Ступени развития субъектности (по В.И. Слободчикову).

Наука » Психология » Возрастная психология
Ступени развития субъектности

I. Оживление
Рождение— 12 месяцев

П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет

III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет

IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года

V. Универсализация
39-45 лет — 62 года

Основные стадии развития личности в онтогенезе.

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выде­ления себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, лич­ность возникает благодаря общению, однако не оказывается пол­ностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность — т.е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентифи­кация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осу­ществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих ка­честв, которые можно обобщить понятием личностная свобода?

Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее ав­торитетным из них, безусловно, является теория развития иден­тичности, предлагаемая известным германо-американским пси­хологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выде­ленных им восьми стадий как конфликт между противополож­ными тенденциями личности.

Соотношение категорий личности, потребностей и самосознания

Наука » Психология » Возрастная психология
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности име­ла ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социаль­ного, деятельности и сознания, индивидного и духовного. Само толкование многозначного термина «личность» нацеливало на оп­ределение педагогических и юридических акцентов в понимании того, кто может считаться личностью и обязательно ли принад­лежность к биологическому виду Homo сопровождается появле­нием этого качества. Для психологии развития особенно важным представляется вопрос о том, что может рассматриваться как пер­вое проявление или «единица» личностного становления. Чтобы приблизиться к пониманию генезиса личности, рассмотрим крат­ко содержательно близкие важнейшие понятия.

Прежде всего, определим индивида как физического носителя психологических характеристик человека. Индивид создает пред­посылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по про­исхождению. Индивид существует с самого рождения; морфофункциональные качества могут изменяться (например, обновляет­ся клеточное строение тела человека), а такие индивидные пси­хологические качества, как темперамент, задатки способностей, асимметрия полушарий головного мозга, практически не изме­няются на протяжении жизни, обеспечивая устойчивость инди­видуальности.

Отношения между сверстниками в социальных группах, их роль в развитии социальной идентичности юношества

Наука » Психология » Возрастная психология
В период ранней юности весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. В доподростковый период связь между ровесниками не столь очевидна: дети подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей. В период ранней юности (старший подростковый возраст) картина меняется. Половое созревание приносит с собой новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Старшие подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше давали им родители
«В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны; и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения ; в особом феномене «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции - к индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две эти направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощения потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; а в избирательности - потребность в выявлении и встречном понимании.

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Наука » Психология » Возрастная психология
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Идентичность тесно связана с "Я-концепция" - это совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой.
В юношеском возрасте выделяют две основные сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2) принятие набора социальных ролей.
Э. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Юношество - лишь одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.

Кризис 7 лет

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис 7 лет
Особенности кризиса 7 лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств
Симптомы кризиса 7 лет:
o Потеря непосредственности между желанием и действием
o Манерничанье
o Симптом «горькой конфеты»
Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.
Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Наука » Психология » Возрастная психология
1 – 3 года
Социальная ситуация развития:
 Ребенок и взрослый автономны
 Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого
Противоречия возраста:
Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»
Основные психические новообразования:
o Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения
o Развитие самостоятельной ходьбы
o Возникновение наглядно – действенного мышления
o Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я
3 линии развития в период раннего детства:
1. Возникновение прямохождения
2. Предметная деятельность
3. Развитие речи

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Наука » Психология » Возрастная психология
1 месяц – 1 год
Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)
Социальная ситуация развития:
ребенок физически отделяется от матери, но не биологически
Противоречия возраста:
 Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители
 Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве
Основные психические новообразования:
o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.
o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической

Воображение и творчество подростка

Наука » Психология » Возрастная психология
Воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.
игра ребенка перерастает в фантазию подростка

Отличия воображения ребенка и подростка:
 воображение подростка порывает связь с действительными предметами
 опора воображения остается конкретной, но менее наглядной
 отмечается прогрессирующая абстрактность воображения
 фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком
 фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком
 абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом
 наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях
 мышление с помощью метафор
 подростки создают творческие образы для себя
 воображение подростка начинает опираться на понятия
 фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу
 возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений

Развитие высших психических функций в переходном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.
Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:
 сохранение в виде отдельных ступеней низших центров
 переход функций вверх
 эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.
ВОСПРИЯТИЕ:
• самая ранняя в истории развития психических функций ребенка
• существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет
• на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется
• в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью
• происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»
• наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях
• подросток осмысливает всю действительность в понятиях

Продукты общения

Наука » Психология » Возрастная психология
Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:

* взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
* образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.


1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми

Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.

В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.

2. Образ самого себя.

Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.

Общение появляется у ребенка в возрасте 2 месяцев

Наука » Психология » Возрастная психология
4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:

· Внимание и интерес ребенка к взрослому

· Эмоциональные проявления ребенка к взрослому

· Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого

· Чувствительность ребенка к отношению взрослого


Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:

* Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)

* Деловые (потребность в активной деятельности)

* Личностные (потребность в признании и поддержке)

Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.