Модус органа- это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.
Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.
Модальность поведения– воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.
Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.
Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.
Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.
Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.
В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.
Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.
В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.
Групповая идентичность - это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.
Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.
Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.
Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.
Здоровый образ жизни, псих здоровье должны стать естественной, органичной потребностью ч-ка, восприняв к-рую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей жизни. Формир псих здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание дух сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов. Но на практике о здоровье по-настоящему начинает заботиться, когда его состояние уже серьезно нарушено. Ч-к должен уметь «расшифровать» свое псих состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые стороны, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный ур своих физ и псих возможностей. Он должен уметь управлять своим псих здоровьем. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам, различного рода целителям делают ч-ка пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных псих проблем. Ч-к должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться. Эксперимент исслед показывают, что хотя пожилые действительно обучаются заметно медленнее, чем молодые, обычно они в целом способны усваивать новый материал и могут запоминать новую инф-цию так же. Тем не менее, различия в обучении увеличиваются со сложностью преподаваемого материала. Пожилые стремятся быть внимательными и более жестокими в поведении. Многие люди, которые «стареют успешно», прилагают известные усилия для поддержания мозговой активности беспрерывным обучением и расширением соц контактов с людьми мл возрастной гр. Согласно Цицерону, для мудрого ч-ка старый возраст - самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, ч-к в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых. Долгожители - как правило, худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. По данным исслед ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологич функциям ч-ка, как ощущение, восприятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 обнаружилось: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая.
Этот период часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на 3 гр: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Переходным сост-ем от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла ч-ка некоторые авторы считают пожилой возраст. Гл особенностью явл процесс старения, к-рый ген запрограммирован. Люди уже не так сильны физ, общий запас энергии становится существенно меньше. Ухудшается деят сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма. С точки зрения Эриксона, конечной стадией жизненного цикла явл психосоц конфликт «целостность против отчаяния». Основная потребность в этом периоде- убедиться в ценности прожитой жизни. Ч-к должен оглянуться назад и пересмотреть свои достижения и неудачи. Вопрос о ведущей деят-ти в период поздней взрослости остается открытым для обсуждения и обучения. Считается, что ведущей деят явл внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути. В развитии когнитивной сферы происходят изменения, т.к большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллект функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется. Изменения в эмоц сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости.
Можно обозначить неке возрастные периоды, на к-рые чаще всего приходятся личностные сдвиги: ок 20, 30, 40-45, 55-60 лет и в позднем возрасте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют приблизительный хар-р. Момент возникновения, продолжительность, острота кризисов варьируются в зависимости от личных обстоятельств жизни. Движ силой развит признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение и ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения сост-я здоровья, экономич и политич события, смену условий, требований, соц ожиданий. Юнг середину жизни рассматривал как критич момент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией саморазвития. В зрелом возрасте ч-к должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». Левинсон выделил переходы: к ранней взрослости -17-22 г; переход 30-летия -28-33; к ср взрослости- 40-45; -переход 50-летия -50-55; переход к поздней взрослости- 60-65. Переходные периоды, явл стрессовыми, т.к в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Шихи анализировал жизнь супругов. Она выделила: 1) (20 -22) -переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней»: уточнение жизненных планов и начало их осущ-ния; поиски себя, выработка индивидуальности; осознание себя как взрослого ч-ка со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи. 2)Ок 30- переход к ср взрослости, 30 - возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений.
Акмеология -наука о закономерностях псих развития взрослого ч-ка и объективно-субъективных факторах, содействующих или препятствующих достижению личностных и проф вершин творческой зрелости. Акмеологич наука формир учеными: Ананьев- заложили теорет основу науки о зрелом возрасте, Бехтерев, Мясищев, Ковалевский, Кузьмин, Кузьмина, Рыбников. Понятие «акмеология» в псих науку впервые ввел Рыбников в 1928 г, обозначая им возрастную псих зрелости или взрослости. Акме -феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации ч-ка в гражданской, личностной, межличностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизнедеятельности. Проблемами развит зрелой Л занимается акмеология, возникшая на стыке естественных, гум и общественных дисциплин. А изуч закономерности и феномены развит ч-ка на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого ур-ня в этом развитии. Непроф-лизм способствует росту напряженности в межнациональных отнош, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к псих дискомфорту в самочувствии людей. А как научная дисциплина предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда явл организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и соц ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому А явл одновременно и учебной дисциплиной. Задачи: 1)при изуч труда профессионалов в разных областях деят-ти выделить общее, к-рое их объединяет, и т.о научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия. 2)Наблюдения за проявлениями высокого проф-лизма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и его утрату, + деформацию личности самого проф-нала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих. 3)через проведение комплексных разработок предложить, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практ осущ-ния процесса перевода начинающего свою самостоят деят специалиста на все более высокие ур-ни проф-лизма. Решение этой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-соц,-экономи, пед, психофизиологич, психоген, возрастно-псих, соц-псих, дифференциально-псих исслед и, исслед по псих труда, связанных с поднятой проблемой. 4)создание методического инструментария, позволяющего выявлять ур проф-лизма, достигнутый как отдельным ч-ком, так и общностью людей.
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физ способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде макс расцвета личностного роста, высшего момента проявления дух сил. Эриксон считал, что зрелый ч-к нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться. Соц ситуация развит в период зрелости связана с активным включением ч-ка в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспит детей, творчестве, взаимоотнош с людьми в процессе труд деят-ти. По Фельдштейну, жизнь взрослого ч-ка- движение, изменение, развитие. Возрастную псих интересуют изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в ч-ке как сложнейшем природном сущ-ве - индивиде, как продукте общественных отнош - личности, как субъекте деят-ти и прежде всего как проф-ле. Ананьева опред 4 направления исслед псих развит в зрелости. 1)Установление сущности развит индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия соци и биол факторов. 2)Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развит ч-ка. 3)Выявление связей как индивидуальных, так и личностных феноменов ч-ка с его субъектно-деятельностной характеристикой. 4)Исслед становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик ч-ка как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием. Слободчиков и Цукерман считают, что суть 1 ступени взрослости (17—42 г) сост в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции ч-ка, к-рый становится субъектом общественных отнош. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации псих развит, могут стать слова М. Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39) - универсализация - полагается как потенциальная возможность достижения высшего ур-ня дух развит, вхождения в пространство обще- и сверхчел ценностей.
Соц ситуация развит предполагает активное включение ч-ка в сферу общественного производства, в сферу труд дят-ти, + в создание собственной семьи и воспит детей. С внутренней стороны соц ситуация развит в период взрослости опред стремлением к самостоятельности, независимости и отнош к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять ответственность-ключевое переживание соц ситуации развития зрелости. Представления о ведущей деят-ти, разработанные Леонтьевым и Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте. В период взрослости ведущим типом деят-ти явл труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деят-ю становится не просто включение в производит жизнь общ-ва, но макс реализация сущностных сил ч-ка в ходе такой деят-ти. Т. о, речь идет о стремлении к высшим, достижениям ч-ка в разных областях- физ, нравственной, интеллект, проф. С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей. Развит личности в период зрелости остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии. Период зрелости личности иногда рассматривается как целевое сост, к к-рому направлено соц и псих развит, а далее происходит простое изменение личностных св-в. Многие психологи считают, что личность способна к саморазвитию и особенно в пору зрелости. Но простой констатации этого положения недостаточно; необходимо полное, глубокое и точное знание о закономерностях и факторах этого развит.
Период взрослости - наиболее продолжит период онтогенеза. Обычно выделяют 3 стадии:- ранняя (молодость),- средняя (зрелость), -поздняя (старение и старость). Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость -самый соц активный и продуктивный период жизнедеят; период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего ур-ня развит интеллекта и личности. Др греки называли его акме- высшая ступень, цветущая пора. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития. Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода. Слободчиков и Цукерман считают, что суть 1 ступени взрослости (17—42 г) сост в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции ч-ка, к-рый становится субъектом общественных отнош. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации псих развит, могут стать слова М. Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39) - универсализация - полагается как потенциальная возможность достижения высшего ур-ня дух развит, вхождения в пространство обще- и сверхчел ценностей. Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 (Биррен), 21 (Д.Б. Бромлей), 20 ж и 21 м (по международной классификации), 25 лет (Бунак). Неопред отл характеристики и временные границы ср взрослости от 20 до 35 (Векслер), 25-40 (Бромдей), 25-50 (Биррен), 36-60 (согласно международной классификации). Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 (Бунак, Гинзбург, Бромлей, Векслер), 60 (Гримм и большинство демографов), 75 (Биррен). Ананьева опред 4 направления исслед псих развит в зрелости. 1)Установление сущности развит индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия соци и биол факторов. 2)Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развит ч-ка. 3)Выявление связей как индивидуальных, так и личностных феноменов ч-ка с его субъектно-деятельностной характеристикой. 4)Исслед становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик ч-ка как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием.