Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний

Наука » Психология » Психология эмоций
Методы устранения нежелательных эмоциональных состояний

Как мы уже отмечали, эмоции не всегда желательны. Многие российские и зарубежные психологи работали в направлении устранения нежелательных эмоциональных состояний. К. Изард отмечает три способа устранения таких эмоциональных состояний:

1) посредством другой эмоции, то есть сознательные усилия направляются на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить;

2) внимание и мышление используются для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней. Это происходит в результате переключения сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоции;

3) использование физической активности в качестве разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Сюда же можно отнести и такие способы регуляции, как дыхательные упражнения, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания.

Психическая регуляция может осуществляться двумя путями:

а) воздействием извне – музыкой, цветом, другим человеком;

б) саморегуляцией, это – релаксационные тренировки, аутогенные тренировки, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Трансцендентальная медитация основана на использовании особого слова – мантры. Мантра, обычно выбираемая «учителем» для ученика, состоит из таких звуков, как О, М, Н, У, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Человек, удобно сидя или лежа в спокойном, не слишком освещенном месте, закрыв глаза и глубоко дыша через нос, на каждом вдохе произносит мантру сначала громко, потом тише и тише, думая только о слове, которое срывается с его губ, и ни о чем другом. Мантры, соответствующие возрастной группе: от 16 до 18 лет – ЕМА; от 18 до 20 лет – ИНГ; от 20 до 22 лет – ОМ и т.п.

Использование защитных механизмов для преодоления или снижения выраженности нежелательных эмоций. Фрейд выделил несколько таких защит:

Уход – физическое, мысленное бегство от трудной ситуации (распространен у маленьких детей).

Идентификация – присвоение установок других людей (могущественных в его глазах).

Проекция – перекладывание ответственности на другого («это сделал он, а не я»).

Смещение – подмена реального источника гнева или страха (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции).

Отрицание – отказ признания события, ситуации (мать не верит, что ее сына убили на войне).

Вытеснение – крайняя форма отрицания, бессознательное стирание из памяти неприятного события.

Регрессия – возвращение к более ранним, примитивным формам реагирования.

Реактивное образование – поведение, противоположное мыслям и желаниям с целью их маскировки (подростки, желая скрыть свою влюбленность, проявляют к объекту обожания агрессивность).

Очень взволнованного человека не стоит успокаивать при помощи уговоров, убеждения, внушения. Он не воспримет эту информацию, так как он выбирает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию, поэтому лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. «Слеза всегда смывает что-то и утешение несет» (В. Гюго).

Использование дыхательных упражнений. Многие психологи и физиологи, такие как В.Л. Марищук (1967), Р. Деметр (1969), О.А. Черникова (1980) считают этот способ регуляции эмоционального возбуждения наиболее доступным. Применяются различные способы.

1. Р. Деметр использовал дыхание с применением паузы.

2. Г.Д. Горбунов (1986) рекомендовал использовать три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания.

3. Канадский ученый Л. Персильваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку дыхания на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение.

Существуют индивидуальные особенности управления эмоциональным состоянием, которые зависят от выраженности самоконтроля предстартового состояния, выявленные Ф.П. Космолинским (1976) и А.К. Поповым и классифицированные ими по двум типам.

Первый тип – с высоким уровнем самоконтроля. У них частота сердечных сокращений, дыхания не выходили за пределы верхних границ физиологической нормы; качество выполнения заданий не снижалось.

Второй тип – с низким уровнем самоконтроля – отличался нервно-эмоциональным напряжением, что внешне выражалось в психическом возбуждении или, наоборот, в депрессии. Это сопровождалось вегетативными сдвигами: тахикардией, колебаниями кожно-гальванической реакции, нарушением сна.

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое – самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.