В последние годы на Западе получила широкое распространение так называемая «компьютационная социология», связанная с анализом и моделированием сложных социальных процессов с помощью специальных методик и мощнейших компьютеров. Это позволяет сделать важные, весьма нетривиальные выводы и обобщения, необходимые для объяснения и прогнозирования ряда многофакторных социальных феноменов, например, развития крупных регионов или даже групп различных стран. Более того, существует и развивается традиция применения компьютерных томографов для специфических структур в головном мозге человека, отвечающих за его социальное поведение. В частности, американскими учёными обнаружены нейро-физиологические структуры головного мозга, определяющие потребительское поведение людей, их политические пристрастия, нравственные ценности и пр. Тем самым оказываются поколеблены все основы классической социологии.
Огромное место в современной социологии занимают методы математической статистки, используемые для анализа и обработки эмпирических данных. Дело в том, что простое суммирование ответов респондентов на вопросы анкеты показывает только поверхностный слой массового сознания - социальные стереотипы, усвоенные людьми как правило на вербальном (то есть на словесном) уровне, и практически не влияющие на их поведение. Применение же методов статистической обработки данных: корреляционного, факторного, регрессионного, кластерного, других видов математического анализа позволяет выявить скрытые от сознания как респонденты, так и исследователя, латентные, внешне непроявленные взаимосвязи различных социальных процессов и явлений, определить их внутреннюю структуру. Например, таким способом можно выявить типологию различных социальных объектов, а также неосознанную мотивацию различных социальных действий.
Довольно широко в современной социологии используется системный подход. Эвристическое значение этого подхода заключается в следующем:
Во-первых, по сравнению с предшествующими ему классическими теориями и концепциями он открывает новые возможности. В отличие от других системное познание есть прежде всего целостное познание объекта, рассматриваемого во всём его многообразии и полноте.
Во-вторых, системный подход позволяет по-новому взглянуть на отношение субъекта и окружающей его среды.
Во-первых, по сравнению с предшествующими ему классическими теориями и концепциями он открывает новые возможности. В отличие от других системное познание есть прежде всего целостное познание объекта, рассматриваемого во всём его многообразии и полноте.
Во-вторых, системный подход позволяет по-новому взглянуть на отношение субъекта и окружающей его среды.
В центре внимания постмодернистской социологии находится проблема интерпретации. Дело в том, что одно и то же событие, явление, факт приобретают разные значения в зависимости от:
а) объективных обстоятельств (контекста, который, в свою очередь, может определяться и рассматриваться субъектом довольно избирательно) и
б) субъективных обстоятельств (ценностной шкалы наблюдателя).
В соответствии с постмодернистским подходом каждая культура имеет свой ценностный мир, свою рациональность, в результате чего события
приобретает разные значения в рамках разных типов рациональности. Не может быть ни универсальной рациональности, ни универсальной теории в изучении социума. Тем самым постмодернизм отрицает научность в её сциентистском и
позитивистском понимании.
а) объективных обстоятельств (контекста, который, в свою очередь, может определяться и рассматриваться субъектом довольно избирательно) и
б) субъективных обстоятельств (ценностной шкалы наблюдателя).
В соответствии с постмодернистским подходом каждая культура имеет свой ценностный мир, свою рациональность, в результате чего события
приобретает разные значения в рамках разных типов рациональности. Не может быть ни универсальной рациональности, ни универсальной теории в изучении социума. Тем самым постмодернизм отрицает научность в её сциентистском и
позитивистском понимании.
Протоклассическая социология состояла из весьма разнородных по своему содержанию и существовавших в различные временные периоды идеи и концепции, отражающих представления различных мыслителей о человеке и обществе, в котором он живёт. В известной мере протосоциологические взгляды и теории перекликались с теми воззрениями, которые в настоящее время относят к философии, прежде всего, социальной. Это также древнемифологические и раннерелигиозные представления.
Принято считать, что задача мудрецов состояла в том, чтобы согласовать внешний мир (чаще всего враждебный) с природой самого человека. Такое согласование имело либо гносеологическую (необходимость совершенствования знания через постижение объективных истин), либо нравственную (необходимость совершенствования человеческих качеств через преодоление его негативных черт), либо социальную (необходимость совершенствования межличностных отношений и социальных институтов через преодоление социального зла) окраску и носило теоретико-дидактический характер.
Наиболее известны протосоциологические концепции древнегреческих философов Платона и Аристотеля, представителей средневековой христианской философии Аврелия Августина и Фомы Аквинского, мыслителей эпохи Возрождения Данте Алигьери и Франческо Петрарки, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, философов Нового времени Томаса Гоббса и Джона Локкка, Шарля Луи Монтескье и Дени Дидро, Клода Адриана Гельвеция и Жюлена Офре де Ламетри. Глубокий вклад в развитие представлений о человеке и обществе, законах и механизмах его развития внесли такие столпы немецкой классической философии, как Иммануил Кант и Георг Гегель.
Основной характеристикой протосоциологии является её развитие и вызревание в рамках философских теорий и рассуждений. Протосоциология во многом носила умозрительный, дидактический характер.
Принято считать, что задача мудрецов состояла в том, чтобы согласовать внешний мир (чаще всего враждебный) с природой самого человека. Такое согласование имело либо гносеологическую (необходимость совершенствования знания через постижение объективных истин), либо нравственную (необходимость совершенствования человеческих качеств через преодоление его негативных черт), либо социальную (необходимость совершенствования межличностных отношений и социальных институтов через преодоление социального зла) окраску и носило теоретико-дидактический характер.
Наиболее известны протосоциологические концепции древнегреческих философов Платона и Аристотеля, представителей средневековой христианской философии Аврелия Августина и Фомы Аквинского, мыслителей эпохи Возрождения Данте Алигьери и Франческо Петрарки, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, философов Нового времени Томаса Гоббса и Джона Локкка, Шарля Луи Монтескье и Дени Дидро, Клода Адриана Гельвеция и Жюлена Офре де Ламетри. Глубокий вклад в развитие представлений о человеке и обществе, законах и механизмах его развития внесли такие столпы немецкой классической философии, как Иммануил Кант и Георг Гегель.
Основной характеристикой протосоциологии является её развитие и вызревание в рамках философских теорий и рассуждений. Протосоциология во многом носила умозрительный, дидактический характер.
В социологии в организационном плане существуют три самостоятельных блока:
- фундаментальные исследования, их целью выступает приращение научного знания путём построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности в данной области;
- прикладные исследования, задачей которых является изучение актуальных практических проблем на основе фундаментальных знаний;
- социальная инженерия – практическое внедрение научных знаний в целях совершенствования управления социальными процессами на различных уровнях и в различных социальных подсистемах.
- фундаментальные исследования, их целью выступает приращение научного знания путём построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности в данной области;
- прикладные исследования, задачей которых является изучение актуальных практических проблем на основе фундаментальных знаний;
- социальная инженерия – практическое внедрение научных знаний в целях совершенствования управления социальными процессами на различных уровнях и в различных социальных подсистемах.
Макросоциология анализирует масштабные социальные явления и процессы, происходящие на протяжении длительных промежутков времени.
Микросоциология нацелена на исследование социальной деятельности людей в процессе их межличностного взаимодействия, что, в известной мере,
сближает её с социальной психологией и психологией личности. Иными словами, макросоциология изучает закономерности развития общества в целом, а также его основных элементов, например, различных социальных институтов.
Микросоциология нацелена на исследование социальной деятельности людей в процессе их межличностного взаимодействия, что, в известной мере,
сближает её с социальной психологией и психологией личности. Иными словами, макросоциология изучает закономерности развития общества в целом, а также его основных элементов, например, различных социальных институтов.
Человеческое общество в социологии принято рассматривать как выделившийся из природы системный феномен, суть которого заключается в
исторически изменяющейся жизнедеятельности людей. Причём, последняя проявляется в функционировании и развитии различных социальных
институтов, организаций, общностей, групп и отдельных индивидов.
Социология – ведущая из множества близких к ней дисциплин, которые изучают общество и социальное поведение живущих в нём людей: социальной
психологии, антропологии, этики, экономики, политологии, этнологии и других наук.В наиболее общем виде предметом (а, в широком смысле, и объектом)
социологической науки выступает человеческое общество и составляющие его элементы. Различные социологические школы и направления концентрируют своё внимание на тех или иных сторонах человеческого общества.
исторически изменяющейся жизнедеятельности людей. Причём, последняя проявляется в функционировании и развитии различных социальных
институтов, организаций, общностей, групп и отдельных индивидов.
Социология – ведущая из множества близких к ней дисциплин, которые изучают общество и социальное поведение живущих в нём людей: социальной
психологии, антропологии, этики, экономики, политологии, этнологии и других наук.В наиболее общем виде предметом (а, в широком смысле, и объектом)
социологической науки выступает человеческое общество и составляющие его элементы. Различные социологические школы и направления концентрируют своё внимание на тех или иных сторонах человеческого общества.
Выборка — множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.
Характеристики выборки:
Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.
Объём выборки
Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.
Зависимые и независимые выборки
При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок:
Характеристики выборки:
Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.
Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.
Объём выборки
Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.
Зависимые и независимые выборки
При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми. Примеры зависимых выборок:
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие, скорее, наблюдение, чем коммуникацию с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение в социологическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение в социологическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Выбирая форму опроса, практикующие социологи обычно руководствуются ее объективными возможностями и характеристиками, ориентируясь в первую очередь на те из них, которые позволяют быстро и без особых затрат получить требуемую информацию.
Коммуникативные характеристики метода. Любая разновидность опроса – это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий навязывающее влияние на итоговые эмпирические данные. В большинстве случаев исследователи просто не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые в исследованиях методы опроса, какие из них предпочитают и почему. У каждого из методов есть свои сторонники. Симпатизирующие телефонным опросам чаще всего объясняют свой выбор удобством такого способа общения и нежеланием открывать дверь незнакомцу. Сторонники персональных интервью ссылаются на легкость коммуникаций, а также на возможность лучше понять интервьюера и точнее формулировать ответы на поставленные вопросы. Персональные интервью воспринимаются респондентами как мягкий, «контактный» метод, с точки зрения межличностного общения обладающий большей субъективной анонимностью и легитимированный в сознании людей.
Персональное интервью обеспечивает более высокий уровень отвечаемости, чем почтовые и телефонные опросы; с другой стороны, в почтовых опросах негативные реакции людей на приглашение к исследованию встречаются чаще, чем при проведении телефонных и персональных интервью.
Коммуникативные характеристики метода. Любая разновидность опроса – это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий навязывающее влияние на итоговые эмпирические данные. В большинстве случаев исследователи просто не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые в исследованиях методы опроса, какие из них предпочитают и почему. У каждого из методов есть свои сторонники. Симпатизирующие телефонным опросам чаще всего объясняют свой выбор удобством такого способа общения и нежеланием открывать дверь незнакомцу. Сторонники персональных интервью ссылаются на легкость коммуникаций, а также на возможность лучше понять интервьюера и точнее формулировать ответы на поставленные вопросы. Персональные интервью воспринимаются респондентами как мягкий, «контактный» метод, с точки зрения межличностного общения обладающий большей субъективной анонимностью и легитимированный в сознании людей.
Персональное интервью обеспечивает более высокий уровень отвечаемости, чем почтовые и телефонные опросы; с другой стороны, в почтовых опросах негативные реакции людей на приглашение к исследованию встречаются чаще, чем при проведении телефонных и персональных интервью.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные.
2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
· учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений за опросами;
· часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов уместен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные.
2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
· учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений за опросами;
· часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов уместен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.