Арт-терапия

Наука » Психология » Психология эмоций
Арт-терапия

Арт-терапия – художественная терапия, «терапия творческим самовыражением». Во многих случаях «арт-терапевти-
ческими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыхание благовоний, чтение сказок, рисование, лепка и т.д.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведение соответствующих исследований и сопоставлений. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию. Как всякий лечебно-коррекционный метод, групповая арт-терапия имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы.

Идеал – метод Ч. Тойча

Наука » Психология » Психология эмоций
Идеал – метод Ч. Тойча

Концепция Чампиона Курта Тойча заключается в том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения.

Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное Внутреннее Направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей.

Доктор Тойч, один из основателей виктимологии (от «victum» (англ.) ? жертва), утверждает, что человек – жертва генетического кода и проблем своих предков, он невольно повторяет ошибки и нерешенные проблемы своих предков, и если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее до тех пор, пока повторяющаяся проблема не будет решена кем-то из потомков.

Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

Наука » Психология » Психология эмоций
Саногенное мышление – управление психическим состоянием воздействием на мыслительную сферу

Основным методическим приемом психической саморегуляции для лиц, которые хотят оптимизировать свое эмоциональное состояние, является обучение саногенному мышлению. Автор этой методики – профессор Ю.М. Орлов.

Метафорически он различает «человека привычки» и «человека воли». Под «человеком привычки» понимаются лица, не владеющие саморегуляцией, не склонные к рефлексии, к волевому самоконтролю. Это почти механический человек, который подчиняется первому желанию, у него сознательные и бессознательные процессы почти срастаются, а поведение может быть названо «полевым», ибо он механически реагирует на различное поле стимулов. Самовоспитание может облагородить «человека привычки», ослабить импульсивное поведение, усиливая самоконтроль и актуализацию воли и сознания на решение жизненных задач, на профессиональное самовоспитание.

«Человек воли» не дает воли своим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и профессиональными задачами. Но иногда, карикатурно заостряясь, волевое поведение превращается в упрямство или излишнее насилие над собой. Обучение саногенному мышлению преследует психогигиенические цели управления собой с сохранением и укреплением нервно-психического здоровья. Оно способствует выработке гармоничного поведения и умения управлять собой, используя элементы саморефлексии, «отчуждения» так, чтобы в поведении реализовалась разумная воля, главными признаками которой являются знание и умение мыслить саногенно, т.е. так, как необходимо для реализации поставленной цели.

Метод символдрамы

Наука » Психология » Психология эмоций
Метод символдрамы

Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Кататимное переживание образов (КПО) – психотехника «сновидений наяву». Символ – это замещающее наглядное средство выражения чего-то скрытого, с чем у него есть какие-то общие очевидные признаки и с чем его объединяют какие-то общие внутренние ассоциативные связи. Символобразование в значительной мере относится к области бессознательного. Решающее значение, с точки зрения психоанализа, имеет то обстоятельство, что сам человек не знает, что имеет дело с символом. Символ, по З. Фрейду, «мотивирован динамически». Импульс исходит из бессознательного.

Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции

Наука » Психология » Психология эмоций
Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции

Основоположником является П. Дюбуа. Свой метод он предложил в 1912 г., противопоставив его суггестивной терапии. Метод основан на развитии у клиента путем логической аргументации убеждения и переубеждения в том, что он правильно относится к проблеме и понимает ее природу. Рациональная психокоррекция осуществляется при максимальном участии самого клиента в процессе психокоррекции. При этом клиента можно ознакомить с определенной психологической информацией, способной поколебать его убеждения. Большую роль здесь играет авторитет, престиж, высокий профессиональный уровень психолога. Рациональная психокоррекция показана в основном при коррекции нерезко выраженных невротических состояниях.

Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 8).

Рациональная психотерапия как вид социально-психологической коррекции


Рис. 8. «Окно Джогари»

Социально-психологический тренинг (СПТ)

Наука » Психология » Психология эмоций
Социально-психологический тренинг (СПТ)

Тренинг (с англ.) – тренировка, упражнение. Развитию Т‑групп положили начало исследования К. Левина, работы которого считаются классическими в области групповой динамики.

Пример СПТ – тренинг общения. Тренинг направлен на приобретение компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других, более точную самооценку.

Оптимальный вариант – 7-15 человек, 1 раз в неделю, по 1,5‑2 часа.

Способы восстановления эмоционального равновесия

Наука » Психология » Психология эмоций
Способы восстановления эмоционального равновесия

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять и контролировать их внешнее проявление. В настоящее время разработано много различных способов регуляции и саморегуляции негативных эмоциональных состояний: релаксирующая тренировка, аутогенная тренировка, саногенное мышление, медитация и др. Эмоциональная регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

Наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 г. немецким психологом И. Шульцем и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций.

Профилактика и управление стрессом

Наука » Психология » Психология эмоций
Профилактика и управление стрессом

Человечество живет в трудное время, в постоянно меняющемся мире. Меняющемся на глазах и не всегда в лучшую сторону. Особенно стремительно нарастают перемены в последние 60-100 лет. Изменилась сама среда обитания человека: состав воды, воздуха, пищи. Темп жизни, ответственность, напряженность – кривые всех параметров труда упрямо взметнулись вверх.

Сегодня профессиональная деятельность многих сотен миллионов людей планеты проходит в условиях, требующих, безусловно, максимума от физических и психических возможностей человека. Ритм современной жизни и современного производства увеличился, человеку стало трудно поспевать за ним.

Изменение условий профессиональной деятельности человека, повышение эмоциональных нагрузок и ответственности за каждое принятое решение и т.д. предъявляют высокие требования к деятельности как отдельных систем, так и организма в целом. К настоящему времени специалистами описано около десяти тысяч заболеваний и более ста тысяч болезненных симптомов, связанных со стрессогенными раздражителями различной природы.

Концепции психической саморегуляции

Наука » Психология » Психология эмоций
Концепции психической саморегуляции

Психологический (эмоциональный) стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и пр.).

Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Здесь имеется в виду принцип индивидуального подхода. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия – постоянности и регулярности в овладении ее приемами.

Фрустрация. Фрустационные теории

Наука » Психология » Психология эмоций
Фрустрация. Фрустационные теории

Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы и тесно связано с фрустрацией.

Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяет возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Более целесообразным в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Динамика стресса во времени

Наука » Психология » Психология эмоций
Динамика стресса во времени

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. В общих чертах картина выглядит следующим образом. Первая стадия (стадия тревоги) характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер происшедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования «борьба или бегство», требующая прежде всего мощной активации энергетики. Эта стадия сопровождается сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха, эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение.

Далее следует вторая стадия резистентности, на которой, помимо усиления энергетической мобилизации, происходит активация функций памяти, внимания, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути, это стадия продуктивного напряжения, или эустресс.

Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс

Наука » Психология » Психология эмоций
Динамика появления стрессовых состояний: конструктивный и деструктивный стресс

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом) диистреный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. ов и организаций. ).

Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др.