Мл шк (от 6-7 до 9-11 лет). В этом в-те происх смена образа и стиля жизни: новые требования, новая соц роль ученика, принципиально новый вид деят — учебная деят. В школе он приобретает новые знания и умения, но и опред соц статус. Меняется воспр своего места в системе отношений. Мен-ся интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Реб оказыв-ся на границе нового возраст-го п-да. С физиолог т зр — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюд дисгармония в физич развитии, оно опережает нервно-псих развитие реб, что сказывается на временном ослаблении НС. Прояв-ся повыш утомляемость, беспокойство, повыш потребность в движениях. Социальная ситуация в мл шк в-те:1)Учебная деят становится вед деят.2)Заверш переход от наглядно-образного к словесно-логическому мыш.3)Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких шк-в к отметкам).4)Мотивация достижения стан-ся доминирующей.5)Происходит смена референтной гр.6)Происходит смена распорядка дня.7)Укреп-ся новая внутр позиция.8)Измен-ся система взаимоотнош реб с ок-руж людьми.
ВВД -уч деят. Ее харак-ки: результативность, обязательность, произвольность. Основы уч деят заклад-ся именно в первые годы обучения. Уч деят должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможн детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Компоненты уч/деят (поД.Б.Элъконину):1)Мотивация.2)Учебная задача.3)Учебные операции.4)Контроль и оценка.
Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний);
социальные (ответственность, понимание соц значимости учения, стремление занять опред позицию в отнош-х с окруж, получить их одобрение);
узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу.
ВВД -уч деят. Ее харак-ки: результативность, обязательность, произвольность. Основы уч деят заклад-ся именно в первые годы обучения. Уч деят должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможн детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний. Компоненты уч/деят (поД.Б.Элъконину):1)Мотивация.2)Учебная задача.3)Учебные операции.4)Контроль и оценка.
Мотивы учения: познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний);
социальные (ответственность, понимание соц значимости учения, стремление занять опред позицию в отнош-х с окруж, получить их одобрение);
узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу.
Память – это сложный психический процесс, состояций из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
Память связывает прошлое субьекта с его настоящим и будущим и яв-ся важнейшей познават. Функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти:
1.Непроизвольная п. (информ. запом-ся сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информ.) сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная п.(информ. запомин-ся целенапрвлено с помощью спец. Приемов) эффектив-ть завист: 1. от целей запоминания 2. от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:а)Мех.п. –это память, основанная на повторении материала без его осмысления. б)логическая п. (смысловая) – основ. На установлении в запоминаемом материале смысловых связей. в)образные приемы запоминания – образная память. Бывает: зрит, слухов, моторно-двигат, вкусов, осязатель, обонят.,эмоцион. г)мнемотехнические приемы запоминания - спец. приемы для облегчения запоминания.
Выделяют также кратковременную п., оперативную п., промежуточную п. Любая информ. вначале попадает в кратковрем. п. , кот. обеспечивает запоминание однократно информ. на короткое время 5-7 мин., после чего информ. может забыться полностью либо перейти в долговрем. п., при условии 1-2 кратного повторения.
Долговр. п. обеспечивает длит. сохранение информ.2 типа: ДП с сознательным доступом. ДП закрытая ( человек в естеств. условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе может получить к ней доступ).
Память связывает прошлое субьекта с его настоящим и будущим и яв-ся важнейшей познават. Функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
Виды памяти:
1.Непроизвольная п. (информ. запом-ся сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информ.) сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная п.(информ. запомин-ся целенапрвлено с помощью спец. Приемов) эффектив-ть завист: 1. от целей запоминания 2. от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:а)Мех.п. –это память, основанная на повторении материала без его осмысления. б)логическая п. (смысловая) – основ. На установлении в запоминаемом материале смысловых связей. в)образные приемы запоминания – образная память. Бывает: зрит, слухов, моторно-двигат, вкусов, осязатель, обонят.,эмоцион. г)мнемотехнические приемы запоминания - спец. приемы для облегчения запоминания.
Выделяют также кратковременную п., оперативную п., промежуточную п. Любая информ. вначале попадает в кратковрем. п. , кот. обеспечивает запоминание однократно информ. на короткое время 5-7 мин., после чего информ. может забыться полностью либо перейти в долговрем. п., при условии 1-2 кратного повторения.
Долговр. п. обеспечивает длит. сохранение информ.2 типа: ДП с сознательным доступом. ДП закрытая ( человек в естеств. условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе может получить к ней доступ).
Существуют различные критерии периода юношеского возраста. В основном – это возраст 16-17 лет в развитии человека.
Ведущим видом деят-ти в этом возрасте является учебно-профессиональная деят-ть. Больше всего в этом возрасте людей интересует будущая жизнь с точки зрения профессии. в этот относительно короткий период юноше необходимо создать жизненный план – решить вопросы кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Они находятся в состоянии профессиональной ориентации, выясняют свои способности и склонности и возможности, интерес к той или иной профессии. В нашей стране многие после 9-го класса уже учатся в училищах и техникумах, то есть уже приобщаются к каким-то профессиям.
Часто бывает так, что юноша имеет склонность и интерес к какой-либо профессии, но у него нет способностей или возможностей ею заниматься. Здесь важно переориентировать ребенка.
Выявляя склонности юноши можно ему помочь сориентироваться в выборе. Чем больше он знает о различных профессиях, тем ему будет легче. В этом ему могут помочь педагоги, психологи, родители и другие взрослые.
Ведущим видом деят-ти в этом возрасте является учебно-профессиональная деят-ть. Больше всего в этом возрасте людей интересует будущая жизнь с точки зрения профессии. в этот относительно короткий период юноше необходимо создать жизненный план – решить вопросы кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Они находятся в состоянии профессиональной ориентации, выясняют свои способности и склонности и возможности, интерес к той или иной профессии. В нашей стране многие после 9-го класса уже учатся в училищах и техникумах, то есть уже приобщаются к каким-то профессиям.
Часто бывает так, что юноша имеет склонность и интерес к какой-либо профессии, но у него нет способностей или возможностей ею заниматься. Здесь важно переориентировать ребенка.
Выявляя склонности юноши можно ему помочь сориентироваться в выборе. Чем больше он знает о различных профессиях, тем ему будет легче. В этом ему могут помочь педагоги, психологи, родители и другие взрослые.
Юность-(14-21лет) завершающий этап первичной социализации.гл задача-выбор профессии и типа уч заведения.
Интеллект-общие способности в основном сформированы. Стиль мышления –зависит от типа его НС.
Юношеская мечта о любви выражае прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.
Для старшеклассников собственные переживания более важны, чем объек привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными а чаще мнимыми победами.
Согласно Д. Левинсону основная задача взросле¬ния складывается из четырех составляющих:
Увязать мечты с реальностью' найти наставника;
обеспечить себе карьеру;
наладить интимные отношения.
• В юности происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир открывается, и молодой человек сталкивается с дей-ствительностью, часто неожиданно враждебной. Следстви¬ем этого открытия детского мира являются одиночество в период половой зрелости, чувство, что тебя никто не пони¬мает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юно¬сти (начиная с 16-17 лет) задача молодого человека — найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Интеллект-общие способности в основном сформированы. Стиль мышления –зависит от типа его НС.
Юношеская мечта о любви выражае прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.
Для старшеклассников собственные переживания более важны, чем объек привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными а чаще мнимыми победами.
Согласно Д. Левинсону основная задача взросле¬ния складывается из четырех составляющих:
Увязать мечты с реальностью' найти наставника;
обеспечить себе карьеру;
наладить интимные отношения.
• В юности происходит большой прорыв в реальную жизнь. Уже в период, предшествующий половой зрелости, детский мир открывается, и молодой человек сталкивается с дей-ствительностью, часто неожиданно враждебной. Следстви¬ем этого открытия детского мира являются одиночество в период половой зрелости, чувство, что тебя никто не пони¬мает, и тенденция поклонения более старшим. В фазе юно¬сти (начиная с 16-17 лет) задача молодого человека — найти свое отношение к миру (хотя бы временное).
Теория культурно-исторического развития Выготского.(другое название Теория исторического происхождения высш псих функций чел-ка )
Концепция появилась на фоне споров, с каких позиций подходить к изучению человека.доминировали 2 подхода –идеальный(человек имеет божественное происхождение) и биологический(человек часть живой природы)по мнению И.П.Павлова- физиология ВНД или наука о мозге рано или поздно заменит психологию.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Он показал что человек обладает особым видом психических функций, которые отсутствуют у животных-это высшие Психич функции-сознание. Выготский утверждал-ВПФ или сознание –имеет социальную природу.в концепции 3 составные части.1 ч-человек и природа-при переходе отживотных к человеку произошло изменение отношений субъекта к объекту(чел действует на природу, а живот-приспосабливается). *существуют механизмы изменения природы со сторон чел-ка-это создание орудий труда.2ч. человек и его психика.овладение природой не прошло бесследно-он научился овладев. собств психикой.у него появ ВПФ-выраж в формах произвольной дея-ти *чел овладел своим поведен с помощью орудий-психологических- это знаков.знаки-исскуств средства с помощью которых первобытный чел смог овладеть памятью и др процессами. Знаки были предметны(зарубка) знаки-символы явл-сь пусковым механизмомВыс Псих Проц. 3ч генетич аспекты.откуда беруться средства-знаки? Сначала функции приказывающего и исполняющего были разделены- интеропсихологическим, а затем интрапсихологическим(сам с собой)=ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ. В полож выготског 2 положения: 1-ВпФ-имеют опосредованную структуру. «- для процесса развития психики хар-наинтериориз отношений управления и средств-знаков главный вывод-человек отличается от животного тем, что овладел природой с помощью орудий(это психические функции).
Концепция появилась на фоне споров, с каких позиций подходить к изучению человека.доминировали 2 подхода –идеальный(человек имеет божественное происхождение) и биологический(человек часть живой природы)по мнению И.П.Павлова- физиология ВНД или наука о мозге рано или поздно заменит психологию.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Он показал что человек обладает особым видом психических функций, которые отсутствуют у животных-это высшие Психич функции-сознание. Выготский утверждал-ВПФ или сознание –имеет социальную природу.в концепции 3 составные части.1 ч-человек и природа-при переходе отживотных к человеку произошло изменение отношений субъекта к объекту(чел действует на природу, а живот-приспосабливается). *существуют механизмы изменения природы со сторон чел-ка-это создание орудий труда.2ч. человек и его психика.овладение природой не прошло бесследно-он научился овладев. собств психикой.у него появ ВПФ-выраж в формах произвольной дея-ти *чел овладел своим поведен с помощью орудий-психологических- это знаков.знаки-исскуств средства с помощью которых первобытный чел смог овладеть памятью и др процессами. Знаки были предметны(зарубка) знаки-символы явл-сь пусковым механизмомВыс Псих Проц. 3ч генетич аспекты.откуда беруться средства-знаки? Сначала функции приказывающего и исполняющего были разделены- интеропсихологическим, а затем интрапсихологическим(сам с собой)=ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ. В полож выготског 2 положения: 1-ВпФ-имеют опосредованную структуру. «- для процесса развития психики хар-наинтериориз отношений управления и средств-знаков главный вывод-человек отличается от животного тем, что овладел природой с помощью орудий(это психические функции).
Молодость - (20-23-30лет). Время созд-я семьи, освоение профессии, работа, дружба, утверждение себя в жизни. Кризис 30 лет- кризис смысла жизни, возник.вследствие нереализации жизн-го замысла. Центр.новообразование- сем.отнош-я и проф.компетентность(и семья и труд.коллектив) карьера и семья - сензит.
Зрелость - (21-55-65 лет)- самый длин.период жизни, раскрытие потенциала, пора полного расцвета личности. Глав-ми сторонами жизни остаются проф.дея-ть и сем.отн-я, важной особ-ю яв-ся осознание ответ-ти содержание своей жизни перед собой и др.людьми (кто ты? что ты?).Кризис 40 лет- обострение сем.отнош-й, дети живут самос-но, утрата близких, середина жизни. Центр.новообразование- продуктивность (и в проф. Плане тоже) как вклад в разв-е и утвержд. Будущего поколения, а при кризисе 40 лет- корректирование жизн.смысла и изменение «Я-концепции».
ОН- чувство ответ-ти и интернальность и достиж-е личной зрелости.
Зрелость - (21-55-65 лет)- самый длин.период жизни, раскрытие потенциала, пора полного расцвета личности. Глав-ми сторонами жизни остаются проф.дея-ть и сем.отн-я, важной особ-ю яв-ся осознание ответ-ти содержание своей жизни перед собой и др.людьми (кто ты? что ты?).Кризис 40 лет- обострение сем.отнош-й, дети живут самос-но, утрата близких, середина жизни. Центр.новообразование- продуктивность (и в проф. Плане тоже) как вклад в разв-е и утвержд. Будущего поколения, а при кризисе 40 лет- корректирование жизн.смысла и изменение «Я-концепции».
ОН- чувство ответ-ти и интернальность и достиж-е личной зрелости.
Быв. 3 уровней:
1. философская 2. общенаучная 3.частная или спец-я
Методол.принципы, среди осн-х:
Пр-п детерминизма- позв-т выявл. Закон-сти связь явлений и опред-ть одних состояний другими.
Пр-п системности- изучает стр-ру и подстр-ру
Пр-п объект-ти- исключ возможность.
1) Пр-п единства сознания и Дея-ти- деят-ть не может быть без сознания и наоборот.
2) Пр-п развития- Треб. Изуч сис-мы как динамику разв-я.
Методология- учение о си-ме принципов, способов, орг-ции и постр-я теорет. И практ. Деят-й.
Метод- конкр способ, прием и выявл-е научных данных.
1. философская 2. общенаучная 3.частная или спец-я
Методол.принципы, среди осн-х:
Пр-п детерминизма- позв-т выявл. Закон-сти связь явлений и опред-ть одних состояний другими.
Пр-п системности- изучает стр-ру и подстр-ру
Пр-п объект-ти- исключ возможность.
1) Пр-п единства сознания и Дея-ти- деят-ть не может быть без сознания и наоборот.
2) Пр-п развития- Треб. Изуч сис-мы как динамику разв-я.
Методология- учение о си-ме принципов, способов, орг-ции и постр-я теорет. И практ. Деят-й.
Метод- конкр способ, прием и выявл-е научных данных.
Семья - это исторически изменяющаяся соц группа, универсальными признаки кот-й являются гетеросексуальная связь, си-ма родственных отношений, обеспеч-е и разв-е соц-х и индив-х качеств личности и осущ-е опред. Эконом.дея-ти.
Семья- это сплав 3х видов любви: супружеской, родительской и детской.
В соврем.усл-ях семью харак-ет:
- социально-классовый признак (семья рабочего, представителя интеллект. Труда).
- по типу поселения ( город, село); по национальному признаку (одно или многонациональная); по времени существования (семья молодоженов, семья сред.супруж.возраста и т.п.)
- по количеству членов семьи (бездетные, многодетные)
Функции семьи:
1) Общественно-экономическая функция. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домаш.имущ-ва. В сфере «домашних дел» формир-ся внутрисемейные отнош-я, содержание кот-х опред-ся видом хоз-й Дея-ти. 2) Репродуктивная функция.
3) Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества,
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспит-я ф-ция состоит в удовлетворении потреб-й в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
5) Рекреативная ф-ция ( от лат. – восстановление). Она связана с отдыхом, орг-ей досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Психотерапевтическая ф-ция- это новая ф-ция. Брак удачен или нет в завистмости от активизации этой ф-ции, т.е. в наст. Время семейное сущес-е в значит. Мере зависит от стаб-ти близких эмоц-х отношений.
Семья- это сплав 3х видов любви: супружеской, родительской и детской.
В соврем.усл-ях семью харак-ет:
- социально-классовый признак (семья рабочего, представителя интеллект. Труда).
- по типу поселения ( город, село); по национальному признаку (одно или многонациональная); по времени существования (семья молодоженов, семья сред.супруж.возраста и т.п.)
- по количеству членов семьи (бездетные, многодетные)
Функции семьи:
1) Общественно-экономическая функция. Связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домаш.имущ-ва. В сфере «домашних дел» формир-ся внутрисемейные отнош-я, содержание кот-х опред-ся видом хоз-й Дея-ти. 2) Репродуктивная функция.
3) Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества,
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспит-я ф-ция состоит в удовлетворении потреб-й в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
5) Рекреативная ф-ция ( от лат. – восстановление). Она связана с отдыхом, орг-ей досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Психотерапевтическая ф-ция- это новая ф-ция. Брак удачен или нет в завистмости от активизации этой ф-ции, т.е. в наст. Время семейное сущес-е в значит. Мере зависит от стаб-ти близких эмоц-х отношений.
Психология как наука возникла в 1879 году выделилась из философии, в Лейпцигском университете Вунд создал лабораторию.
Выдел-ся 3 этапа:
1.Донаучный – с момента возникновения человека.
2.Философский- длится с 6-5 века до н.э. и до послед четверти 19 века; псих-я не была самостоятельной наукой.
3.Развитие психологии как науки – с 1879г.
Этапы психологии:
1) Психология как наука о душе.
Демокрит- матеарилистич. напр-е, Платон- идеалистич-е, Аристотель- создатель первого психологич.напр-я.
2)Психология как наука о сознании. Возникла в конце 19в. Вунд изучал сознание.
3)Психология как наука о поведении. В 1913г. Уотсон доклад: изучать можно только то, за чем можно наблюдать.
4)Современный этап в развитии психологии. Изуч.факторы, законом-ти и механизмы психики. Осн.напр-я (бихевиоризм, психоанализ, гуманистический)
Житейская псих.-это знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивид, их достоверность проверяется на личном опыте и применяются при взаимодействии с др.людьми.
Научная псих-направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки которые хар-ся объективностью и ают большую достоверность получ знаний.
Выдел-ся 3 этапа:
1.Донаучный – с момента возникновения человека.
2.Философский- длится с 6-5 века до н.э. и до послед четверти 19 века; псих-я не была самостоятельной наукой.
3.Развитие психологии как науки – с 1879г.
Этапы психологии:
1) Психология как наука о душе.
Демокрит- матеарилистич. напр-е, Платон- идеалистич-е, Аристотель- создатель первого психологич.напр-я.
2)Психология как наука о сознании. Возникла в конце 19в. Вунд изучал сознание.
3)Психология как наука о поведении. В 1913г. Уотсон доклад: изучать можно только то, за чем можно наблюдать.
4)Современный этап в развитии психологии. Изуч.факторы, законом-ти и механизмы психики. Осн.напр-я (бихевиоризм, психоанализ, гуманистический)
Житейская псих.-это знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивид, их достоверность проверяется на личном опыте и применяются при взаимодействии с др.людьми.
Научная псих-направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки которые хар-ся объективностью и ают большую достоверность получ знаний.
С 60 лет у мужчин, и с 55 лет у женщин. Имеет три градации: пожилой возраст, старческий и долгожители. Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс. Постепенное ослабление деятельности организма.
Основоположником научной геронтологии России считается И.И. Мечников.
Старость – завершающий этап жизни человека. Пожилой возраст начинается с кризиса ухода на пенсию. Негативно сказывается изменение привычного уклада жизни, ощущение невостребованности, снижение социального статуса нередко приводит к ухудшению общего физического и психического здоровья. Убывает физическая сила, снижается уровень психических функций, прежде всего, памяти.
Третичная память – что вчера было не помню, а вот лет 20 назад во всех подробностях. Ухудшается функционирование органов чувств.
Снижается самооценка, страх беспомощности и одиночества, страх смерти. Появляются недовольство, раздражительность, пессимизм, снижается интерес к новому. Замыкание интересов на себе – эгоистичность, повышенное внимание к своему телу, мелочность, скупость. В типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков в старости: старик-негативис.
Основоположником научной геронтологии России считается И.И. Мечников.
Старость – завершающий этап жизни человека. Пожилой возраст начинается с кризиса ухода на пенсию. Негативно сказывается изменение привычного уклада жизни, ощущение невостребованности, снижение социального статуса нередко приводит к ухудшению общего физического и психического здоровья. Убывает физическая сила, снижается уровень психических функций, прежде всего, памяти.
Третичная память – что вчера было не помню, а вот лет 20 назад во всех подробностях. Ухудшается функционирование органов чувств.
Снижается самооценка, страх беспомощности и одиночества, страх смерти. Появляются недовольство, раздражительность, пессимизм, снижается интерес к новому. Замыкание интересов на себе – эгоистичность, повышенное внимание к своему телу, мелочность, скупость. В типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков в старости: старик-негативис.
Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а так же забывание.
Аристотель в основу памяти выделил принципы ассоциации:
• По смежности ; По сходству; По контрасту
Ассоциации по Павлову – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Ассоциативной -память рассматривалась: запоминание-как образов.ассоциаций, а воспроизвед, как использование уже имеющихся ассоциаций.
В гештальтеории-исходное понятие-не ассоциация предметов, а целостная организация-гештальт. При запоминании и при воспроизвед материал, с которым человек имеет дело, выступает в виде целостной структуры.бихеоверисты(осн Уотсон-подчёркивали роль подкрепления в запоминании материала
Теории Смысловая А.Бине.-на 1 план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Деятельностный подход( Симирнов-Зинченко)-законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Смирнов установил- действия запоминаем лучше чем мысли. Зинченко- установка на запоминание не является решающей для эффективного запоминания.(непроизвольное может быть эффективнее произвольного).Эбингауз- закон чистой памяти- сильные впечатления запомним сразу и на долго, а сложные-переживаем несколько раз, но в памяти они не долги. Эффект края, закон забывания.
Аристотель в основу памяти выделил принципы ассоциации:
• По смежности ; По сходству; По контрасту
Ассоциации по Павлову – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Ассоциативной -память рассматривалась: запоминание-как образов.ассоциаций, а воспроизвед, как использование уже имеющихся ассоциаций.
В гештальтеории-исходное понятие-не ассоциация предметов, а целостная организация-гештальт. При запоминании и при воспроизвед материал, с которым человек имеет дело, выступает в виде целостной структуры.бихеоверисты(осн Уотсон-подчёркивали роль подкрепления в запоминании материала
Теории Смысловая А.Бине.-на 1 план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Деятельностный подход( Симирнов-Зинченко)-законы памяти, как осмысленной человеческой деятельности. Смирнов установил- действия запоминаем лучше чем мысли. Зинченко- установка на запоминание не является решающей для эффективного запоминания.(непроизвольное может быть эффективнее произвольного).Эбингауз- закон чистой памяти- сильные впечатления запомним сразу и на долго, а сложные-переживаем несколько раз, но в памяти они не долги. Эффект края, закон забывания.
Психология-наука о психике и психических явлениях.
Психика- свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Объект: человек или группа людей, могут быть животные как носители психики.
Предмет: Психика и психические явления, наблюдаемые в коллективах или в группах.
4 этапа становления психологии как науки.
1Античный-как наука о душе. Житейская психология поведение полученные из опыта образуют донаучные знания. Демокрит-(матер)- психика вторичное от материи.
Платон(идеалист ) – душа неизменна и бессмертна – состоит из 3 частей- вожделеющей, разумной, страстной. Аристотель – трактат «о душе».
2этап с середины 17 века. Психология-как наука о сознании. Способность чувствовать назвали сознанием. Декарт противоспо. душу и тело, и утверждает 2 независимые субстанции друг от друга- материя и дух.основной метод—интроспекция и описание фактов.
3Этап- наука о поведении в 20 веке. Задача- наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции чел-ка.
4 -психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Психика- свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом объективного мира.
Объект: человек или группа людей, могут быть животные как носители психики.
Предмет: Психика и психические явления, наблюдаемые в коллективах или в группах.
4 этапа становления психологии как науки.
1Античный-как наука о душе. Житейская психология поведение полученные из опыта образуют донаучные знания. Демокрит-(матер)- психика вторичное от материи.
Платон(идеалист ) – душа неизменна и бессмертна – состоит из 3 частей- вожделеющей, разумной, страстной. Аристотель – трактат «о душе».
2этап с середины 17 века. Психология-как наука о сознании. Способность чувствовать назвали сознанием. Декарт противоспо. душу и тело, и утверждает 2 независимые субстанции друг от друга- материя и дух.основной метод—интроспекция и описание фактов.
3Этап- наука о поведении в 20 веке. Задача- наблюдение за тем, что можно увидеть: поведение, поступки, реакции чел-ка.
4 -психология как наука изучающая факты, закономерности и механизмы психики.