СТАДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На этом этапе руководители компании испытывают смесь растерянности и тревоги. Они полны решимости не допустить участия профсоюза в управлении производством или распределении благ.
Им трудно поверить, что рабочие, для которых они так много сделали, взбунтовались, и предприниматели ограничиваются чисто формальными действиями — садятся за стол переговоров, выслушивают профсоюзных лидеров, выдвигают встречные предложения и ждут, что профсоюз их примет.
Профсоюз на этой стадии ведет себя также по-детски. Большинство из предпринимаемых им действий имеют одну цель: максимально накалить обстановку, причинить руководству как можно больше неудобств — без сколько-нибудь ощутимой пользы для рабочих.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ
На этом этапе происходит осмысление противоречий. Стороны по-прежнему заостряют внимание на разногласиях, но уже более или менее осознают, что им никуда друг от друга не деться. Составляется всеобъемлющий контракт, иногда в несколько сот страниц. Управляющие стараются отстоять свои права и сдержать продвижение противника. Профсоюз рвется расширить границы своих полномочий. Каждая сторона хочет ограничить свободу другой стороны.
На этой стадии многим кажется, будто решение проблемы лежит в буквальном выполнении условий контракта. Они еще не пришли к пониманию того, что отношения сторон важнее формального соглашения, и уповают на букву договора, а не на его дух, то есть создание или сов хранение долгосрочных отношений. Тогда как именно это и имеет значение. Письменный договор служит лишь напоминанием о достигнутых соглашениях.
На этом этапе руководители компании испытывают смесь растерянности и тревоги. Они полны решимости не допустить участия профсоюза в управлении производством или распределении благ.
Им трудно поверить, что рабочие, для которых они так много сделали, взбунтовались, и предприниматели ограничиваются чисто формальными действиями — садятся за стол переговоров, выслушивают профсоюзных лидеров, выдвигают встречные предложения и ждут, что профсоюз их примет.
Профсоюз на этой стадии ведет себя также по-детски. Большинство из предпринимаемых им действий имеют одну цель: максимально накалить обстановку, причинить руководству как можно больше неудобств — без сколько-нибудь ощутимой пользы для рабочих.
СТАДИЯ РАЗВИТИЯ
На этом этапе происходит осмысление противоречий. Стороны по-прежнему заостряют внимание на разногласиях, но уже более или менее осознают, что им никуда друг от друга не деться. Составляется всеобъемлющий контракт, иногда в несколько сот страниц. Управляющие стараются отстоять свои права и сдержать продвижение противника. Профсоюз рвется расширить границы своих полномочий. Каждая сторона хочет ограничить свободу другой стороны.
На этой стадии многим кажется, будто решение проблемы лежит в буквальном выполнении условий контракта. Они еще не пришли к пониманию того, что отношения сторон важнее формального соглашения, и уповают на букву договора, а не на его дух, то есть создание или сов хранение долгосрочных отношений. Тогда как именно это и имеет значение. Письменный договор служит лишь напоминанием о достигнутых соглашениях.
Непременная обязанность руководства компании — поддерживать постоянные, открытые и честные контакты с представителями рабочих. Это одна из форм сопричастности, которой занимается множество людей — мастера и другие.
Ведь рабочие часто даже не знают, кто оплачивает разные льготы, выходные пособия, медицинскую страховку и так далее. Некоторые из этих благ поступают от профсоюза и государства, но главный источник — работодатель. Он привлекает консультантов — специалистов в области общественных фондов, социального планирования, страхования здоровья и жизни — для проведения опросов и выработки индивидуальных программ отношений с каждым работником. Служащие обсуждают с консультантами свои проблемы, связанные с вкладами, сбережениями, домами и таким образом обеспечивают свое будущее благосостояние.
Бывает полезно открыть им глаза — кто о них заботится. Это рождает удовлетворенность работой и уменьшает текучесть кадров.
Зато в подготовительный период перед забастовкой имеет место принципиально иной тип контактов.
Компании приходится идти на определенные меры — «играть мускулами». Работодатель обдумывает возможность продолжать работу с персоналом, проводит инвентаризацию, готовится перенести производство в другое место, создает денежные резервы, благодаря которым рассчитывает пережить забастовку.
Со своей стороны, профсоюз организует «утечку» информации о переживаемых компанией трудностях, а также создает забастовочный фонд за счет централизованных профсоюзных средств или других источников.
На переговорах о трудовых отношениях каждая из сторон может прибегнуть к тактике смены уровня.
Возьмем компанию. Ее владельцы прежде всего озабочены принципами и деньгами, управляющие —- политикой и прецедентами, а мастера — условиями труда.
Ведь рабочие часто даже не знают, кто оплачивает разные льготы, выходные пособия, медицинскую страховку и так далее. Некоторые из этих благ поступают от профсоюза и государства, но главный источник — работодатель. Он привлекает консультантов — специалистов в области общественных фондов, социального планирования, страхования здоровья и жизни — для проведения опросов и выработки индивидуальных программ отношений с каждым работником. Служащие обсуждают с консультантами свои проблемы, связанные с вкладами, сбережениями, домами и таким образом обеспечивают свое будущее благосостояние.
Бывает полезно открыть им глаза — кто о них заботится. Это рождает удовлетворенность работой и уменьшает текучесть кадров.
Зато в подготовительный период перед забастовкой имеет место принципиально иной тип контактов.
Компании приходится идти на определенные меры — «играть мускулами». Работодатель обдумывает возможность продолжать работу с персоналом, проводит инвентаризацию, готовится перенести производство в другое место, создает денежные резервы, благодаря которым рассчитывает пережить забастовку.
Со своей стороны, профсоюз организует «утечку» информации о переживаемых компанией трудностях, а также создает забастовочный фонд за счет централизованных профсоюзных средств или других источников.
На переговорах о трудовых отношениях каждая из сторон может прибегнуть к тактике смены уровня.
Возьмем компанию. Ее владельцы прежде всего озабочены принципами и деньгами, управляющие —- политикой и прецедентами, а мастера — условиями труда.
На каждом этапе переговоров между работодателем и профсоюзом есть место творчеству. Пусть новые, оригинальные идеи сочетаются со старыми, «очевидными». Сам процесс переговоров можно организовать так, чтобы создать более благоприятные условия для достижения согласия. Рассмотрим некоторые из творческих методов.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
1. Ведите открытый, непрерывный торг круглые сутки и круглый год — и в конце концов кризис покажется мини-кризисом.
2. Разделите кризис на несколько «подкризисов» и поручите рассмотрение каждого из них отдельной комиссии. Авось хоть по каким-то аспектам удастся договориться.
3. В предвидении кризиса запустите специальную профилактическую политику — и проводите ее вплоть до конца переговоров.
4. В главе о стратегии и тактике, говоря о сопричастности, мы приводили пример с забастовкой газетчиков в Сан-Франциско. Тогда издателю пришлось иметь дело сразу с несколькими профсоюзами. Каждое трудовое соглашение обсуждалось отдельно, однако на каждом раунде переговоров присутствовали представители всех профсоюзов. Естественно, издателю пришлось проявить последовательность и гарантировать всем одинаковые права.
5. При обсуждении текста договора можно условиться рассматривать политические вопросы отдельно и, если по ним не удастся достичь согласия, передать в арбитраж, чье решение будет обязательным для всех участников спора.
6. Стороны могут договориться о том, что решение не будет иметь обратного действия, то есть условия контракта будут считаться действительными только с момента ратификации. Это ускорит соответствующую процедуру.
Один проницательный наблюдатель сказал об Эйнштейне, что тот обязан своим гением неспособности видеть очевидное. В жизни, однако, чаще случается обратное. К примеру, японцы успешно применили способность видеть очевидное, когда начали бороться с водой при помощи воды. Они предложили защищать дамбу от затопления, используя пластиковые мешки с водой.
Творческие идеи подчас проявляются необычным, однако вполне очевидным способом. Вот ситуация, в которой профсоюз воспользовался невежеством рабочих, чтобы победить в схватке с пуэрториканской компанией — производительницей сигар. Большинство рабочих на фабрике еще не были организованы. Профсоюз предложил провести выборы и развил бурную пропагандистскую деятельность с использованием... колдовства. Экстрасенсы во всеуслышание объявляли, будто всякий, голосующий против, навлечет страшную болезнь на членов своей семьи. Об этом каждый рабочий был уведомлен лично. Экстрасенсы обещали, что в день выборов — в знак одобрения небес — пойдет дождь. И действительно, зарядил настоящий ливень — небывалое событие для Пуэрто-Рико. Компания проиграла и подала жалобу в Национальное управление трудовых отношений на применение недозволенных методов. К несчастью, пуэрториканское правительство сочло дело слишком щекотливым и постаралось скорее его закрыть. Национальное управление трудовых отношений заявило, что выборы прошли «без нарушений». Тем и кончилось.
Творческие идеи подчас проявляются необычным, однако вполне очевидным способом. Вот ситуация, в которой профсоюз воспользовался невежеством рабочих, чтобы победить в схватке с пуэрториканской компанией — производительницей сигар. Большинство рабочих на фабрике еще не были организованы. Профсоюз предложил провести выборы и развил бурную пропагандистскую деятельность с использованием... колдовства. Экстрасенсы во всеуслышание объявляли, будто всякий, голосующий против, навлечет страшную болезнь на членов своей семьи. Об этом каждый рабочий был уведомлен лично. Экстрасенсы обещали, что в день выборов — в знак одобрения небес — пойдет дождь. И действительно, зарядил настоящий ливень — небывалое событие для Пуэрто-Рико. Компания проиграла и подала жалобу в Национальное управление трудовых отношений на применение недозволенных методов. К несчастью, пуэрториканское правительство сочло дело слишком щекотливым и постаралось скорее его закрыть. Национальное управление трудовых отношений заявило, что выборы прошли «без нарушений». Тем и кончилось.
Даже в том случае, если дела в вашей компании идут прекрасно, следует иметь в голове план на случай угрозы слияния или поглощения. Главный совет такой: постарайтесь, чтобы компания не производила впечатления лакомого кусочка. Уделяйте внимание общественным связям, чтобы не допустить падения курса акций. Пусть их рыночная цена отражает истинную ценность. Создайте систему раннего предупреждения об опасности. Информацию можно черпать благодаря своим людям в прессе, банковской среде и других сферах — тем, что всегда «держат ушки на макушке». Помните поговорку: «Предупрежден — значит вооружен». Вы должны быть готовы в считанные секунды отреагировать на неожиданную угрозу. Имейте на случай «часа пик» тактику, которая в момент обесценит вашу компанию в глазах потенциального захватчика. План должен быть подробным — вплоть до заранее составленных заявлений для прессы и телеграмм акционерам с целью добиться согласованных действий. Не допускайте, чтобы целая жизнь, полная преданного служения, «пошла коту под хвост» — только из-за вашего неумения своевременно и эффективно отреагировать на сигналы об опасности.
Вы никогда не задумывались о том, что успех может принести несчастье? Не так давно в нашу юридическую фирму обратилась одна британская компания, контролировавшая производство самозажигающихся сигарет. Продукция была уже готова к завоеванию американского рынка. Не нужно никаких спичек: стоило потереть крохотное красное пятнышко на обратном конце сигареты — и вспыхивал огонь. Все говорило за то, что новинка произведет фурор. Однако она провалилась на английском рынке. Ее сгубил успех.
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Начиная рекламную кампанию, фирма предусмотрела все опасности, кроме этой. Крупнейший Дистрибьютор получил все права на продажу. Как и в случае с другими марками, он запустил рекламу по телевидению и в других средствах массовой информации, охватившую все Британские острова. Едва появившись на прилавках, новые сигареты были в тот же день раскуплены; потребители требовали еще. Но, хотя руководство фирмы-производителя и считало свою продукцию уникальной, способной завоевать покупателя, такого никто не ожидал.
Склады опустели. Спрос остался неудовлетворенным. Фабрики заработали сверхурочно, однако потребовалось больше месяца, прежде чем новая партия товара поступила в магазины. К этому времени интерес к новинке выдохся. Не находя ее в магазинах, потребители вернулись к прежним, испытанным маркам и забыли о новых сигаретах. А дистрибьютор уже израсходовал все средства на рекламу и не мог начать новую кампанию. Задним числом можно сказать, что было бы правильнее ограничиться одной небольшой территорией, чтобы «раскрутить» новинку, а тем временем накопить на складах побольше продукции.
Ступая на неизведанную территорию, рассчитывайте на успех. И помните: никакой идеальный план не убережет вас от риска. Утешайтесь замечанием Гертруды Стайн: «Кругом столько опасностей, что уже не страшно».
Бытует мнение, будто цену устанавливает продавец, но это не всегда соответствует действительности. Иногда, если кто-то заинтересован в покупке компании, от него требуют назвать цену или предложить принцип ее образования. Вдруг его предложение окажется более выгодным? Если же цену в ходе переговоров устанавливает продавец, покупателю не рекомендуется сразу же пытаться ее сбить. Возможно, цена на начальной стадии значит для продавца гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Помимо очевидных экономических факторов, цена выражает и то значение, которое данная компания имеет для нынешнего владельца. Она была делом его жизни, его вторым «я», источником самоуважения. Это прежде всего относится к компаниям, у истока которых стоял один человек. Не рубите сплеча. После того, как продавец назовет цену, в уважительном тоне попросите обосновать ее, привести формулы, по которым он рассчитывал не только материальную часть — постройки, оборудование и так далее,— но и престиж фирмы. Таким образом, вы, не задевая самолюбие продавца, перекладываете ответственность на его плечи.
Подобно тому, как изменяются в ходе переговоров требования сторон, растет и падает цена, а вместе с ней другие показатели, отражающие экономические аспекты слияния или поглощения. Иногда делают такую ошибку: покупатель сразу соглашается с ценой и тем самым создает у продавца впечатление, что он продешевил. Этот промах может вам дорого обойтись. Чувство собственного достоинства мешает покупателю поднять цену, однако он может выставить дополнительные, заведомо нереальные требования и таким образом сорвать сделку, чтобы начать искать покупателя, готового дать «настоящую цену». Поторгуйтесь немного. Пусть он думает, что вырвал у вас крупные уступки.
На переговорах часто бывает так, что первоначально заявленная цена отодвигается в сторону. Участники обсуждают другие вопросы, которые находят свое отражение в цене, однако могут привести к ее снижению в обмен на иные выгоды и гарантии.
Какой бы заманчивой ни представлялась перспектива слияния или поглощения одной компании другой, не ставьте на карту всю компанию. Не меняйте будущее на деньги, сколь угодно большие. Если же соблазн слишком велик или вас приперли к стене, попробуйте разделить один глобальный риск на несколько — помельче. Как глава компании вы не можете позволить себе роскошь одностороннего подхода. Постарайтесь увидеть картину в целом и понять, что у вас есть обязательства перед акционерами, управляющими, служащими, их семьями и перед обществом. Леонардо да Винчи сказал: «Не делайте того, что в случае неудачи принесет вам страдания».
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
А еще помните восточную мудрость: «Прежде чем войти, подумай, как выйти». Это относится и к сделке.
Разделите бремя ответственности с менеджерами. Поставьте вопрос так: что будет, если сделка состоится и вам вдруг захочется ее расторгнуть? Решая вопрос о приобретении корпорации, подумайте вот о чем: удастся ли вам сделать больше и лучше, чем сделали теперешние владельцы? Люди сроднились с этой корпорацией, бились над решением ее проблем, делали все, что могли, ради ее процветания. Возможно (если только вы не владеете недоступной для них информацией), в конце концов вы станете делать то же самое. Обдумайте все это и, если вы абсолютно уверены в целесообразности поглощения,— валяйте. Если нет — оставьте это дело.
Многие семинары по объединению (слиянию) фирм и поглощению маленьких фирм большими начинаются с вопроса: как проверить, серьезны ли намерения покупателя? А продавца?
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.
Если кто-либо заявляет о своем намерении приобрести другую компанию, можно верить, а можно и сомневаться. Каковы же причины неискренности? Возможно, предприниматель хочет выведать производственные секреты. Или создать конкурирующую фирму. Или внутри организации-покупателя существует группа людей, составляющих оппозицию руководству. Эти люди требуют перемен. Чтобы их успокоить, руководство делает вид, будто намерено купить другую фирму.
Продавцу тоже случается лукавить. Возможно, он хочет знать, в какую сумму оценивают его бизнес. Или в недрах его организации также имеются оппозиционеры, утверждающие, будто компания не делает всего, что может. Чем менять методы управления, президент компании предпочитает «искать покупателя».
Лучший способ проверить серьезность намерений — запросить подробную, сложную и дорогую информацию. Это отпугнет любителей глазеть на витрины.
Выберите подходящий момент и предложите привлечь к участию в переговорах других людей: юристов, адвокатов, бухгалтеров, акционеров, специалистов по общественным отношениям. Если оппонент не проявляет энтузиазма, это, скорее всего, свидетельствует о его неискренности.
Начните строить планы на будущее. Как на это реагирует другая сторона? Разделяет ваш оптимизм? Вы одинаково смотрите на вещи? Горите желанием вложить средства в исследования и развитие? А ваш партнер по переговорам? Рано или поздно на все эти вопросы придется отвечать.
На первый взгляд может показаться, будто тот же ход рассуждений, который подводит нас к участию в сделке, автоматически может пригодиться и для выхода из нее, однако это разные вещи. Выход требует ничуть не меньшего искусства. Больше того — вокруг всегда толкутся советчики, подталкивающие вас к участию в сделке, зато когда возникает необходимость разорвать ее, вы обнаруживаете, что их словно ветром сдуло.
Нередко возникает ощущение, что вы так же прочно застряли в сделке, как тот голландский мальчик, что заткнул пальцем дырку в дамбе: стоит убрать палец — и бешеный поток смоет все на своем пути. При этом всегда найдутся люди, которые спросят: «Чем это ты занимаешься?» Поневоле вспомнишь эпизод из «Тома Сойера», в котором Том красит забор, а к нему один за другим подходят приятели и задают один и тот же вопрос. Чем настойчивее Том гнал приятелей прочь, тем сильнее им хотелось попробовать. Кончилось тем, что они выкрасили за Тома весь забор. Чем упорнее человека куда-либо не пускают, тем больше он туда рвется. Вот вам и способ выйти из игры: пусть вместо вас в ней примет участие кто-то другой. Может быть, ему она принесет большее удовольствие. А если и нет — это не ваша головная боль. Можете смело уходить.
Говоря о возможных путях выхода из игры, хочется посоветовать не забывать историю ученого, который решил проверить интеллектуальные способности обезьян. Научным путем он разработал четыре способа, которыми обезьяна может выбраться из клетки,— один сложнее другого. Однако, посадив в клетку первую же обезьяну, ученый убедился, что существует еще один, пятый, способ — тот самый, которым она и воспользовалась. Китайцы любят повторять: «Прежде чем сделать первый шаг, трижды подумай». Агнес Аллен выразилась иначе: «Войти всегда легче, чем выйти».
Нередко возникает ощущение, что вы так же прочно застряли в сделке, как тот голландский мальчик, что заткнул пальцем дырку в дамбе: стоит убрать палец — и бешеный поток смоет все на своем пути. При этом всегда найдутся люди, которые спросят: «Чем это ты занимаешься?» Поневоле вспомнишь эпизод из «Тома Сойера», в котором Том красит забор, а к нему один за другим подходят приятели и задают один и тот же вопрос. Чем настойчивее Том гнал приятелей прочь, тем сильнее им хотелось попробовать. Кончилось тем, что они выкрасили за Тома весь забор. Чем упорнее человека куда-либо не пускают, тем больше он туда рвется. Вот вам и способ выйти из игры: пусть вместо вас в ней примет участие кто-то другой. Может быть, ему она принесет большее удовольствие. А если и нет — это не ваша головная боль. Можете смело уходить.
Говоря о возможных путях выхода из игры, хочется посоветовать не забывать историю ученого, который решил проверить интеллектуальные способности обезьян. Научным путем он разработал четыре способа, которыми обезьяна может выбраться из клетки,— один сложнее другого. Однако, посадив в клетку первую же обезьяну, ученый убедился, что существует еще один, пятый, способ — тот самый, которым она и воспользовалась. Китайцы любят повторять: «Прежде чем сделать первый шаг, трижды подумай». Агнес Аллен выразилась иначе: «Войти всегда легче, чем выйти».
Есть особая категория людей — дилеры. При необходимости они способны исключительно успешно вести переговоры. Как правило, их вознаграждение зависит от исхода переговоров и превышает обычную плату.
Изобретение вариантов требует большой работы воображения. Будьте особенно осторожны, имея дело с принципиально новой идеей. Вы — первопроходчик и можете погореть. Если вам хочется «изменить мир», положитесь на «справедливые» идеи, но если ваша цель — заработать побольше денег, пользуйтесь эффективными, теми, что сулят быструю отдачу.
Прежде чем взяться за дело — каким бы выгодным оно ни казалось,— агент должен быть уверен в надежных гарантиях хотя бы с одной стороны. Услышав: «Если бы найти человека, который пожелал купить такую-то собственность, мы бы заработали кучу денег!»— не бросайтесь очертя голову искать покупателя. Это все равно что держать змею посредине. Прежде чем показывать фокусы, зажмите змее голову и обезопасьте себя. Иначе, вернувшись с покупателем, вы обнаружите, что собственность и не думали продавать.
Другая разновидность непродуктивных действий со стороны дилера получила название «цепочки». Вас спрашивают, где можно найти такую-то редкую вещь. Вы наводите справки и убеждаетесь, что этот человек вовсе не собирается ее покупать. К нему обратился другой, по рекомендации третьего, а тот узнал от четвертого, и так далее; сам же потенциальный покупатель находится где-то в конце цепочки. С каждым новым посредником сделка обрастает новыми комиссионными — и в конце концов становится нереальной.
Как дилеру заинтересовать клиента? Попробуйте изменить подход — чтобы сделка приобрела характер не спекуляции, а помещения капитала. Для одних вкладывать деньги в идею — спекуляция, а для других — выгодное помещение. Гораздо легче уговорить человека инвестировать капитал, чем принять участие в спекуляции. К примеру, если близится открытие нового ресторана и вам потребовались дополнительные средства, обратитесь к тем, кто надеется участвовать в деле. Подумайте, кто и сколько выиграет. Предложите им разделить риск и вложить капитал. Отдавайте предпочтение тем, кто уже имеет опыт успешного участия в подобных операциях. Чем меньше времени прошло после предыдущей сделки, тем охотнее люди откликнутся на ваш призыв.
Изобретение вариантов требует большой работы воображения. Будьте особенно осторожны, имея дело с принципиально новой идеей. Вы — первопроходчик и можете погореть. Если вам хочется «изменить мир», положитесь на «справедливые» идеи, но если ваша цель — заработать побольше денег, пользуйтесь эффективными, теми, что сулят быструю отдачу.
Прежде чем взяться за дело — каким бы выгодным оно ни казалось,— агент должен быть уверен в надежных гарантиях хотя бы с одной стороны. Услышав: «Если бы найти человека, который пожелал купить такую-то собственность, мы бы заработали кучу денег!»— не бросайтесь очертя голову искать покупателя. Это все равно что держать змею посредине. Прежде чем показывать фокусы, зажмите змее голову и обезопасьте себя. Иначе, вернувшись с покупателем, вы обнаружите, что собственность и не думали продавать.
Другая разновидность непродуктивных действий со стороны дилера получила название «цепочки». Вас спрашивают, где можно найти такую-то редкую вещь. Вы наводите справки и убеждаетесь, что этот человек вовсе не собирается ее покупать. К нему обратился другой, по рекомендации третьего, а тот узнал от четвертого, и так далее; сам же потенциальный покупатель находится где-то в конце цепочки. С каждым новым посредником сделка обрастает новыми комиссионными — и в конце концов становится нереальной.
Как дилеру заинтересовать клиента? Попробуйте изменить подход — чтобы сделка приобрела характер не спекуляции, а помещения капитала. Для одних вкладывать деньги в идею — спекуляция, а для других — выгодное помещение. Гораздо легче уговорить человека инвестировать капитал, чем принять участие в спекуляции. К примеру, если близится открытие нового ресторана и вам потребовались дополнительные средства, обратитесь к тем, кто надеется участвовать в деле. Подумайте, кто и сколько выиграет. Предложите им разделить риск и вложить капитал. Отдавайте предпочтение тем, кто уже имеет опыт успешного участия в подобных операциях. Чем меньше времени прошло после предыдущей сделки, тем охотнее люди откликнутся на ваш призыв.
При операциях с недвижимостью у покупателя порой возникает ощущение, будто он владеет более полной информацией и обладает большими возможностями, нежели продавец,— особенно если речь идет о земле и собственности, нуждающихся в рекультивации или капитальном ремонте.
В делах такого рода будет серьезной ошибкой приставать к продавцу с расспросами, почему он решил расстаться с недвижимостью. Спрашивая, вы, как правило, расположены с доверием отнестись к ответу и, если он покажется правдоподобным, не станете особенно тщательно проверять. Вам нагородят с три короба: мол, несмотря на блестящие перспективы, у нынешнего владельца нет выхода... при этом драматическим жестом извлекут из ящика письменного стола кардиограммы: мол, врач опасается за его сердце и предписал не перетруждаться. Дело в том, что продавец или его представитель ждал этого вопроса и основательно подготовился к ответу. Одна из главных стратегий агента по сделкам с недвижимостью — умело пользоваться не только достоверной информацией, но и распространенными заблуждениями.
Далеко не все разбираются в тонкостях ремесла агента по торговле недвижимостью. Он выполняет жизненно важную функцию радара, снабжающего вас информацией, источниками финансирования, пространством для маневра и новыми методами заключения сделок. Подобно адвокату, агент должен иметь ясное представление о том, чего вы от него ждете. Возможно, он предложит свои услуги в качестве посредника на переговорах. Это уместно, если вы хотите, чтобы переговоры вело лицо с ограниченными полномочиями.
Обращаясь к агенту, следует иметь в виду некоторые минусы такого обращения. Агент (маклер или адвокат) убеждает вас не связывать себя слишком жесткими требованиями вплоть до окончательного прояснения позиции противоположной стороны; пытается помешать вам заморозить ситуацию; настаивает на более гибком подходе. Для этого он пускает в ход новую информацию: к примеру, намекает, что вы можете приобрести собственность дешевле. Как правило, агент получает свои комиссионные по завершении сделки — это побуждает его спешить с подписанием предварительного контракта. Он внушает вам, что сделка полностью отвечает вашим требованиям: «Это именно то, чего вы хотели!»
Нередки случаи, когда агент утаивает — пока его не прижмут — некоторые аспекты сделки. Расчет делается на то, что опасности, которые мы предвидим, редко случаются.
В делах такого рода будет серьезной ошибкой приставать к продавцу с расспросами, почему он решил расстаться с недвижимостью. Спрашивая, вы, как правило, расположены с доверием отнестись к ответу и, если он покажется правдоподобным, не станете особенно тщательно проверять. Вам нагородят с три короба: мол, несмотря на блестящие перспективы, у нынешнего владельца нет выхода... при этом драматическим жестом извлекут из ящика письменного стола кардиограммы: мол, врач опасается за его сердце и предписал не перетруждаться. Дело в том, что продавец или его представитель ждал этого вопроса и основательно подготовился к ответу. Одна из главных стратегий агента по сделкам с недвижимостью — умело пользоваться не только достоверной информацией, но и распространенными заблуждениями.
Далеко не все разбираются в тонкостях ремесла агента по торговле недвижимостью. Он выполняет жизненно важную функцию радара, снабжающего вас информацией, источниками финансирования, пространством для маневра и новыми методами заключения сделок. Подобно адвокату, агент должен иметь ясное представление о том, чего вы от него ждете. Возможно, он предложит свои услуги в качестве посредника на переговорах. Это уместно, если вы хотите, чтобы переговоры вело лицо с ограниченными полномочиями.
Обращаясь к агенту, следует иметь в виду некоторые минусы такого обращения. Агент (маклер или адвокат) убеждает вас не связывать себя слишком жесткими требованиями вплоть до окончательного прояснения позиции противоположной стороны; пытается помешать вам заморозить ситуацию; настаивает на более гибком подходе. Для этого он пускает в ход новую информацию: к примеру, намекает, что вы можете приобрести собственность дешевле. Как правило, агент получает свои комиссионные по завершении сделки — это побуждает его спешить с подписанием предварительного контракта. Он внушает вам, что сделка полностью отвечает вашим требованиям: «Это именно то, чего вы хотели!»
Нередки случаи, когда агент утаивает — пока его не прижмут — некоторые аспекты сделки. Расчет делается на то, что опасности, которые мы предвидим, редко случаются.