Основания для проведения предродовой подготовки:
1. Наличие отягощенного акушерского анамнеза: абор ты, выкидыши, замершие беременности, внутриутробная инфекция, экстрагенитальные заболевания.
2. Мотивация беременности: самоутверждение, со ответствие социальным нормам и стереотипам, желание сохранить семью, избежать одиночества.
3. Отношение к беременности: незапланированность, нежелание этой беременности, нежелание иметь ребенка определенного пола.
4. Наличие негативного опыта предыдущих родов.
5. Отношение к родам: страх, безразличие.
6. Наличие социальной поддержки.
7. Материальное благосостояние.
8. Взаимоотношения с близкими: конфликты с мужем и родителями.
1. Наличие отягощенного акушерского анамнеза: абор ты, выкидыши, замершие беременности, внутриутробная инфекция, экстрагенитальные заболевания.
2. Мотивация беременности: самоутверждение, со ответствие социальным нормам и стереотипам, желание сохранить семью, избежать одиночества.
3. Отношение к беременности: незапланированность, нежелание этой беременности, нежелание иметь ребенка определенного пола.
4. Наличие негативного опыта предыдущих родов.
5. Отношение к родам: страх, безразличие.
6. Наличие социальной поддержки.
7. Материальное благосостояние.
8. Взаимоотношения с близкими: конфликты с мужем и родителями.
Эмоции не всегда бывают положительными и порой агрессивные срывы могут повлиять на ваше здоровье. Итак, теперь о главном — всем знакомы эти чувства: агрессия, негодование, раздражительность, ярость.
Эти отнюдь не положительные эмоции испытывал каждый хотя бы раз в жизни. А вот поведение людей не всегда одинаково: одни более сдержанны, другие, стесняясь, брани и криков, ведут себя некрасиво, неистово. Такое неумение сдерживать себя портит карьеру, семейные и дружеские отношения, подрывает нервную систему. Вместе с тем, научиться сдерживать скверные эмоции, проявлять выдержку и самообладание вполне возможно.
Не ищите виноватых. Никто не сможет довести вас до ярости и гнева, кроме самих вас. Точнее, мы предоставляем возможность довести себя до такого состояния. Попробуйте быть выше этого, не перекидывайте ответственность на других, за свои поступки отвечайте сами. Именно так вы сможете что-то поменять в своей жизни. Крики «ты сам(а) виноват(а)» только обострят ситуацию. Не допускайте возможности управлять собой, как марионеткой.
Стремитесь предсказывать проблему, которая поможет дать повод для приступа ярости. Подумайте, при каких обстоятельствах вы чаще всего вспыхиваете, и попробуйте их избежать. Обходите острые углы. Если накаленная ситуация просчитана наперед, то заранее смоделируйте своё поведение, этим вы удивите окружающих своей проницательностью и стоящей сдержанностью.
Когда ярость подступает, глубже вдохните и попробуйте говорить на тон тише и помедленнее. Не говорите собеседнику, почему он не прав в этой ситуации, не накладывайте на него клеймо и не вешайте ярлыки, старайтесь точно выговорить свое отношение к происходящему. Ровно дыша и спокойно, дайте высказаться оппоненту. Когда он успокоится, вам легче станет что-либо объяснить.
Эти отнюдь не положительные эмоции испытывал каждый хотя бы раз в жизни. А вот поведение людей не всегда одинаково: одни более сдержанны, другие, стесняясь, брани и криков, ведут себя некрасиво, неистово. Такое неумение сдерживать себя портит карьеру, семейные и дружеские отношения, подрывает нервную систему. Вместе с тем, научиться сдерживать скверные эмоции, проявлять выдержку и самообладание вполне возможно.
Не ищите виноватых. Никто не сможет довести вас до ярости и гнева, кроме самих вас. Точнее, мы предоставляем возможность довести себя до такого состояния. Попробуйте быть выше этого, не перекидывайте ответственность на других, за свои поступки отвечайте сами. Именно так вы сможете что-то поменять в своей жизни. Крики «ты сам(а) виноват(а)» только обострят ситуацию. Не допускайте возможности управлять собой, как марионеткой.
Стремитесь предсказывать проблему, которая поможет дать повод для приступа ярости. Подумайте, при каких обстоятельствах вы чаще всего вспыхиваете, и попробуйте их избежать. Обходите острые углы. Если накаленная ситуация просчитана наперед, то заранее смоделируйте своё поведение, этим вы удивите окружающих своей проницательностью и стоящей сдержанностью.
Когда ярость подступает, глубже вдохните и попробуйте говорить на тон тише и помедленнее. Не говорите собеседнику, почему он не прав в этой ситуации, не накладывайте на него клеймо и не вешайте ярлыки, старайтесь точно выговорить свое отношение к происходящему. Ровно дыша и спокойно, дайте высказаться оппоненту. Когда он успокоится, вам легче станет что-либо объяснить.
Чувство вины
В тех случаях,когда мы вдруг нарушаем свои обязательства или не оправдываем, возложенные на нас надежды других людей мы испытываем такие чувства как неловкость, тревогу, начинаем сами себя обвинять. Мы долго переживаем по поводу тех ситуаций , в которых нам пришлось испытать эти чувства. Однако, как оказалось, то, что мы способны нервничать по этому поводу абсолютно нормально и означает то, что с нашим психическим здоровьем все в порядке. Благодаря чувству вины мы понимаем, что поступили против своих внутренних правил, пересекли грань, за которую не следовало бы переходить. Например, я поссорился с продавцом, который работает в супермаркете и теперь я обвиняю себя целый день, так как можно было придержать свои эмоции и не отвечать на неадекватное поведение. Я обвиняю себя за то, что нарушила свой внутренний свод правил и я готова пойти и попросить прощения у того человека, с которым вступила в перепалку.
В тех случаях,когда мы вдруг нарушаем свои обязательства или не оправдываем, возложенные на нас надежды других людей мы испытываем такие чувства как неловкость, тревогу, начинаем сами себя обвинять. Мы долго переживаем по поводу тех ситуаций , в которых нам пришлось испытать эти чувства. Однако, как оказалось, то, что мы способны нервничать по этому поводу абсолютно нормально и означает то, что с нашим психическим здоровьем все в порядке. Благодаря чувству вины мы понимаем, что поступили против своих внутренних правил, пересекли грань, за которую не следовало бы переходить. Например, я поссорился с продавцом, который работает в супермаркете и теперь я обвиняю себя целый день, так как можно было придержать свои эмоции и не отвечать на неадекватное поведение. Я обвиняю себя за то, что нарушила свой внутренний свод правил и я готова пойти и попросить прощения у того человека, с которым вступила в перепалку.
Трудно постоянно находиться в спокойствии, когда вам в лицо говорят малоприятные вещи. Гнев является сгустком негативной энергии, который просто необходимо научиться сдерживать. Каждый человек ведет себя по-разному, когда встречается с разными эмоциональными нападениями. Если от вашего собеседника, льется в вашу сторону много негатива, то стоит постараться в данной ситуации сохранить ясную голову. Для начала стоит подождать, пока собеседник не закончит свою тираду словосочетаний и слов. Лучше воздержаться от оправданий или грубых нападений в его сторону, это может лишь усугубить ситуацию. Постарайтесь все оскорбления, и грубости пропускать мимо своих ушей. После того как собеседник выскажется, вам стоит ответить как можно сдержаннее и по существу. Сделайте предложение перейти на нормальный разговор с умеренным тоном и без оскорблений. Если ваш собеседник вас не желает слышать, то лучше выти из помещения. Данный метод достаточно эффективен. Ваш собеседник найдет силы для нормального диалога, без оскорблений и в нормальном тоне. Если же в процессе разговора выяснится, что вы в чем-то являетесь, не правы, то в таком случае стоит вежливо извиниться и заверить, что это больше не повторится.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное
отношение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Эта окраска ощущений называется чувственным тоном ощущений .
Жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей вызывают переживание чувств или эмоций. Насколько тождественны эти понятия?
Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
отношение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Эта окраска ощущений называется чувственным тоном ощущений .
Жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей вызывают переживание чувств или эмоций. Насколько тождественны эти понятия?
Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
Заключение
Наше отношение к эмоциям очень похоже на отношение к старости, которой, по остроумному замечанию Цицерона, достигнуть желают все, а достигнув, ее же винят. Разум постоянно восстает против неограниченной власти эмоций в человеческих взаимоотношениях. Но его протест чаще всего можно услышать «после драки», когда с предельной ясностью становится очевидно, что страх, гнев или чрезмерная радость оказались не лучшими советчиками в общении. «Не надо было горячиться, – подсказывает ум, который получил справедливое название «заднего», – сначала следовало все взвесить, а потом уже обнаруживать свое отношение к собеседнику».
В связи с быстрым развитием научно-технического прогресса, особенно в последнее время, резко возрос темп жизни. За единицу времени человек не успевает выполнять то количество работы, которое ему навязывает современная жизнь. Стараясь угнаться за прогрессом, человек находится в постоянном напряжении и практически не расслабляется (не успевает отдыхать), у него появляется стресс, т.е. нервно-психическое перенапряжение. Стараясь защититься от стресса, человек идет по наименьшему сопротивлению. Он выплескивает свои эмоции на окружающих (т.е. разряжается, снимая напряжение), тем самым портит здоровье себе и другим.
Наше отношение к эмоциям очень похоже на отношение к старости, которой, по остроумному замечанию Цицерона, достигнуть желают все, а достигнув, ее же винят. Разум постоянно восстает против неограниченной власти эмоций в человеческих взаимоотношениях. Но его протест чаще всего можно услышать «после драки», когда с предельной ясностью становится очевидно, что страх, гнев или чрезмерная радость оказались не лучшими советчиками в общении. «Не надо было горячиться, – подсказывает ум, который получил справедливое название «заднего», – сначала следовало все взвесить, а потом уже обнаруживать свое отношение к собеседнику».
В связи с быстрым развитием научно-технического прогресса, особенно в последнее время, резко возрос темп жизни. За единицу времени человек не успевает выполнять то количество работы, которое ему навязывает современная жизнь. Стараясь угнаться за прогрессом, человек находится в постоянном напряжении и практически не расслабляется (не успевает отдыхать), у него появляется стресс, т.е. нервно-психическое перенапряжение. Стараясь защититься от стресса, человек идет по наименьшему сопротивлению. Он выплескивает свои эмоции на окружающих (т.е. разряжается, снимая напряжение), тем самым портит здоровье себе и другим.
Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который чаще называют «детектором лжи». Детектор лжи – это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения, кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца.
Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания всякий раз, когда испытуемый лжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными. Достоверность данных, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе.
Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является полиграф, который чаще называют «детектором лжи». Детектор лжи – это прибор, измеряющий частоту сердцебиения и дыхания, артериальное давление, активность органов пищеварения, кожно-гальваническую реакцию. К различным участкам тела испытуемого подсоединяются электроды. Затем эти электроды присоединяются к прибору, который регистрирует физиологические параметры и записывает их с помощью самописца.
Действие прибора основано на предположении, что ложь вызывает сильные эмоции. Поскольку интенсивные эмоции сопровождаются изменением физиологических параметров, прибор должен зарегистрировать заметные колебания всякий раз, когда испытуемый лжет. Если испытуемый говорит правду, то физиологические параметры должны оставаться почти постоянными. Достоверность данных, полученных при использовании полиграфа в качестве детектора лжи, подвергается сомнениям. Если человек подвергается допросу, да еще и будучи опутан всевозможными проводами, это само по себе уже может возбуждать у него эмоции. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в степени эмоционального возбуждения, связанного с ложью. Некоторые лгут с легкостью, а другие ощущают сильные эмоции, даже если просто не уверены в ответе.
Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)
Эмоции всегда окрашивают некоторое отражаемое содержание, нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Предметное отношение эмоций, ее общественная направленность – как феноменологический фактор. Качество отдельного эмоционального переживания остается неизменным от младенчества до старости. Эмоции меняются по мере взросления и становления под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин. Однако само переживание эмоции, будь то эмоция радости или печали, остается неизменным. Каждая отдельная эмоция имеет тенденцию выражаться в специфических действиях, и эти тенденции остаются неизменными на всем протяжении человеческой жизни.
Постоянство эмоционального переживания, его независимость от изменяющихся обстоятельств человеческой жизни дает постоянство ощущения собственного «Я», помогает формировать устойчивую «Я-концепцию».
Внутренние переживания человека всегда предметны. Беспредметное настроение означает скорее недостаточную конкретность его предмета. Беспредметное настроение возникает у психически больных людей.
Эмоции всегда окрашивают некоторое отражаемое содержание, нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Предметное отношение эмоций, ее общественная направленность – как феноменологический фактор. Качество отдельного эмоционального переживания остается неизменным от младенчества до старости. Эмоции меняются по мере взросления и становления под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин. Однако само переживание эмоции, будь то эмоция радости или печали, остается неизменным. Каждая отдельная эмоция имеет тенденцию выражаться в специфических действиях, и эти тенденции остаются неизменными на всем протяжении человеческой жизни.
Постоянство эмоционального переживания, его независимость от изменяющихся обстоятельств человеческой жизни дает постоянство ощущения собственного «Я», помогает формировать устойчивую «Я-концепцию».
Внутренние переживания человека всегда предметны. Беспредметное настроение означает скорее недостаточную конкретность его предмета. Беспредметное настроение возникает у психически больных людей.
ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ»
Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения. В течение длительного времени ученые пытались решить вопрос о природе эмоций. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция – это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные
изменения.
Представители другой позиции – сенсуалисты – наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникающие под влиянием страстей». Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса – Г. Ланге.
Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловило появление различных точек зрения. В течение длительного времени ученые пытались решить вопрос о природе эмоций. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция – это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные
изменения.
Представители другой позиции – сенсуалисты – наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникающие под влиянием страстей». Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса – Г. Ланге.
Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний
Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:
1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;
2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;
3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.
Психическая регуляция может осуществляться двумя путями:
Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:
1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;
2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;
3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.
Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.
Психическая регуляция может осуществляться двумя путями:
Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова
Большую роль играет вызванная эмоция у композиторов, актеров, спортсменов, то есть у людей, чья деятельность требует вдохновения, творческого подъема. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки – это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. В спортивной деятельности имеется такое понятие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что успешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели перед соревнованиями уровень эмоционального возбуждения в два раза выше, чем у менее успешных. По данным Е.П. Ильина и др. (1979), лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, волновавшихся перед экзаменом.
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения – способ вызова определенного эмоционального состояния – составная часть саморегуляции. Суть – человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Эффект этого приема возрастает в результате повторных попыток (Писаренко, 1986).
Большую роль играет вызванная эмоция у композиторов, актеров, спортсменов, то есть у людей, чья деятельность требует вдохновения, творческого подъема. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки – это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. В спортивной деятельности имеется такое понятие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что успешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели перед соревнованиями уровень эмоционального возбуждения в два раза выше, чем у менее успешных. По данным Е.П. Ильина и др. (1979), лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, волновавшихся перед экзаменом.
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения – способ вызова определенного эмоционального состояния – составная часть саморегуляции. Суть – человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Эффект этого приема возрастает в результате повторных попыток (Писаренко, 1986).
Устранение отрицательных эмоций
Эмоциональный подъем, хорошее настроение способствует осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.
В.М. Бехтерев писал о необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей. Он писал о том, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. В.М. Бехтерев отмечал роль правильного ухода за младенцем для вызова у него положительных эмоций. С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка и «…вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него. Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры».
Эмоциональный подъем, хорошее настроение способствует осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.
В.М. Бехтерев писал о необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей. Он писал о том, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. В.М. Бехтерев отмечал роль правильного ухода за младенцем для вызова у него положительных эмоций. С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка и «…вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него. Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры».