Воображение

Наука » Психология » Рациональное познание
Взаимодействия с окружающей средой не проходят для человека бесследно. Многие воздействия надолго остаются в его памяти. Но самое удивительное то, что полученные образы и впечатления не только сохраняются на длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Эти воздействия резко отличаются от аналогичных воздействий со стороны животных. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие деятельность ткача; и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-то нового, мы сталкиваемся со следующим феноменом психики. Человек создает в своем сознании образ, которого в реальности пока не существует. Основой создания подобного образа является наш прошлый опыт или образы памяти. И этот процесс- процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда из-за потребности преобразования предметов реального мира. Например, имея орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое будет более адекватно выполняемой деятельности. Но постепенно воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, то есть в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Роль воображения в психической деятельности очень велика. Определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Представляя себе какой-либо предмет или событие, мы бываем не в состоянии воспроизвести все мельчайшие детали. Однако вещи и детали воспроизводятся нами не в виде отдельных частей и эпизодов, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, наше воображение просто достроило недостающие детали. В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя. Воображение самым тесным образом связано с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека положительные эмоции, а мечта о светлом будущем способна вывести из самого негативного состояния. И, наоборот, предвосхищение отрицательных последствий может заставить человека отказаться от предстоящих действий. Значит, воображение в какой-то степени является регулятором нашего поведения.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей в коре головного мозга, распад этих связей и их перегруппировка. Поэтому новые образы всегда несут в себе отпечатки прошлых. Воображение регулирует не только психическую жизнь человека, но и многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ, мышечные сокращения и т.д. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, представление, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, вызывает едва заметные сокращения мышечных групп.

Процессы воображения могут различаться по степени произвольности.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения. В них образы рождаются непреднамеренно в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе является также деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения направляется и контролируется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления

Среди различных видов воображения мы выделим воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом представлений мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий. Следует отметить, что хорошо развитое воссоздающее воображение дает нам не только зрительные образы, но и осязательные, слуховые и т.д. Чаще всего воссоздающее воображение имеет дело со словесным описанием объектов. Однако иногда бывает необходимо воссоздать образ предмета не на основе слов, а на основе схем и чертежей. В этом случае решающее значение приобретает пространственное воображение, т.е. способность воссоздать образ в трехмерном пространстве.

Следующий вид – творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по образцу, а самостоятельно. Однако оно тоже основывается на образах памяти, а поэтому нет четкой границы между творческим и воссоздающим воображением. Считается, что высокий уровень развития творческого воображения помогает человеку стать творческой личностью. Однако, этого недостаточно. Чтобы стать творческой личностью необходимо два условия:

- встреча с чудом. Лучше, если это произойдет как можно раньше, в возрасте 5-10 лет. Хотя, шансы остаются у каждого человека, пока он жив. Что означает встреча с чудом? Это ситуация, когда человек обращает внимание на какую-то вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. Но одного чуда для запуска творчества мало. Много людей встречается с фактами, которые им чрезвычайно интересны, но они не становятся творческими личностями. Необходимо еще кое-что.

- трудолюбие и организованность.

Примером такой организованности служит академик Обручев. Его послужной список: более 600 научных трудов, около 2,5 тысяч рецензий и рефератов, 323 научно- популярных работы, 17 художественных произведений, более 160 географических карт и схем.

Особой формой воображения является мечта. Мечта может самостоятельно создавать новые образы. При этом она существенно отличается от творческого воображения.

Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, а в творческих образах не всегда воплощаются желания их создателя.

Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не дающий немедленного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.п.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Различают несколько подтипов данного воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления – постоянные неудачи в жизни человека, которые вынуждают его отказываться от исполнения своих планов. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Большое количество неприятностей обычно ведет к изменению психического состояния в негативную сторону. А уход в мечты выступает в качестве своеобразной психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем. Следует подчеркнуть, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Непроизвольной игрой воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение только преднамеренно, то есть связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень осознанности.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются из образов прошлого опыта. Причем процесс создания образов воображения может протекать в различных формах.

Простейшей формой создания нового образа является агглютинация, то есть присоединение в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить образ кентавра, образ крылатого человека, древнеегипетские божества. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности восприятия и процессы произвольные, то есть контролируемые сознанием, связанные с мыслительным обобщением. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего возник сознательно, поскольку символизирует идею легкого и быстрого передвижения по воздуху.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи (Буратино, мальчик-с-пальчик, великаны).

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом. При этом в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, и появляются образы извращенного отражения действительности. Подобное явление часто встречается у детей. Во-вторых, причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным. И, наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных или второстепенных сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит свои представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Обобщение черт многих людей дает типичный образ.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений на составные части. Иными словами, это анализ имеющихся впечатлений и создание абстрагированного образа. С этими образами далее могут совершаться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

Методика «ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР»

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной переработки прошлого опыта. Силу и живость воображения мы можем оценить у писателей-фантастов и авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. А также обедняет эмоциональную окраску жизни.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. У людей с высокими показателями яркости образы переживаются как видения. Мы можем встретить этот уровень у людей, занимающихся творческим трудом – писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существуют различия между людьми по характеру преобладающего типа воображения. Чаще всего встречаются преобладание зрительных, слуховых или двигательных образов. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Это прижизненное образование, связанное с развитием мышления, памяти, волей, чувств.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.