Кризисные периоды на этапе взрослости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Можно обозначить неке возрастные периоды, на к-рые чаще всего приходятся личностные сдвиги: ок 20, 30, 40-45, 55-60 лет и в позднем воз­расте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют приблизительный хар-р. Момент возникновения, продолжительность, острота кризисов варьируются в зависимости от личных обстоя­тельств жизни. Движ силой развит признается внутреннее стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение и ряд внешних факторов, действующих по принципу «спускового крючка». Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения сост-я здоровья, экономич и политич события, смену условий, требований, соц ожиданий. Юнг середину жизни рассматривал как критич мо­мент, когда происходит «глубинное, удивительное изменение души». Форсированная социализация сменяется линией самораз­вития. В зрелом возрасте ч-к должен осуществить внутреннюю работу самопознания, которую Юнг называл «индивидуацией». Левинсон выделил переходы: к ранней взрослости -17-22 г; переход 30-летия -28-33; к ср взрослости- 40-45; -переход 50-летия -50-55; переход к поздней взрослости- 60-65. Переходные периоды, явл стрессовыми, т.к в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пере­смотру и переоценке. Шихи анализировал жизнь супругов. Она выделила: 1) (20 -22) -переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней»: уточнение жизненных пла­нов и начало их осущ-ния; поиски себя, выработка индивиду­альности; осознание себя как взрослого ч-ка со своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собст­венной семьи. 2)Ок 30- переход к ср взрослости, 30 - возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с рас­хождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кри­зис связан с задачей коррекции плана жизни с высо­ты накопленного опыта. 3)Кризис середины жизни, кризис 40-летия. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира -из­менение отношения к тому, что раньше казалось важным или отталкивающим. Кризис идентич­ности выражается в переживании чувства нетождественности себе. Один из моментов кризиса - пробле­ма убывающих физ сил, привлекательности. Кризис 40 - время опасностей и боль­ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физ сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой­ством, эмоц спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет 4 подкризиса, разрешение к-рых служит условием последую­щего развития: -развитие у ч-ка уважения к мудрости; -смена сексуализации отношений социализацией; -противостояние аффективному обеднению, связанному с по­терей близких людей и обособлением детей; -сохранение эмоц гибкости, стремление к аффективному обогащению в др формах; -стремление к душевной гибкости (преодоление псих ригидности), поиск новых форм поведения. Нормальная зрелая Л - не лич­ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям развития.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.