Характеристика личности в старости

Наука » Психология » Возрастная психология
Другие современные лонгитюдные ис­следования подвергли сомнению факт на­растания осторожности и неуверенности в себе в старости (81). Эти исследования по­казали, что осторожность стариков обуслов­лена не боязливостью или неуверенностью, а их высокими требованиями к точности собственных ответов. Оказалось, что изме­нение инструкции, побуждающее стариков смело и открыто выдвигать различные пред­положения, практически уравнивало про­явление осторожности у молодых и старых испытуемых (79, 117). Ботвиник (81) по­строил ситуацию исследования таким обра­зом, что решение, не предполагающее рис­ка, было вообще недостижимо (т.е. нельзя было не рисковать). В этой ситуации воз­растные различия в проявлении осторож­ности исчезали. В приведенном исследова­нии старых людей просили дать совет молодым людям и сверстникам по поводу при­нятия решения в ситуации риска. Интерес­но, что при этом старые люди рекомендова­ли проявлять осторожность только моло­дым (81).

Новейшие психологические лонгитюд-ные исследования личности, использовав­шие процедуру факторного анализа для ис­следования вероятности сохранности ядра личности в старости, подтвердили гипотезу о стабильности личностных черт (88, 94, 96). Этот вывод был подтвержден генетически­ми исследованиями с использованием близ­нецового метода (146), которые доказали, что на проявление таких черт, как эмоцио­нальность, общительность и активность, значительно большее влияние оказывает ге­нетический фактор, и с возрастом они ока­зываются практически неизменными. Более того, старые люди способны также глубоко и полно переживать и понимать чувства, однако внешне эмоциональная экспрессия может быть меньше выражена (93).

Практическая психология старости

Наука » Психология » Возрастная психология
Проблема исследования психологичес­ких возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потен­циально таится в теле каждого старого че­ловека. В то же время социальная геронто­логия и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении ин­дивидуальных признаков старения, не по­зволяющие однозначно установить возрас­тную границу между зрелостью и старос­тью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе — не единственный удел старости, а угасание — не единственный путь изменения.

Этот возраст отличает особое предназна­чение, специфическая роль в системе жиз­ненного цикла человека: именно старость очерчивает общую перспективу развития личности, обеспечивает связь времен и по­колений. Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как це­лое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

Важнейшие задачи, стоящие перед ста­ростью, не могли бы получить решение, если бы этот возраст характеризовался только с позиции недостатка, ущербности по срав­нению со зрелостью. В этом смысле на ста­рость можно экстраполировать закон мета­морфозы Л.С. Выготского (15), и тогда ста­рость следует характеризовать не столько угасающими способностями, но, прежде все­го, качественно отличной психикой, по­скольку развитие человека есть цепь каче­ственных изменений.

Возрастная психология по Фрейду

Наука » Психология » Возрастная психология
АККОМОДАЦИЯ - 1. Механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации. В частности - изменение кривизны хрусталика глаза для точной фокусировки изображения на сетчатке. 2. Согласно Ж. Пиаже - изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.
АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ (англ. telegraphic speech) — один из ранних этапов развития детской речи, переходный к овладению речью взрослых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Син. телеграфная речь.
По форме «слова» А. р. — это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды (напр., «коко» вместо «молоко», «ко но» вместо «спокойной ночи» и т. п.).
Характерными психологическими особенностями А. р. являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений «слов», их неопределенность, многозначность; 2) вытекающий из первой особенности способ «обобщения» — объединение в одном слове разнородных предметов, в отличие от классификации на основе развернутой речи, отражающей общественный опыт; 3) отсутствие флексий и синтаксических отношений.
А. р. может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики, а также коррекции (если этот этап развития речи затянулся) А. р. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется, кроме того, их временное разъединение

За идентичностью

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис интимности.

Неотъемлемой частью интимности является дистанцированность: готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущ­ность которых кажется ему опасной.[10;147]

Психоанализ подчеркивал гениталъностъ как одно из условий развития для достижения полной зрелости. Генитальность состоит в способности развивать органическую потенцию, которая больше чем просто освобождение от сексуальных продуктов в смысле «выброса».[148]

Прежде чем будет достигнут этот уровень генитальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из свое­корыстия, голода идентичности; каждый из партнеров в действительности старается лишь прийти к самому себе. [10;148]

Типичным отчуждением этой стадии является изоляция, то есть неспособность воспользоваться своим шансом, раз­делив истинную интимность. Такое подавление своих чувств часто усиливается страхом того, что интимность выйдет наружу: плод — и забота о нем. [10;149]

…теперь приращение идентичности основывается на формуле «Мы есть то, что мы любим»

Отрочество

Наука » Психология » Возрастная психология
… период между младшим школьным возрастом и окончательным получе­нием специальности.

В своих поисках нового чувства преемственности и самотождест­венности, которое теперь должно включать половую зре­лость, некоторые подростки вновь должны попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем со­здать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации устойчивые идолы и идеалы.[10;139]

…подросток особенно страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить.

…подростковый период ха­рактеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей исполнения своих обязанностей и своего долга и в то же время смертельной боязнью оказаться слабаком, насильно вовлеченным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или ощу­щать неуверенность в своих силах.

… подросток готов доверять тем сверстникам и тем действительно направляющим, ведущим или же вво­дящим в заблуждение старшим, которые зададут образ­ные, если не иллюзорные границы его устремлениям.[10;140]

Школьный возраст: идентификация с задачей

Наука » Психология » Возрастная психология
Именно в конце периода развитого воображения ребе­нок проявляет наибольшие способности к обучению, со­блюдает дисциплину и выполняет определенные требова­ния взрослых.[10;133]

Ощущение себя способным делать разные вещи, и делать их хорошо или даже в совершенстве, я назвал чувством созидания.[134]

Опасность этой стадии — в развитии отчуждения от самого себя и от своих задач — хорошо известное чувство неполноценности. Оно может быть обусловлено неудов­летворительным разрешением предшествующего конфлик­та: ребенок все еще тянется к своей матери, гораздо силь­нее, чем к учебе; он все еще может предпочитать, чтобы его считали малышом дома, нежели большим в школе; он все еще сравнивает себя со своим отцом, и это сравнение вызывает чувство вины, равно как и чувство неполноцен­ности.

Именно в этот момент широкое социальное окружение становится значимым для ребенка, допуская его к ролям прежде, чем он встретится с актуальностью технологии и экономики.

Детство: антиципация ролей.

Наука » Психология » Возрастная психология
Фаллическая стадия

Будучи твердо уверенным в том, что он — самому себе принадлежащая персона, ребенок теперь должен выяс­нить, какой же именно персоной он может стать.

Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис:

(1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широ­кий и, по существу, не ограниченный для него радиус целей;

(2) его чувство языка становится настолько совер­шенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчисленных вещах, часто не получая должного и вра­зумительного ответа, что способствует совершенно непра­вильному толкованию многих понятий;

(3) и речь, и раз­вивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число ролей, что под­час это его пугает. Как бы то ни было, Из всего этого ребенок должен выйти с чувством инициативы как ба­зисным для реалистического ощущения собственных ам­биций и целей.

Раннее детство: воля быть собой.

Наука » Психология » Возрастная психология
Стадия автономии

Психоанализ обогатил словарь словом «анальность», предложенным для обозначения определенного удовольст­вия и своеволия, связанных в раннем детстве с органами выделения.[10;116]

Основное значение этой второй стадии раннего дет­ства — в быстрых завоеваниях на пути развития мускула­туры и вербализации; в становлении способности — и вдвойне переживаемой неспособности — координировать некоторое число в высшей степени конфликтующих между собой паттернов действий, характеризующихся тенденция­ми «удержать» и «отпустить». На этом и на многих других путях развития все еще очень зависимый ребенок начинает испытывать свою автономную волю. [10;117]

Регуляция взаимоотношений между взрослым и ребен­ком оборачивается теперь тяжелым испытанием. Если слишком ранний или слишком жесткий внешний контроль отнимает у ребенка возможность самому постепенно на­учиться произвольно, по своему выбору контролировать отправления кишечника и других функций, то позже он окажется перед лицом двойного сопротивления и двойного поражения.[10;119]

Младенчество: развитие узнавания

Наука » Психология » Возрастная психология
Фундаментальной предпосылкой ментальной витально­сти является чувство базисного доверия — формирующа­яся на основании опыта первого года жизни установка по отношению к себе и к миру. [10;106]

Как только разрывается симбиоз новорожденного мла­денца с телом матери, происходит встреча врожденной и более или менее скоординированной способности ребенка сосать материнскую грудь с более или менее скоордини­рованной способностью и желанием, интенцией, матери кормить младенца и радоваться ему. [10;107]

Для младенца рот является фокусом самого первого совме­стного с матерью подхода к жизни. В психоанализе эта ста­дия обычно называется оральной стадией.[10;107]

В этом смысле можно говорить об инкорпоративной (вбирающей) стадии, на которой ре­бенок, если можно так выразиться, берет то, что ему пред­лагают. [10;107]

На «второй, оральной» стадии окончательно формиру­ются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной деятельности. С появлением зубов развивается удо­вольствие кусать твердые предметы, прокусывать их, от­кусывать от них кусочки.[10;109]

Жизненный цикл: эпигенез идентичности.

Наука » Психология » Возрастная психология
Одной из основных координат идентичности является жизненный цикл, поскольку мы исходим из предположе­ния о том, что не только до подросткового возраста ин­дивид развивает предпосылки своего психологического роста, умственного созревания и социальной ответствен­ности для того, чтобы пережить «кризис идентичности», пройти через него.[10;100]

Каждый человек идет своим путем развития, пережи­вает свои кризисы и находит их разрешение теми спосо­бами, которые должны быть здесь описаны, последова­тельно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;104]

Любая стадия становится кризисом, по­скольку начинающийся рост и осознание в какой-то но­вой части функционирования идут вместе с изменениями энергии инстинктов и, таким образом, также обусловли­вают специфическую уязвимость этой части.[10;104]

Развитие ребенка состоит из серии вызовов, которые он бросает своему окружению для того, чтобы оно обеспечило развитие его впервые возникающих потенциальностей, свя­занных с социальным взаимодействием.[10;105]

Наиболее радикальные изменения, начиная от глубин внутренней жизни и кончая внешними ее проявлениями, происходят в самом начале жизни

Средства общения

Наука » Психология » Возрастная психология
«Три категории средств общения перечислены в том порядке, в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в до­школьном детстве»

«Экспрессивно-мимические средства общения. Более всего изучены взгляды, мимика, жесты и экспрессивные вокализации.

В первое время после рождения ребенка эти средства отсутствуют, и лишь затем они постепенно формируются. Своеобразие выразительных средств общения в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний ребен­ка, и в этом их первая функция

В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становят­ся знаком, понятным другим людям.

Третья функция вы­разительных средств общения состоит в том, что они слу­жат «индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу»

Свойства личности и самосознания на разных этапах онтогенеза.

Наука » Психология » Возрастная психология
С первых дней рождения ребенок — это открытая система с вы­раженной потребностью в другом человеке и новых впечатлени­ях. Психологическая жизнь младенца состоит преимущественно из аффективных впечатлений, в которых неразличимо то, что приходит от объекта, и то, что принадлежит субъекту. На протя­жении первого года у ребенка развивается сознание, в силу чего он начинает выделять предметы, приобретающие для него побу­дительную силу. Отсюда — возникновение «полевого» поведе­ния, осуществляющегося но логике внешней ситуации, стремле­ния к этим предметам. В то же самое время, как отмечал А. Вал­лон, предмет сразу обретает границу и выделяется из среды. Соб­ственной воли у младенца нет, как нет и психологической необ­ходимости в том, чтобы она возникала, потому что его потребно­сти очень краткосрочны и сменяют друг друга последовательно, освобождая ребенка от необходимости совершать выбор. В. Штерн отмечал признаки пробуждающейся спонтанности уже у пятимесячного ребенка, ставящего самому себе маленькие задачи, которые затем пытается решить, но эти задачи связаны в основном с теми предметами, которые имеются в распоряжении ребенка. В течение второго года ребенок может обнаруживать желания, вызванные внутренними представлениями. Вслед за пробуждением спонтанности у ребенка (примерно в возрасте 1,8 года) появляется также избирательность действий, связанная с борьбой мотивов между несовпадающими тенденциями, напри­мер, стремлением избежать неудовольствия и получить удовольствие, а также между реактивными и активными (спонтанными) мотивами.