Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
Разные школы и направления поразному рассматривают данную проблему.
1. Биогенетическая концепция.
Согласно биогенетическим концепциям, определяющим фактором развития ребенка, является наследственный фактор, а становление психики и поведения – есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных возможностей существующих в виде задатков.
Теория рекапитуляции * Ст. Холла: заимствована основная идея из эмбриологии. Использовал биогенетический закон применительно к онтогенезу. Рекапитуляция – сокращенное повторение.
Закон рекапитуляции: онтогенез есть быстрое повторение филогенеза.
*Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении развития эмбриона.
Биогенетический закон: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Этот закон был перенесен в возрастную психологию и дает возможность представить развитие ребенка как повторение основных стадий биогенетической эволюции и этапов культурноисторического развития.
Психотерапия (ПТ) – (Кратохвил) это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов;
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.
– это использование психологических средств для восстановления нарушений деятельности организма (соматические и психические).
Психологические средства – это речь, молчание, эмоциональное отношение, различные манипуляции в окружающей среде, различные виды научений и т.д.
Цель ПТ – оказание помощи клиентам изменив их поведение и мышление таким образом, чтобы они стали счастливее и продуктивнее.
Задачи ПТ: 1. Помощь клиенту в понимании своих проблем.
2. Помощь в устранении психологического дискомфорта.
3. Обеспечение новыми идеями или информацией о том, как решить проблему.
4. Поощрение свободного выражения чувств клиента.
5. Помощь в проверке новых способов мышления и поведения клиента в жизни.
Методы психотерапии: (Александров)
1. Методы обеспечивающие психологическую поддержку: кивок, рукопожатие, открытая поза, «ага» слушание и т.д.
2. Методы устраняющие дезадаптивное поведения и формирующие новые стереотипы поведения: бихевиоризм, тренинги.
3. Методы содействующие инсайту и самоэксплорации: психоанализ, гештальттерапия, арттерапия, музотерапия и др.
Центральной проблемой возрастной психологии является проблема источника и движущих сил психического развития.
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В психологии развитие – это качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные, в целом необратимые изменения в психике человека.
(Словарь по возрастной и педагогической психологии – под редакцией Гамезо)
Движущие силы – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его источниками и содержат в себе энергетические побудительные силы развития и направляют его в нужное русло.
В начале 20 века было два течения поразному трактующих эту проблему:
1. Биогенетические концепции (БК).
2. Социогенетические концепции (СК).
В социогенетической концепции среда выступает в качестве основного фактора развития ребенка.
Истоки СК лежат в идеях философа 17 века *Дж. Локка – В сознании нет ничего, чтобы не было в ощущениях. Психика ребенка формируется исключительно в процессе жизни. Отрицал наличие врожденных идей, задатков к определенному знанию и поведению. По его мнению, душа ребенка чистая доска (табула раса). Придавал значение воспитанию, обучению, которое формирует сознание, взгляды, отношения. Недооценивал значение активности человеческого познания. Значительная работа – «Мысль о воспитании».
Проблемой исследования учебной деятельности занимался *Эльконин Д.Б., он разработал теорию ведущей деятельности, используя для этого теорию ведущей деятельности, разработанную * Леонтьевым Алексеем Николаевичем, который определил, что для каждого возрастного периода существует свой ведущий вид деятельности. Он выдвинул гипотезу о том, что ведущим видом деятельности школьника является учебная деятельность.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.
Учебная деятельность (УД) – особая деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Иначе – это целенаправленный процесс в усвоении ЗУНов.
Учение – процесс сознательного усвоения новых ЗУНов имеющий активный и целенаправленный характер, и это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.
Обучение – организация самого процесса. Акцент делается на действия, учитель передает знания.
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.
Мотивом УД могут быть только учебнопознавательные мотивы, направленные на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Гипотеза была подтверждена в экспериментальных исследованиях Эльконина и Давыдова. Эльконин определил структуру УД.
Вопрос о возрасте, как и вопрос о периодизации ПР является очень сложным в психологии.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).
По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.
Возраст – периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский).
Возраст – конкретная ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Фельдштейн).
По Выготскому:
Хронологический возраст – характеризует время жизни в годах, месяцах, днях.
Психологический возраст – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития.
Аспекты возраста:
1. Возможности развития – психофизиологическое развитие.
2. Социальные нормы – культурноисторические нормы общества.
3. Ожидания общества касаемые поведенческого компонента.
Возраст нельзя понять без категории развития и периодизации.
Категории возрастной психологии – 1. возраст; 2. развитие; 3. периодизация.
* Блонский в психическом развитии выделяет периоды: литические (плавные, спокойные) и критические (периоды скачков).
В литические периоды происходит накопление, суммирование нового, а в критические периоды это накопление приводит к скачку на новый этап, ступень развития.
Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Считается, что эмоциональные проявления генетически обусловлены, а с другой стороны – социально предрасположены.
Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.
Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основная функция: сознательная регуляция активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Воля включается при трудностях для достижения цели. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения. Волевые действия отличаются друг от друга:
1. Уровнем сложности – а) простые, б) сложные; сложность зависит от количество промежуточных целей.
2. Степенью осознанности – волевые процессы связываются с интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов и наличия продуманного плана осуществления действия.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои интересы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом (*Рубинштейн)
Виды волевых действий:
1. Простые волевые действия – привычные действия (пробуждение утром).
2. Сложные волевые действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помирится после ссоры).
Основная функция: сознательная регуляция активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.
Воля включается при трудностях для достижения цели. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения. Волевые действия отличаются друг от друга:
1. Уровнем сложности – а) простые, б) сложные; сложность зависит от количество промежуточных целей.
2. Степенью осознанности – волевые процессы связываются с интеллектуальными и эмоциональными процессами.
Целевой акт всегда связан с приложением усилия, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов и наличия продуманного плана осуществления действия.
Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои интересы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом (*Рубинштейн)
Виды волевых действий:
1. Простые волевые действия – привычные действия (пробуждение утром).
2. Сложные волевые действия – сам конфликт сложный и сложный процесс его преодоления (помирится после ссоры).
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие «коммуникация».
Четыре формы общения:
1 эмоциональное 0-6 9песни, глаза в глаза, прикосновения.
2 сиуативно-деловое 6м-2г _взр создает усл и руководит общением: разговаривает по поводу игрушек и предметов, показывает способы действия с ними, учит поведению и отношению к вещам. Все действия сопровождает речью и принуждает реб к словесному выражению.
3 внесиуативно-познвательное 3-5лет . Познаются предметы и явл окр мира. Общаться по поводу чего не было в опыте реб.
4 Внеситуативно-личностное 6-7 лет Общение со сверстниками. Взр руководит становлением личности реб, его самоценностью. Знакомит с правилами взаимоотношений. Формирует доброжелательность, сочувствие, устанавливать взаимопонимание. Учит сопереживать. Реб – потребность в эмоц поддержке. Развивается взаимопонимание. Реб - обращается за одобрением, просит сочувствия, готов сопереживать.
Для род реб всегда хороший, а среди сверстников ему приходится утверждать свое право на превосходство. В фразе реб Стоит Я- у меня есть, я умею, я делаю мне купили. Реб видит сверстника как предмет для сравнения. И как только сверстник начинает вести себя не так – замечаются его качества личности – жадина, ябеда и т.п. Оценка дается на основе отд действий – не даешь игр-жадина . Ростки Мы , а не Я должны поддерживать взр.
Четыре формы общения:
1 эмоциональное 0-6 9песни, глаза в глаза, прикосновения.
2 сиуативно-деловое 6м-2г _взр создает усл и руководит общением: разговаривает по поводу игрушек и предметов, показывает способы действия с ними, учит поведению и отношению к вещам. Все действия сопровождает речью и принуждает реб к словесному выражению.
3 внесиуативно-познвательное 3-5лет . Познаются предметы и явл окр мира. Общаться по поводу чего не было в опыте реб.
4 Внеситуативно-личностное 6-7 лет Общение со сверстниками. Взр руководит становлением личности реб, его самоценностью. Знакомит с правилами взаимоотношений. Формирует доброжелательность, сочувствие, устанавливать взаимопонимание. Учит сопереживать. Реб – потребность в эмоц поддержке. Развивается взаимопонимание. Реб - обращается за одобрением, просит сочувствия, готов сопереживать.
Для род реб всегда хороший, а среди сверстников ему приходится утверждать свое право на превосходство. В фразе реб Стоит Я- у меня есть, я умею, я делаю мне купили. Реб видит сверстника как предмет для сравнения. И как только сверстник начинает вести себя не так – замечаются его качества личности – жадина, ябеда и т.п. Оценка дается на основе отд действий – не даешь игр-жадина . Ростки Мы , а не Я должны поддерживать взр.
Три компонента
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.
1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.
1 Психологическая готовность – социально-личностная, интеллектуальная, эмоционально-волевая.
2. Физическая – общее состояние здоровья и физ развитие. Уровень развития анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц и развитие осн движений – бег, ходьба, прыжки.
3. Специальная – умение писать, читать, считать.
1) Социально – личностная – принятие позиции школьника - у этого школьника имеется круг обязанностей и прав и он должен понимать, что он занимает иное положении)
Выражается в отношении к школе, учителям, уч Де, и включает в себя формирование качеств, которые помогают общаться.
Важно уметь войти в детское общество. Действовать совместно с др детьми. это все обеспечивает адаптацию к нов соц усл – к шк жизни.
2) Интеллектуальная - это приобретение опр кругозора, запас знаний, желание узнавать новое.
Некоторые умения как например – выделять и принимать задачу. Это требует от реб способности удивляться и искат ьпричины им замеченного сходства и различия предметов, их новых свойств.
Взр должен для этого ставить перед реб такую цель, которую он не только понял, но и принял, сделал своей, тогда у реб у реб появиться желание достичь ее.
Напоминает кризис 7 года, (кризис саморегуляции – реб учиться подчинять правилам свое повдение)
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.
В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Он начинает предъявлять претензии на внимание к себе. Появл демонстративная наивность. У реб распадается единство аффекта и интеллекта. Реб не владеет своми чувствами (т.е не может сдерживаться, но и не умеет управлять)
Основная базовая потребность – уважение
Дети учатся удовл свои духовные и физические потребности, способами приемлемые для них самих и для тех с кем они общаются. Если реб трудно в усвоении нов правил, это может привести к самоограничению. Поощрение самостоятельности способствует развитию инициативы и интеллекта.
В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПД принимает подражательный характер.
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:
Приблизительно к 1,5 годам ПД снова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия.
Наиболее подробно изучал Д.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности:
1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.
2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа.
Первый этап:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);
б) использовании предмета, когда еще несформулированы способы его применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко.
в) овладение специфическим способом употребления.
Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой.
Третий этап сопровождается возникновением игрового действия.
Предметная деятельность в качестве основной единицы рассматривает понятие - предметное действие.
Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие).
Психологи выделяют 2 вида предметных действий:
Психика ребенка развивается как целостное образование. Развитие его самосознания, мотивов поведения, чувств, воли приводит к формированию уже в дошкольном возрасте типичных для ребенка и относительно устойчивых форм его поведения. Складывается характер, при этом важной стороной его является нравственное развитие. Это процесс усвоения заданных образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения дошкольника ( Л.И. Божович).
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка
Усвоение норм предполагает, что:
- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение,
- у него вырабатывается привычка нравственного поведения.
Иными словами, развитие нравственности имеет две стороны:
- развитие нравственного сознания
- развитие нравственного поведения
Нравственное сознание
Включает в себя несколько компонентов:
- понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные.
- начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.
- сознание понимания смысла нравственного поступка