Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков.
1. Первым признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение общений к единичным предметам и явлениям.
2. Вторым признаком является опосредованное познание объективной реальности. Оно заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Например, чтобы узнать, какая погода, можно выйти на улицу. Однако обычно мы смотрим на термометр или слушаем сводку погоды. А на основе полученных данных о температуре делаем вывод: тепло или холодно.
3. Обычно процесс мышления начинает работать тогда, когда перед человеком
появляется проблемная ситуация. Это конфликт между тем, что дано человеку, и тем, чего он намерен достигнуть. То есть, когда у человека есть задача с поставленной целью, но отсутствуют средства ее достижения. Проблемная ситуация - понятие субъективное. То, что является проблемой для одного, для другого таковой может и не быть. Если ситуация воспринята как проблемная, то необходим следующий шаг - понять, что это проблема личная, и ее решение жизненно важно. Это имеет принципиальное значение. Чаще всего человек неосознанно оттягивает принятие ответственности за проблемную ситуацию в надежде на то, что она "пройдет сама, как-то рассосется". К сожалению, все происходит наоборот, и если решение проблемы оттягивается, то ситуация имеет тенденцию к ухудшению.
4. Мысли почти всегда облекаются в речевую форму, даже когда речь не имеет звукового выражения. Речь является орудием мышления. Задачи решаются лучше, если их условия и способ решения проговорить вслух.
В одном из экспериментов было выявлено, что у школьников (особенно младших классов) ухудшалась продуктивность решения задач при зажимании языка зубами во время обдумывания. Конечно мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задачи связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движении речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.
Речь и мышление не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а так же то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то, что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.
Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Мышление имеет ряд специфических характеристик и признаков.
1. Первым признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение общений к единичным предметам и явлениям.
2. Вторым признаком является опосредованное познание объективной реальности. Оно заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Например, чтобы узнать, какая погода, можно выйти на улицу. Однако обычно мы смотрим на термометр или слушаем сводку погоды. А на основе полученных данных о температуре делаем вывод: тепло или холодно.
3. Обычно процесс мышления начинает работать тогда, когда перед человеком
появляется проблемная ситуация. Это конфликт между тем, что дано человеку, и тем, чего он намерен достигнуть. То есть, когда у человека есть задача с поставленной целью, но отсутствуют средства ее достижения. Проблемная ситуация - понятие субъективное. То, что является проблемой для одного, для другого таковой может и не быть. Если ситуация воспринята как проблемная, то необходим следующий шаг - понять, что это проблема личная, и ее решение жизненно важно. Это имеет принципиальное значение. Чаще всего человек неосознанно оттягивает принятие ответственности за проблемную ситуацию в надежде на то, что она "пройдет сама, как-то рассосется". К сожалению, все происходит наоборот, и если решение проблемы оттягивается, то ситуация имеет тенденцию к ухудшению.
4. Мысли почти всегда облекаются в речевую форму, даже когда речь не имеет звукового выражения. Речь является орудием мышления. Задачи решаются лучше, если их условия и способ решения проговорить вслух.
В одном из экспериментов было выявлено, что у школьников (особенно младших классов) ухудшалась продуктивность решения задач при зажимании языка зубами во время обдумывания. Конечно мысли все равно облекаются в словесную форму, а затруднение в решении задачи связано с тем, что при фиксации языка возникают затруднения в движении речевого аппарата. Можно говорить о том, что процесс мышления осуществляется тогда, когда мысль выражается словами.
Речь и мышление не одно и то же. Мыслить – это не значит говорить вслух или про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а так же то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Несмотря на то, что возникшая у нас мысль нам самим понятна, часто для ее выражения мы не можем найти подходящую словесную форму.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи