Выбирая форму опроса, практикующие социологи обычно руководствуются ее объективными возможностями и характеристиками, ориентируясь в первую очередь на те из них, которые позволяют быстро и без особых затрат получить требуемую информацию.
Коммуникативные характеристики метода. Любая разновидность опроса – это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий навязывающее влияние на итоговые эмпирические данные. В большинстве случаев исследователи просто не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые в исследованиях методы опроса, какие из них предпочитают и почему. У каждого из методов есть свои сторонники. Симпатизирующие телефонным опросам чаще всего объясняют свой выбор удобством такого способа общения и нежеланием открывать дверь незнакомцу. Сторонники персональных интервью ссылаются на легкость коммуникаций, а также на возможность лучше понять интервьюера и точнее формулировать ответы на поставленные вопросы. Персональные интервью воспринимаются респондентами как мягкий, «контактный» метод, с точки зрения межличностного общения обладающий большей субъективной анонимностью и легитимированный в сознании людей.
Персональное интервью обеспечивает более высокий уровень отвечаемости, чем почтовые и телефонные опросы; с другой стороны, в почтовых опросах негативные реакции людей на приглашение к исследованию встречаются чаще, чем при проведении телефонных и персональных интервью.
И в телефонных, и в почтовых опросах люди могут чувствовать себя столь же уверенно и комфортно, как в личном интервью. Поэтому главная проблема, с точки зрения ряда авторов, сегодня заключается не столько в природе методов сбора данных, сколько в специфике используемых техник и обсуждаемых в исследовании тем.
Исследования [63], показывают, что респонденты весьма чувствительны к технике и процедуре проведения опроса. Из четырех протестированных методов (персонального и телефонного интервью, раздаточного и почтового анкетирования) наиболее предпочитаемыми оказались персональное интервью и очное анкетирование. Телефонные и почтовые опросы рассматриваются как весьма специфические и не очень комфортные способы общения. Большинством респондентов они оцениваются довольно сдержанно, с заметной долей настороженности и скептицизма. Ряд недостатков заметно сужает границы и возможности их применения в массовой социологической практике.
Вообще, чем лучше респонденты знакомы со спецификой различных опросных методов и чем острее обсуждаемая в исследовании проблематика, тем слабее сказывается влияние используемого метода на симпатиях опрашиваемых.
Коммуникативные характеристики метода. Любая разновидность опроса – это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий навязывающее влияние на итоговые эмпирические данные. В большинстве случаев исследователи просто не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые в исследованиях методы опроса, какие из них предпочитают и почему. У каждого из методов есть свои сторонники. Симпатизирующие телефонным опросам чаще всего объясняют свой выбор удобством такого способа общения и нежеланием открывать дверь незнакомцу. Сторонники персональных интервью ссылаются на легкость коммуникаций, а также на возможность лучше понять интервьюера и точнее формулировать ответы на поставленные вопросы. Персональные интервью воспринимаются респондентами как мягкий, «контактный» метод, с точки зрения межличностного общения обладающий большей субъективной анонимностью и легитимированный в сознании людей.
Персональное интервью обеспечивает более высокий уровень отвечаемости, чем почтовые и телефонные опросы; с другой стороны, в почтовых опросах негативные реакции людей на приглашение к исследованию встречаются чаще, чем при проведении телефонных и персональных интервью.
И в телефонных, и в почтовых опросах люди могут чувствовать себя столь же уверенно и комфортно, как в личном интервью. Поэтому главная проблема, с точки зрения ряда авторов, сегодня заключается не столько в природе методов сбора данных, сколько в специфике используемых техник и обсуждаемых в исследовании тем.
Исследования [63], показывают, что респонденты весьма чувствительны к технике и процедуре проведения опроса. Из четырех протестированных методов (персонального и телефонного интервью, раздаточного и почтового анкетирования) наиболее предпочитаемыми оказались персональное интервью и очное анкетирование. Телефонные и почтовые опросы рассматриваются как весьма специфические и не очень комфортные способы общения. Большинством респондентов они оцениваются довольно сдержанно, с заметной долей настороженности и скептицизма. Ряд недостатков заметно сужает границы и возможности их применения в массовой социологической практике.
Вообще, чем лучше респонденты знакомы со спецификой различных опросных методов и чем острее обсуждаемая в исследовании проблематика, тем слабее сказывается влияние используемого метода на симпатиях опрашиваемых.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи