Агропромышленный комплекс является составной частью единого народно – хозяйственного комплекса страны. На его долю приходится примерно 30% валового и общественного продукта, производственных основных фондов и численности работников. Главная задача АПК – это удовлетворение потребностей населения страны в продуктах питания и эта задача пока далека от решения. С/х – это наиболее сложная и трудоемкая отрасль как в АПК, так и во всем народном хозяйстве. В первую очередь это обусловлено воздействием на производство почвенно - климатических условий. Отрицательное влияние этих условий может быть в определенной мере устранено выведением высокоурожайных сортов растений, высокопродуктивных пород ж-х, укреплением материально- технической базы с/х, освоением прогрессивных технологий, форм организации труда и производства. Однако с/х зоны России обладают низким биоклиматическим потенциалом, а отрасли отсталой материально- технической базой.
СОСТОЯНИЕ АПК В РТ. Поголовье КРС составляет 824 гол., из них 264 тыс. коровы; свиньи 623 тыс. гол.; овец 24 тыс. гол,; лошадей 21 тыс. гол.
За 2008 г. все предприятия РТ произвели 250 тыс. тонн мяса, 1 млн. 170 тыс. тонн молока, удой на 1 корову составил 4515 кг.
Экономика – от греческого означает искусство ведения, домашнего хозяйства. В наши дни это понятие употребляется в различных аспектах. Во-первых: под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. Во- вторых, экономика- это совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В- третьих – это наука, которая в зависимости от объекта исследования подразделяется на: макроэкономическую, микроэкономическую, экономику предприятия, экономику отдельных отраслей.
Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне страны: инфляция, экономический рост, безработица, занятость и др. Микроэкономика связана с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, которые происходят с отдельными экономическими субъектами. Микроэкономика дает представления о механизме установления цены на товар, изучает механизм объема выпускаемой продукции, изучает оптимальное использование производственных ресурсов.
СОСТОЯНИЕ АПК В РТ. Поголовье КРС составляет 824 гол., из них 264 тыс. коровы; свиньи 623 тыс. гол.; овец 24 тыс. гол,; лошадей 21 тыс. гол.
За 2008 г. все предприятия РТ произвели 250 тыс. тонн мяса, 1 млн. 170 тыс. тонн молока, удой на 1 корову составил 4515 кг.
Экономика – от греческого означает искусство ведения, домашнего хозяйства. В наши дни это понятие употребляется в различных аспектах. Во-первых: под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. Во- вторых, экономика- это совокупность общественных отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. В- третьих – это наука, которая в зависимости от объекта исследования подразделяется на: макроэкономическую, микроэкономическую, экономику предприятия, экономику отдельных отраслей.
Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне страны: инфляция, экономический рост, безработица, занятость и др. Микроэкономика связана с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, которые происходят с отдельными экономическими субъектами. Микроэкономика дает представления о механизме установления цены на товар, изучает механизм объема выпускаемой продукции, изучает оптимальное использование производственных ресурсов.
Оборот стада – регулировать и следить за количеством поголовья, его реализации, и получения приплода в течение года в хозяйстве.
Исходные данные – поголовье на начало года, темп воспроизводства стада, %выбраковки, среднесуточный прирост, среднегодовой удой, возраст телок при осеменение, деловой выход телят на 100коров. Для составления оборота следует заполнить дополнительные таблицы, которые включают сроки осеменения коров и телок в истекшем году, сведения о неосемененных коровах и план осеменения и расплода ж-х.
В начале составляется движение животных по каждой половозрастной группе, определяется прирост живой массы и продукция выращивания с учетом среднесуточного прироста, установленного в задании.
определяется прирост живой массы животных по каждой половозрастной группе, используя формулу:
ПЖМ = ЖМК + ЖМР - (ЖМП + ЖМН)
где: ПЖМ -прирост живой массы;
ЖМК - живая масса животных на конец года;
ЖМР - живая масса расхода;
ЖМП - живая масса прихода;
ЖМН - живая масса животных на начало года.
Определяется продукция выращивания скота по формуле:
ПВ = ПЖМ + ЖМРожд. - ВП
где: ПВ - продукция выращивания скота; ПЖМ - прирост живой массы; ЖМРожд. - живая масса телят при рождении; ВП - масса павшего молодняка и взрослых животных на откорме.
Исходные данные – поголовье на начало года, темп воспроизводства стада, %выбраковки, среднесуточный прирост, среднегодовой удой, возраст телок при осеменение, деловой выход телят на 100коров. Для составления оборота следует заполнить дополнительные таблицы, которые включают сроки осеменения коров и телок в истекшем году, сведения о неосемененных коровах и план осеменения и расплода ж-х.
В начале составляется движение животных по каждой половозрастной группе, определяется прирост живой массы и продукция выращивания с учетом среднесуточного прироста, установленного в задании.
определяется прирост живой массы животных по каждой половозрастной группе, используя формулу:
ПЖМ = ЖМК + ЖМР - (ЖМП + ЖМН)
где: ПЖМ -прирост живой массы;
ЖМК - живая масса животных на конец года;
ЖМР - живая масса расхода;
ЖМП - живая масса прихода;
ЖМН - живая масса животных на начало года.
Определяется продукция выращивания скота по формуле:
ПВ = ПЖМ + ЖМРожд. - ВП
где: ПВ - продукция выращивания скота; ПЖМ - прирост живой массы; ЖМРожд. - живая масса телят при рождении; ВП - масса павшего молодняка и взрослых животных на откорме.
Введение в Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) на факультете педагогики и методики дошкольного образования дополнительной специализации вызвало необходимость организации проведения второго этапа психологического мониторинга (М). Его цель была направлена на определение особенностей становления профессиональной индивидуальности и компетенций студентов.
Профессиональная индивидуальность (ПИ) является сложным интегрированным качеством, включающим такие составляющие, как профессиональные интересы, способности и профессиональное мышление (Д.Г. Левитес и др.), рефлексивное взаимодействие (В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин и др.), индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.), профессиональная компетентность и идентичность (Н.И. Рослякова и др.).
Диагностика профессиональной индивидуальности у студентов осуществлялась с опорой на критерии, выделенные Н.И. Росляковой в процессе их самооценки своей профессиональной подготовки.
Они были следующими:
профессиональные интересы (ПИн) – степень сформированности и устойчивости интереса студента к изучению иностранного языка и самообразованию в данной области, к работе с детьми дошкольного возраста, к разработке собственных методик и технологий обучения иностранному языку детей дошкольного возраста;
Профессиональная индивидуальность (ПИ) является сложным интегрированным качеством, включающим такие составляющие, как профессиональные интересы, способности и профессиональное мышление (Д.Г. Левитес и др.), рефлексивное взаимодействие (В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин и др.), индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.), профессиональная компетентность и идентичность (Н.И. Рослякова и др.).
Диагностика профессиональной индивидуальности у студентов осуществлялась с опорой на критерии, выделенные Н.И. Росляковой в процессе их самооценки своей профессиональной подготовки.
Они были следующими:
профессиональные интересы (ПИн) – степень сформированности и устойчивости интереса студента к изучению иностранного языка и самообразованию в данной области, к работе с детьми дошкольного возраста, к разработке собственных методик и технологий обучения иностранному языку детей дошкольного возраста;
Формирование речевой системы дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуется значительным своеобразием, которое выражается как в задержке темпа развития речи, так и в специфическом характере отклонений в ее развитии (Н.Ю. Борякова [1, 2], Г.Г. Голубева [3], C.В. Зорина [7], В.А. Ковшиков [4], Р.И. Лалаева [5, 6, 7], Е.В. Мальцева [9, 10], И.Ф. Марковская [11], Е.С. Слепович [12], Р.Д. Тригер [13], У.В. Ульенкова [14], С.Г. Шевченко [15]).
У детей с ЗПР различного этиопатогенеза отмечается сложность, неоднородность и вариативность проявлений и механизмов нарушений речи.
Однако до настоящего времени исследований особенностей речевого недоразвития у детей с ЗПР различного этиопатогенеза не проводилось.
Наиболее сложным и клинически разнородным вариантом ЗПР является ЗПР церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской [8]), что и определило выбор проблемы исследования.
С целью выявления специфического характера отклонений в речевом развитии, определения нарушенных звеньев и их комбинаций в структуре речевого дефекта детей с ЗПР церебрально-органического генеза нами было проведено обследование 30 детей шестилетнего возраста с ЗПР этого клинического варианта (экспериментальная группа) и 30 детей того же возраста с нормальным психическим и речевым развитием (контрольная группа).
Исследование проводилось на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида г. Гатчины Ленинградской области.
Данные медицинских карт позволяют сделать вывод о том, что у всех детей экспериментальной группы имеет место ЗПР церебральноорганического характера, обусловленное патологическими факторами в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период
У детей с ЗПР различного этиопатогенеза отмечается сложность, неоднородность и вариативность проявлений и механизмов нарушений речи.
Однако до настоящего времени исследований особенностей речевого недоразвития у детей с ЗПР различного этиопатогенеза не проводилось.
Наиболее сложным и клинически разнородным вариантом ЗПР является ЗПР церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской [8]), что и определило выбор проблемы исследования.
С целью выявления специфического характера отклонений в речевом развитии, определения нарушенных звеньев и их комбинаций в структуре речевого дефекта детей с ЗПР церебрально-органического генеза нами было проведено обследование 30 детей шестилетнего возраста с ЗПР этого клинического варианта (экспериментальная группа) и 30 детей того же возраста с нормальным психическим и речевым развитием (контрольная группа).
Исследование проводилось на базе МДОУ компенсирующего и комбинированного вида г. Гатчины Ленинградской области.
Данные медицинских карт позволяют сделать вывод о том, что у всех детей экспериментальной группы имеет место ЗПР церебральноорганического характера, обусловленное патологическими факторами в пренатальный, натальный и ранний постнатальный период
В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выражение человеком мыслей, чувств или собственно говорение – сложный и многогранный процесс. Интонационно выразительная речь является важной предпосылкой для формирования коммуникативной компетенции человека, которую следует рассматривать как совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, обмен информацией, проявление рефлексивного поведения [15].
Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс. Звучащая речь представляет собой «поток» звуков, которые объединяются в слова, синтагмы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонационными или суперсегментными. В речи таких явлений несколько: это чередование ударных и безударных слогов, чередование моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, равномерность следований друг за другом логических ударений и др. Все это – фонетические аспекты ритма [8].
Ритм управляет при порождении устной речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией. Существуют несколько разноуровневых единиц ритма, функционирующих одновременно и взаимосвязано. Можно говорить о своеобразной иерархии речевых ритмов – слоговом, словесном, синтагменном ритмах. Ритм создается комплексом интонационных компонентов в их взаимосвязи и является компонентом просодии как понятия более широкого, в состав которого входит вся система ударений – от словесного до разнообразных смысловых. В процессе порождения речи ритм управляет интонацией, организует ее, поэтому интонационные единицы как единицы коммуникативно-значимые совпадают с ритмическими единицами, т. е. фонетическое слово, синтагма, предложение являются ритмо-интонационными единицами [8, 26].
Результаты фонетических исследований свидетельствуют о том, что синтагматическое членение, в отличие от синтаксического, вариативно, поскольку на него влияет целый ряд факторов – синтаксическая структура предложения, семантические связи между словами в составе каждого высказывания, смысловая связь между высказываниями в контексте, отношение субъекта речи к содержанию высказывания, отношение между участниками коммуникативного акта, индивидуальное речевое намерение говорящего и др.
Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс. Звучащая речь представляет собой «поток» звуков, которые объединяются в слова, синтагмы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонационными или суперсегментными. В речи таких явлений несколько: это чередование ударных и безударных слогов, чередование моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, равномерность следований друг за другом логических ударений и др. Все это – фонетические аспекты ритма [8].
Ритм управляет при порождении устной речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией. Существуют несколько разноуровневых единиц ритма, функционирующих одновременно и взаимосвязано. Можно говорить о своеобразной иерархии речевых ритмов – слоговом, словесном, синтагменном ритмах. Ритм создается комплексом интонационных компонентов в их взаимосвязи и является компонентом просодии как понятия более широкого, в состав которого входит вся система ударений – от словесного до разнообразных смысловых. В процессе порождения речи ритм управляет интонацией, организует ее, поэтому интонационные единицы как единицы коммуникативно-значимые совпадают с ритмическими единицами, т. е. фонетическое слово, синтагма, предложение являются ритмо-интонационными единицами [8, 26].
Результаты фонетических исследований свидетельствуют о том, что синтагматическое членение, в отличие от синтаксического, вариативно, поскольку на него влияет целый ряд факторов – синтаксическая структура предложения, семантические связи между словами в составе каждого высказывания, смысловая связь между высказываниями в контексте, отношение субъекта речи к содержанию высказывания, отношение между участниками коммуникативного акта, индивидуальное речевое намерение говорящего и др.
С наступлением лета многие девушки начинают еще более ожесточенную борьбу с нежелательными волосами. В ход идут любые средства и методы – восковые полоски, стандартный станок для бриться и депилятор. Однако многие специалисты считают, что лучший способ избавиться от нежелательных волос – это провести несколько сеансов эпиляции в салоне красоты. Каковы достоинства и недостатки подобного метода борьбы с нежелательным волосяным покровом? И насколько он эффективен?
В настоящее время на пике популярности два метода избавления от волос:
- лазерная эпиляция;
- фотоэпиляция.
В первом случае вы избавляетесь от нежелательных волос на руках, на ногах, в зоне бикини при помощи лазерного луча. После прохождения курса лазерной эпиляции вы избавляетесь от волос в перечисленных местах раз и навсегда. Несомненное преимущество данного метода в том, что он проводится при помощи лучшего оборудования – американских аппаратов Candela Gentle Pro U и Candela GenleMax. Единственный момент, которого опасаются многие девушки, это появление раздражений на их коже. Однако их переживания тщетны. После эпиляции у вас на коже не останется даже покраснений.
В настоящее время на пике популярности два метода избавления от волос:
- лазерная эпиляция;
- фотоэпиляция.
В первом случае вы избавляетесь от нежелательных волос на руках, на ногах, в зоне бикини при помощи лазерного луча. После прохождения курса лазерной эпиляции вы избавляетесь от волос в перечисленных местах раз и навсегда. Несомненное преимущество данного метода в том, что он проводится при помощи лучшего оборудования – американских аппаратов Candela Gentle Pro U и Candela GenleMax. Единственный момент, которого опасаются многие девушки, это появление раздражений на их коже. Однако их переживания тщетны. После эпиляции у вас на коже не останется даже покраснений.
В последние годы отмечается большой международный интерес к вопросам андрогогики в широком контексте проблем непрерывного образования. Это вытекает, в частности, из сложности предмета исследований в данной дисциплине, которая анализирует образование взрослых в широком контексте социальных, политических, экономических, культурных и институциональных обусловленностей, в том числе и в международном аспекте.
Сотрудничество польских и российских андрогогов на протяжении нескольких лет принесло свои плоды – в 2011 г. была опубликована коллективная монография «Непрерывное образование как социальный факт» под редакцией Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. Эта монография является результатом длительного научного сотрудничества между Ленинградским государственным университетом имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) и Университетом имени Яна Кохановского в Кельцах. И в том, что она увенчалась успехом, большая заслуга координаторов этого международного сотрудничества: Евы Кули и Мажены Пэнковской с польской стороны и Вячеслава Николаевича Скворцова и Николая Андреевича Лобанова с российской стороны. Благодаря их энергии мы получили сборник научных трудов по актуальным направлениям андрогогической мысли в Польше и в России.
Здесь уместно вспомнить о предыдущих трудах, ставших результатом совместной деятельности польских и российских андрогогов после
1989 г. Важную в этом роль сыграли Юзеф Пултужицки и Э. Анна Весоловска, которые, не придавая значения новым тенденциям, продолжали начатое в 80-е годы сотрудничество с восточным соседом. Площадкой для обмена мнениями и подходящим моментом для инициирования новых проектов были конференции в Торуни, Варшаве и Плоцке, а результатом – публикации в Польше в серии «Библиотека образования взрослых» («Biblioteka Edukacji Dorosłych») российских андрогогов: Людмилы Николаевны Лесохиной «Общество образованных людей? Социальные детерминанты образования» (Ludmiła N. Lesochina Społeczeństwo ludzi wykształconych? Społeczne uwarunkowania edukacji, Warszawa-Toruń 1997, (tłum. z jęz. ros. E.A. Wesołowska; ss. 105)), а также «Образование взрослых: реалии, проблемы, прогноз» (Edukacja dorosłych: realia, problemy, prognoza, Warszawa 1999 pod redakcją Siemiona Wierszyłowskiego (tłum. z jęz. ros. E.A. Wesołowska; ss. 125)), а так же коллективный труд под редакцией Э.-А. Весоловской и З.-П. Крушевского «Интеграция труда андрогогов Центральной и Восточной Европы» (Integracja prac andragogów Europy Środkowej i Wschodniej, Płock – Warszawa 2000, ss. 402), в который вошло 30 текстов российских авторов.
В случае рецензируемого издания мы имеем дело с трудом, отличающимся в том отношении, что книга вышла не в Польше, а в России, в издательстве ЛГУ имени А. С. Пушкина, на русском языке и параллельно в английской версии под названием Continuous education as a social
fact. Monograph (Parallel edition), ed. by N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov, Saint-Petersburg 2011 478 p., что открывает возможности для значительно более широкого восприятия публикации. Высокий уровень рецензируемой публикации гарантируют также ее рецензнты – профессора К. Якубяк и Г. П. Чепуренко.
Сотрудничество польских и российских андрогогов на протяжении нескольких лет принесло свои плоды – в 2011 г. была опубликована коллективная монография «Непрерывное образование как социальный факт» под редакцией Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. Эта монография является результатом длительного научного сотрудничества между Ленинградским государственным университетом имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) и Университетом имени Яна Кохановского в Кельцах. И в том, что она увенчалась успехом, большая заслуга координаторов этого международного сотрудничества: Евы Кули и Мажены Пэнковской с польской стороны и Вячеслава Николаевича Скворцова и Николая Андреевича Лобанова с российской стороны. Благодаря их энергии мы получили сборник научных трудов по актуальным направлениям андрогогической мысли в Польше и в России.
Здесь уместно вспомнить о предыдущих трудах, ставших результатом совместной деятельности польских и российских андрогогов после
1989 г. Важную в этом роль сыграли Юзеф Пултужицки и Э. Анна Весоловска, которые, не придавая значения новым тенденциям, продолжали начатое в 80-е годы сотрудничество с восточным соседом. Площадкой для обмена мнениями и подходящим моментом для инициирования новых проектов были конференции в Торуни, Варшаве и Плоцке, а результатом – публикации в Польше в серии «Библиотека образования взрослых» («Biblioteka Edukacji Dorosłych») российских андрогогов: Людмилы Николаевны Лесохиной «Общество образованных людей? Социальные детерминанты образования» (Ludmiła N. Lesochina Społeczeństwo ludzi wykształconych? Społeczne uwarunkowania edukacji, Warszawa-Toruń 1997, (tłum. z jęz. ros. E.A. Wesołowska; ss. 105)), а также «Образование взрослых: реалии, проблемы, прогноз» (Edukacja dorosłych: realia, problemy, prognoza, Warszawa 1999 pod redakcją Siemiona Wierszyłowskiego (tłum. z jęz. ros. E.A. Wesołowska; ss. 125)), а так же коллективный труд под редакцией Э.-А. Весоловской и З.-П. Крушевского «Интеграция труда андрогогов Центральной и Восточной Европы» (Integracja prac andragogów Europy Środkowej i Wschodniej, Płock – Warszawa 2000, ss. 402), в который вошло 30 текстов российских авторов.
В случае рецензируемого издания мы имеем дело с трудом, отличающимся в том отношении, что книга вышла не в Польше, а в России, в издательстве ЛГУ имени А. С. Пушкина, на русском языке и параллельно в английской версии под названием Continuous education as a social
fact. Monograph (Parallel edition), ed. by N. A. Lobanov, V. N. Skvortsov, Saint-Petersburg 2011 478 p., что открывает возможности для значительно более широкого восприятия публикации. Высокий уровень рецензируемой публикации гарантируют также ее рецензнты – профессора К. Якубяк и Г. П. Чепуренко.
Конец ХХ в. ознаменовался усилением противоречий в общественном развитии, определенном мощной волной научно-технического прогресса. Новая эпоха названа постиндустриальным, информационным обществом, обществом услуг, обществом знаний.
Её главной отличительной чертой является изменившаяся роль знания и информации. Большая часть населения уже сейчас переходит из сферы индустриального производства в сферу услуг, так как произошла целая серия событий, изменивших мир накануне XXI в.: это технологическая революция, электронно-коммуникационная революция, социальная революция, связанная с падением социалистической системы, распадом Советского Союза. На фоне энергетического и финансового кризисов явно стала ощущаться гигантская экологическая катастрофа, а также угроза терроризма. Произошли коренные изменения в экономическом развитии, вызвавшие процессы интеграции. Во всех сферах человеческой деятельности развернулись глобальные процессы взаимопроникновения, инклюзии.
Рыночная экономика стала данностью. Она ориентирована на потребителя, поэтому подразумевает свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавца и покупателя.
Наряду с тем, что это саморегулирующаяся система, она постоянно создает ситуацию неустойчивости участников рыночных отношений, угрозу их благополучию и виду деятельности.
Ускорение и социальная бесконтрольность коммуникации, возрастающая доступность информации, отсутствие ограничений по возрасту, социальным, этническим, профессиональным и другим признакам привели к изменению коммуникационных каналов в социуме, что усиливает процессы глобализации в социализации населения планеты. Они активно преобразуют социальную среду: политику, этику, культуру, образование.
Глобализация как всемирный процесс экономической, политической, культурной интеграции, определивший мировое разделение труда, миграцию в масштабах планеты денежных, производственных и человеческих ресурсов, оказывает решающее влияние на потенциал людей, требует
проявления новых качеств личности, которые должна обеспечить современная система образования.
Её главной отличительной чертой является изменившаяся роль знания и информации. Большая часть населения уже сейчас переходит из сферы индустриального производства в сферу услуг, так как произошла целая серия событий, изменивших мир накануне XXI в.: это технологическая революция, электронно-коммуникационная революция, социальная революция, связанная с падением социалистической системы, распадом Советского Союза. На фоне энергетического и финансового кризисов явно стала ощущаться гигантская экологическая катастрофа, а также угроза терроризма. Произошли коренные изменения в экономическом развитии, вызвавшие процессы интеграции. Во всех сферах человеческой деятельности развернулись глобальные процессы взаимопроникновения, инклюзии.
Рыночная экономика стала данностью. Она ориентирована на потребителя, поэтому подразумевает свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавца и покупателя.
Наряду с тем, что это саморегулирующаяся система, она постоянно создает ситуацию неустойчивости участников рыночных отношений, угрозу их благополучию и виду деятельности.
Ускорение и социальная бесконтрольность коммуникации, возрастающая доступность информации, отсутствие ограничений по возрасту, социальным, этническим, профессиональным и другим признакам привели к изменению коммуникационных каналов в социуме, что усиливает процессы глобализации в социализации населения планеты. Они активно преобразуют социальную среду: политику, этику, культуру, образование.
Глобализация как всемирный процесс экономической, политической, культурной интеграции, определивший мировое разделение труда, миграцию в масштабах планеты денежных, производственных и человеческих ресурсов, оказывает решающее влияние на потенциал людей, требует
проявления новых качеств личности, которые должна обеспечить современная система образования.
В середине 90-х мнение ученых сводилось к тому, что педагогическим проектированием может быть названа «самостоятельная педагогическая деятельность, предопределяющая создание или изменение педагогических условий образовательной системы» [15, с. 17]. В настоящее время педагогическое проектирование рассматривается как «компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития» [13, с. 159].
Анализируя сущность педагогического проектирования, необходимо выделить ряд требований – принципов проектирования, среди них:
• взаимовлияние педагогической теории и инновационной педагогической практики;
• инновационное понимание сущности профессионального педагогического образования в условиях современной парадигмы образования;
• акцентирование индивидуальных творческих поисков субъектов педагогической системы;
• использование при поиске образца педагогической системы ее аналога в связи с созданием собственной педагогической концепции.
«В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату» [7, с. 36]. Автор выделяет несколько видов проектирования, а именно: социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; психологопедагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов и образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем.
Как правило, в педагогическом исследовании используется психолого-педагогическое проектирование, которое позволяет построить модель процессов, направленных на преобразование личности. В фокусе внимания « оказывается педагогический процесс как таковой; условия эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии; формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности» [7, с. 38].
Анализируя сущность педагогического проектирования, необходимо выделить ряд требований – принципов проектирования, среди них:
• взаимовлияние педагогической теории и инновационной педагогической практики;
• инновационное понимание сущности профессионального педагогического образования в условиях современной парадигмы образования;
• акцентирование индивидуальных творческих поисков субъектов педагогической системы;
• использование при поиске образца педагогической системы ее аналога в связи с созданием собственной педагогической концепции.
«В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату» [7, с. 36]. Автор выделяет несколько видов проектирования, а именно: социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; психологопедагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов и образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем.
Как правило, в педагогическом исследовании используется психолого-педагогическое проектирование, которое позволяет построить модель процессов, направленных на преобразование личности. В фокусе внимания « оказывается педагогический процесс как таковой; условия эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии; формы взаимодействия обучающихся с преподавателем, способы самопроектирования личности» [7, с. 38].
Отсутствие системной и полноценной взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда порождает существенный дисбаланс между требованиями к специалистам со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений. Современная экономика, характеризующаяся ускорением темпов технологического развития, требует адаптивных работников, ориентированных на постоянное обучение, профессиональное и личностное самосовершенствование. Это определило необходимость содержательных дополнений и изменений в системе подготовки специалистов, особенно со средним специальным образованием. На первый план стала выдвигаться проблема актуализации содержания профессионального образования, решение которой может позволить обеспечить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке образовательных услуг в связи с интеграцией России в международное информационное и экономическое пространство [1].
В среде работодателей в начале XX в. начинает формироваться понимание необходимости разработки и практического применения отраслевых профессиональных стандартов, поэтому в 2006 г. Правительством РФ был утвержден «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г.», разработанный в рамках соответствующего поручения Президента РФ для обеспечения конкурентоспособности профессионального образования. В данном документе были учтены предложения, поступившие от Союза директоров и Совета директоров учреждений НПО и СПО, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, объединений работодателей (РСПП, Ассоциации строителей и др.), научного сообщества (ФИРО, РАО), российских и международных экспертов. В документе озвучивалась необходимость актуализации содержания образования и разработки государственных стандартов профессионального образования нового поколения. Первостепенной задачей при этом стало включение работодателей (их объединений) в процесс формирования нового содержания профессионального образования через определение ими требований к выпускнику, что в настоящее время регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [1].
В среде работодателей в начале XX в. начинает формироваться понимание необходимости разработки и практического применения отраслевых профессиональных стандартов, поэтому в 2006 г. Правительством РФ был утвержден «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г.», разработанный в рамках соответствующего поручения Президента РФ для обеспечения конкурентоспособности профессионального образования. В данном документе были учтены предложения, поступившие от Союза директоров и Совета директоров учреждений НПО и СПО, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, объединений работодателей (РСПП, Ассоциации строителей и др.), научного сообщества (ФИРО, РАО), российских и международных экспертов. В документе озвучивалась необходимость актуализации содержания образования и разработки государственных стандартов профессионального образования нового поколения. Первостепенной задачей при этом стало включение работодателей (их объединений) в процесс формирования нового содержания профессионального образования через определение ими требований к выпускнику, что в настоящее время регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [1].
В информационном обществе актуальна проблема образованности поколения, а непрерывное обучение и профессиональное развитие становится составной частью жизни каждого человека. Освоение учителем новой информационной культуры в значительной мере будет определяться проникновением в образование и повседневную жизнь технологий, основанных на использовании не только персональных компьютеров, но и компьютерных сетей. Сеть Интернет на сегодня становится универсальной средой как доступа к любой информации, так и средством ее поиска и распространения, средством самовыражения на аудиторию. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.
В начале 2010 г. была озвучена концепция образовательной инициативы «Наша новая школа». Согласно этой инициативе стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей [7]. Одной из главных характеристик или условий успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения.
Система повышения квалификации должна ориентироваться не только на то, чтобы дать педагогам некую дополнительную сумму современных знаний. Прежде всего она должна быть направлена на стимулирование их познавательной активности, творческих поисков,
личностного роста, т. е. на становление в конечном итоге процесса самообразования [5]. Информатизацию образования применительно к учителям, и, в частности, учителям географии, необходимо рассматривать в двух направлениях: а) для обучения и воспитания учащихся, б) для собственного личностно-профессионального развития.
В начале 2010 г. была озвучена концепция образовательной инициативы «Наша новая школа». Согласно этой инициативе стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Программы повышения квалификации должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей [7]. Одной из главных характеристик или условий успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения.
Система повышения квалификации должна ориентироваться не только на то, чтобы дать педагогам некую дополнительную сумму современных знаний. Прежде всего она должна быть направлена на стимулирование их познавательной активности, творческих поисков,
личностного роста, т. е. на становление в конечном итоге процесса самообразования [5]. Информатизацию образования применительно к учителям, и, в частности, учителям географии, необходимо рассматривать в двух направлениях: а) для обучения и воспитания учащихся, б) для собственного личностно-профессионального развития.
В современных условиях вопросы профессионализации личности будущего специалиста на различных этапах обучения немыслимы без воспитания Гражданина – участника политических и социальноэкономических преобразований, происходящих в обществе. Профессиональное обучение курсантов морского вуза предполагает в этой связи не только качественное образование по дисциплинам общей предметной подготовки, но и воспитание гуманитарной составляющей общечеловеческих ценностей, качеств и свойств личности специалиста морского торгового флота, чья деятельность в будущем может касаться миротворческих отношений, взаимодействия с людьми за пределами собственной Родины, оказания помощи и сохранения толерантности поступков с учетом специфики этнокультурной и социальной направленности [1; 2; 4]. Воспитание и формирование лидерских качеств у будущих специалистов может выступать одной и задач гуманитарного образования в условиях технического вуза, а применительно к подготовке специалистов морского торгового флота воспитание лидера созвучно со становлением руководящих качеств, необходимых, например, капитану торгового или военного судна [5].
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целе-
направленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки,
так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской
деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целе-
направленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки,
так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской
деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.