Концептуальные основы управления непрерывным образованием педагогов

Наука » Педагогика
Конец ХХ в. ознаменовался усилением противоречий в общественном развитии, определенном мощной волной научно-технического прогресса. Новая эпоха названа постиндустриальным, информационным обществом, обществом услуг, обществом знаний.
Её главной отличительной чертой является изменившаяся роль знания и информации. Большая часть населения уже сейчас переходит из сферы индустриального производства в сферу услуг, так как произошла целая серия событий, изменивших мир накануне XXI в.: это технологическая революция, электронно-коммуникационная революция, социальная революция, связанная с падением социалистической системы, распадом Советского Союза. На фоне энергетического и финансового кризисов явно стала ощущаться гигантская экологическая катастрофа, а также угроза терроризма. Произошли коренные изменения в экономическом развитии, вызвавшие процессы интеграции. Во всех сферах человеческой деятельности развернулись глобальные процессы взаимопроникновения, инклюзии.
Рыночная экономика стала данностью. Она ориентирована на потребителя, поэтому подразумевает свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавца и покупателя.
Наряду с тем, что это саморегулирующаяся система, она постоянно создает ситуацию неустойчивости участников рыночных отношений, угрозу их благополучию и виду деятельности.
Ускорение и социальная бесконтрольность коммуникации, возрастающая доступность информации, отсутствие ограничений по возрасту, социальным, этническим, профессиональным и другим признакам привели к изменению коммуникационных каналов в социуме, что усиливает процессы глобализации в социализации населения планеты. Они активно преобразуют социальную среду: политику, этику, культуру, образование.
Глобализация как всемирный процесс экономической, политической, культурной интеграции, определивший мировое разделение труда, миграцию в масштабах планеты денежных, производственных и человеческих ресурсов, оказывает решающее влияние на потенциал людей, требует
проявления новых качеств личности, которые должна обеспечить современная система образования.
Прежде всего, человек ХХI в. должен быть всесторонне развит, здоров, это должна быть гуманная личность. Главным капиталом человека, выступающего активным субъектом на рынке труда, становится его квалификация, профессионализм. В то же время это человек мобильный,
обучающийся, адаптирующийся к изменяющимся условиям глобального мира, человек, умеющий взаимодействовать с другими, понимающий и толерантный, самостоятельно мыслящий и действующий в новых для него социальных, экономических, информационных условиях. Это ответственный, надежный, коммуникабельный, креативный человек, приверженный ценностям цивилизационного развития ХХI века.
Но таким он может стать только в мировой системе образования,
которая сегодня переживает всеобщий кризис. Обучать по традиции, сложившейся в индустриальном обществе, уже невозможно, так как только 20 % занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42 % молодежи меняют свою профессию в первые два года по окончании профессионального учебного заведения. Следовательно, необходима новая, модернизированная, отвечающая новым цивилизационным вызовам система образования.
Такой системой, на наш взгляд, является система непрерывного образования, позволяющая каждому человеку включиться в образовательный процесс в любой момент по мере возникающей у него необходимости. Она позволяет не только изменить свою профессиональную подготовку, получить другую специальность, но и психологически адаптироваться к новой ситуации в своей жизни. Задача заключается в том, чтобы эта система в государстве была создана, а человек имел право ею воспользоваться в нужный для него момент.
Существующая в настоящее время система образования в России имеет достаточно широко представленные элементы разных образовательных систем, так как включает формальное (с получением документа), неформальное (по интересам людей) и информальное (общение, чтение) образование. К обучающимся во всех этих системах относятся дети, подростки, молодежь, студенты, взрослые обоего пола. Образование осуществляется от дошкольного до третьего (пенсионного) возраста
в образовательных учреждениях разных типов (дошкольные, школьные, внешкольные, средние и высшие профессиональные, учреждения дополнительного образования и повышения квалификации и др.).
Образование в них носит по сути своей характер активного включения в образовательный процесс. В России, как и в каждой стране, имеется нормативно-правовая база, обеспечивающая в той или иной мере включенность всех категорий населения в образовательный процесс.
Это дети и взрослые, люди с ограниченными возможностями, мигранты, родители, инвалиды, безработные, осужденные и освобожденные из мест заключения, молодежь и пенсионеры и др.
Во всех типах учебных заведений работают педагоги.
Однако на рубеже ХХ–ХХI веков имеющаяся система образования перестала обеспечивать личность и общество необходимыми для нового времени знаниями. Она не обеспечивает развития качеств личности, которых требует глобально развивающийся мир. Подавляющее большинство людей в начале ХХI в. оказалось функционально неграмотным. Это относится к компьютерной, методологической, правовой, технологической, политической, социально-коммуникативной, общекультурной, поведенческой грамотности.
Более того, педагогический корпус, обязанный быстро готовить людей в системе образования к этим общественным изменениям, сам оказался не готов к ним.
Перед педагогическим образованием общество объективно поставило поистине историческую задачу: обеспечить высокую функциональность человека в условиях стремительного изменения информации в пределах одного поколения людей.
В современной России существуют серьезные противоречия в системе педагогического образования:
– между потребностями общества в новом педагоге, обладающем высоким творческим потенциалом, и недостаточностью или отсутствием

инновационной среды в учреждениях профессиональной подготовки педагогов;
– между потребностью в системном решении управленческих задач по развитию инновационной среды профессиональной подготовки педагогов и недостаточной профессиональной готовностью руководителей сферы педагогического образования к развитию системных процессов управления в условиях ХХI в.;
– между необходимостью реально усовершенствовать организационно-экономический механизм управления, чтобы он отвечал потребностям системы педагогического образования, и бессистемным
улучшением отдельных его компонентов: финансовое обеспечение развития человеческого потенциала, экономические взаимоотношения, соответствующие потребностям рынка, организационно-правовое и информационное, научно-методическое обеспечение и др.
Разрешение названных противоречий обусловлено глобальными тенденциями общественного развития, основанного на достижениях информационной революции, придавшей новое понимание явлений и процессов в системе управления социальными институтами, в том числе
образованием и педагогическим образованием.
Педагогическое образование призвано создать в обозримом будущем новый тип педагога. Это должен быть профессионал-наставник, посредник для освоения человеком любого возраста необходимых знаний, культуры, норм поведения. Новый педагог должен быть ориентирован на
вызовы и запросы времени, главным в его деятельности является знание и умение оказать помощь в формировании личности обучаемого.
Если педагогическое образование не станет приоритетным направлением государственной политики, «нация окажется на задворках цивилизации».
Противоречивые социальные тенденции современного развития, с
одной стороны, свидетельствуют о падении престижа педагогической специальности, а с другой – о проникновении педагогической деятельности в инфраструктуру всех социальных процессов и явлений, обозначая сращивание производства и образовательных систем (например, внутрифирменное обучение, формирование корпоративной культуры и др.).
Поэтому одной из тенденций в образовательной политике государства становится необходимость обеспечить специалистами-педагогами
все сферы человеческой деятельности, а не только систему образования. Неслучайно серьезное внимание в педагогических учебных заведениях начинает уделяться подготовке социальных педагогов, тьюторов, модераторов и т. п.
Одной из ведущих тенденций в развитии педагогического образования становится историческая смена функций педагога. Кроме того, чтобы
только учить и воспитывать, он должен будет уметь обеспечить обмен опытом, действиями, ценностями, смыслами своих слушателей, учащихся, то есть осуществлять специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых.
Поэтому главной проблемой педагогического образования становится подготовка учителя к формированию ситуации развития личности обучаемого, а не только передачи ему знаний на уровне информации. Эффективность деятельности педагога в данном случае зависит от того багажа знаний методов развития личности, которые становятся частью
самой личности педагога.
Несмотря на то, что педагогическая деятельность ориентирована на внешние ожидания и социальные установки, отраженные в государственных стандартах, суть ее состоит все-таки в реализации ценностных общественных установок в сознании обучаемых через личность и профессионализм педагога.
Подготовка и развитие педагога, обеспечивающего собственный вклад в развитие обучаемого в условиях формального, неформального или информального образования в широкой социальной сфере, становится ведущей тенденцией педагогического образования.
Чтобы подготовить такого педагога следует модернизировать систему педагогического образования, реформировать систему управления педагогическим образованием.
Концептуальные основы управления педагогическим образованием в современных условиях заключаются в формировании системы непрерывного образования педагогов, которая будет обеспечивать им новые знания в течение всей профессиональной жизни.
Основными принципами преобразований должны стать системные представления об управлении системой педагогического образования,
позволяющей каждому педагогу в любой момент своей жизни участвовать в процессе получения новых и необходимых для него знаний.
Государственные органы должны обеспечивать системность и согласованность решений по развитию педагогического образования в стране, осуществлять разработку и корректировку принимаемых мер по их применению на практике, сочетать тактические и стратегические действия, отдавая приоритет стратегии в вопросах профессионализации
педагогических кадров. Решение этих проблем предполагает наличие нового аппарата управленцев, государственных служащих, хорошо понимающих роль системы педагогического образования в постиндустриальном обществе. Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Основу его составляют концепции, теории, принципы, способы и формы управления.
На протяжении более чем вековой истории наука управления развивается как теория, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной

деятельности людей по обеспечению условий развития объекта управления и достижения запланированных результатов его деятельности.
Объектом управления в нашем случае является сложная специфически организованная социально-образовательная профессиональная система педагогического образования. Это целостная сложная система, включающая профильную подготовку (подклассы в школе), среднее, высшее, последипломное педагогическое образование (повышение квалификации) и систему профессиональной деятельности педагогов.
Процесс управления сложной системой носит системный характер и отражает не только структуру объекта – педагогического образования, но и обеспечивает взаимодействие и взаимосвязь отдельных действий, функций, структур, людей с целью решения проблем управляемого объекта. При этом учитываются факторы воздействия окружающей среды,
анализируются переменные составляющие в разных ситуациях. Особое внимание уделяется анализу процессов, происходящих во внешней среде (социально-экономические, политические условия, государственная политика в отношении педагогического образования, системные процессы в самом образовании как ответ на вызовы времени и др.).
Система управления всегда отражает деятельность по достижению цели объектом управления. Целью педагогического образования является подготовка учителя, адекватного современным требованиям общественного развития по своим качествам, способностям, возможностям и готовности к профессиональной деятельности.
Как показал анализ, система педагогического образования пока не достигает поставленной перед нею цели.
Возникла реальная потребность усовершенствовать организационно-экономический механизм управления, чтобы он отвечал потребностям системы педагогического образования, но аппарат существующего государственного управления пока стремится улучшить только отдельные компоненты системы педагогического образования. Вызвать качественные системные изменения в подготовке педагогов система управления пытается за счет введения двухуровневого образования в рамках Болонского процесса.
Однако результаты подготовки педагогов настолько не удовлетворяли общество, что в решение проблемы пришлось вмешаться находящемуся в то время на посту – Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву.
По итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию от 15.10.2008 г. президентом было дано поручение
разработать предложения по модернизации системы профессиональной подготовки педагогов.

Как отмечалось на Совете, необходимо разработать систему сохранения в школах лучших педагогов и пополнения школ новым поколением учителей.
Чтобы достичь глобальных целей государства, необходимо в стратегии развития российского образования сделать акцент на главном, системообразующем факторе – на кадрах педагогов и руководителей школ, соответствующих по своей квалификации и ментальности вызовам XXI века.
На наш взгляд, этой цели можно достичь, если существующая традиция управления подготовкой педагогических кадров будет существенно подвержена модернизации.
Сегодня фактически отсутствует система непрерывного обучения педагогов, совершенствования их профессионального мастерства на
всех стадиях: предпрофессиональной, базовой профессиональной и постпрофессиональной (система повышения квалификации педагогов).
Отсутствует не только сама система непрерывного педагогического образования, но и система управления ею, т. е. система создания надлежащих условий для ее эффективной работы. Об этом свидетельствует печальная статистика.
В России сегодня действуют 58 тысяч дневных общеобразовательных школ. Из них 38 тысяч – сельские. В них занято около 800 тысяч учителей, из которых 7 % в городе и 12 % в селе не имеют педагогического образования. Учителей с высшим педагогическим образованием в городе – 87 %, в селе – 73 %. Средний возраст учителей превысил 40 лет. Около 30 % работающих – пенсионеры. Педагоги до 35 лет в селе составляют 7 %. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят всего 10% учителей (Учительская газета, № 25 от 17.06.2008). По данным некоторых авторов (А.С. Ковалева, А.Г. Каспржак), в тех регионах, где проводилась экспериментальная работа по модернизации общего образования, около 47 % учителей понимают, что такое школьная реформа и на что она направлена.
По данным исследований ученых-психологов (2001 г.) около 35%
учителей, уже работающих в школах, профессионально непригодны по своим психофизиологическим и личностным качествам. Из выпускников
вузов идут работать в школу от 10 до 50 %. Остальные уходят в другие
сферы. Из приведенных данных может следовать только один вывод: система сегодня фактически неуправляема, в ней отсутствуют реально необходимые ступени профессиональной подготовки; не создан и не работает рыночный механизм управления подготовкой учителейпрофессионалов (не работает система «заказчик – исполнитель – потребитель»); подготовленные учителя не идут работать по специальности, а пришедшие в школу слабо знают практику, не умеют организовать

обучение и воспитание. В результате падает качество обучения и воспитания учащихся.
Испугавшись такого положения дел, некоторые чиновники от образования предполагают приглашать в школу «непедагогов», чтобы они исправили положение. На наш взгляд, это приведет к окончательному развалу системы образования.
Учитель – это сложная и трудная профессия. К ней нужно готовить.
Необходимо срочно создать соответствующие времени условия развития педагогического образования.
Прежде всего, необходимо организовать единую систему непрерывного педагогического образования, включающую: 1) педклассы (группы, отдельные личности) – профиль педагогический; 2) ввести профессиональный отбор абитуриентов (определять пригодность абитуриентов
для работы в системе «человек – человек»); 3) обеспечить академический, фундаментальный уровень обучения студентов в вузе (примерно
50 % срока обучения) и реальной практики в школе в должности учителя-стажера (примерно по 40 % времени обучения на 2-м, 3-м и 4-м курсах обучения) и младшего учителя весь 5-й год обучения (интернатура).
В вузе должна быть создана служба сопровождения практики студента от зачисления до получения диплома после окончания интернатуры. Необходимо создать современный механизм системного управления профессиональной подготовкой учителей.
Для этого: 1) разработать и принять новый закон, определяющий все ступени педагогического образования; 2) после профотбора и экзаменов до зачисления студентов в вуз необходимо заключить каждому из них трехсторонний договор: вуз, студент, заказчик (региональный, муниципальный орган управления образованием).
Вуз обеспечивает высокое качество образовательных услуг, сопровождение практики и интернатуры студента. Регион оплачивает обучение, стипендию студенту, жилье, льготы, обеспечивает зарплату на время практики, а также зарплату педагогу-наставнику. Студент обязуется овладеть программой обучения, практическими навыками и после окончания вуза отработать затраченные на него средства в течение
определенного времени (3–5 лет). Студенты, не заключившие таких договоров, должны учиться за свой счет и самостоятельно искать себе место практики и трудоустройства.
Чтобы повысить профессиональный уровень работающих педагогов, необходимо изменить систему их аттестации.
Сегодня муниципальные, региональные органы управления образованием проводят аттестацию педагогов и руководителей, учитывая их личностные качества, уровень компетентности, результаты профессиональной деятельности. Выводы их обследований недостаточно профессиональны и объективны, а процедура аттестации слишком громоздкая.

Аттестация должна осуществляться независимым органом сертификации, лицензирования и профессиональной деятельности, проводиться не реже 1 раза в 3 года для каждого претендента на должность учителя или руководителя. Фактически служба аттестации должна стать службой сертификации, оценивать уровень и качество профессиональных знаний и умений претендента, его биопсихофизиологическую и личностную пригодность для работы в системе «человек – человек». Оценку его деятельности, достигнутых результатов в обучении и воспитании учащихся должны оценивать управляющие органы в школе и муниципальном образовании. На основании сертификата о пригодности и положительной характеристики о результатах учитель может работать в школе.
Следует серьёзно модернизировать и систему повышения квалификации, традиционно сложившуюся в регионах. Для кардинального решения этих проблем должна измениться стратегия развития системы
повышения квалификации. Сегодня она имеет традиционный вид и включает повышение квалификации педагогов на рабочем месте (методические объединения в ОУ и муниципальных образованиях), самостоятельная работа по совершенствованию мастерства (самообразование),
обмен опытом в районе (методкабинеты, центры информационных технологий, базовые ОУ), курсы повышения квалификации (региональные институты повышения квалификации).
Эта система сложилась в эпоху индустриального развития общества, и успешно справлялась со своими обязанностями. Однако вызовы
XXI века, общий кризис образования в мире поставили перед системой повышения квалификации работников образования свои не простые задачи.
В Концепции модернизации образования (2001–2010 гг.) было указано на необходимость реорганизации системы повышения квалификации с целью придать ей динамизм и повысить общую и профессиональную компетентность педагогов в постдипломный период
их деятельности.
С середины 90-х гг. XXI в. региональные ИПК (ИРО, ЦРО и др.) в
подавляющем большинстве стали методическими, научнометодическими, социокультурными, информационными, кадровыми, организационными центрами. Повсеместно они превратились в разработчиков региональных программ развития образования и обеспечивают их
реализацию. Они поддерживают инновационное движение в системе образования, научно-методическое сопровождение образовательной
политики в регионах. На этом фоне значительно снижена их роль как центров повышения квалификации педагогов, хотя система повышения квалификации в каждом регионе должна рассматриваться в первую очередь как ведущий ресурс развития педагогических кадров и реальный механизм системного управления кадровым потенциалом образования в
регионе.


Источник: А.И. Жилина
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.