С экономикой сталкивается любой человек — рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика — это отно- шения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, другие продают его, третьи покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (постричь — в парикмахерской, отправить письмо — на почте). А также произведения искусства: песня, стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.
В основе этого слова стоит «ойкос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод — «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что вас окружает, с домашних дел и забот начинается ваша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего — ценой. Каждая вещь в вашем доме — все имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, — кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда: то продавец стоит с товаром, который никто не покупает, то покупатель бегает за дефицитом. Вернуть к равновесию эти товарные качели можно двумя способами.
Один — поставить над продавцами чиновников. Они назначат каждому товару свою цену, укажут, каким товар должен быть. У каждого продавца они поставят по нескольку контролеров, чтобы тот торговал по указанным ему правилам. Правила устанавливаются и для производителей товаров — для заводов, фабрик, кооперативов и всех, кто в них работает. На время такая экономика приносит успех. Но скоро становится ясно, что она — как тришкин кафтан: никак не залатать ее прорехи, все время появляются новые. Контроле- ров, счетчиков, учетчиков становится больше, чем производителей. А рядом с магазином-распределителем появляется «черный рынок». Здесь торгуют не по предписанным государством правилам, а так, как выгодно продавцам.
Второй способ, как выровнять качели, — дать свободу предпринимателям. Что это значит? Государство помогает тем, кто берется решить проблему производства подходящих товаров. Оно даст кредиты, снизит налоги, не допустит, чтобы кто-то один захватил всю отрасль производства и установил свою цену. Против таких монополистов издаются законы. А предприниматели? Они изучат рынок и определят, какой товар и по какой цене пойдет, как его надо рекламировать. Это называется «маркетинг», от английского «маркет» — «рынок». Потом они постараются так организовать производство, чтобы при самых малых затратах денег и сырья получить товары самого высокого качества. Это задача менеджеров — управляющих. В итоге себестоимость товара, то есть средства, затраченные на его производство, будет невысокой. Значит, и цену можно будет установить ниже, чем у других производителей такого же товара. Тогда его скорее купят у того, у кого ниже цена, а доход не будет слишком мал.
Такая рыночная экономика тоже имеет недостатки. Иногда целые страны охватывает экономический кризис, экономика на некоторое время разваливается, производство и торговля замирают. Но потом опять начинается подъем, рынок оживляется. Главное, что такой способ отвечает потребностям и желаниям людей. Он позволяет использовать в производстве новинки науки, техники, технологии, дает простор для умной головы и умелых рук.
В такой экономике есть место и юным бизнесменам, их идеям и умениям. Но прежде чем начать какое-нибудь дело, прислушайтесь к советам выдающегося американского менеджера, управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься».
Экономике в России стали учить более 200 лет назад в коммерческих училищах. Первое такое училище было открыто в Москве в 1773 г. В университеты экономика пришла в начале 19 в., а век спустя уже несколько институтов и 260 коммерческих училищ готовили профессиональных экономистов для российского рынка.
В основе этого слова стоит «ойкос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод — «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что вас окружает, с домашних дел и забот начинается ваша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего — ценой. Каждая вещь в вашем доме — все имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, — кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны.
Но так бывает не всегда: то продавец стоит с товаром, который никто не покупает, то покупатель бегает за дефицитом. Вернуть к равновесию эти товарные качели можно двумя способами.
Один — поставить над продавцами чиновников. Они назначат каждому товару свою цену, укажут, каким товар должен быть. У каждого продавца они поставят по нескольку контролеров, чтобы тот торговал по указанным ему правилам. Правила устанавливаются и для производителей товаров — для заводов, фабрик, кооперативов и всех, кто в них работает. На время такая экономика приносит успех. Но скоро становится ясно, что она — как тришкин кафтан: никак не залатать ее прорехи, все время появляются новые. Контроле- ров, счетчиков, учетчиков становится больше, чем производителей. А рядом с магазином-распределителем появляется «черный рынок». Здесь торгуют не по предписанным государством правилам, а так, как выгодно продавцам.
Второй способ, как выровнять качели, — дать свободу предпринимателям. Что это значит? Государство помогает тем, кто берется решить проблему производства подходящих товаров. Оно даст кредиты, снизит налоги, не допустит, чтобы кто-то один захватил всю отрасль производства и установил свою цену. Против таких монополистов издаются законы. А предприниматели? Они изучат рынок и определят, какой товар и по какой цене пойдет, как его надо рекламировать. Это называется «маркетинг», от английского «маркет» — «рынок». Потом они постараются так организовать производство, чтобы при самых малых затратах денег и сырья получить товары самого высокого качества. Это задача менеджеров — управляющих. В итоге себестоимость товара, то есть средства, затраченные на его производство, будет невысокой. Значит, и цену можно будет установить ниже, чем у других производителей такого же товара. Тогда его скорее купят у того, у кого ниже цена, а доход не будет слишком мал.
Такая рыночная экономика тоже имеет недостатки. Иногда целые страны охватывает экономический кризис, экономика на некоторое время разваливается, производство и торговля замирают. Но потом опять начинается подъем, рынок оживляется. Главное, что такой способ отвечает потребностям и желаниям людей. Он позволяет использовать в производстве новинки науки, техники, технологии, дает простор для умной головы и умелых рук.
В такой экономике есть место и юным бизнесменам, их идеям и умениям. Но прежде чем начать какое-нибудь дело, прислушайтесь к советам выдающегося американского менеджера, управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер» Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради бога, делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдет само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься».
Экономике в России стали учить более 200 лет назад в коммерческих училищах. Первое такое училище было открыто в Москве в 1773 г. В университеты экономика пришла в начале 19 в., а век спустя уже несколько институтов и 260 коммерческих училищ готовили профессиональных экономистов для российского рынка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи