Детство: антиципация ролей.

Наука » Психология » Возрастная психология
Фаллическая стадия

Будучи твердо уверенным в том, что он — самому себе принадлежащая персона, ребенок теперь должен выяс­нить, какой же именно персоной он может стать.

Три линии развития составляют стержень этой стадии, готовя одновременно ее кризис:

(1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широ­кий и, по существу, не ограниченный для него радиус целей;

(2) его чувство языка становится настолько совер­шенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчисленных вещах, часто не получая должного и вра­зумительного ответа, что способствует совершенно непра­вильному толкованию многих понятий;

(3) и речь, и раз­вивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число ролей, что под­час это его пугает. Как бы то ни было, Из всего этого ребенок должен выйти с чувством инициативы как ба­зисным для реалистического ощущения собственных ам­биций и целей.

«…кризис, сопровождаемый какими-то но­выми отчуждениями, разрешается следующим образом: ре­бенок неожиданно начинает чувствовать себя «в большей степени собой», более любимым, более расслабленным, бо­лее ярким в своих суждениях — иными словами, по-но­вому витальным». [10;125]

Модус вторжения, доминирующий в поведении на этой стадии, определяет многообразие «схожих» по форме ви­дов активности и фантазий. Он включает:

(1) вторжение в пространство с помощью активных движений;

(2) вхож­дение в неизвестное с помощью всепоглощающей любо­знательности;

(3) «влезание» в уши и головы других лю­дей своими криками и воплями;

(4) физическую атаку в отношении других людей;

(5) а также первые пугающие мысли о том, чтобы ввести фаллос в женское тело.

В теории детской сексуальности эта стадия называется фаллической стадией — стадией детской любознательно­сти, генитальной возбудимости и разного рода озабочен­ности на сексуальной почве (типа утери пениса у девочек).[10;126]

B таком случае необходимый вклад обсуждаемой ста­дии в дальнейшее развитие идентичности — это высво­бождение детской инициативы и чувства цели для выпол­нения взрослых задач, что обещает (но не гарантирует) реализацию пространства возможностей человека. Это ре­ализуется в твердом, не разрушаемом чувством вины и постоянно растущем убеждении в том, что «Я есть то, чем, я могу вообразить, я стану».[10;132]
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.