1. Базовое доверие / базовое недоверие. От рождения до 1 года.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
3. Инициатива / вина. От 3 до 6 лет.
Модус – интрузия (вторжение) ~ любопытство.
Ребенок пытается вторгнуться во все сферы, которые его окружают. Инициативный ребенок стремится строить планы, ставить цели.
Чрезмерное недовольство родителей может закрепить чувство «вселенской» вины. НО! Инициатива должна быть без вседозволенности.
Появляются идеи сравнения, поиска общего и частного.
4. Трудолюбие / неполноценность. От 6 до 11 лет.
Модус – учебная деятельность, овладение когнитивными и социальными навыками.
Происходит построение социальных контактов. Идет формирование трудолюбия либо неполноценности. Дети становятся компетентными, начинают ориентироваться в товарно-денежных отношениях.
5. Идентичность / спутанность ролей. От 12 до 18 лет.
«Второе рождение».
Модус – достижение идентичности.
Основная задача подростка – достижение идентичности, которая поможет ему найти собственное место в жизни. Подросток очень зависим от мнения референтной группы. Вступая в эту группу, подросток идентифицируется с ней > стремление к демонстрации принадлежности к этой группе. Подросток одновременно принадлежит к нескольким группам (семья, класс, «уличная» группа), важно, чтоб роли в каждой группе не налагались друг на друга.
6. Интимность / изоляция. От 18 до 23 лет (молодость).
Модус – Поиск спутника жизни, установление дружеских отношений, преодоление чувства одиночества.
Интимность – поиск партнера, создание интимных отношений, создание своего мира (свое личное пространство).
Если человек в этом возрасте не достигает интимности, то он оказывается в изоляции.
Высшая ступень интимности приводит к изоляции. Высшая степень изоляции опасна переживание одиночества, конфликтом с окружающим миром.
7. Творчество / застой, стагнация. От 30 до 60 (примерно) (зрелость).
Модус – борьба творческих сил, креативность.
Отсутствие «глобальных» целей и стремлений получения знаний может привести к застою в развитии личности.
Выделяют раннюю зрелость, среднюю и позднюю.
Уход в творчество – это «идеи-однодневки», которые ни к чему не ведут. Ни одна идея не окажется законченной.
8. Мудрость / отчаяние. От 65 и до конца жизни (старость).
Модус – принятие.
Чтобы прийти к мудрости нужно успешно пройти предыдущие семь стадий, второе что нужно – это полное принятие собственной жизни (т.е. принятие свой жизни. Как уникальной, не обязательно положительное принятие), иначе есть риск уйти в отчаяние.
Модус – вбирание пищи.
Факторы:
- эмоциональная мама
- желанность (насколько ребенок был желанным)
- отсутствие травм (по-моему физических)
Закончить эту стадию ребенок должен с базовым доверием.
2. Автономия / стыд, сомнение. От 1 до 3 лет.
Модус – удержание и сбрасывание.
На этой стадии идет формирование чувства стыда. Также идет формирование чувства автономии, которое будет помогать формированию личности. Если не сформируется автономия, то личность идет по пути формирования стыда и сомнения.
Ребенок старается удерживать не только то, что связано с горшком, но и знакомых людей и предметы. Ребенок начинает устанавливать отношения между собой и обществом (через отстаивание самостоятельности).
Если закончить этот возраст с чувством стыда, то личность будет конформной, боязливой.
3. Инициатива / вина. От 3 до 6 лет.
Модус – интрузия (вторжение) ~ любопытство.
Ребенок пытается вторгнуться во все сферы, которые его окружают. Инициативный ребенок стремится строить планы, ставить цели.
Чрезмерное недовольство родителей может закрепить чувство «вселенской» вины. НО! Инициатива должна быть без вседозволенности.
Появляются идеи сравнения, поиска общего и частного.
4. Трудолюбие / неполноценность. От 6 до 11 лет.
Модус – учебная деятельность, овладение когнитивными и социальными навыками.
Происходит построение социальных контактов. Идет формирование трудолюбия либо неполноценности. Дети становятся компетентными, начинают ориентироваться в товарно-денежных отношениях.
5. Идентичность / спутанность ролей. От 12 до 18 лет.
«Второе рождение».
Модус – достижение идентичности.
Основная задача подростка – достижение идентичности, которая поможет ему найти собственное место в жизни. Подросток очень зависим от мнения референтной группы. Вступая в эту группу, подросток идентифицируется с ней > стремление к демонстрации принадлежности к этой группе. Подросток одновременно принадлежит к нескольким группам (семья, класс, «уличная» группа), важно, чтоб роли в каждой группе не налагались друг на друга.
6. Интимность / изоляция. От 18 до 23 лет (молодость).
Модус – Поиск спутника жизни, установление дружеских отношений, преодоление чувства одиночества.
Интимность – поиск партнера, создание интимных отношений, создание своего мира (свое личное пространство).
Если человек в этом возрасте не достигает интимности, то он оказывается в изоляции.
Высшая ступень интимности приводит к изоляции. Высшая степень изоляции опасна переживание одиночества, конфликтом с окружающим миром.
7. Творчество / застой, стагнация. От 30 до 60 (примерно) (зрелость).
Модус – борьба творческих сил, креативность.
Отсутствие «глобальных» целей и стремлений получения знаний может привести к застою в развитии личности.
Выделяют раннюю зрелость, среднюю и позднюю.
Уход в творчество – это «идеи-однодневки», которые ни к чему не ведут. Ни одна идея не окажется законченной.
8. Мудрость / отчаяние. От 65 и до конца жизни (старость).
Модус – принятие.
Чтобы прийти к мудрости нужно успешно пройти предыдущие семь стадий, второе что нужно – это полное принятие собственной жизни (т.е. принятие свой жизни. Как уникальной, не обязательно положительное принятие), иначе есть риск уйти в отчаяние.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи