«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям», — писал великий педагог-мыслитель, гуманист Василий Александрович Сухомлинский.
Родился он на Украине, в крестьянской семье. Свои первые педагогические шаги сделал в родной Васильевской школе. И уже тогда понял, «что главное для педагога — это человечность, это глубокая потребность в человеке, ощущение того, что вместе с детьми ты счастлив, а без них несчастен».
Любовь к детям была главным источником в развитии его педагоги- ческих способностей и взглядов. Сухомлинский считал ученика сложным организмом, с богатым миром чувств, мыслей, воли. Вот почему он и говорил, что «моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает», а также «какой любимый труд есть у ребенка...».
Постоянно думая об ученике, Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики станут учиться в полную меру своих способностей. Он учил учеников учиться, давал им советы, как готовить дома уроки. Следил за тем, чтобы они постоянно читали и обогащали свою речь.
Сухомлинский водил своих питомцев в сад, в лес. Учил их понимать и любить природу, познавать ее тайны, восхищаться ее красотой. Он был для своих учеников старшим другом, еди- номышленником, помощником. Про- буждал у них интерес к знаниям, вся- чески поощрял успех ученика, вселял уверенность в способности ребенка. Он прививал детям любовь к труду, уважение к людям старшего поколения, воспитывал высокие нравственные принципы.
Прививая детям любовь к труду, Сухомлинский сам был необыкновенно трудолюбив. Все свободное время отдавал творчеству. Павлышская школа, в которой он директорствовал 22 года, была для него естественной лабораторией. Обучая и воспитывая детей, он вел научные наблюдения, проводил эксперименты. Если видел, что его педагогические идеи и опыт, а также опыт его коллег эффективны и жизненны, излагал все это в книгах, научных статьях, выносил на суд общественности.
Свои раздумья об учителе Василий Александрович изложил в книгах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы». Он написал 1500 сказок и рассказов. Труды его напеча- таны на 40 языках мира.
Родился он на Украине, в крестьянской семье. Свои первые педагогические шаги сделал в родной Васильевской школе. И уже тогда понял, «что главное для педагога — это человечность, это глубокая потребность в человеке, ощущение того, что вместе с детьми ты счастлив, а без них несчастен».
Любовь к детям была главным источником в развитии его педагоги- ческих способностей и взглядов. Сухомлинский считал ученика сложным организмом, с богатым миром чувств, мыслей, воли. Вот почему он и говорил, что «моя забота об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов в течение дня бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает», а также «какой любимый труд есть у ребенка...».
Постоянно думая об ученике, Василий Александрович говорил, что школа должна быть школой радости. Только тогда ученики станут учиться в полную меру своих способностей. Он учил учеников учиться, давал им советы, как готовить дома уроки. Следил за тем, чтобы они постоянно читали и обогащали свою речь.
Сухомлинский водил своих питомцев в сад, в лес. Учил их понимать и любить природу, познавать ее тайны, восхищаться ее красотой. Он был для своих учеников старшим другом, еди- номышленником, помощником. Про- буждал у них интерес к знаниям, вся- чески поощрял успех ученика, вселял уверенность в способности ребенка. Он прививал детям любовь к труду, уважение к людям старшего поколения, воспитывал высокие нравственные принципы.
Прививая детям любовь к труду, Сухомлинский сам был необыкновенно трудолюбив. Все свободное время отдавал творчеству. Павлышская школа, в которой он директорствовал 22 года, была для него естественной лабораторией. Обучая и воспитывая детей, он вел научные наблюдения, проводил эксперименты. Если видел, что его педагогические идеи и опыт, а также опыт его коллег эффективны и жизненны, излагал все это в книгах, научных статьях, выносил на суд общественности.
Свои раздумья об учителе Василий Александрович изложил в книгах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым директором школы». Он написал 1500 сказок и рассказов. Труды его напеча- таны на 40 языках мира.
Около четырехсот лет назад Ермак привел свое казачье войско в Сибирь, чтобы отвоевать ее у сибирского хана Кучума. Казаки разбили войско хана и остались в Сибири навсегда. Среди них был молодой казак по фамилии Суриков. Одна из крепостей, которые построили казаки, называлась Красноярск, стояла она на берегу могучей реки Енисей. Вот там, в Красноярске, в семье потомка донского казака Сурикова и родился мальчик Василий, которому суждено было стать великим русским живописцем.
Рисовать Вася начал рано: шестилетним ребенком на кожаной обивке кресел выцарапывал он гвоздиком домики, коней, лодки. Потом стал карандашом или углем рисовать на обрывках бумаги.
Первым учителем Сурикова был сибирский художник Гребнев, он первым и распознал в юноше большой талант. Но развивать свой талант Васе не пришлось: умер его отец, оставив без средств жену и троих детей, из которых Вася был старшим. И пришлось юноше прямо со скамьи училища поступить на службу писарем в канцелярию губернского совета.
Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, да так точно, что губернатор, которому принесли на подпись эту бумагу, принял муху за живую и попытался ее согнать. Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Вася принес целую папку. Губернатор, поняв, что у юноши большое дарование, познакомил его с одним из богатых сибирских золотопромышленников — Кузнецовым, человеком очень образованным и умным. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Так начался творческий путь Сурикова.
Больше всего любил Василий Иванович русскую историю, и почти все его картины исторические. Его первая большая историческая картина — «Утро стрелецкой казни» — изображает казнь московских стрельцов, взбунтовавшихся против царя Петра I.
Вторая историческая картина — «Меншиков в Березове». Сюда, в Сибирь, в Березово, после смерти Петра I был сослан попавший в опалу генералиссимус Меншиков.
В третьей большой исторической картине — «Боярыня Морозова» — рассказывается о событиях, которые относятся к временам царя Алексея Михайловича.
Василий Иванович страстно любил Сибирь. Ей он посвятил свое замеча- тельное полотно — «Покорение Сибири Ермаком». Эту картину он писал в Красноярске, куда ездил почти каждое лето.
Там же, в Красноярске, была написана еще одна замечательная картина — «Взятие снежного городка», пожалуй, самая жизнерадостная. В ней Суриков изобразил старинную игру, в которую играли в Сибири на масленицу.
Картины Сурикова вы можете увидеть в музеях. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — в Третьяковской галерее в Москве, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие снежного городка» — в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.
О жизни русского художника В. И. Сурикова вы узнаете из книги: Кончаловская Н. П. Суриково детство. М.: Малыш, 1984.
Рисовать Вася начал рано: шестилетним ребенком на кожаной обивке кресел выцарапывал он гвоздиком домики, коней, лодки. Потом стал карандашом или углем рисовать на обрывках бумаги.
Первым учителем Сурикова был сибирский художник Гребнев, он первым и распознал в юноше большой талант. Но развивать свой талант Васе не пришлось: умер его отец, оставив без средств жену и троих детей, из которых Вася был старшим. И пришлось юноше прямо со скамьи училища поступить на службу писарем в канцелярию губернского совета.
Однажды Вася на полях канцелярского документа нарисовал муху, да так точно, что губернатор, которому принесли на подпись эту бумагу, принял муху за живую и попытался ее согнать. Но потом разглядел и поразился искусному рисунку. Он вызвал Сурикова и попросил его принести свои рисунки в канцелярию. Вася принес целую папку. Губернатор, поняв, что у юноши большое дарование, познакомил его с одним из богатых сибирских золотопромышленников — Кузнецовым, человеком очень образованным и умным. Вот он-то и помог молодому художнику уехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Так начался творческий путь Сурикова.
Больше всего любил Василий Иванович русскую историю, и почти все его картины исторические. Его первая большая историческая картина — «Утро стрелецкой казни» — изображает казнь московских стрельцов, взбунтовавшихся против царя Петра I.
Вторая историческая картина — «Меншиков в Березове». Сюда, в Сибирь, в Березово, после смерти Петра I был сослан попавший в опалу генералиссимус Меншиков.
В третьей большой исторической картине — «Боярыня Морозова» — рассказывается о событиях, которые относятся к временам царя Алексея Михайловича.
Василий Иванович страстно любил Сибирь. Ей он посвятил свое замеча- тельное полотно — «Покорение Сибири Ермаком». Эту картину он писал в Красноярске, куда ездил почти каждое лето.
Там же, в Красноярске, была написана еще одна замечательная картина — «Взятие снежного городка», пожалуй, самая жизнерадостная. В ней Суриков изобразил старинную игру, в которую играли в Сибири на масленицу.
Картины Сурикова вы можете увидеть в музеях. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» — в Третьяковской галерее в Москве, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие снежного городка» — в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В Красноярске есть Дом-музей Сурикова, тот самый дом, где художник родился и куда ездил отдыхать и работать.
О жизни русского художника В. И. Сурикова вы узнаете из книги: Кончаловская Н. П. Суриково детство. М.: Малыш, 1984.
Есть такое устаревшее теперь слово «всуе», что означает «напрасно», «по- пусту». От него и произошло слово «суеверие» — «пустая вера». Суеверие — это вера в разные ложные приметы. Вот, например, черный кот или заяц пересек дорогу — не к добру. Соль просыпал на столе — непременно поссоришься с друзьями! Если на дверной дощечке квартиры стоит число 13 — плохо! Встретил женщину, которая несла ведра, полные воды до краев, — хорошо, и у тебя тоже всего будет до краев, с избытком. Некоторые люди думают, что по игральным картам или по линиям ладони можно предугадать будущее человека; а иные верят в сны: будто они предсказывают «судьбу».
Все эти суеверия ведут начало от верований наших далеких первобытных предков. Древние охотники, рыболовы, чьим оружием были лишь камень, палка да копье, не могли объяснить то, что происходит в природе. Все им представлялось загадочным и часто наводило на них страх. Им казалось, что всю природу заселяют невидимые существа — духи. Погиб охотник на охоте — от злого духа; отравился ядовитыми грибами — тоже злой дух убил его. Такой дух, верили они, может вселиться в животное, например в кошку, недаром так изгибается ее хвост и сверкают глаза, встает дыбом шерсть и летят из нее искры. И наверное, злой дух чаще всего вселяется в черную кошку: ведь черный цвет — цвет ночи, таинственной и страшной, когда ничего не видно. Встречи с черной кошкой человек стал бояться.
Число 13 пугает суеверных людей. Вот 12 — удобное, хорошее число, это дюжина, делай с ней, что хочешь: дели ее на два, на три, на четыре и даже на шесть частей. Но стоит только к 12 прибавить единицу — и все полезные свойства пропадают. Так родилась боязнь встретиться с числом 13, его стали называть чертовой дюжиной.
В зеркале отражается человек, но как и почему это происходит, было непонятно. Отсюда родилась мысль: раз зеркало разлетелось на куски, значит, человеку, который в нем отражается, будет скверно.
Вот откуда — из седой древности — пошли суеверия. Созданные самим человеком, они безжалостно мстили ему на протяжении тысячелетий. Сколько страданий причинили они людям! Сколько страшных преступлений совершено из-за суеверий — не счесть! Казалось бы, пора уже расстаться со всеми ложными представлениями. Но избавиться от них людям не удалось до сих пор. Крепко держатся они за человека, а некоторые люди — за них. Считают, что это помогает им избежать неприятности, выбрать линию поведения и даже повлиять на судьбу. А нам кажется, что главное для человека не суеверие, а вера. Вера в свои силы, в доброе начало людей, в то, что наша судьба — в наших руках.
Все эти суеверия ведут начало от верований наших далеких первобытных предков. Древние охотники, рыболовы, чьим оружием были лишь камень, палка да копье, не могли объяснить то, что происходит в природе. Все им представлялось загадочным и часто наводило на них страх. Им казалось, что всю природу заселяют невидимые существа — духи. Погиб охотник на охоте — от злого духа; отравился ядовитыми грибами — тоже злой дух убил его. Такой дух, верили они, может вселиться в животное, например в кошку, недаром так изгибается ее хвост и сверкают глаза, встает дыбом шерсть и летят из нее искры. И наверное, злой дух чаще всего вселяется в черную кошку: ведь черный цвет — цвет ночи, таинственной и страшной, когда ничего не видно. Встречи с черной кошкой человек стал бояться.
Число 13 пугает суеверных людей. Вот 12 — удобное, хорошее число, это дюжина, делай с ней, что хочешь: дели ее на два, на три, на четыре и даже на шесть частей. Но стоит только к 12 прибавить единицу — и все полезные свойства пропадают. Так родилась боязнь встретиться с числом 13, его стали называть чертовой дюжиной.
В зеркале отражается человек, но как и почему это происходит, было непонятно. Отсюда родилась мысль: раз зеркало разлетелось на куски, значит, человеку, который в нем отражается, будет скверно.
Вот откуда — из седой древности — пошли суеверия. Созданные самим человеком, они безжалостно мстили ему на протяжении тысячелетий. Сколько страданий причинили они людям! Сколько страшных преступлений совершено из-за суеверий — не счесть! Казалось бы, пора уже расстаться со всеми ложными представлениями. Но избавиться от них людям не удалось до сих пор. Крепко держатся они за человека, а некоторые люди — за них. Считают, что это помогает им избежать неприятности, выбрать линию поведения и даже повлиять на судьбу. А нам кажется, что главное для человека не суеверие, а вера. Вера в свои силы, в доброе начало людей, в то, что наша судьба — в наших руках.
У всех видов моделирования много приверженцев, в том числе и у судомоделизма, наиболее древнего, сложного и интересного вида технического творчества и спорта.
Судомоделизм можно условно разделить на два направления. Одно из них — создание уменьшенных копий судов и кораблей (кораблем принято называть военное судно), скрупулезно воспроизводящих даже мельчайшие детали их внешнего вида. Такие модели- копии бывают стендовыми (или макетами) и ходовыми (действующими). Другое направление — строительство моделей для участия в соревнованиях.
Создание высококлассной стендовой модели-копии судна или корабля — задача чрезвычайно сложная. Надо установить в возможно более полном объеме все размеры и особенности прототипа. Здесь могут помочь журнальные публикации, материалы архивов и музеев, фотографии, ста- ринные гравюры, мемуарная литера- тура, а если повезет — и воспоминания очевидцев. После того как облик судна- прототипа восстановлен, выбирается масштаб, в котором он будет воспроизведен. Затем моделист вы- черчивает чертеж корпуса прототипа в выбранном масштабе и приступает к его изготовлению. Материал для корпуса выбирается в зависимости от размеров модели. Небольшие корпуса делают цельнодеревянными, побольше — из папье-маше, для крупномасштабных высококлассных моделей корпуса изготовляют из стеклоткани и эпоксидной смолы.
Однако сооружение корпуса—лишь первый шаг к созданию модели-копии судна или корабля. Много труда и ста- рания потребует от умельца изготов- ление палубы, надстроек, скрупулезное воспроизведение корабельного вооружения, лебедок, кнехтов, люков, клюзов, якорей, мачт, вант, штурвалов, лееров и других не менее важных элементов любого судна. Выполненные с любовью стендовые модели станут украшением квартиры, а лучшие из них могут занять место в экспозициях выставок или музеев.
Иная судьба у моделей, предназна- ченных для участия в соревнованиях. Они бывают самых разных классов. Юные моделисты делают модели-копии с двигателями-резиномоторами, ребята постарше — копии с элект- родвигателями, а также модели яхт и парусных катамаранов. Спортсмены- разрядники мастерят модели посложнее — радиоуправляемые копии, а также скоростные радиоуправляемые модели с двигателями внутреннего сгорания и с электроприводом. Существует также интереснейшая группа моделей — радиоуправляемые яхты. Гонки таких яхт — увлекательное, захватывающее зрелище.
Более подробно о каждом из классов моделей можно узнать из публикаций в журнале «Моделист-конструктор».
О судомоделизме читайте: Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988. Гл. «На воде и подводой». С. 127—159.
Судомоделизм можно условно разделить на два направления. Одно из них — создание уменьшенных копий судов и кораблей (кораблем принято называть военное судно), скрупулезно воспроизводящих даже мельчайшие детали их внешнего вида. Такие модели- копии бывают стендовыми (или макетами) и ходовыми (действующими). Другое направление — строительство моделей для участия в соревнованиях.
Создание высококлассной стендовой модели-копии судна или корабля — задача чрезвычайно сложная. Надо установить в возможно более полном объеме все размеры и особенности прототипа. Здесь могут помочь журнальные публикации, материалы архивов и музеев, фотографии, ста- ринные гравюры, мемуарная литера- тура, а если повезет — и воспоминания очевидцев. После того как облик судна- прототипа восстановлен, выбирается масштаб, в котором он будет воспроизведен. Затем моделист вы- черчивает чертеж корпуса прототипа в выбранном масштабе и приступает к его изготовлению. Материал для корпуса выбирается в зависимости от размеров модели. Небольшие корпуса делают цельнодеревянными, побольше — из папье-маше, для крупномасштабных высококлассных моделей корпуса изготовляют из стеклоткани и эпоксидной смолы.
Однако сооружение корпуса—лишь первый шаг к созданию модели-копии судна или корабля. Много труда и ста- рания потребует от умельца изготов- ление палубы, надстроек, скрупулезное воспроизведение корабельного вооружения, лебедок, кнехтов, люков, клюзов, якорей, мачт, вант, штурвалов, лееров и других не менее важных элементов любого судна. Выполненные с любовью стендовые модели станут украшением квартиры, а лучшие из них могут занять место в экспозициях выставок или музеев.
Иная судьба у моделей, предназна- ченных для участия в соревнованиях. Они бывают самых разных классов. Юные моделисты делают модели-копии с двигателями-резиномоторами, ребята постарше — копии с элект- родвигателями, а также модели яхт и парусных катамаранов. Спортсмены- разрядники мастерят модели посложнее — радиоуправляемые копии, а также скоростные радиоуправляемые модели с двигателями внутреннего сгорания и с электроприводом. Существует также интереснейшая группа моделей — радиоуправляемые яхты. Гонки таких яхт — увлекательное, захватывающее зрелище.
Более подробно о каждом из классов моделей можно узнать из публикаций в журнале «Моделист-конструктор».
О судомоделизме читайте: Заворотов В. А. От идеи до модели. М.: Просвещение, 1988. Гл. «На воде и подводой». С. 127—159.
Для азартного рыбака-любителя нет большего счастья, как на утренней или вечерней зорьке подцепить на крючок и вытащить из глубины озера судака. К сожалению, в естественных местах своего обитания рыба эта встречается все реже. Судак водится в реках и озерах, воду любит глубокую, чистую, богатую кислородом. А таких рек и озер на Земле становится все меньше из-за хозяйственной, а вернее — бесхозяйственной деятельности человека. Правда, сейчас во многих местах судаков специально разводят в искусственных водоемах, где чистая вода, хорошая кормежка и подходящие места для откладывания икры.
Есть рыбы, которые выпустят икру в воду и больше о ней не заботятся. У судаков все не так. Судак-самец перед тем, как его подруге приходит время метать икру, сам выбирает для этого место, расчищая его от ила и всякого мусора. Таким местечком может быть нагромождение камней на дне озера, намытый песок, подводные растения. В этом смысле суда-чиха непривередлива. Как только уборка закончена, она мечет икру и передоверяет ее будущему папаше. Неделю или чуть побольше судак не знает покоя. Он отгоняет от икры других судаков, время от времени зависает над икрой и, быстро, сильно работая грудными плавниками, омывает ее потоком воды. Это для того, чтобы на икру не осел ил и к ней постоянно поступала богатая кислородом вода. Дежурство судака кончается, как только из икринок появляются мальки. Теперь каждый должен сам заботиться о себе — о своем пропитании и безопасности. Спасаться от врагов, а среди них — и хищные рыбы, и личинки стрекозы, и хищные водяные жуки, помогает юркость. А еда — вот она, в каждой капле воды. Микроскопические мелкие животные. Их называют «зоопланктон». Если еды в реке или озере много, малыши судачата быстро растут и к осени превращаются в 10—15-санти- метровых рыбешек. Но должно пройти 4—5, а то и 7 лет, чтобы эта рыбешка превратилась во взрослую рыбу. Не каждый судачонок доживет до этого, но, уж если сложится его жизнь благополучно, он может вырасти почти до полутора метров, а веса нагулять до 20 кг. Правда, такие крупные судаки встречаются редко. Ведь судак считается ценной рыбой. И кроме любителей-рыболовов его вылавливают рыбаки-промысловики. В их уловах судаки обычно весят 2—4 кг.
Читайте: Киселев Я. Е. Рыбы наших вод. М.: Малыш, 1984. Гл. «Судак-папа». С. 210—218.
Есть рыбы, которые выпустят икру в воду и больше о ней не заботятся. У судаков все не так. Судак-самец перед тем, как его подруге приходит время метать икру, сам выбирает для этого место, расчищая его от ила и всякого мусора. Таким местечком может быть нагромождение камней на дне озера, намытый песок, подводные растения. В этом смысле суда-чиха непривередлива. Как только уборка закончена, она мечет икру и передоверяет ее будущему папаше. Неделю или чуть побольше судак не знает покоя. Он отгоняет от икры других судаков, время от времени зависает над икрой и, быстро, сильно работая грудными плавниками, омывает ее потоком воды. Это для того, чтобы на икру не осел ил и к ней постоянно поступала богатая кислородом вода. Дежурство судака кончается, как только из икринок появляются мальки. Теперь каждый должен сам заботиться о себе — о своем пропитании и безопасности. Спасаться от врагов, а среди них — и хищные рыбы, и личинки стрекозы, и хищные водяные жуки, помогает юркость. А еда — вот она, в каждой капле воды. Микроскопические мелкие животные. Их называют «зоопланктон». Если еды в реке или озере много, малыши судачата быстро растут и к осени превращаются в 10—15-санти- метровых рыбешек. Но должно пройти 4—5, а то и 7 лет, чтобы эта рыбешка превратилась во взрослую рыбу. Не каждый судачонок доживет до этого, но, уж если сложится его жизнь благополучно, он может вырасти почти до полутора метров, а веса нагулять до 20 кг. Правда, такие крупные судаки встречаются редко. Ведь судак считается ценной рыбой. И кроме любителей-рыболовов его вылавливают рыбаки-промысловики. В их уловах судаки обычно весят 2—4 кг.
Читайте: Киселев Я. Е. Рыбы наших вод. М.: Малыш, 1984. Гл. «Судак-папа». С. 210—218.
Вся жизнь русского полководца А. В. Суворова прошла в боях и походах. Ныне военные изучают суворовские сражения, на их примере учатся побеждать.
На карте много мест, связанных с победами Суворова. Вот Кинбурнская коса в Черном море. Во время русско- турецкой войны 1787—1791 гг. про- тивник высадил сюда с кораблей пяти- тысячный отряд. У Суворова числен- ность войск была меньше, но он умело руководил ими. Трижды русские солдаты бросались в атаку. Суворов получил две раны, но не покинул поле боя. К вечеру остатки неприятельских войск бежали на свои корабли.
В той же войне Суворов сражался у реки Рымник против стотысячного войска турок с 25 тысячами русских солдат. Суворов был убежден, что «воюют не числом, а умением». Он атаковал первым. Целый день длился бой. Была одержана блестящая победа.
В Швейцарии старый полководец — ему в то время уже почти 70 лет — с боями проводит своих солдат через заснеженные Альпы, глубокие пропасти в горах. Солдаты мерзнут, голодают, но идут вперед за своим полководцем.
В чем сила Суворова? Что помогало ему всегда побеждать? Первую свою победу Суворов одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Он был очень болезненным. Худой и тщедушный, невысокого роста. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух. Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Он решил стать военным и начал закалять себя: в любую погоду скакал на лошади, бегал, прыгал, плавал. Приучал себя к холоду, одевался легко, ел простую пищу.
В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей. Никогда не забывал о книгах. «Необходимое условие генералу,—говорил он, — непрерывное образование себя науками с помощью чтения». Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков. Любил и поэзию. Его другом был известный поэт Г. Р. Державин.
Постоянным трудом полководец развил свой ум. Это помогало ему находить правильные решения во время сражений.
А. В. Суворов был человеком высокой культуры. Это значит, что он умел понимать и уважать своих подчиненных — офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», — говорил он. В армию приходили тогда молодые солдаты (рекруты) из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные, нередко забитые и униженные своим помещиком (см. Русская армия). Суворов умел их так обучить и воспитать, что они становились «чудо-богатырями». Он воспитывал в солдатах патриотизм, человеческое достоинство, уверенность в своих силах, храбрость, находчивость. Учил тому, что нужно на войне: быстроте и неутомимости в походе, меткой стрельбе, ловкости и дерзости в штыковой атаке. «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Испуган — наполовину побежден», — внушал Суворов своим солдатам.
Во время учений с солдат пот катил градом. «Тяжело в ученье, легко в походе», — подбадривал их Суворов.
Суворов заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.
Вот в бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником, побе- жали. Суворов бросается к ним, бежит впереди: «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало солдатам. И стыдно. А Суворов уже приказывает остановиться, повернуть и — вперед, в штыки, ура! Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что помогало Суворову всегда побеждать. Настойчивость, знание военного дела, высокая культура, любовь к солдату, умение воспитанием и обучением сделать русского солдата «чудо-богатырем».
Каждый, кто познакомится с жизнью Суворова, многому может научиться: быть смелым и стойким, любить книгу и знания, быть преданным своей Родине, честным и верным в дружбе, презирать ложь и лесть.
Прочтите книги: Алексеев С. П. Рассказы о Суворове. М.: Дет. лит., 1986.
Грусланов В. Н., Лободин М.П. Шпага Суворова: Рассказы. Л.: Дет. лит., 1990.
На карте много мест, связанных с победами Суворова. Вот Кинбурнская коса в Черном море. Во время русско- турецкой войны 1787—1791 гг. про- тивник высадил сюда с кораблей пяти- тысячный отряд. У Суворова числен- ность войск была меньше, но он умело руководил ими. Трижды русские солдаты бросались в атаку. Суворов получил две раны, но не покинул поле боя. К вечеру остатки неприятельских войск бежали на свои корабли.
В той же войне Суворов сражался у реки Рымник против стотысячного войска турок с 25 тысячами русских солдат. Суворов был убежден, что «воюют не числом, а умением». Он атаковал первым. Целый день длился бой. Была одержана блестящая победа.
В Швейцарии старый полководец — ему в то время уже почти 70 лет — с боями проводит своих солдат через заснеженные Альпы, глубокие пропасти в горах. Солдаты мерзнут, голодают, но идут вперед за своим полководцем.
В чем сила Суворова? Что помогало ему всегда побеждать? Первую свою победу Суворов одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Он был очень болезненным. Худой и тщедушный, невысокого роста. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух. Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Он решил стать военным и начал закалять себя: в любую погоду скакал на лошади, бегал, прыгал, плавал. Приучал себя к холоду, одевался легко, ел простую пищу.
В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей. Никогда не забывал о книгах. «Необходимое условие генералу,—говорил он, — непрерывное образование себя науками с помощью чтения». Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков. Любил и поэзию. Его другом был известный поэт Г. Р. Державин.
Постоянным трудом полководец развил свой ум. Это помогало ему находить правильные решения во время сражений.
А. В. Суворов был человеком высокой культуры. Это значит, что он умел понимать и уважать своих подчиненных — офицеров и солдат. «Мне солдат дороже себя», — говорил он. В армию приходили тогда молодые солдаты (рекруты) из крепостных крестьян, неумелые, неграмотные, нередко забитые и униженные своим помещиком (см. Русская армия). Суворов умел их так обучить и воспитать, что они становились «чудо-богатырями». Он воспитывал в солдатах патриотизм, человеческое достоинство, уверенность в своих силах, храбрость, находчивость. Учил тому, что нужно на войне: быстроте и неутомимости в походе, меткой стрельбе, ловкости и дерзости в штыковой атаке. «Смерть бежит от сабли и штыка храброго», «Испуган — наполовину побежден», — внушал Суворов своим солдатам.
Во время учений с солдат пот катил градом. «Тяжело в ученье, легко в походе», — подбадривал их Суворов.
Суворов заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту.
Вот в бою дрогнули солдаты перед многочисленным противником, побе- жали. Суворов бросается к ним, бежит впереди: «Так, ребята, заманивай, заманивай!» Смешно стало солдатам. И стыдно. А Суворов уже приказывает остановиться, повернуть и — вперед, в штыки, ура! Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.
Теперь мы можем ответить на вопрос, что помогало Суворову всегда побеждать. Настойчивость, знание военного дела, высокая культура, любовь к солдату, умение воспитанием и обучением сделать русского солдата «чудо-богатырем».
Каждый, кто познакомится с жизнью Суворова, многому может научиться: быть смелым и стойким, любить книгу и знания, быть преданным своей Родине, честным и верным в дружбе, презирать ложь и лесть.
Прочтите книги: Алексеев С. П. Рассказы о Суворове. М.: Дет. лит., 1986.
Грусланов В. Н., Лободин М.П. Шпага Суворова: Рассказы. Л.: Дет. лит., 1990.
Дома называются деревянными, каменными, кирпичными, блочными, панельными по тому материалу, из которого сделана главная часть любого дома — его стены. Они могут быть сложены из деревянных бревен или досок, из камня или кирпича, из бетонных блоков или панелей.
Дерево и камень — самые древние строительные материалы. Они всегда существовали в природе, поэтому их и именуют природными, а все другие материалы — искусственными.
Прошло много тысяч лет с тех пор, как из деревянных (или иначе — лесных) материалов и изделий стали возводить постройки, но и сейчас, когда дома сооружают в основном из искус- ственных материалов, изделиям из дерева не всегда находят замену. Двери, оконные рамы, паркет, плинтусы, встроенная мебель почти в каждом новом доме сделаны из лесных мате- риалов — легких, прочных, хорошо поддающихся обработке, а также достаточно долговечных. В России можно отыскать деревянные постройки, возраст которых составляет 400— 500 лет. Все части распиленных бревен идут в работу, даже стружки и опилки, из которых научились делать плиты, используемые для отделки помещений, изготовления мебели. Для этого же служит и фанера, склеенная из тонких листов дерева. Каменные сооружения, которые возводят тоже с незапамятных времен, отличаются высочайшей прочностью и огнестойкостью, практически не выходят из строя. К известным древним каменным постройкам, сооруженным более 3 тысяч лет назад и сохранившимся до наших дней, относятся египетские пирамиды высотой до 150 м, остатки Великой китайской стены протяженностью свыше 5 тысяч километров, многочисленные храмы и дворцы. Сейчас каменных зданий и сооружений почти не строят, но без природных каменных материалов редко обходится любая стройка. Каменные породы в виде щебня, гравия, песка и глины используют обычно для получения искусственных строительных материалов.
Из этих материалов самые «старые» — керамические. Они служат для кладки стен (кирпич), для их облицовки (блоки и плитки), для устройства крыш (черепица), для производства санитарно- технических изделий (умывальников, ванн, унитазов, труб). Для изготовления керамических изделий берут глиняное сырье, придают ему нужную форму, сушат и нагревают (обжигают), пока они не получат твердость камня.
Кирпич — один из первых искус- ственных материалов. Его изготовление на кирпичных заводах механизировано, но выкладывают кирпичные конструкции ручным способом. Размеры обыкновенного кирпича, где бы он ни был сделан, остаются одними и теми же, они выработаны многолетним опытом рабочих-каменщиков: с кирпичом таких размером им удобнее всего работать. Иногда строители пользуются и «необыкновенным» кирпичом — больших или меньших размеров, разной формы, пустотелым, огнеупорным — все зависит от того, что строят. Некоторые кирпичные блоки весят до 500 кг, и их можно уложить на предназначенное место только подъемным краном. Не исчерпаны в строительстве и возможности черепицы. Хотя это тяжелый и хрупкий материал, а черепичную крышу приходится делать с большим уклоном, дома с такой крышей выглядят очень красиво, и их наверняка будут со временем все больше строить в сельской местности и в пригородах.
Искусственных материалов очень много. Но чаще всего на стройках применяют минеральные вяжущие вещества, бетон и растворы, железобетон.
Минеральные вяжущие вещества— это порошки, которые при смешивании с водой образуют массу, похожую на тесто. Через некоторое время эта масса затвердевает, как камень. Давным-давно вяжущие вещества приготовляли из гипса и известняка, размалывая их в порошок, а в начале прошлого века в России и Великобритании изобрели цемент — смесь из известняка и глины, которую сначала спекали, а потом размалывали.
Если в вяжущее вещество добавить песок, щебень, гравий (их называют заполнителями) и воду, то после затвердевания смеси получится бетон — один из главных строительных материалов. Из бетонных плит, блоков, панелей и т. п. собирают фундаменты и стены зданий, устои мостов, покрытия дорог и тротуаров. Часто жидкой бетонной смесью заполняют большую форму (опалубку), получая после затвердевания прочную конструкцию. Так строят плотины, крупные фундаменты, дороги.
Финские специалисты создали новый строительный материал — бетон марки «фибрекон». Готовят его, смешивая цемент с различными волокнистыми растительными веществами: соломой, камышом и др. К смеси добавляют песок и воду, помещают ее в формы и оставляют на сутки затвердевать, а затем панели сохнут в течение трех недель. Готовые панели можно резать. Этот материал дешевый, легкий и удобный.
Дерево и камень — самые древние строительные материалы. Они всегда существовали в природе, поэтому их и именуют природными, а все другие материалы — искусственными.
Прошло много тысяч лет с тех пор, как из деревянных (или иначе — лесных) материалов и изделий стали возводить постройки, но и сейчас, когда дома сооружают в основном из искус- ственных материалов, изделиям из дерева не всегда находят замену. Двери, оконные рамы, паркет, плинтусы, встроенная мебель почти в каждом новом доме сделаны из лесных мате- риалов — легких, прочных, хорошо поддающихся обработке, а также достаточно долговечных. В России можно отыскать деревянные постройки, возраст которых составляет 400— 500 лет. Все части распиленных бревен идут в работу, даже стружки и опилки, из которых научились делать плиты, используемые для отделки помещений, изготовления мебели. Для этого же служит и фанера, склеенная из тонких листов дерева. Каменные сооружения, которые возводят тоже с незапамятных времен, отличаются высочайшей прочностью и огнестойкостью, практически не выходят из строя. К известным древним каменным постройкам, сооруженным более 3 тысяч лет назад и сохранившимся до наших дней, относятся египетские пирамиды высотой до 150 м, остатки Великой китайской стены протяженностью свыше 5 тысяч километров, многочисленные храмы и дворцы. Сейчас каменных зданий и сооружений почти не строят, но без природных каменных материалов редко обходится любая стройка. Каменные породы в виде щебня, гравия, песка и глины используют обычно для получения искусственных строительных материалов.
Из этих материалов самые «старые» — керамические. Они служат для кладки стен (кирпич), для их облицовки (блоки и плитки), для устройства крыш (черепица), для производства санитарно- технических изделий (умывальников, ванн, унитазов, труб). Для изготовления керамических изделий берут глиняное сырье, придают ему нужную форму, сушат и нагревают (обжигают), пока они не получат твердость камня.
Кирпич — один из первых искус- ственных материалов. Его изготовление на кирпичных заводах механизировано, но выкладывают кирпичные конструкции ручным способом. Размеры обыкновенного кирпича, где бы он ни был сделан, остаются одними и теми же, они выработаны многолетним опытом рабочих-каменщиков: с кирпичом таких размером им удобнее всего работать. Иногда строители пользуются и «необыкновенным» кирпичом — больших или меньших размеров, разной формы, пустотелым, огнеупорным — все зависит от того, что строят. Некоторые кирпичные блоки весят до 500 кг, и их можно уложить на предназначенное место только подъемным краном. Не исчерпаны в строительстве и возможности черепицы. Хотя это тяжелый и хрупкий материал, а черепичную крышу приходится делать с большим уклоном, дома с такой крышей выглядят очень красиво, и их наверняка будут со временем все больше строить в сельской местности и в пригородах.
Искусственных материалов очень много. Но чаще всего на стройках применяют минеральные вяжущие вещества, бетон и растворы, железобетон.
Минеральные вяжущие вещества— это порошки, которые при смешивании с водой образуют массу, похожую на тесто. Через некоторое время эта масса затвердевает, как камень. Давным-давно вяжущие вещества приготовляли из гипса и известняка, размалывая их в порошок, а в начале прошлого века в России и Великобритании изобрели цемент — смесь из известняка и глины, которую сначала спекали, а потом размалывали.
Если в вяжущее вещество добавить песок, щебень, гравий (их называют заполнителями) и воду, то после затвердевания смеси получится бетон — один из главных строительных материалов. Из бетонных плит, блоков, панелей и т. п. собирают фундаменты и стены зданий, устои мостов, покрытия дорог и тротуаров. Часто жидкой бетонной смесью заполняют большую форму (опалубку), получая после затвердевания прочную конструкцию. Так строят плотины, крупные фундаменты, дороги.
Финские специалисты создали новый строительный материал — бетон марки «фибрекон». Готовят его, смешивая цемент с различными волокнистыми растительными веществами: соломой, камышом и др. К смеси добавляют песок и воду, помещают ее в формы и оставляют на сутки затвердевать, а затем панели сохнут в течение трех недель. Готовые панели можно резать. Этот материал дешевый, легкий и удобный.
Эта древняя профессия появилась много тысяч лет назад, когда люди, выйдя из пещер, стали возводить жилища. Тогда один человек мог заниматься всеми строительными работами от начала до конца. И сейчас один человек, имеющий умелые руки, может построить небольшой домик на своем участке: выкопать землю для фундамента, сложить его из кирпича или сформовать из бетона, поставить на фундамент стены, покрыть их крышей, соорудить пол, потолок, изготовить рамы, вставить в них стекла и, может быть, сложить печь. Хотя такого умельца ныне встретишь редко. Любая стройка в наши дни — дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою специальность и выполняет определенную работу. Иначе и нельзя, если представить, что сейчас приходится строить: большие дома, дороги, мосты, каналы, заводы, стадионы, трубопроводы...
Строительных специальностей очень много. Чаще других на стройке можно встретить землекопов, каменщиков, бетонщиков, кровельщиков, отделочников (штукатуров и маляров), слесарей, электриков, плотников и столяров, сантехников, монтажников. Есть печники и даже строитель-летчик. Попробуйте перенести без разборки целый дом с одного места на другое или расставить тяжелые металлические опоры линии электропередачи. Вертолет же сделает это очень быстро. Вообще без машин на стройке сейчас не обойтись — они заменяют много людей или облегчают их труд. Посмотрите, например, как работает экскаватор. Один машинист, сидя в удобной кабине экскаватора, может выкопать котлован или траншею быстрее, чем это сделают, затратив много сил и времени, сотни и даже тысячи людей лопатами.
Строители разных специальностей объединяются в бригады — специали- зированные или комплексные. Спе- циализированная бригада состоит из рабочих сходных специальностей и выполняет строительные работы только одного вида: каменные, бетонные, малярные и т. д. Все работы на строительстве какого-либо объекта тесно связаны между собой, поэтому организуются комплексные бригады, состоящие из звеньев рабочих разных специальностей. Они возводят здания или сооружения от начала и до конца. В таких бригадах каждый рабочий владеет несколькими специальностями, что позволяет им в случае нужды заменять друг друга или сделать быстро меньшим числом какую-нибудь срочную работу. Благодаря этому растет производительность труда.
Хорошая бригада — это то же, что дружная семья. Лодырям в ней не место. Здесь все стремятся работать как можно лучше.
Прочтите: Крутогоров Ю. А. Профессии автомата. М.: Дет. лит., 1989. Гл. «Строители». С. 8—9.
Строительных специальностей очень много. Чаще других на стройке можно встретить землекопов, каменщиков, бетонщиков, кровельщиков, отделочников (штукатуров и маляров), слесарей, электриков, плотников и столяров, сантехников, монтажников. Есть печники и даже строитель-летчик. Попробуйте перенести без разборки целый дом с одного места на другое или расставить тяжелые металлические опоры линии электропередачи. Вертолет же сделает это очень быстро. Вообще без машин на стройке сейчас не обойтись — они заменяют много людей или облегчают их труд. Посмотрите, например, как работает экскаватор. Один машинист, сидя в удобной кабине экскаватора, может выкопать котлован или траншею быстрее, чем это сделают, затратив много сил и времени, сотни и даже тысячи людей лопатами.
Строители разных специальностей объединяются в бригады — специали- зированные или комплексные. Спе- циализированная бригада состоит из рабочих сходных специальностей и выполняет строительные работы только одного вида: каменные, бетонные, малярные и т. д. Все работы на строительстве какого-либо объекта тесно связаны между собой, поэтому организуются комплексные бригады, состоящие из звеньев рабочих разных специальностей. Они возводят здания или сооружения от начала и до конца. В таких бригадах каждый рабочий владеет несколькими специальностями, что позволяет им в случае нужды заменять друг друга или сделать быстро меньшим числом какую-нибудь срочную работу. Благодаря этому растет производительность труда.
Хорошая бригада — это то же, что дружная семья. Лодырям в ней не место. Здесь все стремятся работать как можно лучше.
Прочтите: Крутогоров Ю. А. Профессии автомата. М.: Дет. лит., 1989. Гл. «Строители». С. 8—9.
Какое животное самое прожорливое? Хочется ответить: лев или волк. Кто- нибудь, подумав, скажет: птицы, ведь некоторые из них съедают за день столько насекомых, сколько весят сами. Но никому, наверное, не придет в голову, что самое прожорливое существо на свете — стрекоза. А это именно так: стрекоза-коромысло за два часа может съесть 40 мух, комаров или мошек. Будь она величиной со льва, наверное, съедала бы целую корову в один присест. Нелегко прокормиться такой обжоре! И хоть мух можно найти всюду, стрекоза-коромысло проводит весь день на охоте, чтобы насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожает стрекоза, летая над лесными дорогами, полянками, опушками.
Голова у стрекозы подвижная, сложные глаза и еще три глазка на темени, короткие щетинковидные усики, 4 прозрачных крыла с густой сетью жилок. Длина крыла —от 10 до 94 мм. При размножении стрекозы отк- ладывают яйца в воду или ткани водных растений, реже — в мокрую почву. Личинки развиваются в воде, дышат жабрами. Личинки стрекоз тоже хищники, питаются личинками водных насекомых, нападают на головастиков и мальков рыб. Перед последней линькой личинки выходят из воды и прикрепляются к растениям или к неровностям почвы.
Стрекоз насчитывается свыше 4500 видов, большинство из которых обитают в тропиках и влажных субтропиках. Когда-то жили на Земле стрекозы с размахом крыльев до 60 см. Их отпечатки ученые находят в пластах, возраст которых составляет 285 млн. лет.
Подробно о жизни стрекоз прочтите в книгах: Никитский Н. Б., Свиридов А. В. Насекомые Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1987. Гл. «Красотка мингрельская, Тонкохвост аральский, Пересмешка фатима». С. 132—137.
Голова у стрекозы подвижная, сложные глаза и еще три глазка на темени, короткие щетинковидные усики, 4 прозрачных крыла с густой сетью жилок. Длина крыла —от 10 до 94 мм. При размножении стрекозы отк- ладывают яйца в воду или ткани водных растений, реже — в мокрую почву. Личинки развиваются в воде, дышат жабрами. Личинки стрекоз тоже хищники, питаются личинками водных насекомых, нападают на головастиков и мальков рыб. Перед последней линькой личинки выходят из воды и прикрепляются к растениям или к неровностям почвы.
Стрекоз насчитывается свыше 4500 видов, большинство из которых обитают в тропиках и влажных субтропиках. Когда-то жили на Земле стрекозы с размахом крыльев до 60 см. Их отпечатки ученые находят в пластах, возраст которых составляет 285 млн. лет.
Подробно о жизни стрекоз прочтите в книгах: Никитский Н. Б., Свиридов А. В. Насекомые Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1987. Гл. «Красотка мингрельская, Тонкохвост аральский, Пересмешка фатима». С. 132—137.
Страусы живут в Африке, Австралии и Южной Америке. В период размножения африканский страус вырывает ногами в почве неглубокую, но довольно большую по площади гнездовую ямку, куда страусихи откладывают яйца. Примерно за две недели в гнезде появляется 25—30 яиц. Вес одного яйца около 2 кг, примерно столько весят два десятка куриных. Это самая крупная ныне птица — ростом до 2,44 м и весом до 136 кг.
После того как яйца появились в гнезде, страус на полтора месяца превращается в живой инкубатор. Все ночи напролет терпеливо и бережно согревает он гнездо. Днем его подменяют страусихи. Но в очень жаркие дни птицы не сидят на яйцах, а стоят над ними, как зонты, предохраняя гнезда от палящих лучей. Растут страусята медленно.
Африканские страусы издавна преследуются человеком из-за огромных пышных перьев, идущих на изготовление вееров, воротников, украшений для шляп и других предметов дамского туалета. Делают из них также венички для сметания пыли с мебели и автомашин. Разумно ли истреблять страусов ради веничков и горжеток? Для этого можно в достатке найти другой материал, а птиц оставить в покое. Но пока хищническое отношение к страусам продолжается, и в ряде областей Африки они уже исчезли навсегда. Один из подвидов американских страусов занесен в между- народную Красную книгу.
Близкие сородичи африканских страусов — австралийские эму. В отличие от первых они хорошо акклиматизируются в непривычных условиях. У эму заботу о потомстве целиком берет на себя самец. Сидит он на гнезде до 60 дней, встает редко, ничего не ест.
Американские страусы нанду обитают в саваннах и пампасах Южной Америки. У них, как и у австралийских страусов, высиживают птенцов самцы.
Страусы легко приручаются, но обращаться с ними надо все же осто- рожно. Большие сильные ноги с когтями, похожими на долото, служат птицам не только для передвижения. Своей ногой страус может легко сбить человека и нанести ему серьезные травмы.
Питаются страусы растительной пищей, зверьками, мелкими птичками, ящерицами и насекомыми.
У страусов красивое оперение. У самца оно черное, перья хвоста и крыльев белые, самка бурая. Клюв плоский, глаза с густыми ресницами. Летать страусы не могут. Бегают же эти птицы очень быстро. Эму может развивать скорость до 45 км/ч.
Мясо страусов съедобное, их разводят даже на специальных фермах.
О страусах читайте: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989. Гл. «Страусообразные, или Бегающие птицы». С. 15—26.
После того как яйца появились в гнезде, страус на полтора месяца превращается в живой инкубатор. Все ночи напролет терпеливо и бережно согревает он гнездо. Днем его подменяют страусихи. Но в очень жаркие дни птицы не сидят на яйцах, а стоят над ними, как зонты, предохраняя гнезда от палящих лучей. Растут страусята медленно.
Африканские страусы издавна преследуются человеком из-за огромных пышных перьев, идущих на изготовление вееров, воротников, украшений для шляп и других предметов дамского туалета. Делают из них также венички для сметания пыли с мебели и автомашин. Разумно ли истреблять страусов ради веничков и горжеток? Для этого можно в достатке найти другой материал, а птиц оставить в покое. Но пока хищническое отношение к страусам продолжается, и в ряде областей Африки они уже исчезли навсегда. Один из подвидов американских страусов занесен в между- народную Красную книгу.
Близкие сородичи африканских страусов — австралийские эму. В отличие от первых они хорошо акклиматизируются в непривычных условиях. У эму заботу о потомстве целиком берет на себя самец. Сидит он на гнезде до 60 дней, встает редко, ничего не ест.
Американские страусы нанду обитают в саваннах и пампасах Южной Америки. У них, как и у австралийских страусов, высиживают птенцов самцы.
Страусы легко приручаются, но обращаться с ними надо все же осто- рожно. Большие сильные ноги с когтями, похожими на долото, служат птицам не только для передвижения. Своей ногой страус может легко сбить человека и нанести ему серьезные травмы.
Питаются страусы растительной пищей, зверьками, мелкими птичками, ящерицами и насекомыми.
У страусов красивое оперение. У самца оно черное, перья хвоста и крыльев белые, самка бурая. Клюв плоский, глаза с густыми ресницами. Летать страусы не могут. Бегают же эти птицы очень быстро. Эму может развивать скорость до 45 км/ч.
Мясо страусов съедобное, их разводят даже на специальных фермах.
О страусах читайте: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989. Гл. «Страусообразные, или Бегающие птицы». С. 15—26.
Самые первые государства возникли 5— 6 тысяч лет назад в Северной Африке и Южной Азии, в странах так называемого Древнего Востока. Это были Египет — на северо-востоке Африки, в долине реки Нил, азиатские государства Шумер и Аккад — между реками Тигр и Евфрат. Затем, во 2-м тысячелетии до новой эры, здесь же появились Вавилония и Ассирия, а уже в конце этого тысячелетия — государство хеттов в Малой Азии и в 1-м тысячелетии до новой эры — персов на Иранском нагорье. К древнейшим относятся также государства в Индии (в долинах рек Инд и Ганг) и в Китае (на берегах реки Хуанхэ).
В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства Афины и Спарта. А в 8 в. до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.
Теплый климат, реки, увлажнявшие почву и делавшие ее плодородной, леса, травянистые степи и тучные луга, где можно было пасти скот, и, наконец, залежи руд металлов (меди и железа) — все это позволило людям здесь раньше, чем где бы то ни было, расстаться с первобытным образом жизни и подняться на более высокую ступень развития. Они первыми научились изготовлять орудия труда и оружие из металлов. Здесь общество раньше раскололось на бедных и богатых, рабов и свободных, а потому сложились государства со своими законами, судами, армиями, которые укрепляли власть рабовладельцев.
Самые тяжелые работы выполняли рабы. Их труд использовался также на рудниках и в каменоломнях. В рабов превращали пленников и свободных, но обедневших людей, попавших в кабальную зависимость от богачей. Рабы не имели никаких прав и считались как бы вещью своего хозяина, целиком зависели от его воли.
Среди свободных людей были крестьяне, занимавшиеся земледелием, и ремесленники, трудившиеся в своих мастерских. Некоторые из них, разо- рившись, нанимались за скудную плату к богатым соседям. По сравнению с рабами у этих бедняков были некоторые права: они могли жаловаться в суд на обидчика, могли уйти к другому хозяину.
Могущественные государи Древнего Востока командовали многотысячными армиями пеших и конных воинов, вели завоевательные войны, распоряжались богатствами. Царям воздвигали пышные гробницы, которые и после смерти правителя напоминали о могуществе его власти. В Египте строили пирамиды — царские усыпальницы (см. Семь «чудес света»). Фараонов (царей) там считали равными богам. Строили пирамиды, как и храмы, тоже главным образом рабы.
В странах Древнего Востока было много искуснейших мастеров, талантливых изобретателей, ученых. Здесь родились и получили развитие астрономия, математика, медицина и другие науки, появилась письменность, были сделаны многие важные открытия и изобретения. Так, в Шумере изобрели гончарный круг. В Древнем Египте впервые научились делать фаянсовую посуду, а в Древнем Китае — фарфоровую. Китайцы начали изготовлять шелк и бумагу. Индийцы придумали цифры (те, что принято называть арабскими). В странах Древнего Востока были освоены или выведены многие полезные растения, приручены почти все домашние живот- ные.
А теперь перенесемся в античный мир — в Древнюю Грецию и Древний Рим. Главное греческое государство — Афины — было рабовладельческой республикой. В Афинах все взрослые мужчины (кроме рабов и чужеземцев) могли участвовать в народном собрании, они сами выбирали себе правителей, судей, военачальников. Тяжелые работы и здесь выполняли невольники.
Афиняне создавали выдающиеся научные труды по геометрии и меди- цине, по философии и географии. Они сочиняли для театра и разыгрывали там трагедии и комедии, строили красивые храмы и дворцы, высекали из мрамора статуи. Во всем мире известны бессмертные произведения скульпторов и архитекторов Древней Греции.
Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных ее концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи- рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.
Древний Рим тоже внес важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, француз- ский и другие.
Пройдя сложный путь развития, страны древнего мира оказали большое влияние на последующее становление общества. А их культура стала основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего культурного развития человечества.
В Европе в 1-м тысячелетии до новой эры самыми большими были древнегреческие государства Афины и Спарта. А в 8 в. до новой эры был основан город Рим, ставший центром Римского государства.
Теплый климат, реки, увлажнявшие почву и делавшие ее плодородной, леса, травянистые степи и тучные луга, где можно было пасти скот, и, наконец, залежи руд металлов (меди и железа) — все это позволило людям здесь раньше, чем где бы то ни было, расстаться с первобытным образом жизни и подняться на более высокую ступень развития. Они первыми научились изготовлять орудия труда и оружие из металлов. Здесь общество раньше раскололось на бедных и богатых, рабов и свободных, а потому сложились государства со своими законами, судами, армиями, которые укрепляли власть рабовладельцев.
Самые тяжелые работы выполняли рабы. Их труд использовался также на рудниках и в каменоломнях. В рабов превращали пленников и свободных, но обедневших людей, попавших в кабальную зависимость от богачей. Рабы не имели никаких прав и считались как бы вещью своего хозяина, целиком зависели от его воли.
Среди свободных людей были крестьяне, занимавшиеся земледелием, и ремесленники, трудившиеся в своих мастерских. Некоторые из них, разо- рившись, нанимались за скудную плату к богатым соседям. По сравнению с рабами у этих бедняков были некоторые права: они могли жаловаться в суд на обидчика, могли уйти к другому хозяину.
Могущественные государи Древнего Востока командовали многотысячными армиями пеших и конных воинов, вели завоевательные войны, распоряжались богатствами. Царям воздвигали пышные гробницы, которые и после смерти правителя напоминали о могуществе его власти. В Египте строили пирамиды — царские усыпальницы (см. Семь «чудес света»). Фараонов (царей) там считали равными богам. Строили пирамиды, как и храмы, тоже главным образом рабы.
В странах Древнего Востока было много искуснейших мастеров, талантливых изобретателей, ученых. Здесь родились и получили развитие астрономия, математика, медицина и другие науки, появилась письменность, были сделаны многие важные открытия и изобретения. Так, в Шумере изобрели гончарный круг. В Древнем Египте впервые научились делать фаянсовую посуду, а в Древнем Китае — фарфоровую. Китайцы начали изготовлять шелк и бумагу. Индийцы придумали цифры (те, что принято называть арабскими). В странах Древнего Востока были освоены или выведены многие полезные растения, приручены почти все домашние живот- ные.
А теперь перенесемся в античный мир — в Древнюю Грецию и Древний Рим. Главное греческое государство — Афины — было рабовладельческой республикой. В Афинах все взрослые мужчины (кроме рабов и чужеземцев) могли участвовать в народном собрании, они сами выбирали себе правителей, судей, военачальников. Тяжелые работы и здесь выполняли невольники.
Афиняне создавали выдающиеся научные труды по геометрии и меди- цине, по философии и географии. Они сочиняли для театра и разыгрывали там трагедии и комедии, строили красивые храмы и дворцы, высекали из мрамора статуи. Во всем мире известны бессмертные произведения скульпторов и архитекторов Древней Греции.
Римское государство просуществовало свыше тысячи лет. Из всех древних стран оно было самым обширным: в него вошла не только Греция, но и многие страны Востока. Это было государство рабовладельцев. За захват рабов и земель в течение всей своей истории Римское государство вело длительные и кровопролитные войны. Сначала Рим был республикой. Позднее, после того как в разных ее концах поднялись восстания рабов, самым большим из которых было восстание под предводительством Спартака, богачи- рабовладельцы установили монархию (в переводе с греческого «монархия» означает «единовластие»). Вся власть в государстве стала принадлежать императорам, которые правили единолично.
Древний Рим тоже внес важный вклад в общечеловеческую культуру. Римляне возводили великолепные сооружения: цирки и храмы, бани и дворцы, мосты и водопроводы. Произведения римских поэтов, писателей, историков переведены на языки других народов. От латинского языка, на котором говорили римляне, произошли многие европейские языки: итальянский, испанский, француз- ский и другие.
Пройдя сложный путь развития, страны древнего мира оказали большое влияние на последующее становление общества. А их культура стала основой и в определенном смысле непревзойденным образцом для дальнейшего культурного развития человечества.
Наверное, вам приходилось слышать такую фразу, относящуюся обычно к каким-либо слабым, беспомощным, неуклюжим виршам; «Ну какие же это стихи? Ни складу ни ладу».
Стихи — это не простая речь, а речь, определенным образом организованная.
Что же обеспечивает эту особую организованность, особый «склад и лад» стихотворной речи? В стихотворении «Прозаик и поэт» А. С. Пушкин говорит:
О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю...
Может показаться, что главным отличительным признаком стиха Пуш- кин считал рифму. Многие уверены, что это так и есть, что умение сочинять стихи целиком и полностью сводится к умению ловко подбирать рифмы. Но это, конечно, не так. Во-первых, бывают стихи, в которых вообще нет рифм (так называемый белый стих). А во-вторых, есть еще и другой, гораздо более важный признак стихотворной речи: размер. Если вы прочтете вслух какое-нибудь сти- хотворение Пушкина или М. Ю. Лер- монтова, вы заметите, что ударные и неударные слоги в строках чередуются в совершенно определенном порядке. Вот этот порядок чередования ударных и неударных слогов и называется размером.
Но есть стихи, не укладывающиеся в определенный размер и тем не менее по- своему очень хорошо организованные ритмически. Способов ритмической организации стиха существует очень много.
Именно в ритме и состоит главная разница между поэзией и прозой.
Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. — Как не стыдно тебе, егоза? — И коза опустила глаза.
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом.
Эти отрывки нельзя прочитать оди- наково. Не потому, что написаны они разными поэтами (Н. М. Рубцов и А. А. Фет). И вовсе не потому, что написано — о разном.
Они написаны в разном ритме, и это, конечно, заметно.
Почему люди создали такой странный способ выражения мыслей и чувств, как стихи? Ведь в жизни стихами вряд ли кто друг с другом разговаривает.
Ответ на это совсем прост. Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, короче говоря, не прозаических, а наиболее высоких, сильных и ярких человеческих чувств. Если это так и есть, если в стихах выразилось особое, необычное душевное волнение, стихотворная речь не кажется нам неестественной, странной. Наоборот! Мы чувствуем, что здесь только такая необыкновенная речь и уместна.
Так что Пушкин не зря сравнивал стихотворную речь с легкой стрелой, заостренной и оперенной рифмой. Но стрелу ведь снабжают острым наконе- чником и легким оперением не просто так, не для красоты. Вся эта оснастка нужна стреле для того, чтобы она быстрее летела и точнее поражала цель.
Наверное, кто-то из вас любит стихи, старается больше заучить их наизусть, сам сочиняет. Что ж, это хорошо! Стихи тренируют память и прививают любовь к родному слову.
Прочтите: Приходько В. А. Постижение лирики: Очерки. М.: Дет. лит., 1988.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988.
Стихи — это не простая речь, а речь, определенным образом организованная.
Что же обеспечивает эту особую организованность, особый «склад и лад» стихотворной речи? В стихотворении «Прозаик и поэт» А. С. Пушкин говорит:
О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю...
Может показаться, что главным отличительным признаком стиха Пуш- кин считал рифму. Многие уверены, что это так и есть, что умение сочинять стихи целиком и полностью сводится к умению ловко подбирать рифмы. Но это, конечно, не так. Во-первых, бывают стихи, в которых вообще нет рифм (так называемый белый стих). А во-вторых, есть еще и другой, гораздо более важный признак стихотворной речи: размер. Если вы прочтете вслух какое-нибудь сти- хотворение Пушкина или М. Ю. Лер- монтова, вы заметите, что ударные и неударные слоги в строках чередуются в совершенно определенном порядке. Вот этот порядок чередования ударных и неударных слогов и называется размером.
Но есть стихи, не укладывающиеся в определенный размер и тем не менее по- своему очень хорошо организованные ритмически. Способов ритмической организации стиха существует очень много.
Именно в ритме и состоит главная разница между поэзией и прозой.
Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. — Как не стыдно тебе, егоза? — И коза опустила глаза.
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом.
Эти отрывки нельзя прочитать оди- наково. Не потому, что написаны они разными поэтами (Н. М. Рубцов и А. А. Фет). И вовсе не потому, что написано — о разном.
Они написаны в разном ритме, и это, конечно, заметно.
Почему люди создали такой странный способ выражения мыслей и чувств, как стихи? Ведь в жизни стихами вряд ли кто друг с другом разговаривает.
Ответ на это совсем прост. Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, короче говоря, не прозаических, а наиболее высоких, сильных и ярких человеческих чувств. Если это так и есть, если в стихах выразилось особое, необычное душевное волнение, стихотворная речь не кажется нам неестественной, странной. Наоборот! Мы чувствуем, что здесь только такая необыкновенная речь и уместна.
Так что Пушкин не зря сравнивал стихотворную речь с легкой стрелой, заостренной и оперенной рифмой. Но стрелу ведь снабжают острым наконе- чником и легким оперением не просто так, не для красоты. Вся эта оснастка нужна стреле для того, чтобы она быстрее летела и точнее поражала цель.
Наверное, кто-то из вас любит стихи, старается больше заучить их наизусть, сам сочиняет. Что ж, это хорошо! Стихи тренируют память и прививают любовь к родному слову.
Прочтите: Приходько В. А. Постижение лирики: Очерки. М.: Дет. лит., 1988.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988.