Эмоциональная сфера

Наука » Психология » Психология эмоций
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное

отношение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Эта окраска ощущений называется чувственным тоном ощущений .

Жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей вызывают переживание чувств или эмоций. Насколько тождественны эти понятия?

Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие степень удовлетворения потребностей человека. Эмоции являются сигналом достижения поставленной цели. Так, получение желаемого результата вызывает положительные эмоции, а неудача – отрицательные. Большинство эмоций имеет внешнее выражение, что позволяет использовать для их изучения не только субъективные, но и объективные методы. К наиболее значимым эмоциям принято относить: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффекты – интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки (гнев, ярость, ужас, бурная радость, отчаяние).

Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, забирая энергию от всех сопутствующих раздражителей, и образует аффективный комплекс, предопределяющий реакцию человека на ситуацию в целом. Главная особенность аффекта состоит в том, что это состояние навязывает человеку определенное поведение. При этом теряется чувство реальности. Человек перестает себя контролировать и часто не осознает того, что делает. Сильное эмоциональное возбуждение распространяется на двигательные центры коры головного мозга и переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает многочисленные и беспорядочные движения, либо, наоборот, цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. Резко изменяются показатели внимания. Поле восприятия резко сужается, и воспринимаются только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются вне поля внимания человека, осознаются им недостаточно. В этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, и поведение становится нецелесообразным.

К аффективным эмоциональным реакциям принято относить стрессы и фрустрации. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему

внешние и внутренние требования, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку, причем не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, главное, что она неожиданно и вызывает сильное душевное потрясение.

Течение стресса проходит три основные стадии:

1 стадия – фаза тревоги. Происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением, хотя в целом справляется с нагрузкой. У большинства людей к концу первой фазы наблюдается повышение работоспособности.

2 стадия – фаза стабилизации. Все параметры организма, которые вышли из равновесия, закрепляются на новом уроне. Организм снова начинает работать в стабильном режиме, требующем внутреннего напряжения.

3 стадия – фаза истощения. Неизбежно наступает при длительном стрессе и интенсивном воздействии. Поскольку организм работает в напряженном режиме, доступные ресурсы организма быстро заканчиваются и функционирование начинает использовать невосполнимые энергетические запасы, что рано или поздно заканчивается истощением.

Не всякое воздействие вызывает стресс. Он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида.

При чины стресса могут быть как физические, так и социальные, как реально- действующие, так и вероятные. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: физиологический и психический. В свою очередь психический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок. Человек не справляется с поступающей информацией, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за принятые решения. Возникновение

эмоционального стресса связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д.

Помимо объективных причин, возникновение и течение стресса зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по- разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе эффективность их деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает (стресс «Кролика»). При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее в результате срыва надежд, вызванного непреодолимыми трудностями, встающими на пути к достижению цели.

Возникновение фрустрации подчиняется закону: чем сильнее было влечение человека удовлетворить потребность и чем ближе была такая возможность, тем интенсивнее переживания фрустрации при срыве надежды.

В состоянии фрустрации человек может вести себя по-разному:

- агрессивно; усматривает «злой умысел» в сложившихся обстоятельствах, испытывает раздражение, возмущение и ищет того, на ком выместить недовольство;

- депрессивно; замыкается в себе, испытывает подавленность, обиду, комплекс неполноценности, ощущает себя «без вины виноватым»;

- интернально; человек осознает причины неудач, видит и объективные причины и свою долю вины. Но это уже скорее показатель и способ выхода из фрустрации.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты носят, в основном, кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния. Другое отличие эмоций – то, что они являются реакцией не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые.

Эмоции разделяются на положительные и отрицательные, с точки зрения того, какое влияние они оказывают на человека, который их испытывает. Отрицательных эмоций гораздо больше. Вероятно, их разнообразие дает возможность более успешно осуществлять адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам, о которых они сообщают. А положительные эмоции являются энергетическим источником нашего здоровья и успешного существования.

Основными источниками положительных переживаний являются:

- удовлетворение потребности;

- избавление от страдания;

- заражение радостью другого. Эмпатия – испытывание приятных и неприятных эмоций «за компанию» с другим человеком.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Слово удовлетворение имеет общий корень со словом удовольствие. Описать это переживание очень сложно. В самом общем виде удовольствие – это то, что мы хотим повторить, пережить снова, соответственно, неприятное, неудовольствие – не хотим.

В античности сложилось некое этико-психологическое учение, названное гедонизм. Оно утверждало, что наслаждение является внешним благом, целью личности, основным ее мотивом. Отсюда пошло выделение особой группы гедонистических действий – действий ради удовольствия. Они могут осуществляться реально или в воображении, но в любом случае способствуют созданию удовольствия. Человек рождается на свет с зачаточными моделями гедонистического поведения. Они врожденны. Так как любое действие состоит из особой комбинации напряжения и расслабления мышц, то изначально удовольствие состоит в изменениях состояния мышц (например, состояние расслабления после длительного напряжения). Удовольствие возрастает от концентрации на гедонистических воздействиях.

Удивление – бивалентная эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Может иметь положительную и отрицательную окраску.

Все остальные эмоции имеют отрицательную модальность.

Стыд – возникает при осознании несоответствия собственных поступков, мыслей и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о таковых.

Стыд регулирует поведение человека в соответствии с нормами его Я-концепции. Если удалось внушить человеку, что он умный, добрый, щедрый, то данный индивид будет испытывать стыд всякий раз, когда будет поступать вопреки этому представлению. Стыд поддерживается окружением из соображений его собственной безопасности. Он имеет большое значение в ходе развития личности и формирования индивидуальности. Но когда этот процесс завершен, стыд должен отступить на второй план и стать не более чем толчком к самопознанию. Благодаря эмоции стыда человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков лучше, чем это сделали бы другие.

Гнев – отрицательное по знаку эмоциональное состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Длительное пребывание в

подобном состоянии может приводить к фрустрациям и стрессам.

Страдание – отрицательная эмоция, связанная с полученной достоверной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми противоречит идеологическим, нравственным или эстетическим принципам субъекта.

Презрение – отрицательная эмоция, возникающая в межличностных взаимоотношениях из-за рассогласования в жизненных позициях, взглядах и поведении.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности.

Страх порождается прогностической способностью ума. Страх будет полностью уничтожен, если мы полностью отключим прогностическую активность ума. Но тогда уменьшится и наш шанс на выживание.

Существует много видов страха. Основным страхом является страх смерти. Однако у него нет реальной основы. Он является результатом того, что все боятся смерти и запугивают друг друга.

Переживание эмоций имеет ряд особенностей:

1. один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные переживания. Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств. /радостно и страшно/. Обычно это связано с тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на человека.

2. эмоции могут переживаться не только из-за собственной жизни, но и «за других» (гордость за ребенка или любимого человека).

Чувства – еще более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким- либо конкретным объектам. Человек не может переживать чувства вообще, если они не





отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызвать негативные чувства у другого.

Особую форму переживаний составляют высшие чувства . Они делятся на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственными (или моральными) называются чувства, переживаемые людьми при сравнении явлений действительности с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что подобные нравственные нормы и способы поведения усвоены человеком. Действия, соответствующие этим нормам, являются моральными, нравственными (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие). А несоответствующие

– аморальными, безнравственными (жадность, эгоизм, жестокость). В различных обществах

эти чувства могут быть различны в содержательном исполнении.

Интеллектуальные чувства – это переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, трудность или легкость умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний: удивление, любопытство, любознательность, радость открытия и т.д. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающее, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

К высшим проявлениям чувств многие авторы относят страсть – еще один вид своеобразных, чисто человеческих эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг одного вида деятельности или предмета.

Настроение – самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда понятны человеку, и особенно окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости. В этом смысле настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятны для нее сложившиеся обстоятельства. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть: окружающая природа, события и, конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Оно может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель и стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Наиболее чутко на изменение эмоций реагирует сердце. Под влиянием негативного эмоционального состояния у человека могут возникать предпосылки разнообразных болезней. Необходимо помнить, что под влиянием положительного эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.