В современных условиях вопросы профессионализации личности будущего специалиста на различных этапах обучения немыслимы без воспитания Гражданина – участника политических и социальноэкономических преобразований, происходящих в обществе. Профессиональное обучение курсантов морского вуза предполагает в этой связи не только качественное образование по дисциплинам общей предметной подготовки, но и воспитание гуманитарной составляющей общечеловеческих ценностей, качеств и свойств личности специалиста морского торгового флота, чья деятельность в будущем может касаться миротворческих отношений, взаимодействия с людьми за пределами собственной Родины, оказания помощи и сохранения толерантности поступков с учетом специфики этнокультурной и социальной направленности [1; 2; 4]. Воспитание и формирование лидерских качеств у будущих специалистов может выступать одной и задач гуманитарного образования в условиях технического вуза, а применительно к подготовке специалистов морского торгового флота воспитание лидера созвучно со становлением руководящих качеств, необходимых, например, капитану торгового или военного судна [5].
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целе-
направленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки,
так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской
деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.
На основе обобщенных данных по анализу педагогических условий воспитания и формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов гражданского морского вуза были выделены те из них, которые напрямую связаны со спецификой морского вуза и особенностями образовательной среды: 1) привлечение внимания курсантов к проблеме формирования лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности в коллективе посредством участия обучающихся в специальной программе «Лидер»; 2) развитие интереса у курсантов к лидерской деятельности путем их ознакомления и усвоения теории и практики лидерства, готовности к лидерской деятельности в коллективе; 3) максимальное и эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды; 4) активное использование воспитательных возможностей коллектива в интересах формирования
готовности к лидерской деятельности у будущих специалистов флота; 5) использование всего комплекса воинских и боевых традиций ВС РФ и ВМФ; 6) формирование лидерской позиции, лидерского опыта мышления, характера, поведения и эмоционального реагирования; 7) стимулирование деятельности курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ; 8) развитие способностей курсантов к самовоспитанию и саморазвитию личностных качеств, реализуемых в лидерской деятельности.
Перечисленные выше педагогические условия позволили резюмировать, что правильно организованная воспитательная работа с курсантами есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование их
активности в работе над собой, побуждение их к самовоспитанию и развитию, самосовершенствованию, формированию необходимых лидерских качеств, а следовательно, и готовности к осуществлению лидерской деятельности в коллективе. Необходимость формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза обусловлена потребностью общества в лидерах, стратегическими целями современного
образования, необходимостью формирования будущей элиты морского транспортного флота. Современные условия жизнедеятельности в государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова всецело позволяют решить эти задачи.
Учитывая эти задачи, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей воспитания лидерских качеств у курсантов с помощью специально разработанной анкеты-вопросника,
выявляющей условия воспитания и формирования свойств лидера у обучающихся, что позволило в дальнейшем оптимизировать программу воспитательной работы с курсантами, которая получила название «Лидер». Обучающимся предлагалось ответить на вопросы, имеющие ранжированную оценку от одного до пяти баллов. При этом минимальному баллу соответствовала низкая оценка изучаемого свойства или явления,
а высокому – выраженный показатель по данному вопросу. Все вопросы были сгруппированы таким образом, что в итоге позволило анализировать полученные результаты по следующим трем блокам: 1) блок оценки знаний и представлений о лидере и лидерстве; 2) мотивационнопотребностный блок – интерес к изучению теории лидерства и программы формирования лидерских качеств; 3) блок рефлексии программ воспитания, формирования и развития лидерских свойств у курсантов.
В результате исследования по данным анкетирования выявилась неоднородность оценок курсантов по указанным блокам вопросов. В частности, по блоку оценки знаний и представлений о лидерстве примерно 75,6 % опрошенных отметили, что знают о командирах-лидерах военно-морского флота из рассказов своих дедов, отцов и других членов семьи, имевших отношение к воинской службе или торговому морскому флоту. Более 1/3 опрошенных курсантов указали, что знания о функциях и роли командиров корабля им известны из военных учебников и художественной литературы. Большая часть курсантов (77 %) также отметили, что знакомы с героизмом моряков, командирами воинских коллективов из документальных источников, например, телевизионных документальных фильмов. Высоко оценили рассказы самих участников боевых действий о ветеранах Великой Отечественной войны, военноморского флота 43 % курсантов. В то же время, примерно 44 % опрошенных считают что для приобретения знаний о подвигах военных моряков необходимо чаще посещать музеи и совершать экскурсии на корабли, знакомиться с «комнатами боевой славы флотских объединений и соединений». Наряду с этим примерно 71,4 % прошенных считают, что получить данную информацию из интернета, особенно при подготовке рефератов, освоении дисциплин гуманитарного цикла. Более половины опрошенных курсантов указали на то, что лучший способ узнать о военных и трудовых подвигах командиров флота непосредственное посещение кораблей ВМФ, а также встречи с военнослужащими-моряками.
По второму блоку вопросов – мотивационно-потребностному (выявление интереса к изучению теории лидерства, программ воспитания лидерских качеств) – курсанты обнаружили более активную тенденцию к изучению норм, традиций и профессионального опыта командировлидеров ВМФ. Так, примерно четверть опрошенных указали на то, что проявили интерес к истории ВМФ в начальной и средней общеобразовательной школе, а у 37,8 % курсантов вообще не было каких-либо ценностных установок в этом возрасте. Около 50 % опрошенных считают, что более серьезно стали относиться к изучению истории ВМФ в старших классах средней школы и связывают это с формированием профессиональных установок для получения образования с военно-морской направленностью. 44 % курсантов отметили, что увлеклись традициями Военно-морского флота, историей командиров, занимаясь на факультете военного обучения в Морском государственном университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Наряду с этим 14,7 % курсантов показали низкие оценки по гуманитарным аспектам изучения роли командиров в истории ВМФ. Более половины опрошенных (52,5 %) ориентированы на военное обучение из-за желания стать настоящим моряком, а впоследствии и офицером ВМФ или капитаном морского торгового флота. Оценка курсантами мотивации к получению знаний о Военно-морском флоте, командовании и о лидерских качествах несколько неоднозначна. В частности, 13,6 % опрошенных делают это из-за требования руководства факультета и командиров рот, тогда как 39 % по собственной инициативе прибегают лишь к помощи и консультациям по изучаемым вопросам.
54,6 % курсантов считают, что выбор их будущей профессиональной деятельности обусловлен гражданской позицией и сформированностью
патриотических чувств при прохождении подготовки на факультете военного обучения; 21 % курсантов считают, что их профессиональный выбор в большей мере связан с изучением других общепредметных дисциплин; 93,4 % опрошенных высказали желание соответствовать современным требованиям, предъявляемым к лидеру, что говорит о проявлении их активной жизненной позиции, свидетельствующей о достаточно зрелых социальных установках курсантов морского университета.
Результаты по третьему блоку (рефлексия программ воспитания, саморазвитие лидерских свойств у курсантов) свидетельствуют, что более 70 % опрошенных обнаруживают склонность к поиску самостоятельных занятий и обретению опыта в «становлении лидера», используя
необходимую научно-педагогическую литературу; 69,3 % курсантов указали на то, что необходимые знания они получают из лекций, практических занятий и тренингов, однако считают, что на это отводится недостаточно часов; 73,5 % опрошенных отметили, что им нравятся систематические занятия, организуемые факультетом военного обучения и посвященные изучению опыта становления командира-лидера, его роли
в истории отечества, армии и флота. К таким методам работы они относят лектории, кинофестивали, конференции, встречи с ветеранами войны и пр. В то же время проявление собственной активности в проведении различных культурно-досуговых мероприятий, посвященных изучению и обсуждению истории и боевых традиций ВС и ВМФ РФ, более половины опрошенных (65 %) оценили низкими баллами, что может свидетельствовать о недостаточности привлечения молодых людей к
проявлению социальной активности в различных видах досуговой деятельности во внеурочное время. Однако мероприятия военнопатриотической направленности, организуемые морским университетом, охотно поддерживают 78 % опрошенных, они также отмечают свое активное участие в их проведении. Опрошенные курсанты не обнаружили активной жизненной позиции в сфере передачи знаний и традиций
младшим по возрасту – школьникам. Лишь 14,7 % опрошенных курсантов изъявили желание передавать знания и опыт профессиональной деятельности подрастающему поколению, а 38,8 % опрошенных считают себя к такой деятельности пока неподготовленными. Более 60 % опрошенных курсантов отмечают, что комплексный подход к формированию лидерских качеств у будущих специалистов ВМФ является наиболее эффективной педагогической технологией где должны учитываться раз-
личные техники и приемы формирования индивидуальнопсихологических и социальных свойств лидера как специалиста в заданном виде профессиональной деятельности.
Итоговый анализ полученных данных свидетельствует о неоднозначности позиций курсантов в вопросах социализации личности и проявления лидерских способностей на основе их воспитания и
формирования под влиянием педагогических условий, которые лежат в плоскости создания и организации эффективной образовательной среды, учитывающей преемственность традиций воспитания и обучения,
профессионального становления специалиста и Гражданина, способного решать поставленные обществом задачи.
Список литературы
1. Гаврилова С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 24 с.
2. Галиева Х. С. Формирование правовой культуры курсантов морского вуза в процессе профессиональной подготовки как средство становления межнационального полилога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 22 с.
3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф.Ушакова, 2006. – 145 с.
4. Тимченко П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – В. Новгород, 2012. – 26 с.
5. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. – 150 с.
В формировании лидерского потенциала у курсантов гражданского морского вуза особая роль принадлежит организации системной и целе-
направленной воспитательной деятельности, что позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс социализации и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Образовательная среда вуза выступает моделирующим фактором становления и развития личности [3], где проявления её свойств и качеств, в том числе и в сфере лидерских характеристик, обеспечиваются в процессе как профессиональной подготовки,
так и в условиях самовоспитания и саморазвития, совершенствования физических качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Основными положениями, оптимизирующими эффективность воспитания и формирования качеств лидера, являлись педагогические условия, соблюдение которых можно было считать успешным, если: а) в качестве стержневого средства формирования готовности к лидерской
деятельности у курсантов морского вуза выступала учебная, воспитательная и другие виды разнообразной деятельности; б) деятельность курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности строилась на основе учета и развития их индивидуально-психологических характеристик, проявляющихся в процессе различных видов совместной деятельности.
На основе обобщенных данных по анализу педагогических условий воспитания и формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов гражданского морского вуза были выделены те из них, которые напрямую связаны со спецификой морского вуза и особенностями образовательной среды: 1) привлечение внимания курсантов к проблеме формирования лидерских качеств и готовности к лидерской деятельности в коллективе посредством участия обучающихся в специальной программе «Лидер»; 2) развитие интереса у курсантов к лидерской деятельности путем их ознакомления и усвоения теории и практики лидерства, готовности к лидерской деятельности в коллективе; 3) максимальное и эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды; 4) активное использование воспитательных возможностей коллектива в интересах формирования
готовности к лидерской деятельности у будущих специалистов флота; 5) использование всего комплекса воинских и боевых традиций ВС РФ и ВМФ; 6) формирование лидерской позиции, лидерского опыта мышления, характера, поведения и эмоционального реагирования; 7) стимулирование деятельности курсантов по формированию готовности к лидерской деятельности у будущих офицеров запаса ВМФ; 8) развитие способностей курсантов к самовоспитанию и саморазвитию личностных качеств, реализуемых в лидерской деятельности.
Перечисленные выше педагогические условия позволили резюмировать, что правильно организованная воспитательная работа с курсантами есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование их
активности в работе над собой, побуждение их к самовоспитанию и развитию, самосовершенствованию, формированию необходимых лидерских качеств, а следовательно, и готовности к осуществлению лидерской деятельности в коллективе. Необходимость формирования готовности к лидерской деятельности у курсантов морского вуза обусловлена потребностью общества в лидерах, стратегическими целями современного
образования, необходимостью формирования будущей элиты морского транспортного флота. Современные условия жизнедеятельности в государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова всецело позволяют решить эти задачи.
Учитывая эти задачи, нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей воспитания лидерских качеств у курсантов с помощью специально разработанной анкеты-вопросника,
выявляющей условия воспитания и формирования свойств лидера у обучающихся, что позволило в дальнейшем оптимизировать программу воспитательной работы с курсантами, которая получила название «Лидер». Обучающимся предлагалось ответить на вопросы, имеющие ранжированную оценку от одного до пяти баллов. При этом минимальному баллу соответствовала низкая оценка изучаемого свойства или явления,
а высокому – выраженный показатель по данному вопросу. Все вопросы были сгруппированы таким образом, что в итоге позволило анализировать полученные результаты по следующим трем блокам: 1) блок оценки знаний и представлений о лидере и лидерстве; 2) мотивационнопотребностный блок – интерес к изучению теории лидерства и программы формирования лидерских качеств; 3) блок рефлексии программ воспитания, формирования и развития лидерских свойств у курсантов.
В результате исследования по данным анкетирования выявилась неоднородность оценок курсантов по указанным блокам вопросов. В частности, по блоку оценки знаний и представлений о лидерстве примерно 75,6 % опрошенных отметили, что знают о командирах-лидерах военно-морского флота из рассказов своих дедов, отцов и других членов семьи, имевших отношение к воинской службе или торговому морскому флоту. Более 1/3 опрошенных курсантов указали, что знания о функциях и роли командиров корабля им известны из военных учебников и художественной литературы. Большая часть курсантов (77 %) также отметили, что знакомы с героизмом моряков, командирами воинских коллективов из документальных источников, например, телевизионных документальных фильмов. Высоко оценили рассказы самих участников боевых действий о ветеранах Великой Отечественной войны, военноморского флота 43 % курсантов. В то же время, примерно 44 % опрошенных считают что для приобретения знаний о подвигах военных моряков необходимо чаще посещать музеи и совершать экскурсии на корабли, знакомиться с «комнатами боевой славы флотских объединений и соединений». Наряду с этим примерно 71,4 % прошенных считают, что получить данную информацию из интернета, особенно при подготовке рефератов, освоении дисциплин гуманитарного цикла. Более половины опрошенных курсантов указали на то, что лучший способ узнать о военных и трудовых подвигах командиров флота непосредственное посещение кораблей ВМФ, а также встречи с военнослужащими-моряками.
По второму блоку вопросов – мотивационно-потребностному (выявление интереса к изучению теории лидерства, программ воспитания лидерских качеств) – курсанты обнаружили более активную тенденцию к изучению норм, традиций и профессионального опыта командировлидеров ВМФ. Так, примерно четверть опрошенных указали на то, что проявили интерес к истории ВМФ в начальной и средней общеобразовательной школе, а у 37,8 % курсантов вообще не было каких-либо ценностных установок в этом возрасте. Около 50 % опрошенных считают, что более серьезно стали относиться к изучению истории ВМФ в старших классах средней школы и связывают это с формированием профессиональных установок для получения образования с военно-морской направленностью. 44 % курсантов отметили, что увлеклись традициями Военно-морского флота, историей командиров, занимаясь на факультете военного обучения в Морском государственном университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Наряду с этим 14,7 % курсантов показали низкие оценки по гуманитарным аспектам изучения роли командиров в истории ВМФ. Более половины опрошенных (52,5 %) ориентированы на военное обучение из-за желания стать настоящим моряком, а впоследствии и офицером ВМФ или капитаном морского торгового флота. Оценка курсантами мотивации к получению знаний о Военно-морском флоте, командовании и о лидерских качествах несколько неоднозначна. В частности, 13,6 % опрошенных делают это из-за требования руководства факультета и командиров рот, тогда как 39 % по собственной инициативе прибегают лишь к помощи и консультациям по изучаемым вопросам.
54,6 % курсантов считают, что выбор их будущей профессиональной деятельности обусловлен гражданской позицией и сформированностью
патриотических чувств при прохождении подготовки на факультете военного обучения; 21 % курсантов считают, что их профессиональный выбор в большей мере связан с изучением других общепредметных дисциплин; 93,4 % опрошенных высказали желание соответствовать современным требованиям, предъявляемым к лидеру, что говорит о проявлении их активной жизненной позиции, свидетельствующей о достаточно зрелых социальных установках курсантов морского университета.
Результаты по третьему блоку (рефлексия программ воспитания, саморазвитие лидерских свойств у курсантов) свидетельствуют, что более 70 % опрошенных обнаруживают склонность к поиску самостоятельных занятий и обретению опыта в «становлении лидера», используя
необходимую научно-педагогическую литературу; 69,3 % курсантов указали на то, что необходимые знания они получают из лекций, практических занятий и тренингов, однако считают, что на это отводится недостаточно часов; 73,5 % опрошенных отметили, что им нравятся систематические занятия, организуемые факультетом военного обучения и посвященные изучению опыта становления командира-лидера, его роли
в истории отечества, армии и флота. К таким методам работы они относят лектории, кинофестивали, конференции, встречи с ветеранами войны и пр. В то же время проявление собственной активности в проведении различных культурно-досуговых мероприятий, посвященных изучению и обсуждению истории и боевых традиций ВС и ВМФ РФ, более половины опрошенных (65 %) оценили низкими баллами, что может свидетельствовать о недостаточности привлечения молодых людей к
проявлению социальной активности в различных видах досуговой деятельности во внеурочное время. Однако мероприятия военнопатриотической направленности, организуемые морским университетом, охотно поддерживают 78 % опрошенных, они также отмечают свое активное участие в их проведении. Опрошенные курсанты не обнаружили активной жизненной позиции в сфере передачи знаний и традиций
младшим по возрасту – школьникам. Лишь 14,7 % опрошенных курсантов изъявили желание передавать знания и опыт профессиональной деятельности подрастающему поколению, а 38,8 % опрошенных считают себя к такой деятельности пока неподготовленными. Более 60 % опрошенных курсантов отмечают, что комплексный подход к формированию лидерских качеств у будущих специалистов ВМФ является наиболее эффективной педагогической технологией где должны учитываться раз-
личные техники и приемы формирования индивидуальнопсихологических и социальных свойств лидера как специалиста в заданном виде профессиональной деятельности.
Итоговый анализ полученных данных свидетельствует о неоднозначности позиций курсантов в вопросах социализации личности и проявления лидерских способностей на основе их воспитания и
формирования под влиянием педагогических условий, которые лежат в плоскости создания и организации эффективной образовательной среды, учитывающей преемственность традиций воспитания и обучения,
профессионального становления специалиста и Гражданина, способного решать поставленные обществом задачи.
Список литературы
1. Гаврилова С. Г. Формирование комплексной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 24 с.
2. Галиева Х. С. Формирование правовой культуры курсантов морского вуза в процессе профессиональной подготовки как средство становления межнационального полилога: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011. – 22 с.
3. Маричев, И. В. Морская академия в образовательном пространстве. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф.Ушакова, 2006. – 145 с.
4. Тимченко П. В. Воспитание гражданской позиции курсантов морского вуза как фактор профессионального становления специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – В. Новгород, 2012. – 26 с.
5. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: моногр. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. – 150 с.
Источник: О. В. Фомичева, А. Н. Томилин
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи