Критические и стабильные периоды. Характеристика, сходства и различия. Роль в развитии ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
КРИЗИС ВОЗР, РАЗВИТИЯ – особые, относительно непродолжительные по времени (до 1 года) периоды в развитии человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.
Динамика развития
1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение реб с окр. действительностью. Это называется СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ РАЗВИТИЯ,
2 Эта социальная ситуация развития закономерно определяет образ жизни ребенка, что ведет к возникновению НОВООБРАЗОВАНИЙ (устойчивое, характерное для каждого вида приобретение в психике ребенка, человека).
3. Эти новообразования изменят структуру сознания и отношения ребенка.
4. Если отношения поменялись, то меняется соц. сит. развития и наступает критический период.
Пример 0 – 1г вед вид Де – эмоциональность реб—взр, который ухаживает ---идет новообразование потребность в контакте, ласке. 1-3 вед вид Де предметная реб---предмет---взр---новообразование предмет.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ – периоды наиболее чувствительные к воздействиям среды, освоению реальностей, развитию способностей.
Они связаны: 1) с вед вид Де 2) с актуализацией (перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее) в каждом возрасте базовых потребностей. Например
1,5-3 г – сензитивный период развития речи. От 4-6 лет – сензитивный период – период развития воображения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.