Ступени развития субъектности
I. Оживление
Рождение— 12 месяцев
П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет
III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет
IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года
V. Универсализация
39-45 лет — 62 года
I. Оживление
Рождение— 12 месяцев
П. Одушевление
11 месяцев — 6,5 лет
III. Персонализация
5,5 лет— 13-18 лет
IV. Индивидуализация
17-21 год — 31 -42 года
V. Универсализация
39-45 лет — 62 года
Развитие личности можно рассматривать с точки зрения выделения себя из среды (приобретения способности подняться над «полем»), усиления саморегуляции и самоуправления, принятия ответственности за свою активность и, вследствие всего этого, приобретения автономии. Имея биосоциальную природу, личность возникает благодаря общению, однако не оказывается полностью растворенной в социуме, если умеет ему противостоять и сохранять собственную индивидуальность — т.е. для понимания личности важно устанавливать границы между собой и не собой. В концепции B.C. Мухиной развитие самосознания начинается с идентификации, а завершается обособлением, причем идентификация и обособление относятся как к собственному телу, так и предметам окружающего мира или значимым людям. Как же осуществляются в онтогенезе процессы приобретения всех этих качеств, которые можно обобщить понятием личностная свобода?
Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее авторитетным из них, безусловно, является теория развития идентичности, предлагаемая известным германо-американским психологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выделенных им восьми стадий как конфликт между противоположными тенденциями личности.
Совсем немногие подходы к изучению развития личности в онтогенезе обладают высоким уровнем обобщения. Наиболее авторитетным из них, безусловно, является теория развития идентичности, предлагаемая известным германо-американским психологом психоаналитического направления Э. Эриксоном. Он в явном виде сформулировал содержание каждой из выделенных им восьми стадий как конфликт между противоположными тенденциями личности.
В отечественной психологии проблема онтогенеза личности имела ключевое значение для определения наиболее существенных положений, касающихся соотношения биологического и социального, деятельности и сознания, индивидного и духовного. Само толкование многозначного термина «личность» нацеливало на определение педагогических и юридических акцентов в понимании того, кто может считаться личностью и обязательно ли принадлежность к биологическому виду Homo сопровождается появлением этого качества. Для психологии развития особенно важным представляется вопрос о том, что может рассматриваться как первое проявление или «единица» личностного становления. Чтобы приблизиться к пониманию генезиса личности, рассмотрим кратко содержательно близкие важнейшие понятия.
Прежде всего, определим индивида как физического носителя психологических характеристик человека. Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению. Индивид существует с самого рождения; морфофункциональные качества могут изменяться (например, обновляется клеточное строение тела человека), а такие индивидные психологические качества, как темперамент, задатки способностей, асимметрия полушарий головного мозга, практически не изменяются на протяжении жизни, обеспечивая устойчивость индивидуальности.
Прежде всего, определим индивида как физического носителя психологических характеристик человека. Индивид создает предпосылки особенностей личности, но не может принципиально детерминировать тех ее качеств, которые социокультурны по происхождению. Индивид существует с самого рождения; морфофункциональные качества могут изменяться (например, обновляется клеточное строение тела человека), а такие индивидные психологические качества, как темперамент, задатки способностей, асимметрия полушарий головного мозга, практически не изменяются на протяжении жизни, обеспечивая устойчивость индивидуальности.
В период ранней юности весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. В доподростковый период связь между ровесниками не столь очевидна: дети подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависит от общения со сверстниками. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей. В период ранней юности (старший подростковый возраст) картина меняется. Половое созревание приносит с собой новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Старшие подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем чтобы найти у них то, что раньше давали им родители
«В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны; и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения ; в особом феномене «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции - к индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две эти направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощения потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; а в избирательности - потребность в выявлении и встречном понимании.
«В юношеском общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны; и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения ; в особом феномене «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.
Что касается второй тенденции - к индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Две эти направленности «обслуживают» разные потребности школьников: в «поиске» общения находит воплощения потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли; а в избирательности - потребность в выявлении и встречном понимании.
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Идентичность тесно связана с "Я-концепция" - это совокупность всех представлений индивида о себе, связанная с их оценкой.
В юношеском возрасте выделяют две основные сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2) принятие набора социальных ролей.
Э. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Юношество - лишь одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.
В юношеском возрасте выделяют две основные сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии; 2) принятие набора социальных ролей.
Э. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. Юношество - лишь одна из стадий в развитии идентичности, период наиболее яркого ее кризиса.
Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.
Кризис 7 лет
Особенности кризиса 7 лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств
Симптомы кризиса 7 лет:
o Потеря непосредственности между желанием и действием
o Манерничанье
o Симптом «горькой конфеты»
Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.
Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.
Особенности кризиса 7 лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств
Симптомы кризиса 7 лет:
o Потеря непосредственности между желанием и действием
o Манерничанье
o Симптом «горькой конфеты»
Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.
Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.
1 – 3 года
Социальная ситуация развития:
Ребенок и взрослый автономны
Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого
Противоречия возраста:
Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»
Основные психические новообразования:
o Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения
o Развитие самостоятельной ходьбы
o Возникновение наглядно – действенного мышления
o Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я
3 линии развития в период раннего детства:
1. Возникновение прямохождения
2. Предметная деятельность
3. Развитие речи
Социальная ситуация развития:
Ребенок и взрослый автономны
Появляется совместная деятельность ребенка и взрослого
Противоречия возраста:
Предпосылки перехода на качественно новую ступень развития – переход автономной речи на речь «для других»
Основные психические новообразования:
o Формирования и развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения
o Развитие самостоятельной ходьбы
o Возникновение наглядно – действенного мышления
o Возникновение сознания, выступающего для других в виде собственного Я
3 линии развития в период раннего детства:
1. Возникновение прямохождения
2. Предметная деятельность
3. Развитие речи
1 месяц – 1 год
Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)
Социальная ситуация развития:
ребенок физически отделяется от матери, но не биологически
Противоречия возраста:
Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители
Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве
Основные психические новообразования:
o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.
o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической
Кризис новорожденности (с рождения до конца 1ого месяца жизни)
Социальная ситуация развития:
ребенок физически отделяется от матери, но не биологически
Противоречия возраста:
Ребенок уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внутренние раздражители
Он еще лишен самостоятельности передвижения в пространстве
Основные психические новообразования:
o Хотя жизнь у ребенка появляется еще до рождения, новым является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенной от организма матери и включенной в социальную жизнь людей.
o Жизнь новорожденного стала не только индивидуальной, но и психической
Воображение и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.
игра ребенка перерастает в фантазию подростка
Отличия воображения ребенка и подростка:
воображение подростка порывает связь с действительными предметами
опора воображения остается конкретной, но менее наглядной
отмечается прогрессирующая абстрактность воображения
фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком
фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком
абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом
наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях
мышление с помощью метафор
подростки создают творческие образы для себя
воображение подростка начинает опираться на понятия
фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу
возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений
игра ребенка перерастает в фантазию подростка
Отличия воображения ребенка и подростка:
воображение подростка порывает связь с действительными предметами
опора воображения остается конкретной, но менее наглядной
отмечается прогрессирующая абстрактность воображения
фантазия подростка более творческая по сравнению с ребенком
фантазия более продуктивная по сравнению с взрослым человеком
абстрактное мышление и воображение не связаны друг с другом
наличие внутренней зависимости воображения от мышления в понятиях
мышление с помощью метафор
подростки создают творческие образы для себя
воображение подростка начинает опираться на понятия
фантазии подростка впервые обращаются в интимную сферу
возникает новый сложный мир влечений, интересов и побуждений
Развитие высших психических функций в переходном возрасте обнаруживает чрезвычайно ясно и отчетливо основные закономерности, характеризующие процессы развития нервной системы и поведения.
Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:
сохранение в виде отдельных ступеней низших центров
переход функций вверх
эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.
ВОСПРИЯТИЕ:
• самая ранняя в истории развития психических функций ребенка
• существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет
• на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется
• в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью
• происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»
• наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях
• подросток осмысливает всю действительность в понятиях
Основные закономерности, наблюдающиеся в развитии нервной системы:
сохранение в виде отдельных ступеней низших центров
переход функций вверх
эмансипация низших центров при заболевании — полностью находят соответствие и в истории развития психических функций.
ВОСПРИЯТИЕ:
• самая ранняя в истории развития психических функций ребенка
• существенного развития в этом возрасте не наблюдается, так как восприятие сформировано значительно раньше 12 лет
• на каждой возрастной ступени восприятие качественно изменяется
• в подростковом возрасте происходит сближение восприятия с мышлением и связь с речью
• происходит слияние наглядного впечатления и мышления, т.е. появляется «наглядное мышление»
• наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление и мышление в понятиях
• подросток осмысливает всю действительность в понятиях
Продукты общения разнообразны и многочисленны. Лисина М.И. рассматривает 2 основных продукта общения:
* взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
* образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.
1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.
В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.
2. Образ самого себя.
Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.
* взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
* образ самого себя, который у него возникает в результате коммуникативной деятельности.
1. Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми
Взаимоотношения людей носят избирательный характер. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от содержания коммуникативной потребности.
В фундаменте добрых отношений в общении с обоими партнерами лежит удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании окружающих людей; она «опредмечивается» в личностных коммуникативных мотивах.
2. Образ самого себя.
Образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения.
4 критерия возникновения потребности общения у ребенка:
· Внимание и интерес ребенка к взрослому
· Эмоциональные проявления ребенка к взрослому
· Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого
· Чувствительность ребенка к отношению взрослого
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
* Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)
* Деловые (потребность в активной деятельности)
* Личностные (потребность в признании и поддержке)
Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.
· Внимание и интерес ребенка к взрослому
· Эмоциональные проявления ребенка к взрослому
· Инициативные действия ребенка, направленные на взрослого
· Чувствительность ребенка к отношению взрослого
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
* Познавательные (реализуется потребность во впечатлениях)
* Деловые (потребность в активной деятельности)
* Личностные (потребность в признании и поддержке)
Все три группы мотивов существуют и тесно связаны между собой. Но в разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие занимают положение ведущих.