Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на животноводческой ферме, в поезде и в квартире, на телефонной станции и в магазине. Везде вы встре- тите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.
Откуда же берется электрическая энергия? Ее вырабатывают на элект- ростанциях специальные машины — генераторы электрического тока. Разные бывают генераторы. И очень маленькие, энергии которых хватает только для освещения небольшой комнаты. И генераторы-гиганты, которые могут дать электроэнергию большому городу.
Чтобы генератор давал электрический ток, его надо вращать. Конечно, не весь генератор, а только его часть — ротор. У больших генераторов ротор весит сотни тонн, и вращает его особая машина — турбина.
У каждой турбины есть рабочее колесо с лопатками, или лопастями. Струя пара, раскаленного газа или воды с силой бьет по лопастям рабочего колеса турбины и заставляет ее вращаться, а вместе с турбиной — и ротор генератора.
Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидрав- лической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, — гидроэлектростанцией или сокращенно ГЭС. На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар, а на газотурбинной — струя раскаленных газов.
Гидроэлектростанции обычно строят на больших, полноводных реках, таких, как Волга, Днепр, Енисей, или же на горных реках (например, на реке Вахш построена Нурекская ГЭС). Здание ГЭС, плотина, судоходные каналы — это сложные и дорогие сооружения. Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища, строить их можно везде. Но ТЭС постоянно нуждаются в топливе, чтобы можно было нагревать воду и получать пар. И идут один за другим поезда — везут на ТЭС уголь, мазут; днем и ночью гонят газ по трубам специальные вентиляторы- компрессоры .
А вот для атомной электростанции (АЭС) топлива требуется совсем не- много. Но топливо это особое. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Так же как на тепловой, на атомной электростанции' электрогенераторы вращаются паро- выми турбинами. Но ни угольной, ни газовой топки, ни парового котла там нет. Тепло, которое используют для получения пара, выделяется в атомном реакторе — сердце АЭС — в результате ядерной реакции. Ядерную реакцию можно сравнить с небольшими непрерывно повторяющимися атомными взрывами. Но это мирные взрывы. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Ядерную реакцию непрерывно контролируют автоматические приборы. Если потребуется, ее можно быстро остановить.
Ученые и инженеры ищут новые источники электроэнергии. Нельзя ли, например, заставить работать морские приливы и отливы? Заставить море вращать гидротурбины электростанции? Оказывается, можно. И такие электростанции — их называют приливными или ПЭС — уже работают.
Миллиарды лет щедрое Солнце посылает свои лучи на Землю. Солнечный свет — это тоже энергия. И люди научились превращать ее в электрический ток. Для этого созданы специальные приборы на полупроводниках — фотоэлементы. Собранные вместе, они образуют так называемые солнечные батареи. Солнечные батареи пока еще дороги, и на Земле их используют редко. Зато именно они дают электроэнергию космическим кораблям и искусственным спутникам Земли.
Откуда же берется электрическая энергия? Ее вырабатывают на элект- ростанциях специальные машины — генераторы электрического тока. Разные бывают генераторы. И очень маленькие, энергии которых хватает только для освещения небольшой комнаты. И генераторы-гиганты, которые могут дать электроэнергию большому городу.
Чтобы генератор давал электрический ток, его надо вращать. Конечно, не весь генератор, а только его часть — ротор. У больших генераторов ротор весит сотни тонн, и вращает его особая машина — турбина.
У каждой турбины есть рабочее колесо с лопатками, или лопастями. Струя пара, раскаленного газа или воды с силой бьет по лопастям рабочего колеса турбины и заставляет ее вращаться, а вместе с турбиной — и ротор генератора.
Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется гидрав- лической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, — гидроэлектростанцией или сокращенно ГЭС. На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар, а на газотурбинной — струя раскаленных газов.
Гидроэлектростанции обычно строят на больших, полноводных реках, таких, как Волга, Днепр, Енисей, или же на горных реках (например, на реке Вахш построена Нурекская ГЭС). Здание ГЭС, плотина, судоходные каналы — это сложные и дорогие сооружения. Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища, строить их можно везде. Но ТЭС постоянно нуждаются в топливе, чтобы можно было нагревать воду и получать пар. И идут один за другим поезда — везут на ТЭС уголь, мазут; днем и ночью гонят газ по трубам специальные вентиляторы- компрессоры .
А вот для атомной электростанции (АЭС) топлива требуется совсем не- много. Но топливо это особое. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Так же как на тепловой, на атомной электростанции' электрогенераторы вращаются паро- выми турбинами. Но ни угольной, ни газовой топки, ни парового котла там нет. Тепло, которое используют для получения пара, выделяется в атомном реакторе — сердце АЭС — в результате ядерной реакции. Ядерную реакцию можно сравнить с небольшими непрерывно повторяющимися атомными взрывами. Но это мирные взрывы. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Ядерную реакцию непрерывно контролируют автоматические приборы. Если потребуется, ее можно быстро остановить.
Ученые и инженеры ищут новые источники электроэнергии. Нельзя ли, например, заставить работать морские приливы и отливы? Заставить море вращать гидротурбины электростанции? Оказывается, можно. И такие электростанции — их называют приливными или ПЭС — уже работают.
Миллиарды лет щедрое Солнце посылает свои лучи на Землю. Солнечный свет — это тоже энергия. И люди научились превращать ее в электрический ток. Для этого созданы специальные приборы на полупроводниках — фотоэлементы. Собранные вместе, они образуют так называемые солнечные батареи. Солнечные батареи пока еще дороги, и на Земле их используют редко. Зато именно они дают электроэнергию космическим кораблям и искусственным спутникам Земли.
Ослепительная вспышка, огненный зигзаг молнии в небе, раскат грома. Тысячелетиями люди наблюдали эти грозные явления природы, не понимали их и потому боялись. Попытки изучить молнию часто кончались трагически. Так, в 1753 г. во время опытов от удара молнии погиб русский физик Г. В. Рихман. И лишь немногим более ста лет назад люди научились использовать электрические силы природы, заставили электричество служить себе.
Что же узнали люди об электричестве? В природе существуют мельчайшие заряженные частицы (о заряженных частицах вы можете прочесть в рассказе «Атом»). Одни частицы заряжены положительно, другие — отрицательно. Самые маленькие частицы — с отрицательными зарядами — электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц в одном направлении ученые назвали электрическим током.
Вы приходите домой, нажимаете на выключатель — и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая кнопку, вы соединили проводники, и по ним ринулся в лампу поток электронов.
В лампе на тонких проволочках-ножках подвешена спираль из металла — вольфрама.
Эта спираль (ее часто называют нитью лампы) обладает особым свойством: электронам по ней очень трудно двигаться.
Когда через такую спираль пропускают поток электронов, то они начинают «расталкивать» атомы металла, из которого сделана нить, она мгновенно нагревается и начинает светиться. Чем сильнее поток электронов, тем сильнее накаляется нить лампы и ярче ее свечение. Такие же спирали из более толстой проволоки нагревают электрические утюги и плитки. Это явление (нагрев электрическим током) используется и в заводских электрических печах для выплавки металла. Только в таких печах спирали сделаны из проволоки толщиной в ваш палец.
Люди научили электричество еще одной профессии — приводить в движение машины. Машинист поворачивает рукоятку выключателя. Мощные электрические двигатели начинают вращать колеса электровоза, и поезд плавно движется по рельсам.
Откуда у двигателей такая сила? Ученые заметили, что если по двум параллельно расположенным проводам токи текут в одном направлении, то провода притягиваются друг к другу, а если токи текут в разных направлениях — провода стремятся оттолкнуться друг от друга. Силы взаимодействия проводников с током и заставляют вращаться электрические двигатели (подробнее о двигателе вы сможете прочесть в соответствующем рассказе.
Вы, наверное, видели совсем маленькие двигатели в электрических игрушках. Для работы им достаточно тока от одной электрической батарейки. А вот для того чтобы заставить светиться миллионы электрических ламп, для питания электрическим током двигателей, которые приводят в движение станки и машины, вращают колеса трамваев и электропоездов, нужно очень много электрической энергии. Эта энергия вырабатывается на электростанциях и по проводам линий электропередачи подается в города и села.
А знаете, какое открытие в прошлом веке удивило ученых больше всего? Что электрическая энергия передается в пустоте. Там, где ничего нет, никаких частиц, где абсолютно пусто. Оказалось, что в этой абсолютной пустоте есть электромагнитное поле — электромагнитные волны, несущие энергию.
Электричество — это и радио, и телефон, и телеграф.
С помощью электричества на по- верхность металлических изделий наносят тонкие пленки защитного покрытия, например хром на ваши коньки. Трудно перечислить все области техники, где применяется электричество, и их становится все больше.
Что же узнали люди об электричестве? В природе существуют мельчайшие заряженные частицы (о заряженных частицах вы можете прочесть в рассказе «Атом»). Одни частицы заряжены положительно, другие — отрицательно. Самые маленькие частицы — с отрицательными зарядами — электроны. Электроны могут двигаться внутри металлических проводников. Поток заряженных частиц в одном направлении ученые назвали электрическим током.
Вы приходите домой, нажимаете на выключатель — и в комнате ярко вспыхивает электрическая лампочка. Почему? Нажимая кнопку, вы соединили проводники, и по ним ринулся в лампу поток электронов.
В лампе на тонких проволочках-ножках подвешена спираль из металла — вольфрама.
Эта спираль (ее часто называют нитью лампы) обладает особым свойством: электронам по ней очень трудно двигаться.
Когда через такую спираль пропускают поток электронов, то они начинают «расталкивать» атомы металла, из которого сделана нить, она мгновенно нагревается и начинает светиться. Чем сильнее поток электронов, тем сильнее накаляется нить лампы и ярче ее свечение. Такие же спирали из более толстой проволоки нагревают электрические утюги и плитки. Это явление (нагрев электрическим током) используется и в заводских электрических печах для выплавки металла. Только в таких печах спирали сделаны из проволоки толщиной в ваш палец.
Люди научили электричество еще одной профессии — приводить в движение машины. Машинист поворачивает рукоятку выключателя. Мощные электрические двигатели начинают вращать колеса электровоза, и поезд плавно движется по рельсам.
Откуда у двигателей такая сила? Ученые заметили, что если по двум параллельно расположенным проводам токи текут в одном направлении, то провода притягиваются друг к другу, а если токи текут в разных направлениях — провода стремятся оттолкнуться друг от друга. Силы взаимодействия проводников с током и заставляют вращаться электрические двигатели (подробнее о двигателе вы сможете прочесть в соответствующем рассказе.
Вы, наверное, видели совсем маленькие двигатели в электрических игрушках. Для работы им достаточно тока от одной электрической батарейки. А вот для того чтобы заставить светиться миллионы электрических ламп, для питания электрическим током двигателей, которые приводят в движение станки и машины, вращают колеса трамваев и электропоездов, нужно очень много электрической энергии. Эта энергия вырабатывается на электростанциях и по проводам линий электропередачи подается в города и села.
А знаете, какое открытие в прошлом веке удивило ученых больше всего? Что электрическая энергия передается в пустоте. Там, где ничего нет, никаких частиц, где абсолютно пусто. Оказалось, что в этой абсолютной пустоте есть электромагнитное поле — электромагнитные волны, несущие энергию.
Электричество — это и радио, и телефон, и телеграф.
С помощью электричества на по- верхность металлических изделий наносят тонкие пленки защитного покрытия, например хром на ваши коньки. Трудно перечислить все области техники, где применяется электричество, и их становится все больше.
С экономикой сталкивается любой человек — рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика — это отно- шения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, другие продают его, третьи покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (постричь — в парикмахерской, отправить письмо — на почте). А также произведения искусства: песня, стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
В основе этого слова стоит «ойкос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод — «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что вас окружает, с домашних дел и забот начинается ваша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего — ценой. Каждая вещь в вашем доме — все имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, — кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда: то продавец стоит с товаром, который никто не покупает, то покупатель бегает за дефицитом. Вернуть к равновесию эти товарные качели можно двумя способами.
Один — поставить над продавцами чиновников. Они назначат каждому товару свою цену, укажут, каким товар должен быть. У каждого продавца они поставят по нескольку контролеров, чтобы тот торговал по указанным ему правилам. Правила устанавливаются и для производителей товаров — для заводов, фабрик, кооперативов и всех, кто в них работает. На время такая экономика приносит успех. Но скоро становится ясно, что она — как тришкин кафтан: никак не залатать ее прорехи, все время появляются новые. Контроле- ров, счетчиков, учетчиков становится больше, чем производителей. А рядом с магазином-распределителем появляется «черный рынок». Здесь торгуют не по предписанным государством правилам, а так, как выгодно продавцам.
Второй способ, как выровнять качели, — дать свободу предпринимателям. Что это значит? Государство помогает тем, кто берется решить проблему производства подходящих товаров. Оно даст кредиты, снизит налоги, не допустит, чтобы кто-то один захватил всю отрасль производства и установил свою цену. Против таких монополистов издаются законы. А предприниматели? Они изучат рынок и определят, какой товар и по какой цене пойдет, как его надо рекламировать. Это называется «маркетинг», от английского «маркет» — «рынок». Потом они постараются так организовать производство, чтобы при самых малых затратах денег и сырья получить товары самого высокого качества. Это задача менеджеров — управляющих. В итоге себестоимость товара, то есть средства, затраченные на его производство, будет невысокой. Значит, и цену можно будет установить ниже, чем у других производителей такого же товара. Тогда его скорее купят у того, у кого ниже цена, а доход не будет слишком мал.
Такая рыночная экономика тоже имеет недостатки. Иногда целые страны охватывает экономический кризис, экономика на некоторое время разваливается, производство и торговля замирают. Но потом опять начинается подъем, рынок оживляется. Главное, что такой способ отвечает потребностям и желаниям людей. Он позволяет использовать в производстве новинки науки, техники, технологии, дает простор для умной головы и умелых рук.
В такой экономике есть место и юным бизнесменам, их идеям и умениям. Но прежде чем начать какое-нибудь дело, прислушайтесь к советам выдающегося американского менеджера, управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься».
Экономике в России стали учить более 200 лет назад в коммерческих училищах. Первое такое училище было открыто в Москве в 1773 г. В университеты экономика пришла в начале 19 в., а век спустя уже несколько институтов и 260 коммерческих училищ готовили профессиональных экономистов для российского рынка.
В основе этого слова стоит «ойкос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод — «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что вас окружает, с домашних дел и забот начинается ваша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего — ценой. Каждая вещь в вашем доме — все имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, — кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда: то продавец стоит с товаром, который никто не покупает, то покупатель бегает за дефицитом. Вернуть к равновесию эти товарные качели можно двумя способами.
Один — поставить над продавцами чиновников. Они назначат каждому товару свою цену, укажут, каким товар должен быть. У каждого продавца они поставят по нескольку контролеров, чтобы тот торговал по указанным ему правилам. Правила устанавливаются и для производителей товаров — для заводов, фабрик, кооперативов и всех, кто в них работает. На время такая экономика приносит успех. Но скоро становится ясно, что она — как тришкин кафтан: никак не залатать ее прорехи, все время появляются новые. Контроле- ров, счетчиков, учетчиков становится больше, чем производителей. А рядом с магазином-распределителем появляется «черный рынок». Здесь торгуют не по предписанным государством правилам, а так, как выгодно продавцам.
Второй способ, как выровнять качели, — дать свободу предпринимателям. Что это значит? Государство помогает тем, кто берется решить проблему производства подходящих товаров. Оно даст кредиты, снизит налоги, не допустит, чтобы кто-то один захватил всю отрасль производства и установил свою цену. Против таких монополистов издаются законы. А предприниматели? Они изучат рынок и определят, какой товар и по какой цене пойдет, как его надо рекламировать. Это называется «маркетинг», от английского «маркет» — «рынок». Потом они постараются так организовать производство, чтобы при самых малых затратах денег и сырья получить товары самого высокого качества. Это задача менеджеров — управляющих. В итоге себестоимость товара, то есть средства, затраченные на его производство, будет невысокой. Значит, и цену можно будет установить ниже, чем у других производителей такого же товара. Тогда его скорее купят у того, у кого ниже цена, а доход не будет слишком мал.
Такая рыночная экономика тоже имеет недостатки. Иногда целые страны охватывает экономический кризис, экономика на некоторое время разваливается, производство и торговля замирают. Но потом опять начинается подъем, рынок оживляется. Главное, что такой способ отвечает потребностям и желаниям людей. Он позволяет использовать в производстве новинки науки, техники, технологии, дает простор для умной головы и умелых рук.
В такой экономике есть место и юным бизнесменам, их идеям и умениям. Но прежде чем начать какое-нибудь дело, прислушайтесь к советам выдающегося американского менеджера, управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься».
Экономике в России стали учить более 200 лет назад в коммерческих училищах. Первое такое училище было открыто в Москве в 1773 г. В университеты экономика пришла в начале 19 в., а век спустя уже несколько институтов и 260 коммерческих училищ готовили профессиональных экономистов для российского рынка.
Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное — никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были еще только бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи — тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Не осталось тахин — и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки — и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Взрослый человек потребляет около 20 л кислорода в час. Растения легко воспол- няют эту потерю. Например, один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей. Но с развитием техники природе восполнять потери кислорода все труднее. Средний автомобиль сжигает за час работы 20 тыс. л кислорода. А один реактивный самолет только на старте «съедает» 120 млн. л кислорода — столько, сколько вырабатывает за год небольшая роща.
Экология — это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы — люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы — живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притерлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое- нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того чтобы все-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы!), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, слово это составлено из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». Значит, можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были еще только бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи — тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Не осталось тахин — и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки — и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Взрослый человек потребляет около 20 л кислорода в час. Растения легко воспол- няют эту потерю. Например, один дуб вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей. Но с развитием техники природе восполнять потери кислорода все труднее. Средний автомобиль сжигает за час работы 20 тыс. л кислорода. А один реактивный самолет только на старте «съедает» 120 млн. л кислорода — столько, сколько вырабатывает за год небольшая роща.
Экология — это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы — люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы — живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притерлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое- нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того чтобы все-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы!), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, слово это составлено из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». Значит, можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Шел январь 1905 года. По улицам тихого швейцарского города Берна задумчиво бродил скромный молодой человек. Позади были годы учебы в политехническом институте, где он поражал профессоров своими способ- ностями к математике. Позади было несколько месяцев полуголодного существования в поисках работы. Молодой человек обдумывал план четырех научных статей. Эти четыре статьи совершили революцию в физике.
В начале 20 в. классическая механика Ньютона оказалась бессильной объяснить некоторые новые открытия. Еще Ломоносов предполагал, что все тела состоят из атомов. Но атомы слишком малы, их нельзя увидеть. Это заставляло некоторых ученых сомневаться в их существовании. Правда, существование атомов подтверждалось броуновским движением, открытым в 1827 г. английским ботаником Р. Броуном. Но само это движение казалось таким беспорядочным и непонятным! Эйнштейн положил конец этим сомнениям. Он доказал, что броуновское движение подчиняется строгим законам, которые не только подтверждают реальное существование атомов, но и позволяют определить их размеры.
Об этом и говорилось в его первой статье.
Другая трудность, с которой столк- нулись физики, состояла в двойственной природе света. В опытах свет вел себя по-разному: обычно как волны, но в некоторых случаях его поведение можно было объяснить, только представив свет состоящим из мельчайших частичек — квантов, или фотонов. Эйнштейн объяснил, как световые кванты, падая на поверхность тела, выбивают из нее другие мельчайшие частицы — электроны. В этой статье было всего несколько страниц, но она подсказала ученым и инженерам пути к созданию многих чудес техники: от звукового кино и телевидения до необыкновенных источников света — лазеров. За эту статью Эйнштейну позднее была присуждена Нобелевская премия.
Но наибольшую известность принесла Эйнштейну третья статья. Со времен Галилея и Ньютона ученые знали, что камень, брошенный из движущейся повозки вперед, летит быстрее камня, брошенного назад, потому что в первом случае скорость повозки добавляется к скорости камня, а во втором — вычитается из нее. Все тела на Земле подчиняются этому простому закону. Но им не подчиняется свет. Опыты по измерению скорости света ставили перед учеными все новые и новые загадки. Теория Эйнштейна, которую он позднее назвал теорией относительности, ответила на многие вопросы, казавшиеся неразрешимыми. Скорость света всегда постоянна, она равна 300 тыс. км в секунду — таково было одно из основ- ных положений этой теории. Если скорость какого-либо тела приближается к скорости света, то движение этого тела уже подчиняется не законам Ньютона, а законам, открытым Эйнштейном. Понять теорию относительности не просто. Но для современного физика теория относительности так же необходима, как для школьника таблица умножения, ведь эта теория широко используется в науке и технике, например в астрофизике и при строительстве гигантских ускорителей заряженных частиц.
В четвертой статье Эйнштейна было всего три страницы, но эти страницы открыли человечеству путь к овладению атомной энергией.
У ученого впереди были мучительные поиски, открытия, блестящие успехи, годы постоянной упорной работы.
У Эйнштейна было много друзей во всем мире, потому что он был очень добрым и справедливым человеком. Но он умел и ненавидеть. Он ненавидел фашизм, ненавидел войну и всю жизнь боролся за мир. Наверное, самыми тяжелыми в его жизни были минуты, когда он узнал о том, что американские летчики сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Научные открытия Эйнштейна и других физиков были использованы для убийства десятков тысяч людей. Он предостерегал американское правительство от этого шага. Но его не послушали.
Великий ученый мечтал, чтобы его открытия несли людям не смерть, а знание.
В начале 20 в. классическая механика Ньютона оказалась бессильной объяснить некоторые новые открытия. Еще Ломоносов предполагал, что все тела состоят из атомов. Но атомы слишком малы, их нельзя увидеть. Это заставляло некоторых ученых сомневаться в их существовании. Правда, существование атомов подтверждалось броуновским движением, открытым в 1827 г. английским ботаником Р. Броуном. Но само это движение казалось таким беспорядочным и непонятным! Эйнштейн положил конец этим сомнениям. Он доказал, что броуновское движение подчиняется строгим законам, которые не только подтверждают реальное существование атомов, но и позволяют определить их размеры.
Об этом и говорилось в его первой статье.
Другая трудность, с которой столк- нулись физики, состояла в двойственной природе света. В опытах свет вел себя по-разному: обычно как волны, но в некоторых случаях его поведение можно было объяснить, только представив свет состоящим из мельчайших частичек — квантов, или фотонов. Эйнштейн объяснил, как световые кванты, падая на поверхность тела, выбивают из нее другие мельчайшие частицы — электроны. В этой статье было всего несколько страниц, но она подсказала ученым и инженерам пути к созданию многих чудес техники: от звукового кино и телевидения до необыкновенных источников света — лазеров. За эту статью Эйнштейну позднее была присуждена Нобелевская премия.
Но наибольшую известность принесла Эйнштейну третья статья. Со времен Галилея и Ньютона ученые знали, что камень, брошенный из движущейся повозки вперед, летит быстрее камня, брошенного назад, потому что в первом случае скорость повозки добавляется к скорости камня, а во втором — вычитается из нее. Все тела на Земле подчиняются этому простому закону. Но им не подчиняется свет. Опыты по измерению скорости света ставили перед учеными все новые и новые загадки. Теория Эйнштейна, которую он позднее назвал теорией относительности, ответила на многие вопросы, казавшиеся неразрешимыми. Скорость света всегда постоянна, она равна 300 тыс. км в секунду — таково было одно из основ- ных положений этой теории. Если скорость какого-либо тела приближается к скорости света, то движение этого тела уже подчиняется не законам Ньютона, а законам, открытым Эйнштейном. Понять теорию относительности не просто. Но для современного физика теория относительности так же необходима, как для школьника таблица умножения, ведь эта теория широко используется в науке и технике, например в астрофизике и при строительстве гигантских ускорителей заряженных частиц.
В четвертой статье Эйнштейна было всего три страницы, но эти страницы открыли человечеству путь к овладению атомной энергией.
У ученого впереди были мучительные поиски, открытия, блестящие успехи, годы постоянной упорной работы.
У Эйнштейна было много друзей во всем мире, потому что он был очень добрым и справедливым человеком. Но он умел и ненавидеть. Он ненавидел фашизм, ненавидел войну и всю жизнь боролся за мир. Наверное, самыми тяжелыми в его жизни были минуты, когда он узнал о том, что американские летчики сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Научные открытия Эйнштейна и других физиков были использованы для убийства десятков тысяч людей. Он предостерегал американское правительство от этого шага. Но его не послушали.
Великий ученый мечтал, чтобы его открытия несли людям не смерть, а знание.
В кабинет редактора научного журнала в Нью-Йорке вошел высокий человек и поставил на письменный стол небольшой аппарат: — Не угодно ли, сэр, познакомиться с новым изобретением? Изобретатель молча начал крутить ручку, и аппарат запел детскую песенку «У нашей Мэри есть баран». Редактор попятился в изумлении. А на следующее утро газеты уже сообщали о новом, необыкновенном изобретении Эдисона, «волшебника из Менло-парка». В лабораторию изобретателя в пригороде Нью-Йорка — Менло-парке — толпами стремились посетители. Ведь изобретенный Эдисоном аппарат для записи и воспроизведения звука появился тогда, когда никому и в голову не приходило воссоздать голос человека. Этот аппарат был предком всех граммофонов, патефонов, «дедушкой» магнитофона и звукового кино. Так вошла в жизнь звукозапись. Было это в 1877 г.
Томас Алва Эдисон с детства при- страстился к чтению. Особенно любил он книги по химии и физике, И он не просто читал, а старался проверять на опытах все, что узнавал из книг. Для опытов нужны были деньги, и юный Эдисон стал продавцом газет в поездах. В багажном вагоне поезда, с которым ездил Эдисон, он оборудовал лабораторию и ставил в ней опыты. Но однажды в лаборатории вспыхнул пожар, вагон загорелся. Юному изобретателю пришлось оста- вить свою работу.
Эдисон обучился телеграфному делу и стал телеграфистом. По-прежнему все свободное время и почти все свои деньги юноша тратил на книги, приборы, реактивы. Вскоре Эдисон начал изобретать. Изобрел автоматический счетчик голосов в Конгрессе США. Тогда эта хитроумная машина никого не заинтересовала. Второе изобретение оказалось удачнее. Это был телеграфный аппарат для передачи на расстояние курсов акций на бирже. Эдисон получил за него большие деньги. Вскоре он смог купить участок земли в Менло-парке, устроил там лабораторию и целиком отдался изобретательству.
Эдисон усовершенствовал электри- ческую лампу русского изобретателя А. Н. Лодыгина, изобрел к ней патрон, придумал выключатель, счетчики электроэнергии, всю систему проводки. Замечательный изобретатель создал самые мощные для своего времени генераторы тока для электростанций.
Эдисон усовершенствовал телеграф. Он изобрел способ передачи по одной паре проводов сразу двух или даже четырех телеграмм. Эдисон усовершенствовал также и телефон, сделав звук при разговоре громким, ясным, чистым. Эдисон построил первую в мире электрическую железную дорогу, изобрел щелочной аккумулятор, разработал способ обогащения железных руд.
Томас Алва Эдисон с детства при- страстился к чтению. Особенно любил он книги по химии и физике, И он не просто читал, а старался проверять на опытах все, что узнавал из книг. Для опытов нужны были деньги, и юный Эдисон стал продавцом газет в поездах. В багажном вагоне поезда, с которым ездил Эдисон, он оборудовал лабораторию и ставил в ней опыты. Но однажды в лаборатории вспыхнул пожар, вагон загорелся. Юному изобретателю пришлось оста- вить свою работу.
Эдисон обучился телеграфному делу и стал телеграфистом. По-прежнему все свободное время и почти все свои деньги юноша тратил на книги, приборы, реактивы. Вскоре Эдисон начал изобретать. Изобрел автоматический счетчик голосов в Конгрессе США. Тогда эта хитроумная машина никого не заинтересовала. Второе изобретение оказалось удачнее. Это был телеграфный аппарат для передачи на расстояние курсов акций на бирже. Эдисон получил за него большие деньги. Вскоре он смог купить участок земли в Менло-парке, устроил там лабораторию и целиком отдался изобретательству.
Эдисон усовершенствовал электри- ческую лампу русского изобретателя А. Н. Лодыгина, изобрел к ней патрон, придумал выключатель, счетчики электроэнергии, всю систему проводки. Замечательный изобретатель создал самые мощные для своего времени генераторы тока для электростанций.
Эдисон усовершенствовал телеграф. Он изобрел способ передачи по одной паре проводов сразу двух или даже четырех телеграмм. Эдисон усовершенствовал также и телефон, сделав звук при разговоре громким, ясным, чистым. Эдисон построил первую в мире электрическую железную дорогу, изобрел щелочной аккумулятор, разработал способ обогащения железных руд.
Обыкновенная щука — широко известная рыба пресных вод Евразии и Северной Америки. Встречается в Сибири от Колымы включительно и далее в бассейне Охотского моря, а в бассейне Амура живет только щука амурская. Три вида щук—маскинонг, полосатая и красноперая — распро- странены в восточной части Северной Америки.
Длина обыкновенной щуки может достигать более 1,5 м, вес — 8 кг (из- редка 35 кг). Тело удлиненное, стре- ловидное, с большой головой и широкой пастью, усеянной острыми зубами. Окраска тела пятнистая, темные полосы располагаются поперек и вдоль тела. Она может быть и серо-зеленой, и серо- желтой, в зависимости от условий обитания. Встречается щука серебристой окраски.
Этот хищник предпочитает тихие воды, в конце весны чаще появляется в мелководных заливах, где вода быстрее прогревается солнцем. Летом щука также держится на неглубоких местах с прибрежной растительностью, подводными пнями и корягами, откуда выходит лишь на охоту. Крупные особи живут на глубине, в ямах. Осенью и зимой щука уходит в более глубокие места.
Щука мечет икру при температуре 3— 6 С, сразу после стаивания льда, у берегов на глубине 0,5—1 м. Во время нереста выходит на мелководье и шумно плещется. Если после нереста вода быстро спадет, то отложенная икра погибает. Часто такое случается в водохранилищах, в которых уровень воды неустойчив.
В зависимости от температуры воды развитие икры продолжается 8—14 дней. Появившиеся личинки имеют длину 6,7— 7,6 мм. Питаются они циклопами и дафниями — маленькими рачками. При длине 12—15 мм щучки уже хватают молодь других рыб, в основном карповых.
Питание щук зависит от сезона. Основной корм приходится на весну, сразу после нереста. Объекты ее охоты: плотва, окунь, ерш, пескарь, бычки- подкаменщики и другие рыбы. Крупные щуки охотно пожирают раков, лягушек, иногда утаскивают в глубину реки мышей, крыс, куликов, случается и утят и даже белок, переплывающих реки.
Нередко говорят, что щука как хищник приносит громадный вред рыбному хозяйству. А раз, мол, так, то ее надо истребить. Такое мнение ошибочно. Щука уничтожает малоценную мелочь, больных и слабых рыб, а это способствует лучшему росту ценных видов рыб. Лишь в тех озерах, где водятся только эти рыбы, щуку лучше не держать.
Мясо щуки вкусное. В некоторых странах блюда из нее относят к разряду изысканных.
Длина обыкновенной щуки может достигать более 1,5 м, вес — 8 кг (из- редка 35 кг). Тело удлиненное, стре- ловидное, с большой головой и широкой пастью, усеянной острыми зубами. Окраска тела пятнистая, темные полосы располагаются поперек и вдоль тела. Она может быть и серо-зеленой, и серо- желтой, в зависимости от условий обитания. Встречается щука серебристой окраски.
Этот хищник предпочитает тихие воды, в конце весны чаще появляется в мелководных заливах, где вода быстрее прогревается солнцем. Летом щука также держится на неглубоких местах с прибрежной растительностью, подводными пнями и корягами, откуда выходит лишь на охоту. Крупные особи живут на глубине, в ямах. Осенью и зимой щука уходит в более глубокие места.
Щука мечет икру при температуре 3— 6 С, сразу после стаивания льда, у берегов на глубине 0,5—1 м. Во время нереста выходит на мелководье и шумно плещется. Если после нереста вода быстро спадет, то отложенная икра погибает. Часто такое случается в водохранилищах, в которых уровень воды неустойчив.
В зависимости от температуры воды развитие икры продолжается 8—14 дней. Появившиеся личинки имеют длину 6,7— 7,6 мм. Питаются они циклопами и дафниями — маленькими рачками. При длине 12—15 мм щучки уже хватают молодь других рыб, в основном карповых.
Питание щук зависит от сезона. Основной корм приходится на весну, сразу после нереста. Объекты ее охоты: плотва, окунь, ерш, пескарь, бычки- подкаменщики и другие рыбы. Крупные щуки охотно пожирают раков, лягушек, иногда утаскивают в глубину реки мышей, крыс, куликов, случается и утят и даже белок, переплывающих реки.
Нередко говорят, что щука как хищник приносит громадный вред рыбному хозяйству. А раз, мол, так, то ее надо истребить. Такое мнение ошибочно. Щука уничтожает малоценную мелочь, больных и слабых рыб, а это способствует лучшему росту ценных видов рыб. Лишь в тех озерах, где водятся только эти рыбы, щуку лучше не держать.
Мясо щуки вкусное. В некоторых странах блюда из нее относят к разряду изысканных.
Крепостной мальчик Миша Щепкин впервые увидел спектакль в домашнем театре своего барина. В те времена помещики нередко имели свои домашние театры, где выступали крепостные. Зрелище поразило маленького Щепкина. Он сам хотел играть. Ему было 12 лет, когда он сыграл на любительской сцене свою первую роль — крепостного слугу в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица».
Переехав учиться в Курск, он получает разрешение барина поступить в театр. Щепкин сразу же с успехом стал выступать в старинных комедиях. Первые 17 лет он играет в провин- циальных театрах Курска, Харькова, Полтавы, Тулы, исполняя самые разные роли, участвует даже в оперных и балетных спектаклях. Но ему не нра- вилась старая манера игры. Михаил Щепкин осознает, что «искусство настолько высоко, насколько оно близко к природе». В Щепкине пробуждается большой, настоящий художник.
Стремление преодолеть рутинность, следовать правде жизни, соединенное с выдающимся талантом, делает Щепкина широко известным актером уже в годы работы в провинции. В 1818 г. поклонники его искусства собирают деньги, чтобы выкупить актера из крепостной неволи. Но нужную сумму сразу набрать не удалось, и только через три года Щепкин наконец получает вольную.
В 1823 г. Щепкина зачисляют в труппу Московского (с 1824 г. — Малого) театра, на сцене которого он выступает в течение 40 лет. Здесь он создал целую галерею прекрасных образов в пьесах русских и зарубежных авторов. Вот московский барин Фамусов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», взяточник- городничий Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре», неугомонный сват Кочкарёв в «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Одна из лучших ролей Щепкина, вызывавшая горячее сочувствие зрительного зала, — матрос Симон в пьесе Соважа и Делурье «Матрос». Актер показал простого человека, способного пожертвовать своим счастьем ради счастья дорогих и близких ему людей. И в каждой роли великий актер умел заинтересовать публику характером своего героя, передать его мысли, заботы, стремления, сделать для зрителя поучительным знакомство с ним.
Щепкин был любимым актером своих современников. Они ценили его за то, что он «создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре...». Эти слова принадлежат русскому писателю А. И. Герцену.
Ценнейшие наблюдения и советы по актерскому искусству Щепкин оставил в своих «Записках». Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а «брать образцы из жизни и природы», вникать «в душу роли», то есть добиваться полного перевоплощения в создаваемый образ. Щепкин требовал от актера упорного и постоянного труда. «Репетиция, лишняя для нас, никогда не лишняя для искусства». Эти записки называют заветами Щепкина. Они во многом повлияли на систему сценического искусства К. С. Станиславского, счи- тавшего Михаила Семеновича Щепкина «гордостью нашего национального театра». Примером для подражания служит этот гениальный артист и нынешнему поколению мастеров сцены.
Переехав учиться в Курск, он получает разрешение барина поступить в театр. Щепкин сразу же с успехом стал выступать в старинных комедиях. Первые 17 лет он играет в провин- циальных театрах Курска, Харькова, Полтавы, Тулы, исполняя самые разные роли, участвует даже в оперных и балетных спектаклях. Но ему не нра- вилась старая манера игры. Михаил Щепкин осознает, что «искусство настолько высоко, насколько оно близко к природе». В Щепкине пробуждается большой, настоящий художник.
Стремление преодолеть рутинность, следовать правде жизни, соединенное с выдающимся талантом, делает Щепкина широко известным актером уже в годы работы в провинции. В 1818 г. поклонники его искусства собирают деньги, чтобы выкупить актера из крепостной неволи. Но нужную сумму сразу набрать не удалось, и только через три года Щепкин наконец получает вольную.
В 1823 г. Щепкина зачисляют в труппу Московского (с 1824 г. — Малого) театра, на сцене которого он выступает в течение 40 лет. Здесь он создал целую галерею прекрасных образов в пьесах русских и зарубежных авторов. Вот московский барин Фамусов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», взяточник- городничий Сквозник-Дмухановский в «Ревизоре», неугомонный сват Кочкарёв в «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Одна из лучших ролей Щепкина, вызывавшая горячее сочувствие зрительного зала, — матрос Симон в пьесе Соважа и Делурье «Матрос». Актер показал простого человека, способного пожертвовать своим счастьем ради счастья дорогих и близких ему людей. И в каждой роли великий актер умел заинтересовать публику характером своего героя, передать его мысли, заботы, стремления, сделать для зрителя поучительным знакомство с ним.
Щепкин был любимым актером своих современников. Они ценили его за то, что он «создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре...». Эти слова принадлежат русскому писателю А. И. Герцену.
Ценнейшие наблюдения и советы по актерскому искусству Щепкин оставил в своих «Записках». Он говорил, что актер должен не копировать жизнь, а «брать образцы из жизни и природы», вникать «в душу роли», то есть добиваться полного перевоплощения в создаваемый образ. Щепкин требовал от актера упорного и постоянного труда. «Репетиция, лишняя для нас, никогда не лишняя для искусства». Эти записки называют заветами Щепкина. Они во многом повлияли на систему сценического искусства К. С. Станиславского, счи- тавшего Михаила Семеновича Щепкина «гордостью нашего национального театра». Примером для подражания служит этот гениальный артист и нынешнему поколению мастеров сцены.
Это одна из самых красивых птиц наших лесов. Она меньше воробья, весит около 20 г.
В оперении щегла привлекают внимание красный лоб и горло, а также ярко- желтые полоски на черных крыльях. Спинка коричневая.
Водится по всей Европе, Северной Африке, в Сибири к востоку от Крас- ноярска, далее в Азии до Западных Гималаев и Пакистана.
Гнездо щегла представляет собой чашечку с очень плотными стенками из тонких стебельков, скрепленных паутиной. Внутри оно выстлано рас- тительным пухом и конским волосом, шерстью и перьями, а снаружи обложено кусочками мха, обрывками бересты и лишайниками. Располагается гнездо на горизонтальных сучках подальше от ствола и высоко от земли.
Самка откладывает 4—6 голубоватых яиц с фиолетовыми пятнами. Насиживание их длится 12—13 дней. Две недели птенцы находятся в гнезде. Родители кормят их сначала насе- комыми, главным образом тлями, потом семенами, размоченными в зобе. Вылетают птенцы во второй половине июня. Но и вылетевших птенцов родители продолжают подкармливать в течение 6—8 дней, а затем приступают ко второй кладке. И, как правило, выводят за лето потомство еще раз.
В Средней Европе щегол ведет кочующий образ жизни, иногда совер- шает дальние перелеты к югу и юго- западу; нередко зимует.
Щегол хорошо поет. Его звонкие трели преображают лес. Щегол поет песню, сидя на ветке или на вершине высокого куста. Молодые пению учатся у старых птиц, иначе они никогда не смогут хорошо петь.
Известны 19 подвидов щегла. Гне- здящиеся на востоке отличаются от западных светло-серой спинкой и отсутствием черного цвета на голове. В Таджикистане и Узбекистане живет седоголовый щегол.
В оперении щегла привлекают внимание красный лоб и горло, а также ярко- желтые полоски на черных крыльях. Спинка коричневая.
Водится по всей Европе, Северной Африке, в Сибири к востоку от Крас- ноярска, далее в Азии до Западных Гималаев и Пакистана.
Гнездо щегла представляет собой чашечку с очень плотными стенками из тонких стебельков, скрепленных паутиной. Внутри оно выстлано рас- тительным пухом и конским волосом, шерстью и перьями, а снаружи обложено кусочками мха, обрывками бересты и лишайниками. Располагается гнездо на горизонтальных сучках подальше от ствола и высоко от земли.
Самка откладывает 4—6 голубоватых яиц с фиолетовыми пятнами. Насиживание их длится 12—13 дней. Две недели птенцы находятся в гнезде. Родители кормят их сначала насе- комыми, главным образом тлями, потом семенами, размоченными в зобе. Вылетают птенцы во второй половине июня. Но и вылетевших птенцов родители продолжают подкармливать в течение 6—8 дней, а затем приступают ко второй кладке. И, как правило, выводят за лето потомство еще раз.
В Средней Европе щегол ведет кочующий образ жизни, иногда совер- шает дальние перелеты к югу и юго- западу; нередко зимует.
Щегол хорошо поет. Его звонкие трели преображают лес. Щегол поет песню, сидя на ветке или на вершине высокого куста. Молодые пению учатся у старых птиц, иначе они никогда не смогут хорошо петь.
Известны 19 подвидов щегла. Гне- здящиеся на востоке отличаются от западных светло-серой спинкой и отсутствием черного цвета на голове. В Таджикистане и Узбекистане живет седоголовый щегол.
Выдающийся австрийский композитор, дирижер, скрипач Иоганн Штраус родился в Вене в семье европейски знаменитого музыканта, писавшего прекрасную танцевальную музыку, прежде всего вальсы (свыше 250). Но не Штраусу-старшему суждено было стать «королем вальсов», а сыну, которого отец всячески пытался отвадить от музыки, проча ему другую карьеру. Однако все его старания были напрасны. Рано проявивший свою одаренность, юный Иоганн брал уроки музыки тайком от отца. Правда, на стороне мальчика оказалась его мать, она и помогла музыкальному образованию сына.
В 1844 г. И. Штраус-младший орга- низовал свой оркестр, для которого сочинял танцевальные пьесы. В этом жанре он создал более 500 произведений (вальсы, галопы, польки, кадрили и т. п.). Наиболее полно талант музыканта раскрылся в вальсах, закрепивших за ним славу классика этого жанра.
Подлинными шедеврами стали его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», «Жизнь артиста» и многие другие. Своей музыкой Иоганн Штраус воспевал молодость, радость жизни, и эту сторону человеческого бытия музыкант отразил очень разнообразно, с подлинным душевным богатством и глубиной чувств. Хотя «строки печали и грусти» и встречаются в его веселых и жизнерадостных вальсах, они лишь оттеняют общий мажорный колорит. Это хорошо чувствуется в вальсе «На прекрасном голубом Дунае», ставшем австрийской национальной гордостью. Такая же неистощимая фантазия, мелодичность, богатство оттенков, разнообразие ритмов и тот же светлый мажорный колорит — в других произведениях композитора.
Изяществом и поэтичностью отмечены оркестровые пьесы Штрауса, вобравшие в себя лучшие черты богатого народно- бытового искусства Вены. Более 30 лет композитор выступал как дирижер во многих странах. Дирижировал Штраус неоднократно и в России в 1856—1869 гг., на летних симфонических концертах в Павловске, близ Петербурга.
Широкую славу принесла Штраусу так называемая венская оперетта — он создал 16 оперетт. Лучшие из них — «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции».
Иоганн Штраус хорошо знал австрийский музыкальный фольклор, подлинные народные мелодии. Его интересовала и народная музыка других стран. Все услышанное он использовал в попурри, реже — в польках, кадрилях, маршах, но только не в вальсах. В них он оставался самим собой.
И сегодня музыка Иоганна Штрауса, любимая миллионами, живет среди нас.
В 1844 г. И. Штраус-младший орга- низовал свой оркестр, для которого сочинял танцевальные пьесы. В этом жанре он создал более 500 произведений (вальсы, галопы, польки, кадрили и т. п.). Наиболее полно талант музыканта раскрылся в вальсах, закрепивших за ним славу классика этого жанра.
Подлинными шедеврами стали его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса», «Жизнь артиста» и многие другие. Своей музыкой Иоганн Штраус воспевал молодость, радость жизни, и эту сторону человеческого бытия музыкант отразил очень разнообразно, с подлинным душевным богатством и глубиной чувств. Хотя «строки печали и грусти» и встречаются в его веселых и жизнерадостных вальсах, они лишь оттеняют общий мажорный колорит. Это хорошо чувствуется в вальсе «На прекрасном голубом Дунае», ставшем австрийской национальной гордостью. Такая же неистощимая фантазия, мелодичность, богатство оттенков, разнообразие ритмов и тот же светлый мажорный колорит — в других произведениях композитора.
Изяществом и поэтичностью отмечены оркестровые пьесы Штрауса, вобравшие в себя лучшие черты богатого народно- бытового искусства Вены. Более 30 лет композитор выступал как дирижер во многих странах. Дирижировал Штраус неоднократно и в России в 1856—1869 гг., на летних симфонических концертах в Павловске, близ Петербурга.
Широкую славу принесла Штраусу так называемая венская оперетта — он создал 16 оперетт. Лучшие из них — «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Ночь в Венеции».
Иоганн Штраус хорошо знал австрийский музыкальный фольклор, подлинные народные мелодии. Его интересовала и народная музыка других стран. Все услышанное он использовал в попурри, реже — в польках, кадрилях, маршах, но только не в вальсах. В них он оставался самим собой.
И сегодня музыка Иоганна Штрауса, любимая миллионами, живет среди нас.
Днем и ночью мчатся по шоссейным и грунтовым дорогам автомашины. Они вывозят хлеб с полей, доставляют товары в самые отдаленные районы, привозят сырье на заводы и фабрики и отвозят готовую продукцию в портовые склады и на железнодорожные станции, на аэродромы и в магазины. Под знойным солнцем и в леденящий холод, преодолевая горные перевалы и пески пустынь, по улицам многолюдных городов ведут машины люди одной из самых необходимых профессий — шофёры.
Получить водительские права и стать шофёром не так-то просто. Для этого нужно окончить курсы водителей и сдать очень строгий экзамен. Опытный шофёр знает устройство машины так же хорошо, как и инженер. Он любит свой автомобиль, ухаживает за ним, чувствует его состояние, его возможности.
Будущий шофёр проходит специальную медицинскую комиссию. Водитель автомашины должен быть совершенно здоров, он должен уметь мгновенно реагировать на любую внезапно возникшую дорожную ситуацию. Человек за рулем всегда помнит, что от его внимания и умения зависит не только сохранность машины и груза, но и жизнь пассажиров и находящихся на дороге людей.
Настоящий шофёр — дисциплини- рованный человек. Он ни на миг не отвлекается от дороги, не поддается усталости или азарту. Он наизусть знает дорожные знаки и правила уличного движения и никогда, ни при каких условиях их не нарушает.
И еще одно правило есть у такого шофёра: он всегда придет на выручку другому водителю, если у того что-то не ладится с машиной, всегда поможет любому человеку, с которым на дороге случилась беда.
Получить водительские права и стать шофёром не так-то просто. Для этого нужно окончить курсы водителей и сдать очень строгий экзамен. Опытный шофёр знает устройство машины так же хорошо, как и инженер. Он любит свой автомобиль, ухаживает за ним, чувствует его состояние, его возможности.
Будущий шофёр проходит специальную медицинскую комиссию. Водитель автомашины должен быть совершенно здоров, он должен уметь мгновенно реагировать на любую внезапно возникшую дорожную ситуацию. Человек за рулем всегда помнит, что от его внимания и умения зависит не только сохранность машины и груза, но и жизнь пассажиров и находящихся на дороге людей.
Настоящий шофёр — дисциплини- рованный человек. Он ни на миг не отвлекается от дороги, не поддается усталости или азарту. Он наизусть знает дорожные знаки и правила уличного движения и никогда, ни при каких условиях их не нарушает.
И еще одно правило есть у такого шофёра: он всегда придет на выручку другому водителю, если у того что-то не ладится с машиной, всегда поможет любому человеку, с которым на дороге случилась беда.
В 13 лет Дмитрий Шостакович стал студентом Петроградской консерва- тории. Ее директор композитор А. К. Глазунов внимательно следил за развитием своеобразного дарования юного музыканта. Худенький маленький мальчик сразу привлек его внимание и своей манерой игры на фортепиано, и несомненным композиторским талантом.
Жизнь в начале 20-х годов была трудной, и, хотя Шостакович получал стипендию, ему для заработка порой приходилось играть во время сеансов немых фильмов. Консерваторию Шостакович закончил по двум специальностям: он зарекомендовал себя и прекрасным пианистом, и незаурядным композитором. Как композитор он показал на дипломном экзамене свою Первую симфонию. Она подкупила слушателей энергией, юношеской свежестью чувств.
Все последующие годы. он много и неутомимо работает. Пишет симфонии, Концерт для фортепиано с оркестром, оперы «Нос» по Н. В. Гоголю, «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», по повести известного русского писателя Н. С. Лескова), балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Во время Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде Шостакович создает Седьмую симфонию — «о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... о величии нашего народа... о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте». Композитор посвящает ее героическому родному Ленинграду. Симфония так и стала называться — Ленинградская.
Невозможно перечислить все про- изведения, вышедшие из-под пера замечательного музыканта. Ему при- надлежат 15 симфоний, 15 струнных квартетов, вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (на слова поэта Е. Евтушенко), кантаты, оратории, вокальные циклы на слова А. Блока, М. Цветаевой, музыка к кинофильмам «Гамлет», «Король Лир» ... Его творчество получило всемирное признание. Университеты и академии Англии, Франции, США, Италии, Швеции и многих других стран присудили Шостаковичу почетные звания.
Писателю А. Н. Толстому принадлежат слова, пожалуй наиболее точно определяющие направленность твор- чества композитора: «Шостакович ухом прильнул к сердцу Родины...» Действительно, его музыка, затраги- вающая самые животрепещущие, самые острые моменты современной жизни, никого не оставляет равнодушным.
Жизнь в начале 20-х годов была трудной, и, хотя Шостакович получал стипендию, ему для заработка порой приходилось играть во время сеансов немых фильмов. Консерваторию Шостакович закончил по двум специальностям: он зарекомендовал себя и прекрасным пианистом, и незаурядным композитором. Как композитор он показал на дипломном экзамене свою Первую симфонию. Она подкупила слушателей энергией, юношеской свежестью чувств.
Все последующие годы. он много и неутомимо работает. Пишет симфонии, Концерт для фортепиано с оркестром, оперы «Нос» по Н. В. Гоголю, «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», по повести известного русского писателя Н. С. Лескова), балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Во время Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде Шостакович создает Седьмую симфонию — «о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... о величии нашего народа... о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте». Композитор посвящает ее героическому родному Ленинграду. Симфония так и стала называться — Ленинградская.
Невозможно перечислить все про- изведения, вышедшие из-под пера замечательного музыканта. Ему при- надлежат 15 симфоний, 15 струнных квартетов, вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (на слова поэта Е. Евтушенко), кантаты, оратории, вокальные циклы на слова А. Блока, М. Цветаевой, музыка к кинофильмам «Гамлет», «Король Лир» ... Его творчество получило всемирное признание. Университеты и академии Англии, Франции, США, Италии, Швеции и многих других стран присудили Шостаковичу почетные звания.
Писателю А. Н. Толстому принадлежат слова, пожалуй наиболее точно определяющие направленность твор- чества композитора: «Шостакович ухом прильнул к сердцу Родины...» Действительно, его музыка, затраги- вающая самые животрепещущие, самые острые моменты современной жизни, никого не оставляет равнодушным.