Характеристика методологических принципов построения психологической диагностики.

Наука » Психология » Возрастная психология
Методологические принципы построения диагностики:
1) Стандартизация – унифицированность, единообразие в проведении, расчётах и трактовке результатов.
2) Валидность – понятие, отражающее, что именно и насколько хорошо измеряет тест; мера соответствия методики и результатов исследования поставленным задачам.
3) Надёжность – устойчивость по отношению к погрешностям измерения.
4) Достоверность – истинность, обоснованность, доказательность, бесспорность результатов диагностики.

Классификация психических свойств и личностных черт.

Наука » Психология » Возрастная психология
Черта личности – особая составляющая личности, описывающая склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения; устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному стилю поведению.
Основные личностные черты: 1) экстраверсия, 2) невротизм, 3) уживчивость, 4) добросовестность, 5) открытость опыту. По Кеттелу – 16 основных черт личности.
Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики; наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие типичные для неё поведение и деятельность.
Основные психические свойства личности: 1) темперамент (врождённая нервно-психическая конституция, зависящая от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов), 2) характер (привычки, манера, тактика и стиль поведения, приобретённые в онтогенезе), 3) способности, 4) направленность.

Музыкотерапия. Возможности применения в детском возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику.
Метод наиболее эффективен, если музыкальное произведение исполняет сам терапевт. Составление музыкальной программы требует определённой режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.
Музыкотерапия даёт возможность клиентам выполнять различные социальные роли и удовлетворять потребности в эмоциональных связях, развивает эстетические потребности и обогащает новыми средствами эмоционального выражения.
Для детей – детские и некоторые народные песни: учат социализации, нормам поведения, будят фантазию. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем.

Проблема нормативного развития (возрастные, статистические, социокультурные нормы).

Наука » Психология » Возрастная психология
Статистическая норма – это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. = Близость значения свойства к уровню, характеризующему статистически среднего индивида.
1) Статистические (для оценки стилевых и мотивационных черт; средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства);
2) Социокультурные (для оценки способностей и достижений, которые явно или неявно считаются в обществе необходимыми);
3) Возрастные (указывают, как далеко продвинулся испытуемый в своём развитии по сравнению со статистическим большинством)

Понятие «психологический диагноз» Его типы.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологический диагноз – конечный результат психодиагностического обследования, направленный на выявление индивидуально-психологических особенностей, оценку их актуального состояния, прогноза развития и разработки рекомендаций. = Структурированное описание комплекса психических свойств личности (способностей, черт, мотивов и пр.).
Содержание – индивидуально-психические различия (и в норме, и при патологии).
Типы диагноза:
- Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций).
- Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску).
Возможные уровни диагноза:
1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы
2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.
3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

Понятие «психологическая диагностика»: основные категории психодиагностики.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психодиагностика – отрасль психологии, занимающаяся исследованием индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности.
Разрабатывает и использует методы, средства и приёмы выявления, оценки и измерения этих особенностей и способы обработки и интерпретации получаемых результатов.
Используется: в профотборе, профориентации, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы.

Изменения личности старого человека.

Наука » Психология » Возрастная психология
Психологический «портрет» стариков: сниженная самооценка, неуверенность в себе, недовольство собой и окружением; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому = брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе = эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к здоровью; неуверенность в завтрашнем дне; ощущение ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности и эмоциональная неуравновешенность. Всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, малоинициативными.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.

Закономерности развития в стадии старости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Старение и старость - 62 года – до конца жизни.
Градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (м – 60-74, ж – 55-74 года), старческий возраст (75-90) и долгожители (90 и старше).
Новообразования старческого возраста: 1) чувство принадлежности; 2) комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с ними; 4) вера в других; 5) отсутствие страха быть несовершенным – ощущение, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым», «правильным», «непогрешимым»; 6) ощущение себя частью человечества; 7) чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
1. Старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями в организме, перестройкой биологических структур и развитием приспособительных функций.
2. Изменяется структура социальной активности: основная деятельность – общение, но: профессионального нет, друзья умирают, сил на длительное общение тоже нет. Круг общения ограничен ближайшими родственниками и близко живущими друзьями.
3. Мудрость (отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти) = независимое и активное отношение к ограниченной смертью жизнью.
4. Способность к работе и творчеству, если они своей деятельности не прерывали. Такие старики работают даже в ущерб здоровью. Обычно – люди науки и искусства + те, у кого есть внутренняя мотивированность, интерес к самой работе, к процессу творчества.
Противоречия развития:
- Желание деятельности и физическая немощь.
- Отсутствие контактов = упадок духа, пессимизм, страх перед будущим. В то же время быстро устают от контактов, чаще хотят «отдохнуть от людей».
- Страх стать обузой и одновременно страх умереть в одиночестве.

Основные итоги развития в зрелом возрасте.

Наука » Психология » Возрастная психология
1. Вершина жизненного пути: профессиональное мастерство + положение, статус.
2. Сил и энергии меньше, но есть большой опыт, организаторские умения. Вершина карьеры, ведение дел, управление.
3. Новые личностные качества: реалистичность, ответственность перед собой и окружающими, тяга к стабильности, мудрость, терпимость; широкий и глубокий, философский взгляд на жизнь; снижение жизненных сил и здоровья, жизненный опыт, постепенное свёртывание активности, открытие дороги молодым.
1. Дети выросли, создают свою семью. Родители становятся бабушками и дедушками. Хранители семьи, традиций, семейной истории.
2. Супруги остаются вдвоём; выстраивают новые отношения. Расстаются или переживают второй пик взаимной любви.
3. Уход за престарелыми родителями = ограничения во времени и свободе, стрессогенная обстановка. Необходимо управлять эмоциями и подчинять себе обстоятельства.

Закономерности развития в стадии зрелости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Зрелость – 45-60 лет. « подхода к зрелости:
1: Развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Зрелый возраст = остановка в развитии, «окаменелость», цель развития и одновременно его конец.
2: Зрелость = вершина жизненного пути, особенно если человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Профессиональное мастерство + положение в обществе. Сил и энергии меньше, но есть большой опыт, умение организовать работу и окружить себя помощниками. Передача опыта ученикам, последователям. Вершина профессиональной и общественной карьеры, ведение дел, управление. Мост между взрослостью и старостью.
Признаки зрелости: 1) Реалистичность; 2) Отвечает за содержание своей жизни перед собой и другими людьми; 3) Тяга к стабильности; 4) Мудрость; 5) Терпимость: 6) Широкий и глубокий взгляд на жизнь; 7) Уменьшение жизненной силы; 8) Большой опыт; 9) Переход от максимальной активности к её постепенному свёртыванию, уступают место молодым.
1. Дети выросли, создают свою семью. Родители становятся бабушками и дедушками. Хранители семьи, традиций, семейной истории.
2. Выросшие дети уходят из семьи. Супруги остаются вдвоем. Надо выстраивать новые отношения друг с другом. Расстаются или переживают второй пик взаимной любви.
3. Уход за престарелыми родителями = ограничения во времени и свободе, стрессогенная обстановка.
4. Необходимо жить настоящим, «здесь-и-сейчас».
Надо: научиться подчинять себе обстоятельства (где это возможно и целесообразно); управлять своими эмоциями, анализировать себя и своё поведение.
Для женщины значимыми являются семья и работа; для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом.

Феноменология кризиса взрослости.

Наука » Психология » Возрастная психология
Кризис взрослости – 39 - 45 лет.
Вызревает незаметно, протекает длительно.
1. Большая часть жизни прожита, диапазон будущего существенно сокращается. Лучший период жизни позади.
2. Осознание расхождения между мечтами, ожиданиями и реальными достижениями; обычно не в пользу последних: «жизнь прошла напрасно».
3. Убывание жизненных сил (с 40-42); организм слабеет, появляются хронические возрастные заболевания. Убывание физических сил и привлекательности.
4. Поиск новых ценностей: прежде – работа, семья, социальное и материальное благополучие, в этот период – поиск духовных опор. Духовное развитие или уменьшается вместе с биологическими функциями, или делает возможной вторую кульминацию творческих сил (в 50-65). После 65 отмечается явный спад.
5. Перестройка образа жизни, иначе взрослый сохраняет иллюзии о себе как о молодом, что в дальнейшем это может привести к отчаянию и разочарованию. В тоске по собственной юности такие люди стремятся найти более молодого спутника жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей ведёт к глубинному обновлению, создает предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период –зрелости (40-45 – 55-60).
Выходы из кризиса середины жизни:

Закономерности развития взрослого человека.

Наука » Психология » Возрастная психология
Взрослость: 30 – 42 года.
Физиологически – оптимальное функционирование всех систем организма (только у мужчин – постепенный спад половых функций после 30).
Психологически – стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний; повышение внутренней стабильности. Складывается целостная самооценка, отражающая результаты жизненного пути.
1. Годы «пик», оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, связей и отношений, накопления материальных средств, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди своих сотрудников. Апогей жизни.
2. Задача – добиться социального и профессионального продвижения и достичь поставленных жизненных целей. Взвешенные оценки своих возможностей, конкретные жизненные цели, все возможности для их достижения.
3. Соблюдение норм и правил социальной жизни, определённый статус, демонстрация уровня своих достижений (образование, профессия, укорененность в сообществах и т.д.), ответственность за собственные решения и поступки.
4. Развитие зависит от социальной активности, достигнутого статуса, особенностей протекания предыдущих периодов.
5. Основные или высшие достижения в деятельности. От 34 до 37 лет – второй пик в развитии мышления. Кульминационные моменты научных и творческих способностей (математики, физики, химики – в 30-34; геологи, биологи, медики – в 35-39; учёные, философы, политики – в 40 - 55). Интенсивность старения интеллекта зависит от одарённости и от образования.
6. Мужчины стремятся проявить организаторские способности, находясь у власти. Профессию, как правило, не меняют. Приобретают авторитет и заметный социальный статус. Женщины стараются совместить работу с семейными обязанностями: часть работает на полставки или на дому. Удовлетворенность жизнью, здоровье и самовосприятие у ориентированных на карьеру женщин выше, чем у домохозяек.