Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физ способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии - науки о периоде макс расцвета личностного роста, высшего момента проявления дух сил. Эриксон считал, что зрелый ч-к нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и ободрении со стороны тех, кого она произвела на свет и о ком должна заботиться. Соц ситуация развит в период зрелости связана с активным включением ч-ка в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспит детей, творчестве, взаимоотнош с людьми в процессе труд деят-ти. По Фельдштейну, жизнь взрослого ч-ка- движение, изменение, развитие. Возрастную псих интересуют изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в ч-ке как сложнейшем природном сущ-ве - индивиде, как продукте общественных отнош - личности, как субъекте деят-ти и прежде всего как проф-ле. Ананьева опред 4 направления исслед псих развит в зрелости. 1)Установление сущности развит индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия соци и биол факторов. 2)Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развит ч-ка. 3)Выявление связей как индивидуальных, так и личностных феноменов ч-ка с его субъектно-деятельностной характеристикой. 4)Исслед становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик ч-ка как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием. Слободчиков и Цукерман считают, что суть 1 ступени взрослости (17—42 г) сост в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции ч-ка, к-рый становится субъектом общественных отнош. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации псих развит, могут стать слова М. Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39) - универсализация - полагается как потенциальная возможность достижения высшего ур-ня дух развит, вхождения в пространство обще- и сверхчел ценностей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи