Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Известны три формы мышления, которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательности: наглядно- действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.
Первая часть названия фиксирует ту форму, в которой представлены условия
ситуации (задачи): наглядно, словесно
- ситуация дана в своей материальности и конкретности;
- ситуация представлена на рисунке, схеме, чертеже;
- ситуация, описана в той или иной знаковой системе.
Вторая часть названия фиксирует то средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: действенная, образная, логическая
- через практическое действие;
- с помощью образных представлений,
- на основе логических понятий;
Стремясь к достижению той или иной цели, человек непременно задумывается о том, как, каким способом, используя какие средства, он может ее достигнуть. Первоначально средством мышления выступало реальное практическое действие человека, с помощью которого он преобразовывал, изменял окружающий его мир и таким образом находил существенное - то, что позволяло ему "ухватить" адекватный способ выхода из создавшейся ситуации. Само действие стало первичным мыслительным процессом. Эта форма мышления (наглядно-действенная) свойственна людям на ранних этапах развития человечества, а также в раннем детском возрасте. Однако она сохраняется и при появлении более поздних форм. Использование реального действия возможно только при решении определенного класса задач, условия которых даны в плане непосредственного восприятия, то есть "здесь и теперь". Это могут быть очень сложные, а главное крайне опасные для жизни задачи. В современном мире их приходится решать водителям всех видов транспорта, пешеходам, спортсменам, игрокам, и т.п.
Развитие трудовой деятельности - прежде всего ремесленного труда - потребовало иной формы мышления - наглядно-образной, в которой средством выступил образ. Это позволило человеку решать задачи своего существования качественно иным способом, более безопасным, а также создавать новое, чего в природе не существует. Как же появляется то, чего не было в естественной среде, природе? Оперирование образами позволяет человеку совершать умственное вращение, трансформацию и комбинирование. Вероятно, наш предок однажды обратил внимание на то, как скапливается вода в предметах, имеющих вогнутую форму (например, дупло дерева), и, придав эту форму глине, создал чашу, прообраз будущего сосуда. Краски природы поразили человека, и он стал окрашивать те предметы, которые были лишены приятных для глаз оттенков. В онтогенезе наглядно-образное мышление преобладает у дошкольников и младших школьников.
Наглядно-образное мышление тесно переплетается с наглядно-действенным и значительно расширяет его возможности. Обеим формам мышления доступны задачи, представленные в наглядном плане, чаще всего зрительного восприятия. А вот композитор решает задачи в плане слухового восприятия: услышав "музыку дождя", он выделяет и вычленяет наиболее характерные звуки, затем переводит их в ноты и заставляет инструменты издавать звуки, которые у слушателей ассоциируются с дождем.
С развитием умственного труда человеку открылись новые возможности, в результате чего появилась словесно-логическая форма мышления, в которой средством выступила логика. Эта форма появляется на более поздних этапах исторического и онтогенетического развития человека. Словесно-логическому мышлению стали доступны задачи, условия которых даны в вербальном плане (язык формул, символов); точнее, человек стал переводить конкретные жизненные задачи в словесную форму и использовать более подходящее для этой формы средство - логику.
Выбор способов решения задач определяется, в первую очередь их адекватностью в той или иной ситуации. Однако многие задачи можно решать разными способами. В этом случае выбор будет зависеть от индивидуально-психологических особенностей человека. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним
людям необходимо видеть (представлять) условия задачи, процесс ее решения, а другие предпочитают строгие логические рассуждения. Эти формы мышления не исключают, а дополняют друг друга. Правда, среди психологов существует и другая точка зрения, согласно которой образное и логическое мышление являются "антагонистами". Во всяком случае, физиологи фиксируют разную степень участия правого (образного) и левого (словесного) полушарий при решении человеком той или иной задачи. Работая со зрительными образами, человек оперирует тем, что имеет перед глазами, то есть представлениями о действительности во всем ее многообразии и противоречии. В образном мышлении "схватывание" наглядной ситуации осуществляется одномоментно, нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждений, и выводы словесно не формулируются. Поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, решение наступает внезапно в виде своеобразной мысленной картины, как озарение.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием. Рассуждать логически в чем-то сложнее. В этом случае умственный, образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понял его однозначно.
До сих пор речь шла о формах мышления, исходя из характеристик представленности задачи (наглядно или словесно), и средств, с помощью которых она решается (действие, образ, логика). Причем различные виды логики дают нам и разные виды мышления. Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качества мышления мы оцениваем не по этим категориям, а по качествам.
Есть в мышлении нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это личностный аспект, различия в смысловой стороне мышления – «зачем мыслю?», «зачем делаю?».
Критическое мышление выявляет недостатки в суждениях других людей. Человек с преобладанием этого типа мышления видит только недостатки и не предлагает своих конструктивных идей. Он ищет недостатки и в своих идеях. Если у человека преобладает творческое мышление, и он стремится к разработке конструктивных идей, он не уделяет внимания их недостаткам, что также отрицательно сказывается на разработке оригинальных идей.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Понятийное и образное мышление на практике находятся в постоянном взаимодействии.
Известны три формы мышления, которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательности: наглядно- действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.
Первая часть названия фиксирует ту форму, в которой представлены условия
ситуации (задачи): наглядно, словесно
- ситуация дана в своей материальности и конкретности;
- ситуация представлена на рисунке, схеме, чертеже;
- ситуация, описана в той или иной знаковой системе.
Вторая часть названия фиксирует то средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: действенная, образная, логическая
- через практическое действие;
- с помощью образных представлений,
- на основе логических понятий;
Стремясь к достижению той или иной цели, человек непременно задумывается о том, как, каким способом, используя какие средства, он может ее достигнуть. Первоначально средством мышления выступало реальное практическое действие человека, с помощью которого он преобразовывал, изменял окружающий его мир и таким образом находил существенное - то, что позволяло ему "ухватить" адекватный способ выхода из создавшейся ситуации. Само действие стало первичным мыслительным процессом. Эта форма мышления (наглядно-действенная) свойственна людям на ранних этапах развития человечества, а также в раннем детском возрасте. Однако она сохраняется и при появлении более поздних форм. Использование реального действия возможно только при решении определенного класса задач, условия которых даны в плане непосредственного восприятия, то есть "здесь и теперь". Это могут быть очень сложные, а главное крайне опасные для жизни задачи. В современном мире их приходится решать водителям всех видов транспорта, пешеходам, спортсменам, игрокам, и т.п.
Развитие трудовой деятельности - прежде всего ремесленного труда - потребовало иной формы мышления - наглядно-образной, в которой средством выступил образ. Это позволило человеку решать задачи своего существования качественно иным способом, более безопасным, а также создавать новое, чего в природе не существует. Как же появляется то, чего не было в естественной среде, природе? Оперирование образами позволяет человеку совершать умственное вращение, трансформацию и комбинирование. Вероятно, наш предок однажды обратил внимание на то, как скапливается вода в предметах, имеющих вогнутую форму (например, дупло дерева), и, придав эту форму глине, создал чашу, прообраз будущего сосуда. Краски природы поразили человека, и он стал окрашивать те предметы, которые были лишены приятных для глаз оттенков. В онтогенезе наглядно-образное мышление преобладает у дошкольников и младших школьников.
Наглядно-образное мышление тесно переплетается с наглядно-действенным и значительно расширяет его возможности. Обеим формам мышления доступны задачи, представленные в наглядном плане, чаще всего зрительного восприятия. А вот композитор решает задачи в плане слухового восприятия: услышав "музыку дождя", он выделяет и вычленяет наиболее характерные звуки, затем переводит их в ноты и заставляет инструменты издавать звуки, которые у слушателей ассоциируются с дождем.
С развитием умственного труда человеку открылись новые возможности, в результате чего появилась словесно-логическая форма мышления, в которой средством выступила логика. Эта форма появляется на более поздних этапах исторического и онтогенетического развития человека. Словесно-логическому мышлению стали доступны задачи, условия которых даны в вербальном плане (язык формул, символов); точнее, человек стал переводить конкретные жизненные задачи в словесную форму и использовать более подходящее для этой формы средство - логику.
Выбор способов решения задач определяется, в первую очередь их адекватностью в той или иной ситуации. Однако многие задачи можно решать разными способами. В этом случае выбор будет зависеть от индивидуально-психологических особенностей человека. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним
людям необходимо видеть (представлять) условия задачи, процесс ее решения, а другие предпочитают строгие логические рассуждения. Эти формы мышления не исключают, а дополняют друг друга. Правда, среди психологов существует и другая точка зрения, согласно которой образное и логическое мышление являются "антагонистами". Во всяком случае, физиологи фиксируют разную степень участия правого (образного) и левого (словесного) полушарий при решении человеком той или иной задачи. Работая со зрительными образами, человек оперирует тем, что имеет перед глазами, то есть представлениями о действительности во всем ее многообразии и противоречии. В образном мышлении "схватывание" наглядной ситуации осуществляется одномоментно, нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждений, и выводы словесно не формулируются. Поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, решение наступает внезапно в виде своеобразной мысленной картины, как озарение.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием. Рассуждать логически в чем-то сложнее. В этом случае умственный, образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понял его однозначно.
До сих пор речь шла о формах мышления, исходя из характеристик представленности задачи (наглядно или словесно), и средств, с помощью которых она решается (действие, образ, логика). Причем различные виды логики дают нам и разные виды мышления. Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качества мышления мы оцениваем не по этим категориям, а по качествам.
Есть в мышлении нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это личностный аспект, различия в смысловой стороне мышления – «зачем мыслю?», «зачем делаю?».
Критическое мышление выявляет недостатки в суждениях других людей. Человек с преобладанием этого типа мышления видит только недостатки и не предлагает своих конструктивных идей. Он ищет недостатки и в своих идеях. Если у человека преобладает творческое мышление, и он стремится к разработке конструктивных идей, он не уделяет внимания их недостаткам, что также отрицательно сказывается на разработке оригинальных идей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи