Обыкновенный павлин — это крупная птица отряда куриных. У него довольно длинная шея, маленькая головка увенчана хохлом-короной из тонких перьев. Ноги высокие, крылья короткие. У самочки хвост средней длины. А хвост самца необыкновенно красив. Он распускает его огромным веером. Верхние перья переливаются синими, зелеными, рыжими тонами. Они и создали павлину славу самой красивой птицы среди куриных.
Распространен обыкновенный павлин в Индии и Шри-Ланке. Любит обитать в лесах с кустарниковыми зарослями, особенно если там есть воды и травянистые склоны. Поселяется он и в тех местах, где растут высокие деревья, удобные для ночлега.
Свое гнездо павлин устраивает на земле в виде небольшого углубления в почве, выстланного, как и у всех куриных, сухой травой и листьями. В кладке обычно 4—7 округлых серовато- охристых яиц. Насиживаются яйца около месяца, после чего появляются птенцы, покрытые густым пухом.
Павлин преимущественно растительноядная птица. Он кормится зернами хлебных злаков, семенами, пло- дами. В некотором количестве упо- требляет в пищу также мелких живот- ных.
Обыкновенный павлин стал предком самой красивой из наших домашних птиц — домашнего павлина, настоящего украшения садов и парков. За дикими павлинами местное население охотится ради вкусного мяса.
В лесах Мьянмы, Индокитая и Явы обитает яванский павлин. Внешне он напоминает обыкновенного, однако корону на голове образуют у него перья с опахалом, развитым по всей длине стержня. Общая окраска этого павлина блестяще-зеленая.
Конголезский павлин — единственный лесной представитель отряда куриных в Африке. Эта красивая сине-бронзовая птица, исключительно скрытная, найдена всего лишь 40 лет назад. До этого она на протяжении десятков лет была известна зоологам по одному- единственному перу. У конголезского павлина в отличие от индийского нет характерного украшения из перьев.
По ряду признаков к павлинам срав- нительно близки красивые фазаны— аргусы, из которых наиболее известен большой аргус. Общая длина петуха около 2 м. Распространен он на полуострове Малакка и на острове Калимантан. Живет в густых джунглях и ведет очень скрытный образ жизни
Распространен обыкновенный павлин в Индии и Шри-Ланке. Любит обитать в лесах с кустарниковыми зарослями, особенно если там есть воды и травянистые склоны. Поселяется он и в тех местах, где растут высокие деревья, удобные для ночлега.
Свое гнездо павлин устраивает на земле в виде небольшого углубления в почве, выстланного, как и у всех куриных, сухой травой и листьями. В кладке обычно 4—7 округлых серовато- охристых яиц. Насиживаются яйца около месяца, после чего появляются птенцы, покрытые густым пухом.
Павлин преимущественно растительноядная птица. Он кормится зернами хлебных злаков, семенами, пло- дами. В некотором количестве упо- требляет в пищу также мелких живот- ных.
Обыкновенный павлин стал предком самой красивой из наших домашних птиц — домашнего павлина, настоящего украшения садов и парков. За дикими павлинами местное население охотится ради вкусного мяса.
В лесах Мьянмы, Индокитая и Явы обитает яванский павлин. Внешне он напоминает обыкновенного, однако корону на голове образуют у него перья с опахалом, развитым по всей длине стержня. Общая окраска этого павлина блестяще-зеленая.
Конголезский павлин — единственный лесной представитель отряда куриных в Африке. Эта красивая сине-бронзовая птица, исключительно скрытная, найдена всего лишь 40 лет назад. До этого она на протяжении десятков лет была известна зоологам по одному- единственному перу. У конголезского павлина в отличие от индийского нет характерного украшения из перьев.
По ряду признаков к павлинам срав- нительно близки красивые фазаны— аргусы, из которых наиболее известен большой аргус. Общая длина петуха около 2 м. Распространен он на полуострове Малакка и на острове Калимантан. Живет в густых джунглях и ведет очень скрытный образ жизни
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землей, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими организмами. Наука помогает нам рассмотреть и распутать эти тончайшие взаимосвязи, чтобы не повредить в первую очередь самим себе.
Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только природа — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы называем охраной природы, или, точнее, охраной природной среды, в конечном счете охрана самого человека. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или же прекратится по нашей вине. Ученые во всем мире давно подняли тревогу. Они доказали, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу.
В нашей стране существуют спе- циальные законы об охране природы. Каждый человек обязан их выполнять. Ведь и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц — вся красота Земли.
Человек на земном шаре уже истребил 270 видов диких животных. Эти животные и те, кому грозит истребление, внесены в «Красную книгу редких и исчезающих видов животных» Международного союза охраны при- роды. Они заботливо охраняются. И не только безобидные и беззащитные животные попали в этот список: здесь и могучий носорог, и быстрый, как ветер, пятнистый гепард. Даже тигру грозит гибель. И не только потому, что его шкура высоко ценится, но и потому, что человек, осваивая новые земли, сокращает места обитания диких животных. Например, там, где весной рубят лес, уже не поселятся осторожные глухари или робкие рябчики, не выйдут на ток красавцы-тетерева. Поэтому во всех странах есть заповедники — места, где сохраняется нетронутый мир животных и растений. В заповедниках ученые изучают очень важные законы природы. Подобное значение имеют заповедники и национальные парки за рубежом. Так, благодаря Иеллоустонскому национальному парку в США и огромному национальному парку Вуд-Буффало в Канаде удалось сохранить бизона. Последние в мире азиатские львы живут лишь в заповеднике Гирский Лес (Индия). Специальные заповедники оберегают человекообразных обезьян: горилл, шимпанзе и орангутанов.
Но и вне заповедников человек должен вести себя по-хозяйски, разумно использовать те природные богатства, которые необходимы ему для питания и промышленности, — почву, леса, запасы рыбы, птицы, зверя. Человек должен помогать силам живой природы восстанавливаться. А для этого нужно глубоко изучать законы природы, особенности всех живых организмов. Каждый должен знать, что все мы теснейшим образом связаны с природой и каждый из нас отвечает за свои действия перед настоящим и будущим (см. Экология).
Если клубы дыма засоряют воздух, если сточные воды загрязняют реки, то страдает не только природа — болеет и страдает человек. Вот почему то, что мы называем охраной природы, или, точнее, охраной природной среды, в конечном счете охрана самого человека. Это охрана нашего будущего, той жизни, которая будет на Земле после нас или же прекратится по нашей вине. Ученые во всем мире давно подняли тревогу. Они доказали, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу.
В нашей стране существуют спе- циальные законы об охране природы. Каждый человек обязан их выполнять. Ведь и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц — вся красота Земли.
Человек на земном шаре уже истребил 270 видов диких животных. Эти животные и те, кому грозит истребление, внесены в «Красную книгу редких и исчезающих видов животных» Международного союза охраны при- роды. Они заботливо охраняются. И не только безобидные и беззащитные животные попали в этот список: здесь и могучий носорог, и быстрый, как ветер, пятнистый гепард. Даже тигру грозит гибель. И не только потому, что его шкура высоко ценится, но и потому, что человек, осваивая новые земли, сокращает места обитания диких животных. Например, там, где весной рубят лес, уже не поселятся осторожные глухари или робкие рябчики, не выйдут на ток красавцы-тетерева. Поэтому во всех странах есть заповедники — места, где сохраняется нетронутый мир животных и растений. В заповедниках ученые изучают очень важные законы природы. Подобное значение имеют заповедники и национальные парки за рубежом. Так, благодаря Иеллоустонскому национальному парку в США и огромному национальному парку Вуд-Буффало в Канаде удалось сохранить бизона. Последние в мире азиатские львы живут лишь в заповеднике Гирский Лес (Индия). Специальные заповедники оберегают человекообразных обезьян: горилл, шимпанзе и орангутанов.
Но и вне заповедников человек должен вести себя по-хозяйски, разумно использовать те природные богатства, которые необходимы ему для питания и промышленности, — почву, леса, запасы рыбы, птицы, зверя. Человек должен помогать силам живой природы восстанавливаться. А для этого нужно глубоко изучать законы природы, особенности всех живых организмов. Каждый должен знать, что все мы теснейшим образом связаны с природой и каждый из нас отвечает за свои действия перед настоящим и будущим (см. Экология).
Архитектурные сооружения, произве- дения литературы, искусства, архео- логические находки хранят память о прошлом. Памятники истории и куль- туры — предметы национальной гор- дости. У каждого человека с ними свя- зано чувство Родины, они свидетели героических страниц ее прошлого.
В природе утраты до известной степени восполнимы, она сама стремится к восстановлению нарушенного порядка. А памятники старины разрушаются навечно, безвозвратно. Их уничтожает время, войны, стихийные бедствия, а порой людское небрежение и непонимание того, сколь важны они для потомков.
Еще Петр I издал первые законы об охране памятников. Охраной памятников в дореволюционной России занимались научные общества, отдельные меценаты-любители. На основе частных коллекций создавались государственные музеи, например Эрмитаж. В 1918 г. была создана Всероссийская комиссия по делам реставрации. Ее возглавил художник И. Э. Грабарь. Он одним из первых стал изучать иконопись. Так были открыты неизвестные памятники русской куль- туры, впервые прозвучало имя иконо- писца 15 в. Андрея Рублёва.
Но в 30-е годы шла борьба атеистов с религией и были уничтожены уни- кальные архитектурные шедевры, иконы, декоративно-прикладные изделия, принадлежавшие церкви.
Огромный ущерб памятникам истории был нанесен во время Великой Отечественной войны. Была сожжена усадьба А. С. Пушкина в Михай- ловском, взорваны дворцы в Петергофе, Павловске, Пушкине близ Ленинграда. Парки вокруг дворцов вырубили. Но благодаря самоотверженному труду реставраторов: декораторов, мебельщиков, резчиков по дереву, позолотчиков — удалось воспроизвести убранство многих залов.
Столь же напряженно трудились реставраторы и в других городах. В Новгороде по чертежам и фотографиям были восстановлены памятники древнего зодчества — церкви 14 в. С помощью пинцета и скальпеля удалось собрать почти половину фресок одной из них — церкви Спаса на Ковалeве.
После войны создавались новые историко-архитектурные музеи. Исторические кварталы Пскова, Нов- города, Суздаля были объявлены заповедными. Там не строят новых домов. Жители многих городов добро- вольно участвовали в восстановлении памятников прошлого, например Дон- ского монастыря, Крутицкого подворья, Царицынского дворца в Москве.
Каждое обращение к истории — это понимание своих предков, это ощущение себя в потоке времени. Справедливы и мудры слова академика Д. С. Лихачева: «Если я не разглядываю, хоть изредка, пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, который они возделывали, не берегу принадлежавшие им вещи, я не люблю их. Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине».
Так будем же беречь святыни, созданные нашими предками.
В природе утраты до известной степени восполнимы, она сама стремится к восстановлению нарушенного порядка. А памятники старины разрушаются навечно, безвозвратно. Их уничтожает время, войны, стихийные бедствия, а порой людское небрежение и непонимание того, сколь важны они для потомков.
Еще Петр I издал первые законы об охране памятников. Охраной памятников в дореволюционной России занимались научные общества, отдельные меценаты-любители. На основе частных коллекций создавались государственные музеи, например Эрмитаж. В 1918 г. была создана Всероссийская комиссия по делам реставрации. Ее возглавил художник И. Э. Грабарь. Он одним из первых стал изучать иконопись. Так были открыты неизвестные памятники русской куль- туры, впервые прозвучало имя иконо- писца 15 в. Андрея Рублёва.
Но в 30-е годы шла борьба атеистов с религией и были уничтожены уни- кальные архитектурные шедевры, иконы, декоративно-прикладные изделия, принадлежавшие церкви.
Огромный ущерб памятникам истории был нанесен во время Великой Отечественной войны. Была сожжена усадьба А. С. Пушкина в Михай- ловском, взорваны дворцы в Петергофе, Павловске, Пушкине близ Ленинграда. Парки вокруг дворцов вырубили. Но благодаря самоотверженному труду реставраторов: декораторов, мебельщиков, резчиков по дереву, позолотчиков — удалось воспроизвести убранство многих залов.
Столь же напряженно трудились реставраторы и в других городах. В Новгороде по чертежам и фотографиям были восстановлены памятники древнего зодчества — церкви 14 в. С помощью пинцета и скальпеля удалось собрать почти половину фресок одной из них — церкви Спаса на Ковалeве.
После войны создавались новые историко-архитектурные музеи. Исторические кварталы Пскова, Нов- города, Суздаля были объявлены заповедными. Там не строят новых домов. Жители многих городов добро- вольно участвовали в восстановлении памятников прошлого, например Дон- ского монастыря, Крутицкого подворья, Царицынского дворца в Москве.
Каждое обращение к истории — это понимание своих предков, это ощущение себя в потоке времени. Справедливы и мудры слова академика Д. С. Лихачева: «Если я не разглядываю, хоть изредка, пожелтевшие фотографии родителей, не забочусь о саде, который они возделывали, не берегу принадлежавшие им вещи, я не люблю их. Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине».
Так будем же беречь святыни, созданные нашими предками.
Поработив крупнейшие страны Европы, французский император Наполеон стремился к мировому господству. «Через пять лет, — писал он в 1811 г., —я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее». Главной своей политической задачей он ставил захват Москвы.
В середине июня 1812 г. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Отступая с боями, русские армии шли на соединение, сохраняя свои силы и изматывая противника. Армии соединились под Смоленском.
Сражение за Смоленск шло два дня. Русские солдаты и офицеры проявили великое мужество и героизм, высокий моральный дух и готовность отдать жизнь для защиты Родины. Французская армия понесла огромные потери, ее численность сократилась до 200 тыс. человек.
В августе во главе русской армии встал прославленный полководец М. И. Кутузов. Он не изменил тактику отступления, считая ее верной. Однако армия и народ ждали решающего сражения.
И бой был дан около села Бородино, в 124 км от Москвы. Французы потеряли около 50 тыс. человек, в том числе 47 генералов. Оправиться от потерь и потрясения армия Наполеона так и не смогла. Но и потери русских были велики: 58 тыс. убитыми и ранеными. В том числе 22 генерала, среди них —П. И. Багратион.
Но коренной перелом в войне еще не наступил. Чтобы сохранить армию, М. И. Кутузов принял решение оставить Москву. По его замыслу, русские войска, отступая из Москвы по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры незаметно свернули на Калужскую дорогу и расположились лагерем у села Тарутина. Благодаря этому марш-манерву Наполеон на какое-то время потерял русскую армию из виду и не знал, где она находится. Русские войска прикрыли Калугу и Тулу, где находились склады с оружием и продовольствием. В Тарутине русская армия пополнилась свежими силами и укрепилась артиллерией.
А французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары. Захватчики грабили Москву, расстреливали оставшихся в ней мирных жителей. Наполеон надеялся, что русское правительство запросит мира. Но этого не произошло? И тогда Наполеону пришлось увести свои войска из древней русской столицы. Покидая ее, он приказал взорвать Кремль. Но патриоты-москвичи сумели вовремя предотвратить его разрушение.
Идя по Калужской дороге, Наполеон рассчитывал прорваться на юг, где хотел пополнить запасы продовольствия и военного снаряжения. Но его поджидала новая неудача. Под Малым Ярославцем произошел ожесточенный бой, в котором Наполеон потерпел сокрушительное поражение. И ему ничего не оставалось, как беспорядочно отступать из России по разоренной еще летом Смоленской дороге. Французов преследовала не только армия Кутузова, но и партизаны, среди которых было очень много крестьян, а также женщин и подростков. К границе России добрались обескровленные остатки французской армии, брошенной своим полководцем. Сражение на Березине довершило ее разгром. От бывшей «великой» армии осталось около 30 тыс. человек.
В Отечественной войне 1812 г. про- явились героизм, мужество, беззаветная любовь к Родине широких народных масс. Именно они в первую очередь обеспечили победу.
В этой войне потери русских составили около 2 млн. человек, материальный ущерб — 1 млрд. рублей. Отечественная война оказала большое влияние как на дальнейшее внутреннее развитие России, так и на судьбы многих народов Европы, испытавших на себе наполеоновское господство.
Об Отечественной войне 1812 г. и ее героях расскажут книги: Брагин М. Г. В грозную пору. 1812 год. М.: Малыш, 1986.
Надеждина Н. А. Недаром помнит вся Россия. М.: Малыш, 1986.
В середине июня 1812 г. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Отступая с боями, русские армии шли на соединение, сохраняя свои силы и изматывая противника. Армии соединились под Смоленском.
Сражение за Смоленск шло два дня. Русские солдаты и офицеры проявили великое мужество и героизм, высокий моральный дух и готовность отдать жизнь для защиты Родины. Французская армия понесла огромные потери, ее численность сократилась до 200 тыс. человек.
В августе во главе русской армии встал прославленный полководец М. И. Кутузов. Он не изменил тактику отступления, считая ее верной. Однако армия и народ ждали решающего сражения.
И бой был дан около села Бородино, в 124 км от Москвы. Французы потеряли около 50 тыс. человек, в том числе 47 генералов. Оправиться от потерь и потрясения армия Наполеона так и не смогла. Но и потери русских были велики: 58 тыс. убитыми и ранеными. В том числе 22 генерала, среди них —П. И. Багратион.
Но коренной перелом в войне еще не наступил. Чтобы сохранить армию, М. И. Кутузов принял решение оставить Москву. По его замыслу, русские войска, отступая из Москвы по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры незаметно свернули на Калужскую дорогу и расположились лагерем у села Тарутина. Благодаря этому марш-манерву Наполеон на какое-то время потерял русскую армию из виду и не знал, где она находится. Русские войска прикрыли Калугу и Тулу, где находились склады с оружием и продовольствием. В Тарутине русская армия пополнилась свежими силами и укрепилась артиллерией.
А французская армия в Москве столкнулась с огромными трудностями: не было ни продовольствия, ни боеприпасов, в опустевшем городе пылали пожары. Захватчики грабили Москву, расстреливали оставшихся в ней мирных жителей. Наполеон надеялся, что русское правительство запросит мира. Но этого не произошло? И тогда Наполеону пришлось увести свои войска из древней русской столицы. Покидая ее, он приказал взорвать Кремль. Но патриоты-москвичи сумели вовремя предотвратить его разрушение.
Идя по Калужской дороге, Наполеон рассчитывал прорваться на юг, где хотел пополнить запасы продовольствия и военного снаряжения. Но его поджидала новая неудача. Под Малым Ярославцем произошел ожесточенный бой, в котором Наполеон потерпел сокрушительное поражение. И ему ничего не оставалось, как беспорядочно отступать из России по разоренной еще летом Смоленской дороге. Французов преследовала не только армия Кутузова, но и партизаны, среди которых было очень много крестьян, а также женщин и подростков. К границе России добрались обескровленные остатки французской армии, брошенной своим полководцем. Сражение на Березине довершило ее разгром. От бывшей «великой» армии осталось около 30 тыс. человек.
В Отечественной войне 1812 г. про- явились героизм, мужество, беззаветная любовь к Родине широких народных масс. Именно они в первую очередь обеспечили победу.
В этой войне потери русских составили около 2 млн. человек, материальный ущерб — 1 млрд. рублей. Отечественная война оказала большое влияние как на дальнейшее внутреннее развитие России, так и на судьбы многих народов Европы, испытавших на себе наполеоновское господство.
Об Отечественной войне 1812 г. и ее героях расскажут книги: Брагин М. Г. В грозную пору. 1812 год. М.: Малыш, 1986.
Надеждина Н. А. Недаром помнит вся Россия. М.: Малыш, 1986.
Осы напоминают нарядных воинов в черно-золотых латах. «Осиная талия» делает их стройными и подтянутыми. Острое жало, спрятанное в конце брюшка, как в ножнах, — их грозное оружие. Две пары блестящих пере- пончатых крыльев помогают им пере- летать на далекие расстояния и быстро менять направление полета. И держатся они все вместе. Не позавидуешь тому, кто случайно или нарочно сбил осиное гнездо. С воинственным гудением устремляются к нему полосатые хозяева да как начнут жалить куда попало! Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Строят их осы из «бумаги» собственной выделки. Вот оса медленно ползает по сухому бревну — скребет челюстями. А потом улетает строить стенки гнезда, смешивая комочек соскобленной древесины с собственной слюной.
Осы, как и пчелы, любят сладкое. В городе они так и вьются возле авто- матов с газированной водой, чтобы полакомиться сладким сиропом. Но вообще-то осы — хищники, и своих личинок они выкармливают «котле- тами» из пережеванных насекомых.
Осы — прекрасные охотники. Многие из них полезны в нашем хозяйстве. Например, осы-бембексы ловят мух и слепней возле стад. Они не запасают корм для своих личинок сразу, а непрерывно носят в норки свежую пищу. Только для одной личинки оса-бембекс за 14—15 дней ловит 50—80 насекомых. А норка у нее не одна! О жизни ос прочитайте книгу: Халифман И. А. Четырехкрылые корсары. М.: Дет. лит., 1982.
Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Строят их осы из «бумаги» собственной выделки. Вот оса медленно ползает по сухому бревну — скребет челюстями. А потом улетает строить стенки гнезда, смешивая комочек соскобленной древесины с собственной слюной.
Осы, как и пчелы, любят сладкое. В городе они так и вьются возле авто- матов с газированной водой, чтобы полакомиться сладким сиропом. Но вообще-то осы — хищники, и своих личинок они выкармливают «котле- тами» из пережеванных насекомых.
Осы — прекрасные охотники. Многие из них полезны в нашем хозяйстве. Например, осы-бембексы ловят мух и слепней возле стад. Они не запасают корм для своих личинок сразу, а непрерывно носят в норки свежую пищу. Только для одной личинки оса-бембекс за 14—15 дней ловит 50—80 насекомых. А норка у нее не одна! О жизни ос прочитайте книгу: Халифман И. А. Четырехкрылые корсары. М.: Дет. лит., 1982.
14 февраля 1847 г. в доме профессора Московского университета Шевырева Островский читал свою первую пьесу — «Семейная картина». Одноактная комедия представляла собой зарисовку из жизни купца Пузатова, сделанную насмешливо и с отличным знанием быта и людей. Этот февральский день Александр Островский считал самым памятным днем своей жизни. «С этого дня, — писал он в конце своей жизни, — я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».
Первыми произведениями Островского, поставленными на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В них отражалась жизнь родного ему Замоскворечья. Большое значение для Островского и его дальнейшего творчества имело сближение с революционно-демократическим журналом «Современник», где драматург встретил крупнейших писателей России—Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Н. Г. Чернышевского, дружески принявших его в свою среду.
После этих встреч конфликты в пьесах Островского становятся более острыми. Он талантливо показывал чиновничий мир с его драмами, погоней за доходными местами и взятками. Из-под пера выходила одна пьеса за другой: «Доходное место», «Воспитанница», наконец, крупнейшее произведение — драма «Гроза». Ее премьера в Малом театре стала триумфом Островского.
Начиная с 1868 г. Островский создает много произведений о быте и нравах купечества гневного, обличительного содержания: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес». И тут же «Снегурочка» — светлое, поэтическое, сказочное произведение, полное весеннего света.
В течение сорока лет великий русский драматург Александр Николаевич Островский формировал репертуар русской сцены. Сам много работал с актерами, помогал им понять, прочувствовать роль. Обязательно сам читал свои пьесы труппе.
Островский написал 47 пьес и еще 7 создал вместе с другими авторами, делал переводы. Жизнь почти всей второй половины 19-го в. нашла отра- жение в его произведениях. И уже более ста лет они ставятся на многих сценах не только в России, но и за рубежом.
Первыми произведениями Островского, поставленными на сцене, были «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок». В них отражалась жизнь родного ему Замоскворечья. Большое значение для Островского и его дальнейшего творчества имело сближение с революционно-демократическим журналом «Современник», где драматург встретил крупнейших писателей России—Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, Н. Г. Чернышевского, дружески принявших его в свою среду.
После этих встреч конфликты в пьесах Островского становятся более острыми. Он талантливо показывал чиновничий мир с его драмами, погоней за доходными местами и взятками. Из-под пера выходила одна пьеса за другой: «Доходное место», «Воспитанница», наконец, крупнейшее произведение — драма «Гроза». Ее премьера в Малом театре стала триумфом Островского.
Начиная с 1868 г. Островский создает много произведений о быте и нравах купечества гневного, обличительного содержания: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес». И тут же «Снегурочка» — светлое, поэтическое, сказочное произведение, полное весеннего света.
В течение сорока лет великий русский драматург Александр Николаевич Островский формировал репертуар русской сцены. Сам много работал с актерами, помогал им понять, прочувствовать роль. Обязательно сам читал свои пьесы труппе.
Островский написал 47 пьес и еще 7 создал вместе с другими авторами, делал переводы. Жизнь почти всей второй половины 19-го в. нашла отра- жение в его произведениях. И уже более ста лет они ставятся на многих сценах не только в России, но и за рубежом.
Встречаются осетры и в реках, и в морях. Это так называемая «проходная» рыба, у нее нет постоянного адреса: всю свою жизнь она проводит в скитаниях. Например, знаменитый русский осетр путешествует из Волги в Каспийское море и обратно.
Детство осетр проводит в реке. Там на галечном дне, в неглубоких местах из маленьких икринок выклевываются личинки. Они растут, крепнут и превращаются в юрких мальков. Потом молодые осетры покидают место своего рождения и направляются к морю. Здесь для них вдоволь пищи: рачков, личинок, насекомых. Взрослые осетры нападают и на рыб. Ведь многие осетры достигают 3 м в длину и весят до 200 кг.
Когда наступает пора метать икру, осетры снова направляются в реку.
Детство осетр проводит в реке. Там на галечном дне, в неглубоких местах из маленьких икринок выклевываются личинки. Они растут, крепнут и превращаются в юрких мальков. Потом молодые осетры покидают место своего рождения и направляются к морю. Здесь для них вдоволь пищи: рачков, личинок, насекомых. Взрослые осетры нападают и на рыб. Ведь многие осетры достигают 3 м в длину и весят до 200 кг.
Когда наступает пора метать икру, осетры снова направляются в реку.
Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озерах, то вода превращается в прозрачный невидимый пар. Вместе с теплыми потоками воздуха он устрем- ляется вверх. Там воздух холоднее, чем у поверхности земли. Охлаждаясь, водяной пар сгущается, и образуются мельчайшие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками, которые переносит ветер. Если эти капельки сольются друг с другом, то станут крупными и тяжелыми и упадут на землю моросящим и ливневым дождем.
В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.
Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.
Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пэра. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.
Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.
В жаркий день вместе с потоками теплого воздуха водяной пар может быстро подняться на высоту 7—9 км. В высоких слоях атмосферы температура очень низкая — 40—50 мороза. Капли воды там замерзают, и круглые льдинки — град — вместе с холодным ливневым дождем падают на землю.
Зимой в северных и умеренных областях Земли ветер гонит облака со стороны более теплых океанов и морей к суше. Над сушей облака постепенно охлаждаются, в них образуются мельчайшие легкие кристаллики. На их поверхности оседают и охлаждаются новые частицы водяного пара. И наконец вырастают сложные кристаллы льда, которые мы называем снежинками.
Водяной пар может охлаждаться и около самой земли. Летними вечерами после жаркого дня в воздухе накапливается много водяного пэра. Над лугами и болотами, над реками и озерами, куда стекает более холодный воздух, появляется туман. Он висит низко над землей и оседает на листьях и траве каплями росы.
Зимой во время сильного мороза стволы и ветви деревьев, стены домов становятся очень холодными. Если ветер приносит более сырой и теплый воздух, то деревья, стены, провода покрывает иней. Иней — это тоже снежинки, но они образуются не в воздухе, а на поверхности предметов.
Орлы относятся к отряду хищных птиц. Они обитают в Европе, Азии, Африке, Северной Америке. Гнездятся орлы в скалах, на деревьях, редко на земле. Самый замечательный среди них, конечно, беркут. Он такой большой и сильный, что может справиться даже с волком. С беркутом издавна охотятся на Кавказе и в Средней Азии. Беркут долго парит в воздухе и свою добычу хватает на земле.
В лесу орлы устраивают свои гнезда на высоких старых деревьях, в самой глуши, подальше от дорог и населенных пунктов. Осторожные птицы редко попадаются на глаза людям.
И только к осени, когда подрастут орлята, нет-нет да и увидишь, как высоко в небе медленно и уверенно парит вся орлиная семья.
Когда наступают холода, беркуты отправляются кочевать. Где-то в конце своей зимней дороги молодые орлы остановятся и останутся жить до новых холодов. А старый орел и орлица прилетят обратно, отыщут свое прежнее гнездо, подправят его, укрепят и снова вырастят здесь одного или двух орлят.
В лесу орлы устраивают свои гнезда на высоких старых деревьях, в самой глуши, подальше от дорог и населенных пунктов. Осторожные птицы редко попадаются на глаза людям.
И только к осени, когда подрастут орлята, нет-нет да и увидишь, как высоко в небе медленно и уверенно парит вся орлиная семья.
Когда наступают холода, беркуты отправляются кочевать. Где-то в конце своей зимней дороги молодые орлы остановятся и останутся жить до новых холодов. А старый орел и орлица прилетят обратно, отыщут свое прежнее гнездо, подправят его, укрепят и снова вырастят здесь одного или двух орлят.
В Древней Греции «орхестрой» называли полукруглую площадку перед сценой в театре, где размещался хор — непременный участник любого представления. Потом оркестром стали называть коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
Впервые такие коллективы стали появляться в 16-м в. Правда, и до этого времени музыканты часто собирались группами, чтобы музицировать. Однако все эти группы не имели постоянного состава. Они исполняли музыку, под которую люди совершали религиозные обряды, пели, танцевали, маршировали на военных парадах. Лишь тогда, когда закрепился постоянный состав музыкантов, исполнявших перед слушателями различные музыкальные произведения, и возник оркестр.
За четыреста лет оркестры не раз видоизменялись. В зависимости от состава музыкальных инструментов они получали то или иное название: симфонический, струнный, духовой, шумовой. В народе полюбили орке- стровую музыку, и вскоре стали соз- даваться самые разнообразные виды народных оркестров. Когда же в моду вошла эстрадная музыка, то широкую популярность завоевали эстрадные оркестры, и среди них — джаз-оркестр.
Наиболее богат по составу инстру- ментов симфонический оркестр. Его составляют четыре различные группы инструментов: струнные — скрипки, альты, виолончели и контрабасы; деревянные духовые — флейты, кларнеты, гобои, фаготы; медные духовые — трубы, валторны, тромбоны и тубы; и наконец, самое разнообразное семейство ударных — барабаны, литавры, колокола, треугольники, ксилофоны, металлофоны и еще многие другие.
В оркестре есть свой управляющий — дирижер. Он умеет заставить музыкантов играть так, как он хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Дирижер говорит с оркестром на языке жестов. Помощницей ему служит палочка. Взмахнет дирижер палочкой, и все инструменты, подчиняясь его воле, зазвучат согласно и дружно. Однако направлять деятельность ста с лишним музыкантов — это лишь одна из его задач. Дирижер — художественный руководитель оркестра. Он диктует свой замысел, свое толкование музыки.
Прочитайте книги: Абрамян Г. В. Солнечный круг: Муз. азбука. М.: Малыш, 1985. Гл. «Оркестр». С. 47—49.
Левашова Г. Я. Рассказы из музы- кальной шкатулки. Л.: Дет. лит., 1975. Гл. «В главных ролях инструменты». С. 102—109.
Могилевская С. А. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Оркестр». С. 57—-60.
Кленов А. Там. где музыка живет. 3-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Впервые такие коллективы стали появляться в 16-м в. Правда, и до этого времени музыканты часто собирались группами, чтобы музицировать. Однако все эти группы не имели постоянного состава. Они исполняли музыку, под которую люди совершали религиозные обряды, пели, танцевали, маршировали на военных парадах. Лишь тогда, когда закрепился постоянный состав музыкантов, исполнявших перед слушателями различные музыкальные произведения, и возник оркестр.
За четыреста лет оркестры не раз видоизменялись. В зависимости от состава музыкальных инструментов они получали то или иное название: симфонический, струнный, духовой, шумовой. В народе полюбили орке- стровую музыку, и вскоре стали соз- даваться самые разнообразные виды народных оркестров. Когда же в моду вошла эстрадная музыка, то широкую популярность завоевали эстрадные оркестры, и среди них — джаз-оркестр.
Наиболее богат по составу инстру- ментов симфонический оркестр. Его составляют четыре различные группы инструментов: струнные — скрипки, альты, виолончели и контрабасы; деревянные духовые — флейты, кларнеты, гобои, фаготы; медные духовые — трубы, валторны, тромбоны и тубы; и наконец, самое разнообразное семейство ударных — барабаны, литавры, колокола, треугольники, ксилофоны, металлофоны и еще многие другие.
В оркестре есть свой управляющий — дирижер. Он умеет заставить музыкантов играть так, как он хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Дирижер говорит с оркестром на языке жестов. Помощницей ему служит палочка. Взмахнет дирижер палочкой, и все инструменты, подчиняясь его воле, зазвучат согласно и дружно. Однако направлять деятельность ста с лишним музыкантов — это лишь одна из его задач. Дирижер — художественный руководитель оркестра. Он диктует свой замысел, свое толкование музыки.
Прочитайте книги: Абрамян Г. В. Солнечный круг: Муз. азбука. М.: Малыш, 1985. Гл. «Оркестр». С. 47—49.
Левашова Г. Я. Рассказы из музы- кальной шкатулки. Л.: Дет. лит., 1975. Гл. «В главных ролях инструменты». С. 102—109.
Могилевская С. А. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Оркестр». С. 57—-60.
Кленов А. Там. где музыка живет. 3-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
И человек, и животное живут и ори- ентируются в нашем удивительном, ярком, наполненном звуками и запахами мире благодаря наличию органов чувств. Самыми важными из них являются зрение, слух, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Конечно, органы чувств не одинаковы у человека и животного, но основные их функции очень близки. Более того, у каждого человека эти органы развиты по-разному. Кто-то прекрасно видит и до глубокой старости обходится без очков; кто-то обладает поразительным слухом; кто-то способен так точно улавливать запахи, что не глядя может выбрать из букета луговых цветов нужный ему, а кто-то столь тонко распознает вкус пищи, что идет работать дегустатором.
Глаза позволяют любому живому организму не только отличать свет от тьмы, видеть контуры предметов, но и наслаждаться многообразием красок, которые щедро дарит нам природа. Они воспринимают свет и цвет и дают нам представление о форме предмета, его размерах. Глаза находятся в специальных впадинах, которые защищают от травм.
В уши поступают звуковые сигналы, которые затем путем сложных преобразований доходят до мозга, что позволяет организму ориентироваться в окружающей среде. Для человека очень важным моментом формирования слуха стала членораздельная речь. Органы слуха включают: наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв и множество очень чувствительных и тонких компонентов.
Наш нос улавливает огромное коли- чество запахов. Этот процесс называ- ется обонянием. Кто из нас, просту- дившись, не лишался, казалось бы, несущественной возможности воспри- нимать запахи. Сюда как нельзя лучше подходит поговорка: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Ока- зывается, еда вдруг стала совсем без- вкусной, букет в вазе потерял половину своего очарования. Однако, как ни существенно обоняние для человека, для животного оно еще важнее. Ведь благодаря ему собака идет по следу, пчела выбирает нужный ей цветок, лев находит свою добычу. Насекомые могут с помощью обоняния узнавать не только расстояние до предметов, но и их форму.
Осязание — одно из самых древних свойств живой природы, которое можно заметить даже у некоторых растений. Осязаем мы благодаря нашей естественной одежде — коже. Именно она реагирует на внешнюю температуру и посылает в мозг предупреждение в случае угрозы (холод, жар, удар обо что-то и т. д.). Наши очень далекие предки из всех органов чувств изначально обладали лишь осязанием. Не случайно осязание у слепых развито гораздо сильнее, чем у зрячих, ибо оно помогает им ориентироваться в пространстве.
Умение различать горькое, кислое, сладкое и соленое, пищу животного и растительного происхождения позволяет нам определить свои вкусовых предпочтения. Почти в каждой семье есть сладкоежки, любители соленого, кислого и даже, как это ни странно звучит, горького. И опять хочется обратиться к народной мудрости: «На вкус и цвет товарища нет». Основным органом чувств, заведующим вкусом, является рот.
Конечно, органы чувств не одинаковы у человека и животного, но основные их функции очень близки. Более того, у каждого человека эти органы развиты по-разному. Кто-то прекрасно видит и до глубокой старости обходится без очков; кто-то обладает поразительным слухом; кто-то способен так точно улавливать запахи, что не глядя может выбрать из букета луговых цветов нужный ему, а кто-то столь тонко распознает вкус пищи, что идет работать дегустатором.
Глаза позволяют любому живому организму не только отличать свет от тьмы, видеть контуры предметов, но и наслаждаться многообразием красок, которые щедро дарит нам природа. Они воспринимают свет и цвет и дают нам представление о форме предмета, его размерах. Глаза находятся в специальных впадинах, которые защищают от травм.
В уши поступают звуковые сигналы, которые затем путем сложных преобразований доходят до мозга, что позволяет организму ориентироваться в окружающей среде. Для человека очень важным моментом формирования слуха стала членораздельная речь. Органы слуха включают: наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв и множество очень чувствительных и тонких компонентов.
Наш нос улавливает огромное коли- чество запахов. Этот процесс называ- ется обонянием. Кто из нас, просту- дившись, не лишался, казалось бы, несущественной возможности воспри- нимать запахи. Сюда как нельзя лучше подходит поговорка: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Ока- зывается, еда вдруг стала совсем без- вкусной, букет в вазе потерял половину своего очарования. Однако, как ни существенно обоняние для человека, для животного оно еще важнее. Ведь благодаря ему собака идет по следу, пчела выбирает нужный ей цветок, лев находит свою добычу. Насекомые могут с помощью обоняния узнавать не только расстояние до предметов, но и их форму.
Осязание — одно из самых древних свойств живой природы, которое можно заметить даже у некоторых растений. Осязаем мы благодаря нашей естественной одежде — коже. Именно она реагирует на внешнюю температуру и посылает в мозг предупреждение в случае угрозы (холод, жар, удар обо что-то и т. д.). Наши очень далекие предки из всех органов чувств изначально обладали лишь осязанием. Не случайно осязание у слепых развито гораздо сильнее, чем у зрячих, ибо оно помогает им ориентироваться в пространстве.
Умение различать горькое, кислое, сладкое и соленое, пищу животного и растительного происхождения позволяет нам определить свои вкусовых предпочтения. Почти в каждой семье есть сладкоежки, любители соленого, кислого и даже, как это ни странно звучит, горького. И опять хочется обратиться к народной мудрости: «На вкус и цвет товарища нет». Основным органом чувств, заведующим вкусом, является рот.
4 октября 1957 г. в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли — шар с четырьмя усами- антеннами. Затем полетели другие, побольше и посложнее спутники, на некоторых из них находились собачки- дворняжки.
12 апреля 1961 г. мир узнал имя первого космонавта планеты. Кругосветное путешествие по орбите совершил на космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин. Вслед за ним сначала на «Востоках», а потом на более совершенных «Восходах» и «Союзах» в космос поднимались другие космонавты. Их полеты длились недолго, так как космические корабли не могли вместить больших запасов воды, пищи и воздуха.
Первые космические экспедиции показали, что люди могут жить и успешно трудиться на орбите. Но как долго они смогут оставаться здоровыми и работоспособными в условиях невесомости? Знать это нужно для подготовки к будущим путешествиям на другие планеты. Ведь рейсы туда и обратно могут длиться годами. Немало работы ожидало космонавтов и вблизи Земли, прежде всего по исследованию самой планеты. Вот почему Главный конструктор советской космической техники академик С. П. Королев после полета Гагарина решил создать «тяжелую орбитальную станцию».
Первую из них назвали «Салют». Ее вывели на орбиту вокруг Земли в 1971 г. Этот спутник был настоящим летающим домом, состоявшим из нескольких «комнат-отсеков», в которых свободно разместился экипаж из трех человек, проработавший в космосе почти месяц.
Через два года аналогичную станцию — «небесную лабораторию» «Скайлэб» создали американцы. Они довели продолжительность полета одного экипажа, также состоявшего из трех космонавтов, почти до трех месяцев. А затем в космос запускались «Салюты». Самыми известными из них стали шестой и седьмой. Временами к работавшим на орбите космонавтам прибывали гости — советские или международные экспедиции, численность экипажа достигала 6 человек, а максимальная продолжительность пилотируемого полета составила 237 суток. Достичь таких результатов помогли автоматические грузовые корабли «Прогресс», регулярно доставлявшие на станции топливо для двигателей, воздух, продукты, воду и другие расходуемые материалы.
Каждый очередной «Салют» был совершеннее своих предшественников. Сменивший их в 1986 г. «Мир» принципиально отличался от орби- тальных станций первых поколений. «Салюты» одновременно служили космонавтам и домом, и местом работы. «Мир» же стал «базовым блоком», с которого на орбите началось большое строительство.
Когда оно закончится, «Мир» окажется в окружении пяти пристыкованных к нему научных модулей. Это почти такие же большие, как и сама станция, космические аппараты. Каждый модуль имеет свою «специальность». Один из них предназначен для наблюдений и съемок Земли, другой — для производства в невесомости уникальных по своим качествам материалов, третий возьмет на себя функции летающей астрономической обсерватории, в четвертом будут вестись медицинские и биологические эксперименты.
В 1988 г. на «Мире» был установлен мировой рекорд: В. Титов и М. Макаров без перерыва проработали на его борту 366 дней. Почти столько же будет длиться полет от Земли к Марсу и обратно. Гости к ним прилетали и уле- тали на кораблях «Союз». В будущем доставлять на «Мир» новые экипажи будут корабли типа «Буран». Они же заменят и уступающие им по грузо- подъемности автоматические корабли «Прогресс».
Представление о масштабах соору- жения, называемого орбитальным комплексом «Мир», могут дать неко- торые цифры. Сам базовый блок имеет длину более 13 м, наибольший диаметр — 4,2 м, массу —21 т. А когда в состав комплекса войдут все пять модулей, его масса достигнет 140 т.
О жизни и работе на орбитальных станциях читайте в книгах: Черненко Г. Т. А все-таки полетим! Л.: Дет. лит., 1984. Гл. «Небесные города». С. 54—59.
Горьков В. П., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Орбитальные корабли и станции». С. 81—107.
12 апреля 1961 г. мир узнал имя первого космонавта планеты. Кругосветное путешествие по орбите совершил на космическом корабле «Восток» Юрий Гагарин. Вслед за ним сначала на «Востоках», а потом на более совершенных «Восходах» и «Союзах» в космос поднимались другие космонавты. Их полеты длились недолго, так как космические корабли не могли вместить больших запасов воды, пищи и воздуха.
Первые космические экспедиции показали, что люди могут жить и успешно трудиться на орбите. Но как долго они смогут оставаться здоровыми и работоспособными в условиях невесомости? Знать это нужно для подготовки к будущим путешествиям на другие планеты. Ведь рейсы туда и обратно могут длиться годами. Немало работы ожидало космонавтов и вблизи Земли, прежде всего по исследованию самой планеты. Вот почему Главный конструктор советской космической техники академик С. П. Королев после полета Гагарина решил создать «тяжелую орбитальную станцию».
Первую из них назвали «Салют». Ее вывели на орбиту вокруг Земли в 1971 г. Этот спутник был настоящим летающим домом, состоявшим из нескольких «комнат-отсеков», в которых свободно разместился экипаж из трех человек, проработавший в космосе почти месяц.
Через два года аналогичную станцию — «небесную лабораторию» «Скайлэб» создали американцы. Они довели продолжительность полета одного экипажа, также состоявшего из трех космонавтов, почти до трех месяцев. А затем в космос запускались «Салюты». Самыми известными из них стали шестой и седьмой. Временами к работавшим на орбите космонавтам прибывали гости — советские или международные экспедиции, численность экипажа достигала 6 человек, а максимальная продолжительность пилотируемого полета составила 237 суток. Достичь таких результатов помогли автоматические грузовые корабли «Прогресс», регулярно доставлявшие на станции топливо для двигателей, воздух, продукты, воду и другие расходуемые материалы.
Каждый очередной «Салют» был совершеннее своих предшественников. Сменивший их в 1986 г. «Мир» принципиально отличался от орби- тальных станций первых поколений. «Салюты» одновременно служили космонавтам и домом, и местом работы. «Мир» же стал «базовым блоком», с которого на орбите началось большое строительство.
Когда оно закончится, «Мир» окажется в окружении пяти пристыкованных к нему научных модулей. Это почти такие же большие, как и сама станция, космические аппараты. Каждый модуль имеет свою «специальность». Один из них предназначен для наблюдений и съемок Земли, другой — для производства в невесомости уникальных по своим качествам материалов, третий возьмет на себя функции летающей астрономической обсерватории, в четвертом будут вестись медицинские и биологические эксперименты.
В 1988 г. на «Мире» был установлен мировой рекорд: В. Титов и М. Макаров без перерыва проработали на его борту 366 дней. Почти столько же будет длиться полет от Земли к Марсу и обратно. Гости к ним прилетали и уле- тали на кораблях «Союз». В будущем доставлять на «Мир» новые экипажи будут корабли типа «Буран». Они же заменят и уступающие им по грузо- подъемности автоматические корабли «Прогресс».
Представление о масштабах соору- жения, называемого орбитальным комплексом «Мир», могут дать неко- торые цифры. Сам базовый блок имеет длину более 13 м, наибольший диаметр — 4,2 м, массу —21 т. А когда в состав комплекса войдут все пять модулей, его масса достигнет 140 т.
О жизни и работе на орбитальных станциях читайте в книгах: Черненко Г. Т. А все-таки полетим! Л.: Дет. лит., 1984. Гл. «Небесные города». С. 54—59.
Горьков В. П., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Орбитальные корабли и станции». С. 81—107.