История государственного регулирования сельского хозяйства США распадается на два периода – до и после “великой экономической депрессии” начала 30-х гг. ХХ в.
Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым значительным действием государства в аграрной области. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики – ипотека (кредит под залог земли).
Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. и упорядочивший распределение земли гражданам страны, стал первым значительным действием государства в аграрной области. Закон юридически оформил частную собственность на землю, которая и сегодня составляет экономическую основу сельского хозяйства США. За короткий период после принятия закона 1862 г. появилось большое число новых фермерских хозяйств. С возникновением частной земельной собственности стал формироваться рынок земли и важнейшая составная часть рыночной аграрной экономики – ипотека (кредит под залог земли).
Ценовая политика. Ценовая политика – важный элемент аграрной политики во всех странах. Пределы и направленность государственного регулирования цен во многом зависят от уровня развития экономики страны и места аграрного сектора в национальной экономике. В индустриально развитых странах вмешательство имеет целью защиту национального сельского хозяйства, в развивающихся странах – обеспечение городского населения продуктами питания по льготным ценам, а также пополнение бюджета страны за счет экспортных пошлин. Поэтому в развивающихся странах часто наблюдается отрицательный уровень защиты сельского хозяйства, но по мере роста национального дохода в них растет и уровень аграрного протекционизма.
В мировой практике используются разные формы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Формами прямого государственного регулирования цен являются полное или селекционное “замораживание” цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей АПК; установление максимальных (“потолка” цен), минимальных (“пола” цен) и твердо фиксированных цен; механизмы разрешительных, уведомительных и местных цен; воздействие на уровни цен через регулирование цен на продукцию государственных предприятий и т.д. Косвенное регулирование цен на макроуровне осуществляется через монетарную и фискальную политики, политику доходов. В сельском хозяйстве и отраслях АПК используются системы залоговых цен, целевых цен, импортных и экспортных тарифов, экспортных субсидий и др.
В мировой практике используются разные формы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Формами прямого государственного регулирования цен являются полное или селекционное “замораживание” цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию других отраслей АПК; установление максимальных (“потолка” цен), минимальных (“пола” цен) и твердо фиксированных цен; механизмы разрешительных, уведомительных и местных цен; воздействие на уровни цен через регулирование цен на продукцию государственных предприятий и т.д. Косвенное регулирование цен на макроуровне осуществляется через монетарную и фискальную политики, политику доходов. В сельском хозяйстве и отраслях АПК используются системы залоговых цен, целевых цен, импортных и экспортных тарифов, экспортных субсидий и др.
Меры (инструменты) государственной поддержки сельского хозяйства можно классифицировать в зависимости от того, направлены они непосредственно на повышение рентабельности производства или нет. К первым относятся меры, содействующие снижению издержек сельскохозяйственных предприятий и росту их валовых доходов, ко вторым – целевые государственные субсидии на развитие сельских районов; субсидии, способствующие развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; прямые субсидии сельскохозяйственным предприятиям.
Снижению издержек производства способствуют субсидии на капитальные блага и государственное стимулирование оптимизации производственных ресурсов. Увеличению валового дохода содействуют рост объемов производства, субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение внутреннего предложения, контроль за импортом продукции, стимулирование экспорта и др. Эти меры и инструменты их реализации тесно связаны и нередко действуют в разных направлениях.
Снижению издержек производства способствуют субсидии на капитальные блага и государственное стимулирование оптимизации производственных ресурсов. Увеличению валового дохода содействуют рост объемов производства, субсидирование цен на сельскохозяйственную продукцию, ограничение внутреннего предложения, контроль за импортом продукции, стимулирование экспорта и др. Эти меры и инструменты их реализации тесно связаны и нередко действуют в разных направлениях.
Для сельского хозяйства характерен ряд производственно-экономических особенностей, отличающих его от других отраслей народного хозяйства и определяющих экономическую нестабильность аграрного сектора экономики.
Главным и практически незаменимым производственным ресурсом в сельском хозяйстве является земля. При рациональном использовании она не только не подвергается физическому износу, но, наоборот, ее качество улучшается. Количество земли ограничено, поэтому с того момента, когда в сельскохозяйственный оборот вовлечены все пригодные для производства земли, возможности для экстенсивного роста, вследствие действия закона убывающей отдачи, практически сведены к нулю. Пространственная протяженность и неподвижность земли требуют использования подвижных приводных и рабочих машин. Участки земли неодинаковы по качеству, отсюда различна степень их пригодности для сельскохозяйственного производства. Это обстоятельство является основой для получения сельскохозяйственными предприятиями, работающими на лучших землях, экономической ренты.
Главным и практически незаменимым производственным ресурсом в сельском хозяйстве является земля. При рациональном использовании она не только не подвергается физическому износу, но, наоборот, ее качество улучшается. Количество земли ограничено, поэтому с того момента, когда в сельскохозяйственный оборот вовлечены все пригодные для производства земли, возможности для экстенсивного роста, вследствие действия закона убывающей отдачи, практически сведены к нулю. Пространственная протяженность и неподвижность земли требуют использования подвижных приводных и рабочих машин. Участки земли неодинаковы по качеству, отсюда различна степень их пригодности для сельскохозяйственного производства. Это обстоятельство является основой для получения сельскохозяйственными предприятиями, работающими на лучших землях, экономической ренты.
Коэффициенты сравнительных преимуществ позволяют оценить торговые возможности страны, конкурентоспособность ее продукции на мировых рынках. Сравнительное преимущество (comparative advantage) – это способность производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками. Напомним, что альтернативные издержки (opportunity cost) – это издержки производства товара или услуги, измеряемые с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим тех же ресурсов.
Термин “сравнительные преимущества” употребляется в двух значениях. В одном случае – при сравнении эффективности производства какого-либо товара в нескольких странах, торгующих между собой. Страна, производящая товар с меньшими альтернативными издержками, имеет большие сравнительные преимущества по его производству, т.е. она тратит меньше как приобретаемых на мировых рынках, так и внутренних ресурсов на единицу продукции, ее внутренние ресурсы имеют более низкую альтернативную стоимость, национальная валюта недорога в сравнении с основными свободно конвертируемыми валютами, продукция страны обладает более высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В дальнейшем мы будем использовать термин “сравнительные преимущества” именно в этом значении.
Термин “сравнительные преимущества” употребляется в двух значениях. В одном случае – при сравнении эффективности производства какого-либо товара в нескольких странах, торгующих между собой. Страна, производящая товар с меньшими альтернативными издержками, имеет большие сравнительные преимущества по его производству, т.е. она тратит меньше как приобретаемых на мировых рынках, так и внутренних ресурсов на единицу продукции, ее внутренние ресурсы имеют более низкую альтернативную стоимость, национальная валюта недорога в сравнении с основными свободно конвертируемыми валютами, продукция страны обладает более высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. В дальнейшем мы будем использовать термин “сравнительные преимущества” именно в этом значении.
Проблемы ценового мониторинга в Республике Беларусь разработаны слабо. Ни научные учреждения, ни органы государственного управления не рассчитывают показателей, отражающих уровень и эффективность государственного регулирования сельского хозяйства. Политические и экономические решения, принимаемые в аграрной сфере, основываются на отдельных частных индикаторах, не дающих полной и объективной оценки уровня и эффективности государственного регулирования различных сельскохозяйственных рынков. Практически отсутствуют расчеты обобщающих показателей государственной поддержки за ряд лет. Поэтому для проведения эффективной аграрной ценовой политики особое значение имеет ценовой мониторинг. Ценовой мониторинг — это непрерывный процесс сбора, оценки и прогнозирования номинальной величины и динамики изменения цен на товары и услуги.
Коэффициент номинальной защиты производителей товара NPC (the nominal protection coefficient) равен отношению его внутренней цены к цене на мировом рынке в национальной валюте. Различают валовой и чистый коэффициенты номинальной защиты ( NPCG и NPCN).
Валовой коэффициент номинальной защиты производителей товара i NPCGi равен:
NPCGi = Pid / Piw ЕRn, (3.40)
где Pid – внутренняя цена товара i; Piw – мировая цена товара i; ЕRn – номинальный курс обмена. национальной валюты.
Поскольку альтернативные издержки обмена валюты в экономике отражает реальный валютный курс, чистый коэффициент номинальной защиты более точно характеризует уровень государственного регулирования производства товара i:
NPCNi = Pid / Piw ERr, (3.41)
где ERr – реальный обменный курс.
Валовой коэффициент номинальной защиты производителей товара i NPCGi равен:
NPCGi = Pid / Piw ЕRn, (3.40)
где Pid – внутренняя цена товара i; Piw – мировая цена товара i; ЕRn – номинальный курс обмена. национальной валюты.
Поскольку альтернативные издержки обмена валюты в экономике отражает реальный валютный курс, чистый коэффициент номинальной защиты более точно характеризует уровень государственного регулирования производства товара i:
NPCNi = Pid / Piw ERr, (3.41)
где ERr – реальный обменный курс.
Разнообразие форм, методов и инструментов государственного регулирования аграрной экономики делает важной задачу комплексной оценки уровня этого регулирования. Для решения этой задачи необходимо провести анализ существующей системы цен, поскольку в ценах наиболее отчетливо проявляется влияние сельскохозяйственной политики.
Степень воздействия ценовой политики на сельскохозяйственное производство можно определить, сравнивая сложившуюся систему цен с некоей альтернативной системой цен в условиях эффективного использования производственных ресурсов. Такими альтернативными ценами являются мировые цены. при этом они могут и не отражать эффективное использование ресурсов на глобальном уровне, так как формируются в условиях демпинга, деятельности международных картелей или под влиянием других форм рыночной власти. При отсутствии государственного вмешательства в экономику страны цены на внутреннем рынке будут соответствовать мировым, и отклонение их от этого уровня будет означать потерю эффективности.
Методика сравнения внутренних цен с мировыми должна позволять оценивать степень налогообложения или субсидирования сельского хозяйства, его отраслей, а также устанавливать расхождение между стимулами, определяемыми сельскохозяйственной политикой, и стимулами в открытой экономике без государственного вмешательства. Современная экономическая наука использует для этих целей прежде всего так называемые коэффициенты защиты (Scandizzo, P., Bruce C. Metodologies for Measuring Agricultural Price Intervention Effects. Staff Working Paper No.394. Washington, D.C.: World Bank, June 1980; Schwartz N., Parker S. Measuring Government Intervention in Agriculture for the GATT Negotiations // American Journal of agricultural economics. December 1988. P.1137 – 1145; Tsakok I. Agricultural Price Policy. A Рractitioner’s Guide to Partial-Equilibrium Analysis. London: Cornell University Press. 1990).
Степень воздействия ценовой политики на сельскохозяйственное производство можно определить, сравнивая сложившуюся систему цен с некоей альтернативной системой цен в условиях эффективного использования производственных ресурсов. Такими альтернативными ценами являются мировые цены. при этом они могут и не отражать эффективное использование ресурсов на глобальном уровне, так как формируются в условиях демпинга, деятельности международных картелей или под влиянием других форм рыночной власти. При отсутствии государственного вмешательства в экономику страны цены на внутреннем рынке будут соответствовать мировым, и отклонение их от этого уровня будет означать потерю эффективности.
Методика сравнения внутренних цен с мировыми должна позволять оценивать степень налогообложения или субсидирования сельского хозяйства, его отраслей, а также устанавливать расхождение между стимулами, определяемыми сельскохозяйственной политикой, и стимулами в открытой экономике без государственного вмешательства. Современная экономическая наука использует для этих целей прежде всего так называемые коэффициенты защиты (Scandizzo, P., Bruce C. Metodologies for Measuring Agricultural Price Intervention Effects. Staff Working Paper No.394. Washington, D.C.: World Bank, June 1980; Schwartz N., Parker S. Measuring Government Intervention in Agriculture for the GATT Negotiations // American Journal of agricultural economics. December 1988. P.1137 – 1145; Tsakok I. Agricultural Price Policy. A Рractitioner’s Guide to Partial-Equilibrium Analysis. London: Cornell University Press. 1990).
Принципы и применение анализа “издержки - выгоды” (“cost-benefit analysis”). Анализ “издержки – выгоды” – широко используемая современной экономической наукой методика оценки различных, и прежде всего государственных, проектов. Он используется, когда полные рыночные оценки последствий этих проектов (программ) невозможны из-за того, что отдельные компоненты этих полных издержек или полных выгод не могут быть адекватно описаны с помощью ценовых показателей (не имеют денежных оценок), поскольку приходится учитывать внешние эффекты и общественные блага. В этом основное преимущество данного метода. Он позволяет с разных сторон оценить воздействие того или иного проекта на уровень общественного благосостояния на протяжении любого периода времени.
Впервые анализ “издержки – выгоды” был применен в США при оценке последствий наводнений и реализации ряда государственных ирригационных проектов. Предлагавшиеся проекты анализировались с точки зрения их влияния на общественное благосостояние, т.е. соизмерялись полные общественные издержки и полные общественные выгоды от реализации проектов с учетом фактора времени. Напомним, что общественные издержки, кроме издержек предприятий, включают внешние издержки, связанные с внешними эффектами (см. главу 2). При принятии решения о перераспределении или использовании ресурсов, эффективном с точки зрения общества в целом, должны приниматься во внимание оба вида издержек.
Впервые анализ “издержки – выгоды” был применен в США при оценке последствий наводнений и реализации ряда государственных ирригационных проектов. Предлагавшиеся проекты анализировались с точки зрения их влияния на общественное благосостояние, т.е. соизмерялись полные общественные издержки и полные общественные выгоды от реализации проектов с учетом фактора времени. Напомним, что общественные издержки, кроме издержек предприятий, включают внешние издержки, связанные с внешними эффектами (см. главу 2). При принятии решения о перераспределении или использовании ресурсов, эффективном с точки зрения общества в целом, должны приниматься во внимание оба вида издержек.
В экономическом анализе часто используется предположение о постоянстве всех прочих переменных, кроме рассматриваемой. Насколько оправданным является этот аналитический прием? Раскроем проблему на примере.
Предположим, что в начальный момент времени все рынки потребительских товаров и производственных ресурсов находятся в равновесии и происходит существенное изменение предпочтений потребителей в пользу товара А. Эти изменения повлекут за собой увеличение спроса на товар А, что обусловит повышение его рыночной цены и, скорее всего, приведет к увеличению предложения данного товара и к установлению нового рыночного равновесия. Причем вполне резонно предположить изменения в ценах на потребляемые при производстве товара А ресурсы. Более тщательное изучение рыночных последствий изменений предпочтений потребителей товара А обязательно обнаружит множество корректировок цен на других рынках товаров и услуг. Существует также вероятность некоторого изменения в предложении товаров, в производстве которых используются значительные количества тех же производственных ресурсов, что и в производстве товара А. Можно предположить и изменения в спросе на другие товары как неизбежное следствие первоначального изменения в предпочтениях потребителей. Таким образом, произойдет множество корректировок цен на товары. В конечном счете, некоторые из этих изменений повлияют на спрос или предложение товара А на рынке – другими словами, имеет место эффект обратной связи.
Предположим, что в начальный момент времени все рынки потребительских товаров и производственных ресурсов находятся в равновесии и происходит существенное изменение предпочтений потребителей в пользу товара А. Эти изменения повлекут за собой увеличение спроса на товар А, что обусловит повышение его рыночной цены и, скорее всего, приведет к увеличению предложения данного товара и к установлению нового рыночного равновесия. Причем вполне резонно предположить изменения в ценах на потребляемые при производстве товара А ресурсы. Более тщательное изучение рыночных последствий изменений предпочтений потребителей товара А обязательно обнаружит множество корректировок цен на других рынках товаров и услуг. Существует также вероятность некоторого изменения в предложении товаров, в производстве которых используются значительные количества тех же производственных ресурсов, что и в производстве товара А. Можно предположить и изменения в спросе на другие товары как неизбежное следствие первоначального изменения в предпочтениях потребителей. Таким образом, произойдет множество корректировок цен на товары. В конечном счете, некоторые из этих изменений повлияют на спрос или предложение товара А на рынке – другими словами, имеет место эффект обратной связи.
Многообразие показателей эффективности обусловлено множеством целей, стоящих перед экономическим анализом. Есть показатели, используемые для анализа на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия. Разные показатели применяются при исследовании технической, технико-экономической, экономической или социально-экономической эффективности.
Частные показатели выражают эффективность использования отдельных видов ресурсов, производства конкретных видов продукции, хода технологических процессов. Общие показатели отражают эффективность функционирования предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом. Используются прямые и обратные показатели эффективности, абсолютные и относительные, отражающие процессы и состояние. Для удобства показатели, широко использующиеся в мировой практике и теории, обозначаются латинскими буквами (начальные буквы терминов на английском языке), если они не имеют широкого хождения - русскими буквами.
Частные показатели выражают эффективность использования отдельных видов ресурсов, производства конкретных видов продукции, хода технологических процессов. Общие показатели отражают эффективность функционирования предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом. Используются прямые и обратные показатели эффективности, абсолютные и относительные, отражающие процессы и состояние. Для удобства показатели, широко использующиеся в мировой практике и теории, обозначаются латинскими буквами (начальные буквы терминов на английском языке), если они не имеют широкого хождения - русскими буквами.
В экономике понятие "эффективность" употребляется в двух значениях. В одних случаях эффективность характеризует положительные изменения в процессе производства. Эффективность в этом смысле является синонимом слов "результативность", "продуктивность", "производительность", "действенность" и определяется как отношение результата (эффекта) за определенный период к затратам ресурсов. Сравнивая отношения можно делать выводы о большей или меньшей эффективности. В других случаях понятие "эффективность" характеризует состояние производства, а именно: состояние оптимальности, равновесия, сбалансированности. "Эффективность в производстве - это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести бльшее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара" [Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., Автакомп, 1992. - С.12].