На каждом этапе переговоров между работодателем и профсоюзом есть место творчеству. Пусть новые, оригинальные идеи сочетаются со старыми, «очевидными». Сам процесс переговоров можно организовать так, чтобы создать более благоприятные условия для достижения согласия. Рассмотрим некоторые из творческих методов.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
7. В пятидесятые годы в Нью-Йорке в гостиничном бизнесе был заключен контракт сроком действия в три или четыре года. Пункт о продолжительности рабочей недели был единственным, подлежащим пересмотру, и то с участием беспристрастного арбитра. Зато до истечения срока действия договора запрещалось поднимать другие спорные вопросы, способные осложнить жизнь отрасли.
Такой подход чрезвычайно ценен для отраслей, выпускающих «горящую» продукцию. К «горящей» продукции относятся, например, места в самолетах или в театре, номера в гостинице. Как только самолет оторвался от земли или начался спектакль, пустующие места «сгорели». Если номер в течение дня оставался незанятым, он «сгорел». Это следует учитывать как работодателям, так и профсоюзам.
8. Чтобы добиться скорейшего соглашения, существует метод предварительного действия. Как только по какому-нибудь отдельному вопросу удалось договориться, решение вступает в силу, даже если по остальным пунктам согласие отсутствует.
9. Если переговоры ведутся на высшем общенациональном уровне и не делается специальных оговорок относительно распределения благ между профсоюзами, этим последним дается право самостоятельного решения. Так, например, южане могут предпочесть отмечать не день рождения Линкольна, а День памяти конфедератов. При этом общее число оплачиваемых праздников остается неизменным. Такой подход поощряет инициативу, рождает ощущение сопричастности.
Сравните творческий подход к переговорам с «единственно правильным», к которому некогда прибегла компания «Дженерал электрик», избрав тактику «хотите — берите, не хотите — нет», позднее получившую название булверизма. В свое время «Дженерал электрик» пришлось договариваться с рабочими о программе, которая должна была урезать их права. Политика компании была проста: в самом начале переговоров она внесла свои предложения по всем пунктам и заявила о своем согласии немного подкорректировать условия договора, но не выходить за их рамки. Хотя в 1964 году Национальное управление трудовых отношений осудило эту практику, компания твердо стояла на своем. Это привело к объединению тринадцати профсоюзов и грандиозной забастовке.
Тактика, избранная руководством «Дженерал электрик», получила свое название в честь бывшего шефа отдела общественных отношений Ле-мюэла Булвера. В ее основу легла концепция всестороннего рассмотрения компанией всех факторов и последующего выдвижения предложения, которое она считала справедливым и приемлемым для всех: рабочих, служащих, акционеров, самой компании. И дело не в том, что булверизм не получил поддержки в Верховном суде Соединенных Штатов или в 1963 году натолкнулся на серьезное противодействие со стороны профсоюзов. Важно другое: упрямая приверженность «Дженерал электрик» одному-единственному методу исключила возможность творческих альтернатив, выработку таких решений, при которых все стороны считали бы себя в выигрыше. Вскоре булверизм приказал долго жить.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
7. В пятидесятые годы в Нью-Йорке в гостиничном бизнесе был заключен контракт сроком действия в три или четыре года. Пункт о продолжительности рабочей недели был единственным, подлежащим пересмотру, и то с участием беспристрастного арбитра. Зато до истечения срока действия договора запрещалось поднимать другие спорные вопросы, способные осложнить жизнь отрасли.
Такой подход чрезвычайно ценен для отраслей, выпускающих «горящую» продукцию. К «горящей» продукции относятся, например, места в самолетах или в театре, номера в гостинице. Как только самолет оторвался от земли или начался спектакль, пустующие места «сгорели». Если номер в течение дня оставался незанятым, он «сгорел». Это следует учитывать как работодателям, так и профсоюзам.
8. Чтобы добиться скорейшего соглашения, существует метод предварительного действия. Как только по какому-нибудь отдельному вопросу удалось договориться, решение вступает в силу, даже если по остальным пунктам согласие отсутствует.
9. Если переговоры ведутся на высшем общенациональном уровне и не делается специальных оговорок относительно распределения благ между профсоюзами, этим последним дается право самостоятельного решения. Так, например, южане могут предпочесть отмечать не день рождения Линкольна, а День памяти конфедератов. При этом общее число оплачиваемых праздников остается неизменным. Такой подход поощряет инициативу, рождает ощущение сопричастности.
Сравните творческий подход к переговорам с «единственно правильным», к которому некогда прибегла компания «Дженерал электрик», избрав тактику «хотите — берите, не хотите — нет», позднее получившую название булверизма. В свое время «Дженерал электрик» пришлось договариваться с рабочими о программе, которая должна была урезать их права. Политика компании была проста: в самом начале переговоров она внесла свои предложения по всем пунктам и заявила о своем согласии немного подкорректировать условия договора, но не выходить за их рамки. Хотя в 1964 году Национальное управление трудовых отношений осудило эту практику, компания твердо стояла на своем. Это привело к объединению тринадцати профсоюзов и грандиозной забастовке.
Тактика, избранная руководством «Дженерал электрик», получила свое название в честь бывшего шефа отдела общественных отношений Ле-мюэла Булвера. В ее основу легла концепция всестороннего рассмотрения компанией всех факторов и последующего выдвижения предложения, которое она считала справедливым и приемлемым для всех: рабочих, служащих, акционеров, самой компании. И дело не в том, что булверизм не получил поддержки в Верховном суде Соединенных Штатов или в 1963 году натолкнулся на серьезное противодействие со стороны профсоюзов. Важно другое: упрямая приверженность «Дженерал электрик» одному-единственному методу исключила возможность творческих альтернатив, выработку таких решений, при которых все стороны считали бы себя в выигрыше. Вскоре булверизм приказал долго жить.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи