странные создания. Иногда маленькие дети утверждают, что «видели» такое, чего никто не видел. Иногда это фантазии или мечты; иногда — иллюзии.

Существует разница между иллюзией и галлю­цинацией. Если у человека иллюзия, то это зна­чит, что имеется что-то вводящее в заблуждение его зрение или чувства. Это можно проверить, потому что и другие люди это видят. Например, мираж — это разновидность иллюзии. Но самое главное в том, что есть какая-то причина, по ко­торой человек думает, что он видит именно то, что он видит.

Но если у человека галлюцинация, то ничего подобного здесь нет! Не существует никакого внешнего раздражителя для зрения или чувств. Единственный стимул находится в самом челове­ке, раздражителем является его собственная фан­тазия.

Галлюцинации могут быть различных типов, в зависимости от затронутых ею органов чувств. Наиболее часто встречаются слуховые галлюцина­ции. Человек воображает, что он слышит голоса, бормотание, смех, плач, звон колоколов, музыку и даже выстрелы! Второй по распространенности тип — зрительные галлюцинации. Людям кажется, что они видят отсутствующих в данный момент людей, им могут привидеться животные, предме­ты или целые живые картины. Иногда они «видят» пугающие их странные, ужасные и неземные предметы. А иногда у людей бывают галлюцина-связанные с вкусом или запахом и даже с осязанием!

Причиной появления галлюцинаций могут быть разные вещи. Одна из наиболее распростра­ненных причин состоит в том, что человек чем-то очень обеспокоен и встревожен. Если кто-то на­ходится в очень эмоциональном состоянии, на­пример очень сердит или напуган, то у него могут появиться галлюцинации.

Иначе говоря, те, кто обычно находится в со­стоянии большого возбуждения, страха, экстаза или предчувствия чего-то, способны галлюцини­ровать. Определенные наркотики также способны вызывать галлюцинации. Например, кокаин вызы­вает галлюцинацию, при которой кажется, что по коже ползают насекомые.

Почему некоторые люди боятся высоты?

Энциклопедии » Всё обо всем
Будучи людьми, мы подвержены не только физической боли, но и эмоциональным «болям». Какая-то ситуация может вызвать у нас сильное эмоциональное потрясение. Иногда мы довольно просто на это реагируем. Например, мы можем закричать, покраснеть или покрыться испариной.

Но иногда, когда эмоциональная нагрузка слишком велика или наша сопротивляемость сла­ба, мы можем проявить другую реакцию на эти нагрузки. Одна из них называется фобической ре­акцией. Это означает, что эмоциональная нагрузка, или возбуждение, тревога сочетается с конк­ретным предметом или ситуацией. Если избегать предмет, вызывающий такое состояние, можно предотвратить и тревожное состояние, с которым он ассоциируется.

Некоторые из распространенных фобий — это страх перед замкнутыми, тесными пространства­ми, большими, открытыми пространствами, мно­голюдными скоплениями, высотой, темнотой, бо­язнь животных или микробов.

Конечно, человек, который обладает такой фобией (страхом высоты, например), не понима­ет, откуда она у него. Единственно, что он зна­ет,— это то, что он испытывает страх в опреде­ленной ситуации и поэтому избегает ее. Он может даже осознавать, что его страх не имеет никаких причин.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, давайте рассмотрим ребенка, растущего в обычной семье: он любит своих домашних, но иногда боится ко­го-то из них. Например, он может бояться своего отца, даже если и любит его. Ему неприятно осознавать, что он боится отца, поэтому он под­сознательно скрывает это чувство. Он может пе­ренести этот страх на что-то высокое, и отсюда у него может возникнуть высотобоязнь.

Необходимо знать, что многие люди страдают подобными страхами, и эти тревожные состояния можно вылечить при помощи медицины. Мы дол­жны проявлять сочувствие и понимание по отно­шению к тем, кто мучается подобным заболева­нием.

Что такое шок?

Энциклопедии » Всё обо всем
Вы можете получить шок, когда увидите свою оценку за контрольную или станете свидетелем аварии. Но с медицинской точки зрения это не шок. Слово «шок» означает состояние, в котором нарушается деятельность организма. Обычно при этом замедляются идущие в нем процессы.

Человек в состоянии шока может внезапно или постепенно ощутить слабость или близкое к обморочному состояние. Он может сильно по­бледнеть, а его кожа может похолодеть и по­крыться испариной. Усиливается потливость, а зрачки расширяются.

Шок сопровождается и изменениями душевно­го состояния. Начаться он может с ощущения беспокойства, а закончиться — потерей сознания.

Все это — признаки шока, появляющиеся вследствие того, что понижается кровообращение, а также давление крови. Как и при обмороке, кровь, поступающая в мозг, может в конце концов привести к потере сознания. Недостаточное количество крови в капиллярах объясняет и то почему холодеет кожа.

Если человек ранен и потерял при этом много крови, то это, конечно, само по себе может вы­звать шоковое состояние. Но шок может насту­пить вследствие сильного стресса, сильного волне­ния, от боли или внезапного заболевания, какого-либо несчастного случая. Важно понимать то, что по той или иной причине кровь не циркулирует должным образом, а в результате нарушаются важные процессы в организме.

Самое лучшее, что можно сделать, если чело­век находится в шоковом состоянии,— вызвать врача. Не передвигайте больного, посадите его или положите подушку ему под голову. Уложите человека на спину, если он потерял сознание, и согревайте его, пока не придет помощь.