В обыденной речи память занимает особое место среди других психологических терминов. Пожалуй, это одно из наиболее часто употребляемых понятий в жизни. Памяти издревле придавалось большое значение. В греческой мифологии Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени этой богини память в психологии называют мнемической деятельностью.
Память не добывает нового знания, но она организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы, причем делает это с учетом интересов и потребностей человека, с учетом будущего. Это отличительная особенность памяти – ее ориентация на будущее. Поэтому говорят, что память, приводя к единству разнообразный опыт человека, творит личность. Действительно, потерять память - значит, потерять все.
Но память, это привилегия не только человека. Ею обладают «все и вся», она встречается на всех уровнях жизни.
Память – это, в первую очередь, всеобщая способность материи сохранять следы воздействия. Земля «хранит» следы прошедших по ней.
Развитие живых организмов привело к появлению качественно иной способности: не только сохранять, но и воспроизводить то, что имело место в прошлом. Трудно усомниться в подобной памяти у животных. Но как показывают исследования процессы памяти у них слиты с процессами восприятия. Такая память проявляется, во-первых, на уровне узнавания при непосредственном столкновении с объектами, во-вторых, в виде образов восприятия, когда изображение не вспоминается, а продолжает видеться.
Развитие человека как социального существа привело к появлению памяти, способной не только сохранять, воспроизводить события прошлого, но и относить воспоминания к определенному моменту в прошлом. Этот вид памяти дается человеку не от рождения, а развивается в процессе взросления. Для ребенка двух-трех лет не свойственно соотнесение воспоминаний со временем: для него такие понятия как «вчера» или «завтра» ничего не значат.
Итак, все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
К 40-м годам ХХ века было установлено, что память – это функция мозга, а ее физиологической основой является пластичность нервной системы. Пластичность выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и позволяющий им повторно возникать, когда раздражителя уже не существует. При этом постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Этот подход разрабатывают физиологи. Мы же остановимся на той части проблемы, которую исследуют психологи.
Существует несколько подходов к классификации памяти. В качестве основного критерия принято рассматривать особенность деятельности по запоминанию и воспроизведению. Таким образом все виды памяти разделяют на три группы.
По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная;
По продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.
Рассмотрим характеристики видов памяти первой группы.
Двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она является основной для формирования ходьбы, письма, трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь в точь. Некоторая изменчивость, несомненно, имеется, но общий характер все же сохраняется (движения письма – почерк; привычки – прищурить глаз, чтобы ложка не попала). Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых условиях мы часто выполняем движения с большим несовершенством (езда на велосипеде, сидя в мягком кресле) так же очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, сейчас их надо воспроизвести отдельно (например, выполнить движение подъем переворотом по частям). Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.
Эмоциональная память – это память на чувства. Она заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эти чувства являются для нас своеобразными сигналами к действию (если пережитое ранее чувство было положительным) или к бездействию (если чувство было отрицательным).
Следует отметить, что воспроизведенные чувства могут отличаться от первоначально пережитых: например, горе сменяется печалью, а восторг – спокойным удовлетворением. Причем перемены могут произойти и в содержании чувства. Например, то. Что переживалось как досадное недоразумение, может вспоминаться как забавный случай, или событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем может восприниматься как весьма приятное.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Необходимо подчеркнуть ряд особенностей образной памяти: бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого ранее нередко расходится с оригиналом. А со временем различие как правило усиливается.
В основе создания образной памяти лежат так называемы простые ассоциации
(связи): по смежности, по сходству, по контрасту.
Ассоциации по смежности. Образы восприятия или представления вызывают те образы, которые в прошлом возникали вместе с первыми или сразу вслед за ними.
Например, название кафе или мелодия могут вызвать в памяти картины свидания.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
Например, увидели на улице новую машину и вспомнили, что друг вчера купил такую же.
Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании картины в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Например, вид зимы напоминает нам о лете.
Отклонение представления от первоначального образа может идти по двум путям:
смешение образов (потеря специфических черт и выделение общих) и дифференциация образов (усиление своеобразия предмета). Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания. Размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка. Поэтому память и называется не просто логической. А словесно-логической.
Воспроизведение материала, хранящегося в данной памяти, может происходить в двух формах:
- воспроизводится только смысл материала, без точного сохранения и воспроизведения подлинных выражений;
-не только смысл, но и буквальные словесные выражения мыслей.
Эти виды памяти могут быть по разному представлены у людей. Некоторые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Другие легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами. (это характерно, в основном, для людей с низким умственным развитием).
В целом, дети, как правило, легче заучивают наизусть, а взрослые запоминают смыслы.
Словесно-логическая память использует сложные ассоциации – смысловые. Для того, чтобы установить связи между различными объектами, необходима сложная мыслительная работа, позволяющая установить то, что недоступно восприятию.
Все виды памяти данной группы связаны друг с другом.
Например, когда мы овладеваем каким-либо действием, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку запоминаем не только движение, но и объяснение, переживания, впечатление.
Вторая группа видов памяти связана с ее зависимостью от целей деятельности.
Непроизвольная память подразумевает запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память всегда имеет такую цель, а сам процесс требует волевого усилия.
Непроизвольное запоминание необязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем тот, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.
Существует третий вид деления памяти в зависимости от времени сохранения материала. Здесь прежде всего выделяют кратковременную и долговременную память.
Кратковременная память характеризуется маленьким объемом (7 + 2 элемента) и очень кратким периодом сохранения информации (5-7 минут). Как и в случае непроизвольной памяти, здесь не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.
Этот вид памяти имел место на практическом занятии, при выполнении первых двух заданий.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и сохраняется потенциально полезная. Этим она похожа на оперативную память.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие текущую деятельность человека. Поэтому объем и время сохранения информации определяются необходимостью в этой деятельности и ее длительностью.
Например, при решении задачи человек помнит ее числовые условия, а, решив, забывает.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. На долгое хранение поступает лишь то, что отобрано в качестве нужного кратковременной памятью. Этот переход информации осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.
Следует отметить, что объем и срок хранения информации в долговременной памяти еще никто не определил. Можно сказать так, человек хранит столько информации, сколько ему нужно и на такой срок, который ему нужен. В долговременной памяти есть информация, доступ к которой человеку закрыт. Чтобы достать ее оттуда необходимо серьезно потрудиться.
Промежуточная память, обеспечивает хранение информации, накапливающейся в течение дня. Во время ночного сна организм «наводит порядок»: категоризирует накопившуюся информацию и распределяет ее: что-то поступает в долговременную память, что-то удаляется как ненужное. На эту работу промежуточной памяти требуется не менее трех часов, после чего она снова готова к работе.
Теперь рассмотрим как функционируют основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное и преднамеренное.
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас.
Прогулка по лесу, посещение театра.
Лучше всего запоминается то, что важно для человека. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.
Преднамеренное запоминание осуществляется в соответствии со специально поставленной целью – запомнить – и использует специальные приемы запоминания.
Одним из таких приемов является заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания (так заучивают стихи, законы, формулы). А для материала с внутренним логическим смыслом (текст) намного эффективнее будет прием повторения. Для повышения эффективности запоминания очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Здесь помогает необходимость придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.
Использование этих приемов имеет ряд закономерностей.
- заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Причина в том, что следы каждого повторения малы для запоминания, а их сумма проявляется резко.
- если материал не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Если материал труден – наоборот. Причина в том, что легкая часть запоминается быстрее, а трудная при большом числе повторений.
Повторения нужны не только при запоминании, но и при закреплении в памяти уже выученного. При повторении прочность и длительность сохранения материала многократно возрастает.
Очень важно правильно распределить повторение во времени концентрированном способе материал заучивается в один прием, повторения следуют одно за другим, без перерыва. При распределенном каждое чтение отделено от другого определенным промежутком. Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно требует в среднем в 2,5 раза меньше повторений и характеризуется большей прочностью сохранения.
Следует заметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если такую задачу поставить, то запоминание произойдет достаточно быстро.
Пример
При заучивании большое значение имеет постановка частных задач.
Например, запомнить только главные мысли, запомнить последовательность, запомнить дословно. В зависимости от этого меняется и сам процесс запоминания.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому выделяют осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала (статистические данные, исторические даты).
Основой такого запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, требуется многократное повторение.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на установлении внутренних связей между отдельными частями материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз эффективнее механического. При механическом запоминании в памяти через 1 час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего
20%. А в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняются в памяти даже через 30 дней.
Осмысленное запоминание может строиться на логических и мнемотехнических приемах.
Логические приемы запоминания:
- выделение главных мыслей и группирование их в виде плана. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, что облегчает припоминание.
- сравнение информации с ранее усвоенной или полученной только что. Например, легче запомнить даты рождения и смерти М.Ю.Лермонтова, если их сопоставить друг с другом 1814-1841.
- перевод информации в графики, схемы может помочь в случае хорошо развитого структурного и пространственного мышления.
-пересказа своими словами или воспроизведение во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Это поможет понять, что уже запомнилось, а что требует дополнительной проработки.
Мнемотехнические приемы используются для повышения эффективности запоминания. Все они опираются на логически оправданные и осмысленные связи между запоминаемым материалом и уже известным.
Наиболее известны следующие из них.
Метод группировки.
Поскольку объем непосредственной памяти 7+2, то имеет смысл группировать материал так, чтобы он укладывался в это количество блоков – целостных образов.
Методы рифм и ритма.
По этому принципу пишутся стихи, которые запоминаются, как известно, легче, чем проза.
Метод акронимов и акростихов.
Акроним или аббревиатура – использование первых букв, означающих тот или иной объект. Распространен для названия организаций, например СЭВ, НАТО, ЮНЕСКО. Эти сокращения знакомы большинству людей, однако лишь немногие помнят, что они означают.
Акростихи – первая буква каждого слова, если читать по вертикали, означает первую букву тех слов, которые подлежат запоминанию. Например, известная фраза:»Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Цепной метод.
Элементы какого-то списка мысленно выстраиваются в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных.
Например, надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Для этого построим условно-логическую цепочку: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». С помощью такого приема за одну минуту можно запомнить до 30 слов при однократном повторении. Однако есть опасность запоминания и тех слов, которых не было в списке, но которые встречались в образном ряду.
Метод мест.
Мысленно вспомните хорошо известное вам место, например, свою комнату или дорогу, по которой вы ходите каждый день. Теперь информацию, необходимую для запоминания, разместите на знаковые места. Теперь вам будет достаточно мысленно пройти по дороге, чтобы все вспомнить.
На первый взгляд может показаться, что использование подобных приемов – лишняя трата времени. Напротив, их освоение способствует не только развитию памяти, но и воображение, стимулирует творческие способности.
Безусловно, при запоминании отдельных слов мнемотехнические приемы могут иметь место. Однако при переходе к запоминанию осмысленного связанного текста они становятся не только бесполезными, но и условно вредными.
Следует отметить, что успех запоминания во многом зависит от характера материала. Наглядно-образный материал обычно запоминается лучше, чем словесный, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение, как процесс памяти, имеет свои закономерности. Оно может быть динамическим и статическим.
При динамическом сохранении материал изменяется мало (в оперативной памяти). При статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке (в долговременной памяти). Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых малосущественных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов:
воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непроизвольном воспроизведении образы возникают неожиданно для нас.
Например, проходя мимо школы, мы вдруг вспоминаем своих одноклассников.
При произвольном воспроизведении мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.
Например, когда мы задаемся целью вспомнить хорошо выученное стихотворение.
Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее
длительного припоминания. В этих случаях воспоминание осуществляется через достижение промежуточных целей. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить и какое отношение это имеет к припоминаемому. При этом мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем не то, отвергаем это и пытаемся вспомнить вновь. Значит к процессу памяти в этом случае присоединяются мышление и воля.
Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким процессом как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором было сформировано ранее.
Процессы узнавания отличаются степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем (видим лицо человека, и не можем вспомнить, откуда его знаем).
В других случаях узнавание, наоборот, характеризуется полной определенностью:
мы сразу узнаем человека как определенное лицо.
При узнавании могут возникать ошибки. Например, некоторые вещи кажутся нам очень знакомыми, хотя мы их никогда не видели. Причем это ощущение сохраняется даже тогда, когда мы точно знаем, что никогда этих вещей не видели и не были в подобной ситуации.
Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда мы можем узнать какой-то объект, но не можем его воспроизвести. И это встречается чаще. Иногда мы можем воспроизвести, но не можем узнать что-либо (например, мелодию). Значит узнавание происходит легче, чем воспроизведение.
Попробуйте вспомнить этот день два месяца назад. Как вы провели этот день? Что читали? Где были? В чем были одеты? О чем рассказывали в этот день на лекциях? На все эти вопросы ответ дать нелегко. Почти каждый, на кого обрушится гора подобных вопросов, пожав плечами, скажет: «Забыл». Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. И это верно.
Как вы провели новогодний праздник? На этот вопрос ответить значительно легче, хотя прошло больше времени. И все-таки он не забылся. Почему? Потому что особенный день. Следовательно, дело не только во времени.
Забывание прошлого – процесс, имеющий не одну, а множество причин. Его нельзя уподобить простому сглаживанию следов на песке или стиранию ластиком записи в тетрадке. В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в разных видах деятельности тот или иной материал забывается, как и помнится, по-разному. И хотя мы частенько ворчим и жалуемся на свою память и на забывчивость, но если трезво рассудить, то забывать не всегда так уж и плохо.
Как бы была перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все – всякую газетную заметку, лицо человека в толпе, случайно услышанную мелодию. Но, как правило, случайное, ненужное, несущественное как бы испаряется из нашего сознания и больше в него не возвращается.
Итак, забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Забывание проявляется в двух основных формах:
- невозможность припомнить или узнать;
- неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют разные степени воспроизведения и узнавания. Выделяют три уровня:
-воспроизводящая память;
-опознающая память;
-облегчающая память.
Например, ученик выучил стихотворение, и без труда повторил его – 1 уровень; не помнит, но узнает на слух или при чтении – 2 уровень; не помнит, не узнает. Но выучивает за меньшее время – 3 уровень.
Следует обратить внимание не то, что забывание протекает во времени
неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Сразу же после лекции возможно воспроизвести 65% основных мыслей лекции, через 3 дня – 45%, через неделю – 34%, через две недели – 30%, через два месяца – 24%. (Кривая Эббингауза)
Из этого следует вывод, что если вы не будете работать над закреплением учебного материала в памяти, то через два месяца от него останется лишь четверть, причем наибольшая потеря произойдет в первые 2-3 дня.
Для того, чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение, не откладывая надолго эту работу. При повторении материала в первый день через день сохраняется 88% материала, через 3-4 дня –
84%, через месяц – 70%, через 6 месяцев – 60%.
Если организовать периодическое повторение, то объем сохраняемой информации будет большим на протяжении длительного времени.
Забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности.
1. Первую закономерность начнем с примера.
«Беспамятная собака» - энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т.3, стр. 308 – собака жадная до азартности. Рассказывают, что у Лейпцигской фирмы Брокгауза был в Петербурге представитель, отличавшийся необычайной скупостью и жадностью и занимавший без отдачи деньги у всех сотрудников редакции. Когда же сотрудники деликатно напоминали о долге, он хлопал себя ладонью и приговаривал: «Ах, я собака беспамятная! Забыл, совсем забыл.» И вот коллеги высмеяли его совсем необычным способом: в энциклопедии.
Это, конечно, шутка. Но если говорить серьезно, то люди и в самом деле склонны забывать то, что неприятно вспоминать. То, что мы гоним из своей памяти, то и не возвращается в нее подолгу.
Одному немецкому философу принадлежит следующий афоризм: «Ты это сделал, - сказала память. Но ты не мог этого сделать, - сказала гордость… И память сдалась.»
2. Сохранение прошлого тесно связано с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. Однако сила переживаемых чувств способна привести к противоположному результату.
Показания свидетелей нападения могут сильно различаться вплоть до противоположных.
3. Забывание, как и запоминание, зависит также от того, завершено ли действие,
которое нужно припомнить. Этот феномен называется «эффект Зейгарник» Определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего разрядки при незавершении действия, способствует сохранению его в памяти.
Профессор Зейгарник обедала однажды вместе со своим учителем, немецким психологом Куртом Левиным, в ресторане. Это было в годы ее стажировки в Германии. Обедающие обратили внимание, что официант, принимая заказ, ничего не записал, хотя перечень блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из ресторана. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколь-нибудь полно.
Таким образом, эмоции и ослабляют, и усиливают память человека. То, что исчезло из памяти, при изменении обстоятельств. Может опять и возвратиться.
Второй формой забывания является ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становятся бледными и неясными. Но иногда изменение информации заключается не в потере ясности, а в существенном несоответствии воспринятого и сохраненного. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности. Например, не можем вспомнить последовательность событий.
От чего же зависит скорость забывания?
-непонятный человеку материал;
- неинтересный материал, не связанный с практикой;
-большой объем и трудность его усвоения;
- отрицательное влияние последующей деятельности (если хочешь что-то успешно забыть, сделай сразу же нечто похожее);
-возраст;
-болезни нервной системы или психические травмы;
- умственное и физическое утомление;
- действие сильных посторонних раздражителей.
Следует различать типы и виды памяти. Виды определяются тем, что мы запоминаем (образы, чувства, мысли, движения), а типы – как мы запоминаем. У всех людей есть все виды памяти, а типы индивидуально варьируют. Могут преобладать зрительная, слуховая, двигательная.
Память не добывает нового знания, но она организует и реконструирует все то, что «добывают» другие познавательные процессы, причем делает это с учетом интересов и потребностей человека, с учетом будущего. Это отличительная особенность памяти – ее ориентация на будущее. Поэтому говорят, что память, приводя к единству разнообразный опыт человека, творит личность. Действительно, потерять память - значит, потерять все.
Но память, это привилегия не только человека. Ею обладают «все и вся», она встречается на всех уровнях жизни.
Память – это, в первую очередь, всеобщая способность материи сохранять следы воздействия. Земля «хранит» следы прошедших по ней.
Развитие живых организмов привело к появлению качественно иной способности: не только сохранять, но и воспроизводить то, что имело место в прошлом. Трудно усомниться в подобной памяти у животных. Но как показывают исследования процессы памяти у них слиты с процессами восприятия. Такая память проявляется, во-первых, на уровне узнавания при непосредственном столкновении с объектами, во-вторых, в виде образов восприятия, когда изображение не вспоминается, а продолжает видеться.
Развитие человека как социального существа привело к появлению памяти, способной не только сохранять, воспроизводить события прошлого, но и относить воспоминания к определенному моменту в прошлом. Этот вид памяти дается человеку не от рождения, а развивается в процессе взросления. Для ребенка двух-трех лет не свойственно соотнесение воспоминаний со временем: для него такие понятия как «вчера» или «завтра» ничего не значат.
Итак, все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
К 40-м годам ХХ века было установлено, что память – это функция мозга, а ее физиологической основой является пластичность нервной системы. Пластичность выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и позволяющий им повторно возникать, когда раздражителя уже не существует. При этом постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Этот подход разрабатывают физиологи. Мы же остановимся на той части проблемы, которую исследуют психологи.
Существует несколько подходов к классификации памяти. В качестве основного критерия принято рассматривать особенность деятельности по запоминанию и воспроизведению. Таким образом все виды памяти разделяют на три группы.
По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая; По характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная;
По продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная.
Рассмотрим характеристики видов памяти первой группы.
Двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она является основной для формирования ходьбы, письма, трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь в точь. Некоторая изменчивость, несомненно, имеется, но общий характер все же сохраняется (движения письма – почерк; привычки – прищурить глаз, чтобы ложка не попала). Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых условиях мы часто выполняем движения с большим несовершенством (езда на велосипеде, сидя в мягком кресле) так же очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, сейчас их надо воспроизвести отдельно (например, выполнить движение подъем переворотом по частям). Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.
Эмоциональная память – это память на чувства. Она заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эти чувства являются для нас своеобразными сигналами к действию (если пережитое ранее чувство было положительным) или к бездействию (если чувство было отрицательным).
Следует отметить, что воспроизведенные чувства могут отличаться от первоначально пережитых: например, горе сменяется печалью, а восторг – спокойным удовлетворением. Причем перемены могут произойти и в содержании чувства. Например, то. Что переживалось как досадное недоразумение, может вспоминаться как забавный случай, или событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем может восприниматься как весьма приятное.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Необходимо подчеркнуть ряд особенностей образной памяти: бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого ранее нередко расходится с оригиналом. А со временем различие как правило усиливается.
В основе создания образной памяти лежат так называемы простые ассоциации
(связи): по смежности, по сходству, по контрасту.
Ассоциации по смежности. Образы восприятия или представления вызывают те образы, которые в прошлом возникали вместе с первыми или сразу вслед за ними.
Например, название кафе или мелодия могут вызвать в памяти картины свидания.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.
Например, увидели на улице новую машину и вспомнили, что друг вчера купил такую же.
Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или представления вызывают в нашем сознании картины в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
Например, вид зимы напоминает нам о лете.
Отклонение представления от первоначального образа может идти по двум путям:
смешение образов (потеря специфических черт и выделение общих) и дифференциация образов (усиление своеобразия предмета). Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания. Размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка. Поэтому память и называется не просто логической. А словесно-логической.
Воспроизведение материала, хранящегося в данной памяти, может происходить в двух формах:
- воспроизводится только смысл материала, без точного сохранения и воспроизведения подлинных выражений;
-не только смысл, но и буквальные словесные выражения мыслей.
Эти виды памяти могут быть по разному представлены у людей. Некоторые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Другие легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами. (это характерно, в основном, для людей с низким умственным развитием).
В целом, дети, как правило, легче заучивают наизусть, а взрослые запоминают смыслы.
Словесно-логическая память использует сложные ассоциации – смысловые. Для того, чтобы установить связи между различными объектами, необходима сложная мыслительная работа, позволяющая установить то, что недоступно восприятию.
Все виды памяти данной группы связаны друг с другом.
Например, когда мы овладеваем каким-либо действием, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку запоминаем не только движение, но и объяснение, переживания, впечатление.
Вторая группа видов памяти связана с ее зависимостью от целей деятельности.
Непроизвольная память подразумевает запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память всегда имеет такую цель, а сам процесс требует волевого усилия.
Непроизвольное запоминание необязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем тот, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.
Существует третий вид деления памяти в зависимости от времени сохранения материала. Здесь прежде всего выделяют кратковременную и долговременную память.
Кратковременная память характеризуется маленьким объемом (7 + 2 элемента) и очень кратким периодом сохранения информации (5-7 минут). Как и в случае непроизвольной памяти, здесь не используются специальные мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия.
Этот вид памяти имел место на практическом занятии, при выполнении первых двух заданий.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и сохраняется потенциально полезная. Этим она похожа на оперативную память.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие текущую деятельность человека. Поэтому объем и время сохранения информации определяются необходимостью в этой деятельности и ее длительностью.
Например, при решении задачи человек помнит ее числовые условия, а, решив, забывает.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. На долгое хранение поступает лишь то, что отобрано в качестве нужного кратковременной памятью. Этот переход информации осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.
Следует отметить, что объем и срок хранения информации в долговременной памяти еще никто не определил. Можно сказать так, человек хранит столько информации, сколько ему нужно и на такой срок, который ему нужен. В долговременной памяти есть информация, доступ к которой человеку закрыт. Чтобы достать ее оттуда необходимо серьезно потрудиться.
Промежуточная память, обеспечивает хранение информации, накапливающейся в течение дня. Во время ночного сна организм «наводит порядок»: категоризирует накопившуюся информацию и распределяет ее: что-то поступает в долговременную память, что-то удаляется как ненужное. На эту работу промежуточной памяти требуется не менее трех часов, после чего она снова готова к работе.
Теперь рассмотрим как функционируют основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное и преднамеренное.
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас.
Прогулка по лесу, посещение театра.
Лучше всего запоминается то, что важно для человека. Поэтому даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему.
Преднамеренное запоминание осуществляется в соответствии со специально поставленной целью – запомнить – и использует специальные приемы запоминания.
Одним из таких приемов является заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания (так заучивают стихи, законы, формулы). А для материала с внутренним логическим смыслом (текст) намного эффективнее будет прием повторения. Для повышения эффективности запоминания очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Здесь помогает необходимость придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.
Использование этих приемов имеет ряд закономерностей.
- заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Причина в том, что следы каждого повторения малы для запоминания, а их сумма проявляется резко.
- если материал не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Если материал труден – наоборот. Причина в том, что легкая часть запоминается быстрее, а трудная при большом числе повторений.
Повторения нужны не только при запоминании, но и при закреплении в памяти уже выученного. При повторении прочность и длительность сохранения материала многократно возрастает.
Очень важно правильно распределить повторение во времени концентрированном способе материал заучивается в один прием, повторения следуют одно за другим, без перерыва. При распределенном каждое чтение отделено от другого определенным промежутком. Распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно требует в среднем в 2,5 раза меньше повторений и характеризуется большей прочностью сохранения.
Следует заметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непроизвольного. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если такую задачу поставить, то запоминание произойдет достаточно быстро.
Пример
При заучивании большое значение имеет постановка частных задач.
Например, запомнить только главные мысли, запомнить последовательность, запомнить дословно. В зависимости от этого меняется и сам процесс запоминания.
Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому выделяют осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала (статистические данные, исторические даты).
Основой такого запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, требуется многократное повторение.
В отличие от этого осмысленное запоминание основано на установлении внутренних связей между отдельными частями материала. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз эффективнее механического. При механическом запоминании в памяти через 1 час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего
20%. А в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняются в памяти даже через 30 дней.
Осмысленное запоминание может строиться на логических и мнемотехнических приемах.
Логические приемы запоминания:
- выделение главных мыслей и группирование их в виде плана. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, что облегчает припоминание.
- сравнение информации с ранее усвоенной или полученной только что. Например, легче запомнить даты рождения и смерти М.Ю.Лермонтова, если их сопоставить друг с другом 1814-1841.
- перевод информации в графики, схемы может помочь в случае хорошо развитого структурного и пространственного мышления.
-пересказа своими словами или воспроизведение во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Это поможет понять, что уже запомнилось, а что требует дополнительной проработки.
Мнемотехнические приемы используются для повышения эффективности запоминания. Все они опираются на логически оправданные и осмысленные связи между запоминаемым материалом и уже известным.
Наиболее известны следующие из них.
Метод группировки.
Поскольку объем непосредственной памяти 7+2, то имеет смысл группировать материал так, чтобы он укладывался в это количество блоков – целостных образов.
Методы рифм и ритма.
По этому принципу пишутся стихи, которые запоминаются, как известно, легче, чем проза.
Метод акронимов и акростихов.
Акроним или аббревиатура – использование первых букв, означающих тот или иной объект. Распространен для названия организаций, например СЭВ, НАТО, ЮНЕСКО. Эти сокращения знакомы большинству людей, однако лишь немногие помнят, что они означают.
Акростихи – первая буква каждого слова, если читать по вертикали, означает первую букву тех слов, которые подлежат запоминанию. Например, известная фраза:»Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Цепной метод.
Элементы какого-то списка мысленно выстраиваются в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных.
Например, надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Для этого построим условно-логическую цепочку: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». С помощью такого приема за одну минуту можно запомнить до 30 слов при однократном повторении. Однако есть опасность запоминания и тех слов, которых не было в списке, но которые встречались в образном ряду.
Метод мест.
Мысленно вспомните хорошо известное вам место, например, свою комнату или дорогу, по которой вы ходите каждый день. Теперь информацию, необходимую для запоминания, разместите на знаковые места. Теперь вам будет достаточно мысленно пройти по дороге, чтобы все вспомнить.
На первый взгляд может показаться, что использование подобных приемов – лишняя трата времени. Напротив, их освоение способствует не только развитию памяти, но и воображение, стимулирует творческие способности.
Безусловно, при запоминании отдельных слов мнемотехнические приемы могут иметь место. Однако при переходе к запоминанию осмысленного связанного текста они становятся не только бесполезными, но и условно вредными.
Следует отметить, что успех запоминания во многом зависит от характера материала. Наглядно-образный материал обычно запоминается лучше, чем словесный, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение, как процесс памяти, имеет свои закономерности. Оно может быть динамическим и статическим.
При динамическом сохранении материал изменяется мало (в оперативной памяти). При статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке (в долговременной памяти). Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых малосущественных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов:
воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным и непреднамеренным. При непроизвольном воспроизведении образы возникают неожиданно для нас.
Например, проходя мимо школы, мы вдруг вспоминаем своих одноклассников.
При произвольном воспроизведении мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.
Например, когда мы задаемся целью вспомнить хорошо выученное стихотворение.
Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее
длительного припоминания. В этих случаях воспоминание осуществляется через достижение промежуточных целей. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить и какое отношение это имеет к припоминаемому. При этом мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем не то, отвергаем это и пытаемся вспомнить вновь. Значит к процессу памяти в этом случае присоединяются мышление и воля.
Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким процессом как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором было сформировано ранее.
Процессы узнавания отличаются степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем (видим лицо человека, и не можем вспомнить, откуда его знаем).
В других случаях узнавание, наоборот, характеризуется полной определенностью:
мы сразу узнаем человека как определенное лицо.
При узнавании могут возникать ошибки. Например, некоторые вещи кажутся нам очень знакомыми, хотя мы их никогда не видели. Причем это ощущение сохраняется даже тогда, когда мы точно знаем, что никогда этих вещей не видели и не были в подобной ситуации.
Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда мы можем узнать какой-то объект, но не можем его воспроизвести. И это встречается чаще. Иногда мы можем воспроизвести, но не можем узнать что-либо (например, мелодию). Значит узнавание происходит легче, чем воспроизведение.
Попробуйте вспомнить этот день два месяца назад. Как вы провели этот день? Что читали? Где были? В чем были одеты? О чем рассказывали в этот день на лекциях? На все эти вопросы ответ дать нелегко. Почти каждый, на кого обрушится гора подобных вопросов, пожав плечами, скажет: «Забыл». Но почему забыл? Ответ будет простой: прошло много времени. И это верно.
Как вы провели новогодний праздник? На этот вопрос ответить значительно легче, хотя прошло больше времени. И все-таки он не забылся. Почему? Потому что особенный день. Следовательно, дело не только во времени.
Забывание прошлого – процесс, имеющий не одну, а множество причин. Его нельзя уподобить простому сглаживанию следов на песке или стиранию ластиком записи в тетрадке. В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в разных видах деятельности тот или иной материал забывается, как и помнится, по-разному. И хотя мы частенько ворчим и жалуемся на свою память и на забывчивость, но если трезво рассудить, то забывать не всегда так уж и плохо.
Как бы была перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все – всякую газетную заметку, лицо человека в толпе, случайно услышанную мелодию. Но, как правило, случайное, ненужное, несущественное как бы испаряется из нашего сознания и больше в него не возвращается.
Итак, забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Забывание проявляется в двух основных формах:
- невозможность припомнить или узнать;
- неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют разные степени воспроизведения и узнавания. Выделяют три уровня:
-воспроизводящая память;
-опознающая память;
-облегчающая память.
Например, ученик выучил стихотворение, и без труда повторил его – 1 уровень; не помнит, но узнает на слух или при чтении – 2 уровень; не помнит, не узнает. Но выучивает за меньшее время – 3 уровень.
Следует обратить внимание не то, что забывание протекает во времени
неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Сразу же после лекции возможно воспроизвести 65% основных мыслей лекции, через 3 дня – 45%, через неделю – 34%, через две недели – 30%, через два месяца – 24%. (Кривая Эббингауза)
Из этого следует вывод, что если вы не будете работать над закреплением учебного материала в памяти, то через два месяца от него останется лишь четверть, причем наибольшая потеря произойдет в первые 2-3 дня.
Для того, чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение, не откладывая надолго эту работу. При повторении материала в первый день через день сохраняется 88% материала, через 3-4 дня –
84%, через месяц – 70%, через 6 месяцев – 60%.
Если организовать периодическое повторение, то объем сохраняемой информации будет большим на протяжении длительного времени.
Забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности.
1. Первую закономерность начнем с примера.
«Беспамятная собака» - энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т.3, стр. 308 – собака жадная до азартности. Рассказывают, что у Лейпцигской фирмы Брокгауза был в Петербурге представитель, отличавшийся необычайной скупостью и жадностью и занимавший без отдачи деньги у всех сотрудников редакции. Когда же сотрудники деликатно напоминали о долге, он хлопал себя ладонью и приговаривал: «Ах, я собака беспамятная! Забыл, совсем забыл.» И вот коллеги высмеяли его совсем необычным способом: в энциклопедии.
Это, конечно, шутка. Но если говорить серьезно, то люди и в самом деле склонны забывать то, что неприятно вспоминать. То, что мы гоним из своей памяти, то и не возвращается в нее подолгу.
Одному немецкому философу принадлежит следующий афоризм: «Ты это сделал, - сказала память. Но ты не мог этого сделать, - сказала гордость… И память сдалась.»
2. Сохранение прошлого тесно связано с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. Однако сила переживаемых чувств способна привести к противоположному результату.
Показания свидетелей нападения могут сильно различаться вплоть до противоположных.
3. Забывание, как и запоминание, зависит также от того, завершено ли действие,
которое нужно припомнить. Этот феномен называется «эффект Зейгарник» Определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего разрядки при незавершении действия, способствует сохранению его в памяти.
Профессор Зейгарник обедала однажды вместе со своим учителем, немецким психологом Куртом Левиным, в ресторане. Это было в годы ее стажировки в Германии. Обедающие обратили внимание, что официант, принимая заказ, ничего не записал, хотя перечень блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из ресторана. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколь-нибудь полно.
Таким образом, эмоции и ослабляют, и усиливают память человека. То, что исчезло из памяти, при изменении обстоятельств. Может опять и возвратиться.
Второй формой забывания является ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становятся бледными и неясными. Но иногда изменение информации заключается не в потере ясности, а в существенном несоответствии воспринятого и сохраненного. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности. Например, не можем вспомнить последовательность событий.
От чего же зависит скорость забывания?
-непонятный человеку материал;
- неинтересный материал, не связанный с практикой;
-большой объем и трудность его усвоения;
- отрицательное влияние последующей деятельности (если хочешь что-то успешно забыть, сделай сразу же нечто похожее);
-возраст;
-болезни нервной системы или психические травмы;
- умственное и физическое утомление;
- действие сильных посторонних раздражителей.
Следует различать типы и виды памяти. Виды определяются тем, что мы запоминаем (образы, чувства, мысли, движения), а типы – как мы запоминаем. У всех людей есть все виды памяти, а типы индивидуально варьируют. Могут преобладать зрительная, слуховая, двигательная.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи