Говоря о стратегии и тактике, мы упоминали о склонности человека относить явления окружающего мира к разным уровням. Проблема, словно двуликий Янус, на разных уровнях воспринимается по-разному: то улыбается, суля быстрый успех, то хмурится и заводит в тупик. Смените уровень переговоров.
Как часто адвокаты бились головой о стену, пытаясь договориться с чиновниками на местном уровне! Зато, перейдя на уровень штата, где работают люди с более широким кругозором, поднаторевшие в искусстве переговоров, ее удавалось решить в поразительно сжатые сроки.
В конкретной ситуации может возникнуть ощущение безысходности. Возможно, вы осложнили свою задачу неправильным выбором контекста. Поменяйте контекст. Управляющий одной из крупных компаний привел следующий пример. Компания была не заинтересована в осуществлении предусмотренных договором санкций. Если возникали проблемы в отношениях с «хорошим» покупателем, фирма предпочитала уладить дело мирным путем, независимо от того, кто формально прав. Однажды на компанию подали в суд, требуя крупной компенсации за причиненный ущерб по причине недоброкачественного сырья. Руководитель передал проблему в отдел по отношениям с покупателями и таким образом перевел из юридических в разряд деловых, то есть вполне решаемых.
Нередки случаи, когда проблему не удается решить «одним махом». Зато, если расчленить ее на составляющие, окажется, что некоторые из них легко поддаются решению, а остальные не так уж и важны. В результате удается справиться с проблемой в целом.
Обращаясь к адвокату, многие настаивают на своей абсолютной правоте. Они тратят столько времени и сил на убеждение адвоката, словно от этого зависит его способность надежно защитить их интересы.
Эти люди подгоняют информацию под свою точку зрения — весьма ограниченную. Всем нам свойственна ограниченность; главное — осознать ее, стать открытым для свежих идей, раздвинуть горизонты, наполнить свою жизнь новым содержанием. Нужно только перестать распространять свою теорию на все явления окружающего мира. В противном случае ваша жизнь станет цепочкой самосбывающихся пророчеств.
Как часто адвокаты бились головой о стену, пытаясь договориться с чиновниками на местном уровне! Зато, перейдя на уровень штата, где работают люди с более широким кругозором, поднаторевшие в искусстве переговоров, ее удавалось решить в поразительно сжатые сроки.
В конкретной ситуации может возникнуть ощущение безысходности. Возможно, вы осложнили свою задачу неправильным выбором контекста. Поменяйте контекст. Управляющий одной из крупных компаний привел следующий пример. Компания была не заинтересована в осуществлении предусмотренных договором санкций. Если возникали проблемы в отношениях с «хорошим» покупателем, фирма предпочитала уладить дело мирным путем, независимо от того, кто формально прав. Однажды на компанию подали в суд, требуя крупной компенсации за причиненный ущерб по причине недоброкачественного сырья. Руководитель передал проблему в отдел по отношениям с покупателями и таким образом перевел из юридических в разряд деловых, то есть вполне решаемых.
Нередки случаи, когда проблему не удается решить «одним махом». Зато, если расчленить ее на составляющие, окажется, что некоторые из них легко поддаются решению, а остальные не так уж и важны. В результате удается справиться с проблемой в целом.
Обращаясь к адвокату, многие настаивают на своей абсолютной правоте. Они тратят столько времени и сил на убеждение адвоката, словно от этого зависит его способность надежно защитить их интересы.
Эти люди подгоняют информацию под свою точку зрения — весьма ограниченную. Всем нам свойственна ограниченность; главное — осознать ее, стать открытым для свежих идей, раздвинуть горизонты, наполнить свою жизнь новым содержанием. Нужно только перестать распространять свою теорию на все явления окружающего мира. В противном случае ваша жизнь станет цепочкой самосбывающихся пророчеств.
У всех участников тяжбы, включая обоих адвокатов, свои ценности. Они могут вкладывать разный смысл в понятие «благополучного исхода». Для одного из них — истца, например, — процесс имеет колоссальное значение, а для другого — нет. Каждый делает свои выводы, от которых зависит его линия поведения.
Попробуйте ответить на следующие вопросы. Затевая тяжбу — рассчитываете ли вы на то, что противник не сможет явиться в суд? Что он не заинтересован в огласке? А вы сами? Проверяйте теорию практикой. Проверьте на деле, насколько ваши предположения соответствуют восприятиям и ощущениям. Основывайте свои выводы на вещах, которые можно видеть, слышать, исследовать, обонять, осязать и пробовать на вкус. Можно ли опереться на эти выводы? Если нет, откорректируйте их так, чтобы они не противоречили фактам и опыту.
Наши предположения сродни гипотезам ученого: считаются верными до тех пор, пока не вступают в противоречие с фактами. Нужно всегда быть готовым внести изменения.
Попробуйте ответить на следующие вопросы. Затевая тяжбу — рассчитываете ли вы на то, что противник не сможет явиться в суд? Что он не заинтересован в огласке? А вы сами? Проверяйте теорию практикой. Проверьте на деле, насколько ваши предположения соответствуют восприятиям и ощущениям. Основывайте свои выводы на вещах, которые можно видеть, слышать, исследовать, обонять, осязать и пробовать на вкус. Можно ли опереться на эти выводы? Если нет, откорректируйте их так, чтобы они не противоречили фактам и опыту.
Наши предположения сродни гипотезам ученого: считаются верными до тех пор, пока не вступают в противоречие с фактами. Нужно всегда быть готовым внести изменения.
Судебный процесс — всего лишь один из переговорных инструментов юриста, не терпящий легкомысленного обращения. Он служит главным образом для того, чтобы заставить противоположную сторону сесть за стол переговоров. Судебная тяжба проходит через несколько стадий, на которых это удобно сделать: угроза обращения в суд, обращение в суд, подготовка к судебному процессу и сам процесс. Даже во время совещания присяжных еще не поздно договориться.
В некоторых бракоразводных делах стороны отказываются вступать в переговоры вплоть до окончания процесса и вынесения судебного решения. Следует только избегать излишне эмоциональной реакции: она вызовет еще более бурную реакцию другой стороны.
Стадия подготовки к судебному процессу создает благоприятную почву для обсуждения возможных вариантов решения. Однако в тех случаях, когда ответчик, его адвокат или страховой агент известны своей несговорчивостью, адвокат истца не станет спешить воспользоваться этой возможностью, а произведет «разведку»: изучит личность адвоката противоположной стороны, его излюбленные методы защиты и прочие факторы. Он также познакомится с репутацией ответчика и свидетелей. Чем лучше адвокат подготовится к процессу, тем выше шансы на успех.
Тяжба — всего лишь один элемент, определяющий наше поведение. Не стоит забывать и о других элементах. Все меняется; редко можно с уверенностью сказать, что такой-то ответ на вопрос — «лучший» или «единственно возможный». Время вносит свои коррективы в решения, ход судебного процесса и требования сторон. Приходится вновь и вновь оценивать ситуацию, искать дополнительную информацию и бесконечно анализировать ее. Постарайтесь понять: вы, как и другие, смотрите со своей колокольни; ваш подход субъективен. Для каждого участника проблема имеет свой особый смысл. Даже восприятие — у всех разное. Случается, агент по торговле недвижимостью считает дело доведенным до конца — ему вот-вот выплатят комиссионные.
В некоторых бракоразводных делах стороны отказываются вступать в переговоры вплоть до окончания процесса и вынесения судебного решения. Следует только избегать излишне эмоциональной реакции: она вызовет еще более бурную реакцию другой стороны.
Стадия подготовки к судебному процессу создает благоприятную почву для обсуждения возможных вариантов решения. Однако в тех случаях, когда ответчик, его адвокат или страховой агент известны своей несговорчивостью, адвокат истца не станет спешить воспользоваться этой возможностью, а произведет «разведку»: изучит личность адвоката противоположной стороны, его излюбленные методы защиты и прочие факторы. Он также познакомится с репутацией ответчика и свидетелей. Чем лучше адвокат подготовится к процессу, тем выше шансы на успех.
Тяжба — всего лишь один элемент, определяющий наше поведение. Не стоит забывать и о других элементах. Все меняется; редко можно с уверенностью сказать, что такой-то ответ на вопрос — «лучший» или «единственно возможный». Время вносит свои коррективы в решения, ход судебного процесса и требования сторон. Приходится вновь и вновь оценивать ситуацию, искать дополнительную информацию и бесконечно анализировать ее. Постарайтесь понять: вы, как и другие, смотрите со своей колокольни; ваш подход субъективен. Для каждого участника проблема имеет свой особый смысл. Даже восприятие — у всех разное. Случается, агент по торговле недвижимостью считает дело доведенным до конца — ему вот-вот выплатят комиссионные.
СТАДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На этом этапе руководители компании испытывают смесь растерянности и тревоги. Они полны решимости не допустить участия профсоюза в управлении производством или распределении благ.
Им трудно поверить, что рабочие, для которых они так много сделали, взбунтовались, и предприниматели ограничиваются чисто формальными действиями — садятся за стол переговоров, выслушивают профсоюзных лидеров, выдвигают встречные предложения и ждут, что профсоюз их примет.
Профсоюз на этой стадии ведет себя также по-детски. Большинство из предпринимаемых им действий имеют одну цель: максимально накалить обстановку, причинить руководству как можно больше неудобств — без сколько-нибудь ощутимой пользы для рабочих.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ
На этом этапе происходит осмысление противоречий. Стороны по-прежнему заостряют внимание на разногласиях, но уже более или менее осознают, что им никуда друг от друга не деться. Составляется всеобъемлющий контракт, иногда в несколько сот страниц. Управляющие стараются отстоять свои права и сдержать продвижение противника. Профсоюз рвется расширить границы своих полномочий. Каждая сторона хочет ограничить свободу другой стороны.
На этой стадии многим кажется, будто решение проблемы лежит в буквальном выполнении условий контракта. Они еще не пришли к пониманию того, что отношения сторон важнее формального соглашения, и уповают на букву договора, а не на его дух, то есть создание или сов хранение долгосрочных отношений. Тогда как именно это и имеет значение. Письменный договор служит лишь напоминанием о достигнутых соглашениях.
На этом этапе руководители компании испытывают смесь растерянности и тревоги. Они полны решимости не допустить участия профсоюза в управлении производством или распределении благ.
Им трудно поверить, что рабочие, для которых они так много сделали, взбунтовались, и предприниматели ограничиваются чисто формальными действиями — садятся за стол переговоров, выслушивают профсоюзных лидеров, выдвигают встречные предложения и ждут, что профсоюз их примет.
Профсоюз на этой стадии ведет себя также по-детски. Большинство из предпринимаемых им действий имеют одну цель: максимально накалить обстановку, причинить руководству как можно больше неудобств — без сколько-нибудь ощутимой пользы для рабочих.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ
На этом этапе происходит осмысление противоречий. Стороны по-прежнему заостряют внимание на разногласиях, но уже более или менее осознают, что им никуда друг от друга не деться. Составляется всеобъемлющий контракт, иногда в несколько сот страниц. Управляющие стараются отстоять свои права и сдержать продвижение противника. Профсоюз рвется расширить границы своих полномочий. Каждая сторона хочет ограничить свободу другой стороны.
На этой стадии многим кажется, будто решение проблемы лежит в буквальном выполнении условий контракта. Они еще не пришли к пониманию того, что отношения сторон важнее формального соглашения, и уповают на букву договора, а не на его дух, то есть создание или сов хранение долгосрочных отношений. Тогда как именно это и имеет значение. Письменный договор служит лишь напоминанием о достигнутых соглашениях.
Непременная обязанность руководства компании — поддерживать постоянные, открытые и честные контакты с представителями рабочих. Это одна из форм сопричастности, которой занимается множество людей — мастера и другие.
Ведь рабочие часто даже не знают, кто оплачивает разные льготы, выходные пособия, медицинскую страховку и так далее. Некоторые из этих благ поступают от профсоюза и государства, но главный источник — работодатель. Он привлекает консультантов — специалистов в области общественных фондов, социального планирования, страхования здоровья и жизни — для проведения опросов и выработки индивидуальных программ отношений с каждым работником. Служащие обсуждают с консультантами свои проблемы, связанные с вкладами, сбережениями, домами и таким образом обеспечивают свое будущее благосостояние.
Бывает полезно открыть им глаза — кто о них заботится. Это рождает удовлетворенность работой и уменьшает текучесть кадров.
Зато в подготовительный период перед забастовкой имеет место принципиально иной тип контактов.
Компании приходится идти на определенные меры — «играть мускулами». Работодатель обдумывает возможность продолжать работу с персоналом, проводит инвентаризацию, готовится перенести производство в другое место, создает денежные резервы, благодаря которым рассчитывает пережить забастовку.
Со своей стороны, профсоюз организует «утечку» информации о переживаемых компанией трудностях, а также создает забастовочный фонд за счет централизованных профсоюзных средств или других источников.
На переговорах о трудовых отношениях каждая из сторон может прибегнуть к тактике смены уровня.
Возьмем компанию. Ее владельцы прежде всего озабочены принципами и деньгами, управляющие —- политикой и прецедентами, а мастера — условиями труда.
Ведь рабочие часто даже не знают, кто оплачивает разные льготы, выходные пособия, медицинскую страховку и так далее. Некоторые из этих благ поступают от профсоюза и государства, но главный источник — работодатель. Он привлекает консультантов — специалистов в области общественных фондов, социального планирования, страхования здоровья и жизни — для проведения опросов и выработки индивидуальных программ отношений с каждым работником. Служащие обсуждают с консультантами свои проблемы, связанные с вкладами, сбережениями, домами и таким образом обеспечивают свое будущее благосостояние.
Бывает полезно открыть им глаза — кто о них заботится. Это рождает удовлетворенность работой и уменьшает текучесть кадров.
Зато в подготовительный период перед забастовкой имеет место принципиально иной тип контактов.
Компании приходится идти на определенные меры — «играть мускулами». Работодатель обдумывает возможность продолжать работу с персоналом, проводит инвентаризацию, готовится перенести производство в другое место, создает денежные резервы, благодаря которым рассчитывает пережить забастовку.
Со своей стороны, профсоюз организует «утечку» информации о переживаемых компанией трудностях, а также создает забастовочный фонд за счет централизованных профсоюзных средств или других источников.
На переговорах о трудовых отношениях каждая из сторон может прибегнуть к тактике смены уровня.
Возьмем компанию. Ее владельцы прежде всего озабочены принципами и деньгами, управляющие —- политикой и прецедентами, а мастера — условиями труда.
На каждом этапе переговоров между работодателем и профсоюзом есть место творчеству. Пусть новые, оригинальные идеи сочетаются со старыми, «очевидными». Сам процесс переговоров можно организовать так, чтобы создать более благоприятные условия для достижения согласия. Рассмотрим некоторые из творческих методов.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
Один проницательный наблюдатель сказал об Эйнштейне, что тот обязан своим гением неспособности видеть очевидное. В жизни, однако, чаще случается обратное. К примеру, японцы успешно применили способность видеть очевидное, когда начали бороться с водой при помощи воды. Они предложили защищать дамбу от затопления, используя пластиковые мешки с водой.
Творческие идеи подчас проявляются необычным, однако вполне очевидным способом. Вот ситуация, в которой профсоюз воспользовался невежеством рабочих, чтобы победить в схватке с пуэрториканской компанией — производительницей сигар. Большинство рабочих на фабрике еще не были организованы. Профсоюз предложил провести выборы и развил бурную пропагандистскую деятельность с использованием... колдовства. Экстрасенсы во всеуслышание объявляли, будто всякий, голосующий против, навлечет страшную болезнь на членов своей семьи. Об этом каждый рабочий был уведомлен лично. Экстрасенсы обещали, что в день выборов — в знак одобрения небес — пойдет дождь. И действительно, зарядил настоящий ливень — небывалое событие для Пуэрто-Рико. Компания проиграла и подала жалобу в Национальное управление трудовых отношений на применение недозволенных методов. К несчастью, пуэрториканское правительство сочло дело слишком щекотливым и постаралось скорее его закрыть. Национальное управление трудовых отношений заявило, что выборы прошли «без нарушений». Тем и кончилось.
Творческие идеи подчас проявляются необычным, однако вполне очевидным способом. Вот ситуация, в которой профсоюз воспользовался невежеством рабочих, чтобы победить в схватке с пуэрториканской компанией — производительницей сигар. Большинство рабочих на фабрике еще не были организованы. Профсоюз предложил провести выборы и развил бурную пропагандистскую деятельность с использованием... колдовства. Экстрасенсы во всеуслышание объявляли, будто всякий, голосующий против, навлечет страшную болезнь на членов своей семьи. Об этом каждый рабочий был уведомлен лично. Экстрасенсы обещали, что в день выборов — в знак одобрения небес — пойдет дождь. И действительно, зарядил настоящий ливень — небывалое событие для Пуэрто-Рико. Компания проиграла и подала жалобу в Национальное управление трудовых отношений на применение недозволенных методов. К несчастью, пуэрториканское правительство сочло дело слишком щекотливым и постаралось скорее его закрыть. Национальное управление трудовых отношений заявило, что выборы прошли «без нарушений». Тем и кончилось.
Даже в том случае, если дела в вашей компании идут прекрасно, следует иметь в голове план на случай угрозы слияния или поглощения. Главный совет такой: постарайтесь, чтобы компания не производила впечатления лакомого кусочка. Уделяйте внимание общественным связям, чтобы не допустить падения курса акций. Пусть их рыночная цена отражает истинную ценность. Создайте систему раннего предупреждения об опасности. Информацию можно черпать благодаря своим людям в прессе, банковской среде и других сферах — тем, что всегда «держат ушки на макушке». Помните поговорку: «Предупрежден — значит вооружен». Вы должны быть готовы в считанные секунды отреагировать на неожиданную угрозу. Имейте на случай «часа пик» тактику, которая в момент обесценит вашу компанию в глазах потенциального захватчика. План должен быть подробным — вплоть до заранее составленных заявлений для прессы и телеграмм акционерам с целью добиться согласованных действий. Не допускайте, чтобы целая жизнь, полная преданного служения, «пошла коту под хвост» — только из-за вашего неумения своевременно и эффективно отреагировать на сигналы об опасности.
Вы никогда не задумывались о том, что успех может принести несчастье? Не так давно в нашу юридическую фирму обратилась одна британская компания, контролировавшая производство самозажигающихся сигарет. Продукция была уже готова к завоеванию американского рынка. Не нужно никаких спичек: стоило потереть крохотное красное пятнышко на обратном конце сигареты — и вспыхивал огонь. Все говорило за то, что новинка произведет фурор. Однако она провалилась на английском рынке. Ее сгубил успех.
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Бытует мнение, будто цену устанавливает продавец, но это не всегда соответствует действительности. Иногда, если кто-то заинтересован в покупке компании, от него требуют назвать цену или предложить принцип ее образования. Вдруг его предложение окажется более выгодным? Если же цену в ходе переговоров устанавливает продавец, покупателю не рекомендуется сразу же пытаться ее сбить. Возможно, цена на начальной стадии значит для продавца гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Какой бы заманчивой ни представлялась перспектива слияния или поглощения одной компании другой, не ставьте на карту всю компанию. Не меняйте будущее на деньги, сколь угодно большие. Если же соблазн слишком велик или вас приперли к стене, попробуйте разделить один глобальный риск на несколько — помельче. Как глава компании вы не можете позволить себе роскошь одностороннего подхода. Постарайтесь увидеть картину в целом и понять, что у вас есть обязательства перед акционерами, управляющими, служащими, их семьями и перед обществом. Леонардо да Винчи сказал: «Не делайте того, что в случае неудачи принесет вам страдания».
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
Многие семинары по объединению (слиянию) фирм и поглощению маленьких фирм большими начинаются с вопроса: как проверить, серьезны ли намерения покупателя? А продавца?
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.