Планеты

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Греческое слово «планета» означает «блуждающая звезда». Планеты не занимают определенного места на небе, подобно звездам, а блуждают среди них, все время меняя положение. Происходит это оттого, что они обращаются вокруг Солнца.
Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий — мчится по орбите с боль- шой скоростью и совершает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток. Но зато вокруг своей оси Меркурий вра- щается медленно: почти за 59 земных суток.
Венера, Земля, Марс тоже планеты. О них в нашей книге есть отдельные рассказы.
А теперь посмотрим на величавую планету Юпитер. Яркой белой звездой сияет он на небосводе, медленно двигаясь среди звезд. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Его диаметр около 14 тыс. км. Юпитер удален от Солнца на 5,2 астроно- мической единицы. За астрономическую единицу принято расстояние от Земли до Солнца— 150 млн. км. Юпитер получает от Солнца очень мало света и тепла. На его поверхности всегда холодно — мороз в 140 градусов. Год Юпитера равен почти 12 земным годам. Вокруг Юпитера обращаются 16 спутников. (Четыре из них по размерам сравнимы с Меркурием и Луной.) За Юпитером следует Сатурн, отда- ленный от Солнца на 9,5 астрономи- ческой единицы. Год Сатурна равен почти 30 земным, у него 17 спутников. Сатурн окружен великолепными плоскими кольцами, составляющими как бы одно кольцо. Это кольцо огромных размеров. Внутри него можно 3 раза уложить земной шар. Толщина же кольца невелика — от 10 до 60 м. Когда кольцо становится ребром к Земле, его нельзя рассмотреть даже в самый сильный теле- скоп. Кольцо Сатурна не сплошное, оно состоит из мелких спутников, расположенных в одной плоскости.
Юпитер и Сатурн — планеты-гиганты. Они состоят в основном из водорода и гелия. По объему Юпитер больше Земли в 1345 раз, а Сатурн — в 767 раз.
Уран стал известен людям сравнительно недавно, его открыли в 1781 г. От Солнца он отстоит на 19 астроно- мических единиц, а год у него равен 84 земным годам. По объему Уран в 73 раза больше Земли, у него 15 спутников.
Планета Нептун замечательна тем, что ее открыли не наблюдая в телескоп, а путем математических вычислений. Как это произошло? Французский математик Леверье выяснил, что Уран за 60 лет после его открытия отклонился от вычисленной орбиты. Леверье решил, что Уран «сбился» с пути потому, что его притягивает какая-то еще не известная астрономам планета. После длительных вычислений ученый указал, где искать неизвестную планету. Там она и оказалась! Нептун в 60 раз больше Земли, год его равен 165 земным. Вокруг Нептуна обращаются 2 спутника. По составу и строению недр планеты Уран и Нептун похожи на Юпитер и Сатурн.
Планета Плутон обращается по самой далекой от Солнца орбите. О Плутоне ученые узнали только в 1930 г. Расстояние планеты от Солнца — 40 астрономических единиц. Год на Плутоне равен 248 земным годам. По величине планета примерно равна Земле. О Плутоне пока известно мало, его трудно изучать на таком огромном расстоянии.
Кроме этих 9 планет, которые называют большими, в Солнечной системе вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера обращаются множество малых планет. Они называются астероидами. Их известно более 1700. Диаметр малых планет — от нескольких сотен метров до сотен километров. Самая большая из них — Церера. Диаметр ее — 1000 км.
О планетах читайте в книгах: Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.: Дет. лит., 1988. Гл. «Какие светила называют планетами». С. 16—17.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986.

Плавание

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Каждый человек должен научиться плавать. Это поможет ему стать здо- ровым, сильным, ловким, выносливым, смелым, а в опасных ситуациях спасет и жизнь. Ведь для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает, вода — опасная стихия. В морях, реках, водоемах страны ежегодно погибает огромное число людей (25— 30 тыс., в том числе 6—7 тыс. детей). Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок овладел навыками плавания, и как можно раньше, с 4—5 лет.
Самый быстрый способ плавания — кроль на груди, или вольный стиль. Он напоминает плавание саженками, которыми так охотно пользуются многие подростки. Пловец передви- гается за счет поочередных гребков руками и непрерывных движений ногами вверх-вниз. Таким образом обеспечивается устойчивое положение тела. Лицо опущено в воду так, чтобы уровень ее проходил примерно у верхней части лба. Носки ног вытянуты (но мышцы не напряжены), и на каждый гребок рукой делается два-три удара каждой ногой. Поворачивая голову в сторону (вправо или влево), пловец делает вдох в момент окончания гребка одной рукой, затем опускает лицо в воду. Кролем плавают не только на груди, но и на спине. Движения ног примерно те же, а руки поочередно проносятся в воздухе, опускаются в воду за головой и совершают гребок.
Способ брасс менее быстрый, но более экономичный: пловец меньше утомляется и можно проплыть большее расстояние. Движения ног при плавании брассом напоминают движения лягушки.
На основе брасса возникли два других, более быстрых способа плавания. Вначале появился баттерфляй (в переводе с английского — «бабочка»). Техника его не проста. После гребка руки выносятся из воды, слегка сгибаются в локтевых суставах и быстро через стороны проносятся вперед. Затем они расслабленно входят в воду, выпрямляются и начинают движение вперед и вниз. Пловец, как бы «опершись» о слой воды, энергично прогребает ладонями под себя — назад от бедер.
Такого рода движения руками характерны как для баттерфляя, так и для модификации этого стиля — «дельфина». Только здесь ноги выполняют непрерывные одновременные движения вверх-вниз в сочетании с активными волнообразными сгибаниями и разгибаниями туловища.
На первых занятиях по обучению плаванию новички выполняют подго- товительные упражнения: погружение с головой в воду, открывание глаз, выдох в воду, всплывание на поверхность без движения, скольжение в различных положениях.
Эти тренировки необходимы, поскольку они закладывают основы правильных движений. Позднее в тре- нировку включаются элементы техники спортивных способов плавания.
Помимо тренировок в бассейне (где они есть) плаванием следует заниматься и в естественных водоемах, особенно во время летних школьных каникул. Пловцы занимаются и общефизической подготовкой: обычно спортивными играми, гимнастикой, греблей, ходят на лыжах.
Во время войны многократный чемпион страны по плаванию Леонид Мешков был разведчиком. В одном из боев ранило его товарища. Мешков сделал ему перевязку и понес к реке. Но в это время ранило и его самого.Боль была нестерпимой, но он плыл, работая одними ногами, и сумел переправить товарища на берег. После госпиталя раны чемпиона зажили, но руки стали беспомощными. А Леониду очень хотелось вернуться в спорт. Несмотря на боль, ежедневно по многу часов сгибал и разгибал непослушные пальцы. Занимался на специальных аппаратах, сделанных им самим, лечебной гимнастикой... В 1943 г. он вернулся на водную дорожку и снова стал чемпионом.
Прочитайте книги: Белиц-Гейман С. В. Мы учимся плавать. М.: Просвещение, 1987.
Дорошенко И. Учись плавать. М.: Сов. спорт, 1989.

Пифагор (6-й в. до н. э.)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Пифагор родился на греческом острове Самое в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал. Жил в Египте, Вави- лоне, совершил путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз — общество философов. Отличительным знаком членов этого общества была пятико- нечная звезда — пентаграмма, которая у них называлась «Здоровье».
Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора, гласящая, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе. Получающуюся при этом картинку школьники с давних пор прозвали «пифагоровыми штанами».
Пифагорейцы изучили варианты, в которых величины всех сторон пря- моугольного треугольника выражаются целыми числами. Вообще они придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 — холод, 7 — разум, здоровье и свет, 8 — любовь и дружбу и т. д.
Числа, равные сумме всех своих делителей, такие, как 6, 28, 496, 8128, они считали совершенными, а дружественными числами называли такие пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей второго числа. Это пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные и заметили, что если складывать последовательно нечетные числа: 1 + 3 + 5 + 7 +..., то после каждого сложения будут получаться числа, являющиеся полными квадратами: 1, 4, 9, 16...
К числу математических наук пифа- горейцы относили арифметику, гео- метрию, астрономию и музыку. Да, да, музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть вновь от числа, и создали первую математическую теорию музыки.
Большое внимание пифагорейцы уделяли также физическим упражнениям, а сам Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Пифагорейцы знали, что Земля — шар, который вращается вокруг Солнца, как и все остальные планеты. Но затем эти знания были забыты, и через две тысячи лет польскому астроному Копернику пришлось вновь отстаивать эту теорию строения Вселенной, которую церковники называли пифагорейской.

Пирамида и конус

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Представьте себе, что в некоторой плоскости (будем считать ее горизон- тальной) расположен некоторый мно- гоугольник, обозначаемый буквой М, а над этой плоскостью взята некоторая точка А . Рассмотрим отрезок, одним концом которого является некоторая точка фигуры М, а вторым — точка А. Всевозможные такие отрезки, вместе взятые, образуют многогранник, называемый пирамидой с основанием М и вершиной А.
Поверхность пирамиды кроме основания содержит еще ряд боковых граней. Каждая из них представляет собой треугольник, основанием которого является одна из сторон многоугольника М, а вершиной — точка А.
Таким образом, пирамида содержит одну грань — основание, которое может быть многоугольником с любым числом сторон, а все остальные грани (называемые боковыми) представляют собой треугольники, имеющие основанием одну общую сторону, причем все боковые грани имеют одну общую вершину. Это описание пирамиды можно принять за ее определение. Например, пакеты молока часто делают в форме тре- угольной пирамиды, т. е. пирамиды с треугольным основанием .
Если основанием пирамиды является правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, перпендикулярен плоскости основания, то пирамида называется правильной . Четырехскатная крыша дома имеет форму четырехугольной правильной пирамиды .
Представьте себе теперь, что вместо многоугольника взята в горизонтальной плоскости какая-нибудь другая фигура М и все точки этой фигуры соединены отрезками с точкой А (не лежащей в плоскости фигуры М) . Получившееся тело называется конусом с основанием М и вершиной А. Если, в частности, основание — многоугольник, то конус с этим основанием будет пира- мидой. Вообще основанием пирамиды может быть любая фигура, но если в основании лежит круг, а отрезок, сое- диняющий вершину пирамиды с центром этого круга, перпендикулярен основанию, то конус называется прямым круговым конусом . В школе только такие конусы и рассма- триваются.
Если основание конуса (общего вида) имеет площадь S, а высота, т. е. расстояние от вершины до плоскости основания, равна h, то объем конуса равен 1/3 S h. Эта формула годится и для прямого кругового конуса, и для пирамиды.
В жизни вы нередко встречаетесь с конусами. Лампа с металлическим абажуром отбрасывает пучок света в виде конуса. Причем если абажур не расположен параллельно земле, то конус не будет круговым. Его основание образует вытянутая фигура, называемая эллипсом. Если из круга вырезать сектор, а затем склеить его, получится конус.

Пионер

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Это слово пришло к нам и ко многим народам мира из французского языка. Его можно перевести как «первый, идущий впереди». Именно это значение — идущий впереди — и определяет смысл нескольких понятий, которые объединяются словом «пионер».
Пионерами называют людей, которые исследуют, осваивают, обживают новые земли. О них мы говорим — первопроходцы или землепроходцы.
У американского писателя Фенимора Купера (он жил в конце 18 — начале 19 в.) есть роман «Пионеры, или У истоков Саскуиханны». Это роман о переселенцах, которые двигались с востока Америки к ее западным границам и постепенно их заселяли.
И в наши дни в США, как в те давние времена, первооткрывателей и первопоселенцев называют пионерами. Отсюда и название романа.
Об ученом, инженере, художнике, писателе тоже говорят, что он — пионер, если он сделал выдающееся открытие в своей области деятельности: науке, технике, культуре.
В издательстве «Молодая гвардия» с 1967 г. начала выходить серия книг «Пионер — значит первый». В них рассказывается о жизни Ю. А. Гагарина, С. П. Королева, И. П. Кулибина, М. В. Ломоносова, В. И. Даля, Кирилла и Мефодия, В. П. Чкалова, Н. М. Пржевальского, Ф. Магеллана, Р. Амундсена и многих других. Книги очень интересны, и с ними стоит познакомиться.
Пионерами именовались воины и воинские части в России и в некоторых странах Европы в 18—19 вв. (а в Германии и до сих пор.). Позднее тех, кто в них служил, стали называть саперами. В России, например, были конно-пионерные батальоны. Они прокладывали дороги, строили или восстанавливали мосты, словом, шли впереди.
Пионер — это и член детской орга- низации. Пионерские организации действовали и продолжают действовать во многих странах и Западной, и Восточной Европы, например: «Пионеры Франции», «Юные пионеры» в Норвегии, «Союз пионеров» в Бельгии, «Демократический союз пионеров» в Финляндии, пионерские организации в нашей стране.
Словом «пионерский» определяют и новейшие технические проекты. Серию автоматических межпланетных станций США назвали «Пионер». В нашей стране они называются «Луна», «Венера», «Вега».

Пингвины

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не при- няли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки! Именно так одевались тогда мужчины в торжественных случаях.
Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы узнать, чем питаются эти птицы, как выводят птенцов, как выдерживают страшные морозы. Самые большие пингвины — императорские. Они достигают 80 см роста и весят от 25 до 40 кг. Тело пингвина похоже на ракету, поставленную на хвост. Ноги с плавательными перепонками и короткий клинообразный хвост — как три опоры у ракеты. Перья на теле и крыльях темно- синие, с серебристым оттенком на спине, а на брюшке ослепительно белые. Голова черная, а по бокам головы и шеи красивые золотисто-оранжевые разводы. Крылья похожи на длинные плавники. Кожа у пингвинов неплотно прилегает к телу, особенно в низу брюшка, где она образует глубокую складку. А под кожей — толстый слой жира. Этот жир одновременно и теплая подкладка нарядного пингвиньего фрака, и запас питания на «черный день».
Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Полжизни, если не больше, императорские пингвины проводят в воде, уплывая далеко-далеко от берегов Антарктиды. Питаются они рыбой, кальмарами. В воде их неуклюжее тело превращается в гибкую стремительную торпеду: лапы и крылья гребут, вытянутое тело приобретает совершенно обтекаемую форму.
Перья плотно прилегают к телу и помогают отлично скользить в воде. Пингвин может мчаться со скоростью 36 км в час. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как камешек из рогатки.
В разгар зимнего ненастья пингвины откладывают яйца. Каждая самка кладет по одному яйцу —10 см в диаметре и весом около 400 г. Яйцо выкатывается прямо на снег, на мороз. Пингвин-отец быстро закатывает яйцо в глубокую складку на брюхе, так, чтобы оно легло на его лапы. Теперь мороз не страшен. Если надо передать яйцо пингвинихе, отец выкатывает его на снег — и мать быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем брюхе. Вот почему пингвины могут обойтись без гнезд. Кормятся пингвины-родители по очереди.
Вылупившиеся птенцы собираются в «детские сады». Матери как-то уму- дряются отличать своих в общей куче и кормят их принесенной в зобу рыбой. Пингвинята покрыты светлым пухом, а вокруг глаз у них забавные белые очки. Спасаясь от резкого ветра и мороза, пингвинята (а иногда и взрослые пингвины) образуют плотную толпу. Внутри толпы тепло, и она постоянно как бы движется: замерзшие птицы снаружи пробираются внутрь и там отогреваются за спинами своих товарищей.
О пингвинах прочитайте в книгах: Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пингвины». С. 155—161.
Лысов Е. С. Наш зоопарк. Л.: Дет. лит., 1983. Гл. «Тайна гибели пингвинов». С. 51—54.

Петр I (1672—1725)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, ста- раясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов — на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путе- шествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. «Я ученик и нуждаюсь в учителях», — вырезал он на своей личной печати. А учиться в самом деле нужно было многому.
Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр, в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки латинского и греческого языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти не было инженеров и ученых. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей.
И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Все изменения в стране проводились по приказу Петра I и при его личном участии. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Современники считали Петра I лучшим корабельным мастером в России.
При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур — промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Санкт- Петербург.
Познакомьтесь с некоторыми особенностями личности Петра I: он имел рост 2 м 4 см, был силен — руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Петр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии — инженера. Французская академия наук избрала его своим членом. В сложной международной обстановке Петр проявил себя выдающимся дипломатом.
Петр I был предан России, верил в ее гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А. С. Пушкин назвал Петра I «вечным работником».
В далекие времена царствования Петра I перенесут вас книги: Алексеев С. П. Собр. соч.: В. 3 т. Т. 1. М.: Дет. лит, 1982. С. 10—156.
Дорофеев А. Д. Корабельные пути. М.: Малыш, 1989.
Прохватилов В. А. Гангутский бой. Л.: Дет. лит., 1989.

Песня

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.
Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора, — колыбельные, детские прибаутки. Свадебные песни. Протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле. Были- ны, повествующие о подвигах древних богатырей...
Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно обширно, в нем, как в народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая. Существует множество групп, жанров, разновидностей песен, которые перекликаются между собой. Но обычно мы различаем две большие группы: песня народная и песня, создаваемая композиторами. Между этими песнями существует постоянная связь. В операх, симфониях, камерной музыке композиторы часто обращаются к народной песне, либо точно передавая ее мелодии, либо используя ее характерные отдельные элементы. В то же время некоторые песни, созданные композиторами, как бы уходят в фольклор и живут там иногда в десятках вариантов. Так, например, произошло в годы Великой Отечественной войны с песней М. И. Блантера на слова М. В. Исаковского «Катюша».
Композиторские песни группируются по содержанию их текста: песня лирическая, шуточная, сатирическая, политическая.
Но у песен, даже родственных по содержанию, может быть разная судьба. Одни больше поют в деревне, другие — в городе, некоторые с увлечением поют солдаты на марше, а иные — туристы в походе. Значит, песни группируются и по признаку той среды, в которой они наиболее популярны: песня крестьянская, рабочая, солдатская, студенческая и т. д.
И исполняются песни по-разному. Массовая песня предназначена для самых обычных любителей пения, лишь бы у них был слух. И звучат такие песни в самой разной обстановке: в колонне демонстрантов, на экскурсии, дома в семейном кругу. Не обязательно в них и сопровождение инструмента. Эстрадная песня рассчитана на певцов- профессионалов с оркестром или ансамблем, а часто и на усиление звучания при помощи электроакустической аппаратуры.
Наконец, песни разделяют и по музыкальному складу: песня одного- лосая, хоровая, с сопровождением или без него.
Интересные песни пишут самоде- ятельные авторы, которые часто сочиняют не только мелодии, но и слова и сами их исполняют, обычно под гитару.
Один из главных секретов могущества песни — ее простота. Даже о самых серьезных вещах — о борьбе за свободу, за счастье, о верной дружбе, о героических подвигах — песня умеет говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко запоминающейся мелодией.
О песне прочитайте в книгах: Абрамян Г. В. Солнечный круг: Музыкальная азбука. М.: Малыш, 1985. Гл. «Песня». С. 50—51.
Могилевская С. А. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Песня». С. 62.

Перов Василий Григорьевич (1834—1882)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
История русской? живописи едва ли знает художника более страстного, непримиримого в своих убеждениях, чем Перов. Его имя было знаменем всего прогрессивного, передового в художественной и общественной жизни России. Созданные им картины народной жизни до сих пор волнуют зрителя своей задушевностью и глубокой скорбью, а сатирические полотна поражают едким сарказмом, меткостью и беспощадностью характеристик. Тем более восхищали они демократически настроенных современников художника: для них маленькие, скромные по краскам картины Перова были смелым словом в защиту обиженных и угнетенных.
Василий Григорьевич Перов родился в Сибири, в городе Тобольске, в семье прокурора, человека просвещенного и свободомыслящего, принимавшего в своем доме ссыльных декабристов.
В детстве и юности Перову пришлось много поездить по России, пока наконец 18-летним юношей .он не попал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище царил дух свободы и независимости от требований официального искусства. И атмосфера училища, и Москва середины прошлого века с ее литературными и театральными традициями сформировали художественные взгляды будущего живописца.
В 1861 г., уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает училище и получает золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь на селе».
Уже в этой ранней работе художника проявились основные черты, свойственные его творчеству, — тща- тельность письма, композиционная четкость, меткость характеристик, предельная выразительность жеста и мимики и — главное — критический взгляд на действительность.
Образцами для многих мастеров кисти той поры стали появившиеся вскоре вслед за первой картиной художника «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах».
В конце 1862 г. Перов выехал за границу, в Париж. Здесь он изучал полотна старых мастеров, зарисовывал сценки городской жизни. Но пребывание его в Париже не было долгим. Художник понял, что только дома он мог сказать своей кистью нужное, идущее от самого сердца слово. Перов находил сюжеты для своих картин, наблюдая жизнь простых людей. Его произведения вызывают горячее сочувствие униженным и оскорбленным.
«Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Утоп- ленница». Человеческие трагедии не могут оставить зрителя равнодушным.
В творчестве художника большое место занимала и портретная живопись. Героями его портретов были чаще всего деятели передовой русской культуры: драматург А. Н. Островский, поэт А. Н. Майков, художник А. К. Саврасов, писатель В. И. Даль и другие.
Последние годы своей жизни Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учени- ками его были многие ставшие известными русские художники: М. В. Нестеров, А. П. Рябушинский, А. С. Архипов. На полотнах Перова воспитывались целые поколения художников.

Передвижники

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Более ста лет тому назад произошло очень важное для русского искусства событие. У него есть своя предыстория.
В 1863 г. четырнадцать выпускников Петербургской академии художеств во главе с И. Н. Крамским выступили с требованием свободно выбирать сюжеты для картин, которые они представят на выпускных экзаменах. Согласно традиции они имели право писать только на мифологические или религиозные темы. А молодые художники в своих будущих картинах хотели затронуть проблемы современной жизни, изобразить то, что их волновало и было тесно связано с жизнью простого народа. Получив отказ совета академии, они демонстративно покинули ее и орга- низовали Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Так «бунт четырнадцати» открыл новые возможности перед русским искусством.
В 1870 г. группа молодых художников Москвы и Петербурга организовала Товарищество передвижных выставок. Члены Товарищества ежегодно устраивали выставки своих картин и перевозили их из города в город, чтобы как можно больше людей могли видеть эти картины. Художников стали называть передвижниками. Передвижные выставки приобрели широкую известность и получили народное признание. И как бы ни старались сторонники академии задушить свежие силы, ряды передвижников пополнялись новыми талантливыми мастерами.
Среди первых передвижников были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, К. А. Савицкий. Позже к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, Н. А. Ярошенко и другие русские художники.
Многие картины передвижников вошли в золотой фонд русского искусства. Их вы можете видеть в наших музеях.
Картины передвижников проникнуты любовью к Родине, верой в силу и талантливость простого народа. Передвижники сыграли огромную роль в развитии русского искусства. Они положили начало новому его направлению — гражданскому, близ- кому народу.
О художниках-передвижниках вам расскажут книги: Волынский Л. Н. Лицо времени: Книга о русских художниках. М.: Дет. лит., 1982.
Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пере- движники». С. 56—58.

Первое мая

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В этот день в 1886 г. в американском городе Чикаго рабочие не встали, как обычно, к станкам. Они не хотели больше работать по 10—15 часов в день, жить в трущобах, в невообразимой тесноте. Они собрались вместе, чтобы добиться от администрации восьмичасового рабочего дня, надбавки к заработку и улучшения условий жизни. На требования рабочих было отвечено пулями.
По всей стране прошли стачки и демонстрации протеста. Американских рабочих поддержали прогрессивные люди всего мира. Чтобы выразить свою солидарность с трудящимися Чикаго, гнев и возмущение расправой с ними, рабочие Парижа и Лондона, Берлина и Москвы прекратили работу и с красными флагами вышли на улицы.
А через три года, в 1889 г., когда участники международного объединения рабочих партий — Второго Интернационала — собрались в Париже на свой конгресс, они постановили считать Первое мая международным праздником. Впервые Первое мая как революционный праздник рабочего класса был отмечен в 1890 г.
Русские рабочие организовали пер- вомайские забастовки в 1891 г. в Петербурге и 1895 г. в Москве.
В нашей стране Первое мая стало Праздником Весны и Труда.
Прочитайте рассказы о празднике Первое мая: Митяев А. В. Сегодня праздник: Рассказы. М.: Дет. лит., 1988. Гл. «Первомай». С. 35—38.

Пеночки

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В пасмурный дождливый день маленькая пеночка выглядит серенькой и не очень приметной птичкой. Покажется, нырнет в кусты и пропадет. Но вот выглянет солнце, запрыгают по листьям березы и черемухи веселые солнечные зайчики — и пеночка сама станет как солнечный зайчик. Проворная птичка вспорхнет на дерево, спрячется в густой листве — и оттуда раздастся песенка: «Тень-тинь, тень-тень...» Это «тенькает» и «тинькает» пеночка-теньковка.
А вот скачет по веткам черемухи золотисто-зеленая птичка, заглядывает под каждый листочек, сует свой любопытный клювик то туда, то сюда и все время повторяет: «фить-фюить», «фить-фюить». Потом вспорхнет на вершину, звонко и легко выговаривает: «фить-фить-фить...» И будто ей не хватило голоса, нежно замирает: «фюююить...» Так поет свою песенку еще одна пеночка — весничка.
Кроме теньковки и веснички в наших лесах встречаются еще тринадцать видов пеночек. Их можно отличить друг от друга по песенкам.
Пеночки приносят огромную пользу, уничтожая много вредных насекомых. Пеночка весит до 5 до 12 граммов, а съедает за день 17 граммов корма!