Психологический «портрет» стариков: сниженная самооценка, неуверенность в себе, недовольство собой и окружением; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому = брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе = эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к здоровью; неуверенность в завтрашнем дне; ощущение ненужности, брошенности, невостребованности, обесцененности и эмоциональная неуравновешенность. Всё это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, малоинициативными.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.
По типу деятельности:
1) активная старость: участвует в общественной жизни, воспитании молодежи;
2) направленная на устройство собственной жизни (материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на то, на что раньше недоставало времени);
3) направленная на семью («женский» тип старения): домашнюю работу, воспитание внуков, дачу. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда скучать, но удовлетворенность жизнью у них ниже, чем у двух предыдущих групп;
4) направленная на заботу о здоровье («мужской» тип старения) – удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье; часто придаётся излишнее значение реальным и мнимым болезням; повышенная тревожность.
Суть кризиса: решаются «последние вопросы бытия», физическая немощь и невозможностью воплотить решения в жизнь.
Психологические трудности: вынужденная праздность, отрыв от работы, воспринимаемый как унизительный, слабая способность восприятия нового и снижение социальной активности.
Не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам»!
Положительные типы развития стариков:
1) Негативист, отрицающий у себя признаки старости и дряхлости;
2) Экстраверт, признающий наступление старости путем наблюдения окружающей действительности: выросшей молодежи, расхождения с нею во взглядах и интересах, смерти близких и друзей, новшеств в области техники и социальной жизни;
3) Интроверт, остро переживающий постарение; не интересующийся ничем новым, живущий воспоминаниями о прошлом, с ослабленными эмоциями и стремлением к покою.
Отрицательные типы развития в старости:
1) «Ворчуны», недовольные окружающим, критикующие всех, кроме себя, поучающие и терроризирующие бесконечными претензиями.
2) «Неудачники», разочарованные в себе и жизни, грустные и несчастные, винящие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, ошибки.
По типу деятельности:
1) активная старость: участвует в общественной жизни, воспитании молодежи;
2) направленная на устройство собственной жизни (материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на то, на что раньше недоставало времени);
3) направленная на семью («женский» тип старения): домашнюю работу, воспитание внуков, дачу. Поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда скучать, но удовлетворенность жизнью у них ниже, чем у двух предыдущих групп;
4) направленная на заботу о здоровье («мужской» тип старения) – удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье; часто придаётся излишнее значение реальным и мнимым болезням; повышенная тревожность.
Суть кризиса: решаются «последние вопросы бытия», физическая немощь и невозможностью воплотить решения в жизнь.
Психологические трудности: вынужденная праздность, отрыв от работы, воспринимаемый как унизительный, слабая способность восприятия нового и снижение социальной активности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи