Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное
отношение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Эта окраска ощущений называется чувственным тоном ощущений .
Жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей вызывают переживание чувств или эмоций. Насколько тождественны эти понятия?
Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
отношение. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Эта окраска ощущений называется чувственным тоном ощущений .
Жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей вызывают переживание чувств или эмоций. Насколько тождественны эти понятия?
Эмоции – это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
В обыденной речи память занимает особое место среди других психологических терминов. Пожалуй, это одно из наиболее часто употребляемых понятий в жизни. Памяти издревле придавалось большое значение. В греческой мифологии Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени этой богини память в психологии называют мнемической деятельностью.
Память не добывает нового знания, но она организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы, причем делает это с учетом интересов и потребностей человека, с учетом будущего. Это отличительная особенность памяти – ее ориентация на будущее. Поэтому говорят, что память, приводя к единству разнообразный опыт человека, творит личность. Действительно, потерять память - значит, потерять все.
Но память, это привилегия не только человека. Ею обладают «все и вся», она встречается на всех уровнях жизни.
Память – это, в первую очередь, всеобщая способность материи сохранять следы воздействия. Земля «хранит» следы прошедших по ней.
Память не добывает нового знания, но она организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы, причем делает это с учетом интересов и потребностей человека, с учетом будущего. Это отличительная особенность памяти – ее ориентация на будущее. Поэтому говорят, что память, приводя к единству разнообразный опыт человека, творит личность. Действительно, потерять память - значит, потерять все.
Но память, это привилегия не только человека. Ею обладают «все и вся», она встречается на всех уровнях жизни.
Память – это, в первую очередь, всеобщая способность материи сохранять следы воздействия. Земля «хранит» следы прошедших по ней.
Каждый из нас знаком с понятием "задача". Задачи включены во все сферы знания и человеческой деятельности. Они бывают научные, учебные, социальные, политические, психологические. И в каждой из сфер деятельности задача имеет конкретное содержание. В психологии понятие "задача" используется широко и в разных смыслах.
Задачи с психологическим содержанием.
Каждый из нас ежедневно решает множество психологических задач: общения, налаживания отношений, распознавания людей и прогнозирования их поведения, оценки собственных возможностей и т.д. Изучая психологию, человек надеется научиться решать их более успешно. Это логично, так как, изучая, например, математику, человек учится решать задачи именно по математике. Однако задачи с психологическим сюжетом занимают незначительное место среди прочих задач. Психологи для изучения психологических механизмов мыслительной деятельности всегда использовали задачи простые по содержанию, но каверзные по своей психологической сущности. Простота сюжетного содержания задач облегчает возможность увидеть те многочисленные препятствия на пути их решения, которые содержатся не в задаче как таковой, а в психологических закономерностях человеческого восприятия и понимания. Чем отличаются мыслительные задачи от других? Считается, что к мыслительным задачам можно отнести задачи двух категорий:
Задачи с психологическим содержанием.
Каждый из нас ежедневно решает множество психологических задач: общения, налаживания отношений, распознавания людей и прогнозирования их поведения, оценки собственных возможностей и т.д. Изучая психологию, человек надеется научиться решать их более успешно. Это логично, так как, изучая, например, математику, человек учится решать задачи именно по математике. Однако задачи с психологическим сюжетом занимают незначительное место среди прочих задач. Психологи для изучения психологических механизмов мыслительной деятельности всегда использовали задачи простые по содержанию, но каверзные по своей психологической сущности. Простота сюжетного содержания задач облегчает возможность увидеть те многочисленные препятствия на пути их решения, которые содержатся не в задаче как таковой, а в психологических закономерностях человеческого восприятия и понимания. Чем отличаются мыслительные задачи от других? Считается, что к мыслительным задачам можно отнести задачи двух категорий:
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями. Признание сходства или различия зависит от того, какой критерий сравнения используется.
Например, сортируя свой гардероб по цвету, по назначению или еще по каким-либо признакам, вы всегда будете получать разные группы.
Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Для успешного сравнения выделенные признаки должны быть существенными, идентичными и взаимообусловленными.
Неверно сравнивать расстояние до двух объектов, используя в одном случае именно расстояние в метрах, а в другом – время движения. Сравнивая географические зоны нельзя говорить, что пустыня отличается от тундры тем, что в пустыне водятся верблюды, а в тундре – нет.
Например, сортируя свой гардероб по цвету, по назначению или еще по каким-либо признакам, вы всегда будете получать разные группы.
Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения. Для успешного сравнения выделенные признаки должны быть существенными, идентичными и взаимообусловленными.
Неверно сравнивать расстояние до двух объектов, используя в одном случае именно расстояние в метрах, а в другом – время движения. Сравнивая географические зоны нельзя говорить, что пустыня отличается от тундры тем, что в пустыне водятся верблюды, а в тундре – нет.
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Взаимодействия с окружающей средой не проходят для человека бесследно. Многие воздействия надолго остаются в его памяти. Но самое удивительное то, что полученные образы и впечатления не только сохраняются на длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Эти воздействия резко отличаются от аналогичных воздействий со стороны животных. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие деятельность ткача; и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-то нового, мы сталкиваемся со следующим феноменом психики. Человек создает в своем сознании образ, которого в реальности пока не существует. Основой создания подобного образа является наш прошлый опыт или образы памяти. И этот процесс- процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.
Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.)
Структурная организация деятельности ( объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные)
Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:
1. устойчивость
2. концентрация
3. распределение
4. переключение
5. отвлекаемость
6. объём внимания
Структурная организация деятельности ( объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные)
Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:
1. устойчивость
2. концентрация
3. распределение
4. переключение
5. отвлекаемость
6. объём внимания
Внимание относится к числу одних из самых "неуловимых" психологических явлений. С одной стороны, его отсутствие отрицательно сказывается на всех психических процессах, серьезно затрудняя их протекание. С другой стороны, внимание не имеет своего "продукта", по которому можно было бы его исследовать, оно лишь сопутствует другим психическим процессам, улучшая всякую деятельность, к которой оно присоединяется. Поэтому среди психологов существуют разногласия в определении этого процесса. Одни понимают его очень широко как свойство всей психики, самостоятельный психический процесс, другие - узко, как процесс сопутствующий познавательной деятельности. Так или иначе, внимание не сводится ни к одной из сфер психического, а составляет динамическую сторону любого процесса. Что же такое внимание? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего контрольную работу по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условие, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает. То есть его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена.
Воля (Will). Способность организовать свое «я» таким образом, чтобы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует самосознания (self-consciousness), подразумевает некоторую возможность и/или выбор, дает желанию направление и ощущение зрелости.
Интенциональность (Intentionality). Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок.
Невротическая тревога (Neurotic anxiety). Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания.
Нормальная тревога (Normal anxiety). Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества.
Онтологическая вина (Guilt). Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения (separation guilt), преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать выбор и т. д.
Интенциональность (Intentionality). Структура, в которой мы осмысляем свой прошлый опыт и соответственно представляем себе будущее. Вне этой структуры невозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступок подразумевает интенциональность, так же как и интенциональность подразумевает поступок.
Невротическая тревога (Neurotic anxiety). Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавление и другие формы внутрипсихических конфликтов (intrapsychic conflict) и управляемая разнообразными формами блокирования (blocking-off) действий и понимания.
Нормальная тревога (Normal anxiety). Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления, которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальная тревога, согласно Мэю, — условие любого творчества.
Онтологическая вина (Guilt). Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения (separation guilt), преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные или невротические симптомы, такие, как сексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими, неспособность делать выбор и т. д.
— В своей концепции человека Мэй особенно подчеркивал уникальность личности, свободный выбор и телеологию поведения, то есть его осознанный целевой аспект. Как и другие экзистенциалисты, Мэй полагал, что: 1) существование (existence) предшествует сущности (essence), то есть более важно, что люди делают, а не что они есть; 2) люди сочетают в себе черты и субъекта, и объекта; это значит, что они являются и думающими, и действующими существами; 3) люди стремятся найти ответы на важнейшие вопросы, касающиеся смысла жизни; 4) свобода и ответственность всегда уравновешивают друг друга, поэтому ни одна из них не может присутствовать в человеке отдельно от другой; 5) жесткие теории личности склонны дегуманизировать человека и превращать его в объект или предмет для исследования.
— Экзистенциалисты применяли феноменологический подход к изучению личности, настаивая на том, что человека лучше всего можно понять с его собственной точки зрения. Единство человека и его феноменологического мира выражается термином Dasein (бытие-в-мире).
— Есть три формы бытия-в-мире: Umwelt — наши отношения с миром внешних объектов или вещей, Mitwelt — наши отношения с другими людьми и Eigenwelt — отношения с собственной личностью. Здоровые люди живут во всех этих трех мирах одновременно.
— Если человек осознает свое бытие-в-мире, он также осознает возможность небытия (nonbeing), или несуществования (nothingness). Жизнь становится для нас более значительной, когда мы стоим перед фактом неизбежности смерти или небытия.
— Признание небытия способствует развитию чувства тревоги, которая возрастает, если человек понимает, что наделен свободой выбора и нагружен ответственностью за свои действия. Нормальную тревогу испытывает каждый из нас. Она пропорциональна угрозе, и мы умеем справляться с ней конструктивно на сознательном уровне. Невротическая тревога непропорциональна угрозе, вызывает подавление и реакцию самозащиты.
— Чувство вины, как и чувство тревоги, является нормальным для человека. Люди испытывают чувство вины в результате: 1) разделения с миром природы; 2) невозможности точно судить о нуждах окружающих; 3) отрицания собственных возможностей.
— Экзистенциалисты применяли феноменологический подход к изучению личности, настаивая на том, что человека лучше всего можно понять с его собственной точки зрения. Единство человека и его феноменологического мира выражается термином Dasein (бытие-в-мире).
— Есть три формы бытия-в-мире: Umwelt — наши отношения с миром внешних объектов или вещей, Mitwelt — наши отношения с другими людьми и Eigenwelt — отношения с собственной личностью. Здоровые люди живут во всех этих трех мирах одновременно.
— Если человек осознает свое бытие-в-мире, он также осознает возможность небытия (nonbeing), или несуществования (nothingness). Жизнь становится для нас более значительной, когда мы стоим перед фактом неизбежности смерти или небытия.
— Признание небытия способствует развитию чувства тревоги, которая возрастает, если человек понимает, что наделен свободой выбора и нагружен ответственностью за свои действия. Нормальную тревогу испытывает каждый из нас. Она пропорциональна угрозе, и мы умеем справляться с ней конструктивно на сознательном уровне. Невротическая тревога непропорциональна угрозе, вызывает подавление и реакцию самозащиты.
— Чувство вины, как и чувство тревоги, является нормальным для человека. Люди испытывают чувство вины в результате: 1) разделения с миром природы; 2) невозможности точно судить о нуждах окружающих; 3) отрицания собственных возможностей.
Хотя Мэй проработал в качестве психотерапевта многие годы, он не оставил описаний точных техник и методик. Однако иллюстрацией экзистенциалистского подхода к психотерапии может послужить упоминаемый Мэем случай Филиппа — пациента с неадекватными проявлениями тревожного поведения (May, 1981). Филипп, мужчина средних лет, состоявший в браке дважды, и оба раза неудачно, страдал от невротической тревоги, что сводилось к замыканию на собственной никчемности и обреченности любого своего поступка на провал. Глубоко переживая по поводу непредсказуемого, взбалмошного поведения своей возлюбленной Николь, он тем не менее не смел разорвать с ней отношения, поскольку сам парализовал свою волю, опасаясь нарушить безотчетные, глубоко укоренившиеся запреты. Поступки Николь обусловливали развитие у Филиппа чувства долга по отношению к ней, привязывая и отталкивая одновременно. В этих отношениях важно то, что очевидная потребность Николь в присутствии Филиппа обязывала его заботиться о ней.
Мучительная привязанность Филиппа к неуправляемой Николь была точной копией его отношений со своими родственниками в раннем детстве, когда в отношении последних развивается известное чувство долга, здоровое в своей основе, но порой принимающее уродливые формы. В течение первых двух лет жизни Филиппа главными обитателями его мира были всего лишь два человека: мать и сестра, которая была старше Филиппа на два года. Психическое состояние матери Филиппа граничило с шизофренией. Ее поведение по отношению к сыну колебалось между нежностью и жестокостью. Сестра же определенно была шизофреничкой и позже провела некоторое время в психиатрической больнице.
Таким образом, Филипп должен был с раннего детства учиться приспосабливаться к двум совершенно непредсказуемым женщинам. Конечно, у него неизбежно должно было остаться впечатление, что он должен не только защищаться от женщин, но и хранить им верность, в особенности если учесть их плачевное состояние.
Мучительная привязанность Филиппа к неуправляемой Николь была точной копией его отношений со своими родственниками в раннем детстве, когда в отношении последних развивается известное чувство долга, здоровое в своей основе, но порой принимающее уродливые формы. В течение первых двух лет жизни Филиппа главными обитателями его мира были всего лишь два человека: мать и сестра, которая была старше Филиппа на два года. Психическое состояние матери Филиппа граничило с шизофренией. Ее поведение по отношению к сыну колебалось между нежностью и жестокостью. Сестра же определенно была шизофреничкой и позже провела некоторое время в психиатрической больнице.
Таким образом, Филипп должен был с раннего детства учиться приспосабливаться к двум совершенно непредсказуемым женщинам. Конечно, у него неизбежно должно было остаться впечатление, что он должен не только защищаться от женщин, но и хранить им верность, в особенности если учесть их плачевное состояние.