Принципы и применение анализа “издержки - выгоды” (“cost-benefit analysis”). Анализ “издержки – выгоды” – широко используемая современной экономической наукой методика оценки различных, и прежде всего государственных, проектов. Он используется, когда полные рыночные оценки последствий этих проектов (программ) невозможны из-за того, что отдельные компоненты этих полных издержек или полных выгод не могут быть адекватно описаны с помощью ценовых показателей (не имеют денежных оценок), поскольку приходится учитывать внешние эффекты и общественные блага. В этом основное преимущество данного метода. Он позволяет с разных сторон оценить воздействие того или иного проекта на уровень общественного благосостояния на протяжении любого периода времени.
Впервые анализ “издержки – выгоды” был применен в США при оценке последствий наводнений и реализации ряда государственных ирригационных проектов. Предлагавшиеся проекты анализировались с точки зрения их влияния на общественное благосостояние, т.е. соизмерялись полные общественные издержки и полные общественные выгоды от реализации проектов с учетом фактора времени. Напомним, что общественные издержки, кроме издержек предприятий, включают внешние издержки, связанные с внешними эффектами (см. главу 2). При принятии решения о перераспределении или использовании ресурсов, эффективном с точки зрения общества в целом, должны приниматься во внимание оба вида издержек.
С 60-х годов анализ “издержки – выгоды” широко используется в развитых странах, международными организациями (Всемирный банк, ООН), а также в развивающихся странах для оценки некоторых проектов. Однако при использовании этого оценочного инструмента экономисты столкнулись с серьезными методическими проблемами. Одни из них связаны с измерением влияния проектов на уровень общественного благосостояния (с учетом критерия социальной справедливости), другие – с существованием временного лага в воздействии проектов на индивидов и общество в целом. Кроме того, при анализе проектов в области окружающей среды возникают проблемы с оценкой их влияния (зачастую очень незначительного) на качество и продолжительность жизни индивидов в больших временных отрезках. Индивиды могут и не подозревать о таких влияниях или испытывать большие сложности при определении их размеров.
Основной принцип анализа “издержки – выгоды” прост. Это оценка влияния проекта на каждого индивида (любой выгоды и любого убытка) за конкретный период времени. Оценив влияние проекта на каждого индивида, можно полно измерить влияния проекта на общество.
Технология проведения анализа “издержки – выгоды”. Анализ “издержки – выгоды” включает шесть этапов:
Первый этап: определение проекта и идентификация влияний проекта. На первом этапе уточняется перечень необходимых ресурсов и определяются индивиды, которые могут получить выгоды или оказаться в проигрыше от реализации проекта. Идентификация влияний проекта означает как можно более полное их определение.
Второй этап: определение экономической целесообразности проекта. Так как общество заинтересовано в увеличении суммы полезности для своих членов, цель анализа – выбрать проекты, которые содействуют росту общественного благосостояния. Необходимо оценить как положительное влияние, или выгоду, т.е. будет ли проект содействовать, например, росту количества или качества полезных для членов общества товаров, так и отрицательное его влияние, или издержки: любые уменьшения в количестве или качестве товаров, увеличения цен на эти товары и т.п. Как мы помним, многие влияния не могут быть оценены в денежном выражении ( внешние эффекты и др.).
Трансфертные платежи, связанные с перераспределением доходов, а не с использованием реальных ресурсов, исключаются из анализа эффективности проекта. Однако анализом охватываются корректирующие рыночные несовершенства налоги (например, призванные заставить предприятие, загрязняющее окружающую среду, взять на себя полные издержки от своей производственной деятельности) и трансферты, связанные с перераспределением правительством выгод и издержек между общественными группами.
На этом этапе определяются суммы издержек и выгод от реализации проекта, время их появления и сроки окупаемости проекта. Расчеты, которые проводятся на втором этапе, достаточно приблизительны.
Третий этап: денежная оценка относительных влияний проекта. Денежная оценка проводится для того, чтобы сделать величины влияний соизмеримыми. Основную информацию на данном этапе предоставляет рынок (в виде рыночных цен). Для анализа делаются также прогнозы цен в будущем, рассчитываются не существующие (“теневые”) цены.
Будущие цены дисконтируются для настоящего времени, как правило, с помощью ценовых индексов. Корректировка рыночных цен для оценки полных общественных издержек и полных общественных выгод необходима из-за несовершенной конкуренции, государственного вмешательства в ценообразование и отсутствия рынков некоторых товаров (например, общественных товаров).
Четвертый этап: дисконтирование потоков издержек и выгод. Все потоки издержек и выгод могут выражаться в денежных суммах. При этом выгоды и издержки должны быть сопоставимы независимо от того, когда они получаются во времени. Поэтому производится дисконтирование всех элементов будущих издержек и выгод с использованием реальной процентной ставки i:
PV (Xt) = Xt [(1 + i)-t], (3.38)
где PV – чистая текущая стоимость будущих издержек и выгод; Xt – издержки или выгоды в период t.
Пятый этап: оценка чистой текущей стоимости. Главная цель анализа “издержки – выгоды” – содействовать отбору проектов, которые позволяют наиболее эффективно использовать общественные ресурсы. Критерием эффективности того или иного проекта является получаемая от его реализации чистая текущая стоимость (NPV). Последняя представляет собой разность суммы дисконтированных выгод и суммы дисконтированных издержек:
NPV =?Bt(1+i)-t-?Ct(1+i)-t, (3.39)
где Bt – выгоды в период t, Сt – издержки в период t. Проект экономически оправдан, если NPV больше нуля.
Шестой этап: анализ чувствительности. Расчет чистой текущей стоимости позволяет определить относительную эффективность данного проекта. Однако если данные, использованные в первоначальных расчетах, изменятся, предполагаемые и действительные результаты проекта будут существенно различаться. Поэтому на заключительной стадии анализа проводят оценку чувствительности проекта к изменениям в будущем отдельных величин, использованных в первоначальном анализе. Для этого выполняется повторный расчет чистой текущей стоимости с измененными ключевыми параметрами. Это учетная ставка, количество и качество сырья, цены “черного” рынка на сырье, количество и качество продукции, цены “черного” рынка на эту продукцию, жизненный период (срок службы) проекта.
Цель этого этапа анализа – обнаружить, к каким параметрам конечный результат анализа наиболее чувствителен. После того как такие параметры будут установлены, производится новый расчет с учетом вероятности их изменения и определяются возможности контроля и управления ими.
Упрощенный пример применения анализа “издержки – выгоды”. Проанализируем программу посадки деревьев на землях, которые используются в сельскохозяйственном обороте (она может быть частью программы выведения земель из оборота). Для простоты проигнорируем воздействие программы, которое не может быть оценено с помощью рыночных механизмов. Издержки на осуществление проекта могли бы включить элементы, приведенные в первой колонке таблицы 3.1, и количественно равняться значениям, указанным во третьей колонке.
Выгоду от проекта предполагается получить через 45 лет от начала его реализации. Издержки капитала, труда и сырья (посадочного материала) оценены по рыночным ценам. Цена земли представлена как дисконтированная сумма будущих арендных платежей с учетом существующей цены земли (с учетом спекулятивного фактора). В свою очередь, арендная плата зависит от прибыли, которую получают сельскохозяйственные товаропроизводители от использования земли. Предположим, что 25 % доходов производителей от использования земли связано с государственными субсидиями. Эти 25 % должны быть исключены из расчетов цены земли. Дальнейшие расчеты представлены в табл. 3.2. Затраты, произведенные в первом году (на покупку земли, вспашку, ограждение, посадку деревьев), суммированы; аналогично по всем другим годам реализации проекта. В третьей колонке таблицы приведен дисконтный коэффициент при учетной ставке 6 %. Чистая текущая стоимость проекта отрицательна: -1519,95 денежных единиц.
В рассмотренном упрощенном анализе не учитываются влияния проекта на индивидов и общество, не имеющие прямой денежной оценки (улучшение окружающей среды, воздействие программы выведения земель из оборота на уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, его макроэкономические последствия, влияние на уровень жизни потребителей сельскохозяйственной продукции и др.). Поэтому окончательного вывода о целесообразности проекта сделать нельзя. Для этого необходимо дополнить выполненные расчеты оценкой всех социальных затрат и результатов проекта.
Например, по оценкам экспертов, улучшение экологической ситуации позволит получить общественные выгоды, размер которых приведен в табл. 3.3.
Тем самым, чистая текущая стоимость проекта с учетом общественных выгод, не имеющих рыночной оценки, составит -1016,85. Однако проект все же может быть осуществлен, если общество согласится на такие издержки с учетом особого значения его для экологии. Решающую роль может сыграть также лоббирование сельскохозяйственных производителей, так как вследствие выведения земель из сельскохозяйственного оборота и сокращения предложения продукции могут вырасти цены и, соответственно, доходы производителей.
Впервые анализ “издержки – выгоды” был применен в США при оценке последствий наводнений и реализации ряда государственных ирригационных проектов. Предлагавшиеся проекты анализировались с точки зрения их влияния на общественное благосостояние, т.е. соизмерялись полные общественные издержки и полные общественные выгоды от реализации проектов с учетом фактора времени. Напомним, что общественные издержки, кроме издержек предприятий, включают внешние издержки, связанные с внешними эффектами (см. главу 2). При принятии решения о перераспределении или использовании ресурсов, эффективном с точки зрения общества в целом, должны приниматься во внимание оба вида издержек.
С 60-х годов анализ “издержки – выгоды” широко используется в развитых странах, международными организациями (Всемирный банк, ООН), а также в развивающихся странах для оценки некоторых проектов. Однако при использовании этого оценочного инструмента экономисты столкнулись с серьезными методическими проблемами. Одни из них связаны с измерением влияния проектов на уровень общественного благосостояния (с учетом критерия социальной справедливости), другие – с существованием временного лага в воздействии проектов на индивидов и общество в целом. Кроме того, при анализе проектов в области окружающей среды возникают проблемы с оценкой их влияния (зачастую очень незначительного) на качество и продолжительность жизни индивидов в больших временных отрезках. Индивиды могут и не подозревать о таких влияниях или испытывать большие сложности при определении их размеров.
Основной принцип анализа “издержки – выгоды” прост. Это оценка влияния проекта на каждого индивида (любой выгоды и любого убытка) за конкретный период времени. Оценив влияние проекта на каждого индивида, можно полно измерить влияния проекта на общество.
Технология проведения анализа “издержки – выгоды”. Анализ “издержки – выгоды” включает шесть этапов:
Первый этап: определение проекта и идентификация влияний проекта. На первом этапе уточняется перечень необходимых ресурсов и определяются индивиды, которые могут получить выгоды или оказаться в проигрыше от реализации проекта. Идентификация влияний проекта означает как можно более полное их определение.
Второй этап: определение экономической целесообразности проекта. Так как общество заинтересовано в увеличении суммы полезности для своих членов, цель анализа – выбрать проекты, которые содействуют росту общественного благосостояния. Необходимо оценить как положительное влияние, или выгоду, т.е. будет ли проект содействовать, например, росту количества или качества полезных для членов общества товаров, так и отрицательное его влияние, или издержки: любые уменьшения в количестве или качестве товаров, увеличения цен на эти товары и т.п. Как мы помним, многие влияния не могут быть оценены в денежном выражении ( внешние эффекты и др.).
Трансфертные платежи, связанные с перераспределением доходов, а не с использованием реальных ресурсов, исключаются из анализа эффективности проекта. Однако анализом охватываются корректирующие рыночные несовершенства налоги (например, призванные заставить предприятие, загрязняющее окружающую среду, взять на себя полные издержки от своей производственной деятельности) и трансферты, связанные с перераспределением правительством выгод и издержек между общественными группами.
На этом этапе определяются суммы издержек и выгод от реализации проекта, время их появления и сроки окупаемости проекта. Расчеты, которые проводятся на втором этапе, достаточно приблизительны.
Третий этап: денежная оценка относительных влияний проекта. Денежная оценка проводится для того, чтобы сделать величины влияний соизмеримыми. Основную информацию на данном этапе предоставляет рынок (в виде рыночных цен). Для анализа делаются также прогнозы цен в будущем, рассчитываются не существующие (“теневые”) цены.
Будущие цены дисконтируются для настоящего времени, как правило, с помощью ценовых индексов. Корректировка рыночных цен для оценки полных общественных издержек и полных общественных выгод необходима из-за несовершенной конкуренции, государственного вмешательства в ценообразование и отсутствия рынков некоторых товаров (например, общественных товаров).
Четвертый этап: дисконтирование потоков издержек и выгод. Все потоки издержек и выгод могут выражаться в денежных суммах. При этом выгоды и издержки должны быть сопоставимы независимо от того, когда они получаются во времени. Поэтому производится дисконтирование всех элементов будущих издержек и выгод с использованием реальной процентной ставки i:
PV (Xt) = Xt [(1 + i)-t], (3.38)
где PV – чистая текущая стоимость будущих издержек и выгод; Xt – издержки или выгоды в период t.
Пятый этап: оценка чистой текущей стоимости. Главная цель анализа “издержки – выгоды” – содействовать отбору проектов, которые позволяют наиболее эффективно использовать общественные ресурсы. Критерием эффективности того или иного проекта является получаемая от его реализации чистая текущая стоимость (NPV). Последняя представляет собой разность суммы дисконтированных выгод и суммы дисконтированных издержек:
NPV =?Bt(1+i)-t-?Ct(1+i)-t, (3.39)
где Bt – выгоды в период t, Сt – издержки в период t. Проект экономически оправдан, если NPV больше нуля.
Шестой этап: анализ чувствительности. Расчет чистой текущей стоимости позволяет определить относительную эффективность данного проекта. Однако если данные, использованные в первоначальных расчетах, изменятся, предполагаемые и действительные результаты проекта будут существенно различаться. Поэтому на заключительной стадии анализа проводят оценку чувствительности проекта к изменениям в будущем отдельных величин, использованных в первоначальном анализе. Для этого выполняется повторный расчет чистой текущей стоимости с измененными ключевыми параметрами. Это учетная ставка, количество и качество сырья, цены “черного” рынка на сырье, количество и качество продукции, цены “черного” рынка на эту продукцию, жизненный период (срок службы) проекта.
Цель этого этапа анализа – обнаружить, к каким параметрам конечный результат анализа наиболее чувствителен. После того как такие параметры будут установлены, производится новый расчет с учетом вероятности их изменения и определяются возможности контроля и управления ими.
Упрощенный пример применения анализа “издержки – выгоды”. Проанализируем программу посадки деревьев на землях, которые используются в сельскохозяйственном обороте (она может быть частью программы выведения земель из оборота). Для простоты проигнорируем воздействие программы, которое не может быть оценено с помощью рыночных механизмов. Издержки на осуществление проекта могли бы включить элементы, приведенные в первой колонке таблицы 3.1, и количественно равняться значениям, указанным во третьей колонке.
Таблица 3.1. Издержки и выгоды на гектар
Выгоду от проекта предполагается получить через 45 лет от начала его реализации. Издержки капитала, труда и сырья (посадочного материала) оценены по рыночным ценам. Цена земли представлена как дисконтированная сумма будущих арендных платежей с учетом существующей цены земли (с учетом спекулятивного фактора). В свою очередь, арендная плата зависит от прибыли, которую получают сельскохозяйственные товаропроизводители от использования земли. Предположим, что 25 % доходов производителей от использования земли связано с государственными субсидиями. Эти 25 % должны быть исключены из расчетов цены земли. Дальнейшие расчеты представлены в табл. 3.2. Затраты, произведенные в первом году (на покупку земли, вспашку, ограждение, посадку деревьев), суммированы; аналогично по всем другим годам реализации проекта. В третьей колонке таблицы приведен дисконтный коэффициент при учетной ставке 6 %. Чистая текущая стоимость проекта отрицательна: -1519,95 денежных единиц.
Таблица 3.2. Дисконтирование издержек и выгод от реализации проекта
В рассмотренном упрощенном анализе не учитываются влияния проекта на индивидов и общество, не имеющие прямой денежной оценки (улучшение окружающей среды, воздействие программы выведения земель из оборота на уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, его макроэкономические последствия, влияние на уровень жизни потребителей сельскохозяйственной продукции и др.). Поэтому окончательного вывода о целесообразности проекта сделать нельзя. Для этого необходимо дополнить выполненные расчеты оценкой всех социальных затрат и результатов проекта.
Например, по оценкам экспертов, улучшение экологической ситуации позволит получить общественные выгоды, размер которых приведен в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Дисконтирование общественных выгод от реализации проекта
Тем самым, чистая текущая стоимость проекта с учетом общественных выгод, не имеющих рыночной оценки, составит -1016,85. Однако проект все же может быть осуществлен, если общество согласится на такие издержки с учетом особого значения его для экологии. Решающую роль может сыграть также лоббирование сельскохозяйственных производителей, так как вследствие выведения земель из сельскохозяйственного оборота и сокращения предложения продукции могут вырасти цены и, соответственно, доходы производителей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи