Возраст -одна из фундаментальных категорий псих развит. Абсолютный (календарный, хронологический) - выражается кол-вом временных единиц. Условный (возраст развития) опред путем установления местоположения объекта в опред эволюц-ген ряду, на основании кач-колич признаков. Установление усл возраста -элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Содержание периодов, их временные границы опред представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал 3 гр периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. 1) построение периодизации на основе внешнего, не связанного с самим процессом развит критерия. Периодизации по биогену принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развит реб-ка выстраивается в соответствии с основными периодами био эволюции и истор развит чел-ва. 2)периодизации используют внутренний критерий - одна сторона развит, например развитие костных тканей в периодизации Блонского и развитие детской сексуальности у Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 3) периодизации выделяются на основе нескольких особенностей э развития - периодизации Выготского и Эльконина. Периодизация развит относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Об этом свидетельствуют различ подходы к периодизации развит, сущ в науках. Трудности в значительной степени связаны с отсутствием общепризнанного критерия, который был бы равно принят представителями разных наук. Требования к критерию периодизации были сформулированы Выготским: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развит реб-ка; легкодоступным для наблюдения и объективным.
Возрастные кризисы - наименование переходных этапов возрастного развит, рассматриваются в концепциях, признающих стадиальность развития (Эриксон - как разрешение основной задачи возраста; Фрейд -смена основных стадий психосексуального развит). ВК - целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому- обусловлены возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной соц ситуации развит и возникновению др адекватной новому псих облику реб-ка. Структура: границы четко не определены; 3 фазы: предкритич, кульминационно-критич, посткритич; Прежние методы воспит воздействия в период кризиса оказываются неэффективными; негативный х-р развит: утрата прежних интересов; новообразования в период кризиса приобретают гипертрофированный х-р. По мнению Эриксона, ч-к на протяжении жизни переживает 8 психосоц кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развит личности. 1) 1 год - связан с удовл основных физиологич потребности. Доверие \недоверие. 2) связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Автономия \стыд или сомнений, связанные со страхом потерять контроль над собственным организмом. 3) Возраст игры: инициативность /вина. Происходит самоутверждение ребенка. 4) Школьный возраст: трудолюбие /неполноценность. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. 5) Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. 6) Молодость: достижение близости /изоляция. Связан с поиском близости с любимым ч-ком. 7) Зрелость: продуктивность /инертность. Характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося гл образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». 8) Старость: целостность эго/отчаяние. Знаменует завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Выготский выделил: кризис новорожденности – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 г – отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 -переход к дошкольному возрасту; кризис 7 – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13-совпадает с переходом к подростковому возрасту.
Способность НС изменяться под влиянием внешних воздействий носит преходящий характер. Она совпадает со временем наиболее интенсивного морфофункционального созревания, что объясняется феноменом возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах. В основе этих периодов лежит временное повышение чувств-ти к некоторым внешним влияниям, каждый из них имеет свои характерные особенности: сущность происходящих изменений; факторы, к которым повышается чувств-ть; степень избирательности к восприятию; временной режим; последствия неадекватной реализации; обратимость результата. Сензитивный период - отрезок времени, в который некий набор стимулов оказывает большее влияние на развит функции, нежели до и после. Фактически СП - период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. СП- период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. СП развития речи от 0 до 6 лет. СП развития движений и действий от 1 года до 4 лет. Период развития соц навыков от 2 до 6 лет. Период восприятия порядка с 0 до 3 лет. СП сенсорного развития от 0 до 5 лет. СП восприятия маленьких предметов от 1,5 до 2,5 лет.
Одной из сост-щих предмета псих развит явл движущие силы, условия и законы псих и поведенческого развит чел-ка. Под движущими силами псих развит понимаются те факторы, которые опред поступательное развит ребенка, явл его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развит, направляют его в нужное русло. Условия определяют внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движ сил развит, влияют на него, направляя ход развития, формир его динамику и опред результаты. Законы псих развит опред общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать псих развитие чел-ка и опираясь на которые можно этим развитием управлять. Сущ факторы опред развитие:1)Био фактор, вкл наследственность (темперамент, задатки), особенности протекания внутриутробного периода жизни.2) среда. Природная среда влияет на псих развит через традиционные в данной природной зоне виды труд деят и культуру, определяющие систему воспит детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда –общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, ур развит науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспит и обуч детей, начиная с гос и частных учебных заведений и кончая спецификой семейного воспит+ это ближайшее соц окр, непосредственно влияющее на развит психики ребенка: родители и др члены семьи, с возрастом соц окр расширяется. Вне соц среды ребенок развиваться не может -не может стать полноценной личностью.
Одна из фундаментальных идей Выготского - в развит повед-я надо различать 2 линии: естественное «созревание» и культурное совершенствование, овладение культурными способами повед-я и мышления. Культурное развит заключается в овладении вспомогательными средствами поведения, которые чел-во создало в процессе своего истор развит: язык, письмо, система счисления. Выготскому принадлежат 2 понятия, опред каждый этап возрастного развит - понятие соц ситуации развит и новообразования. Соц ситуация - складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, спец для данного возраста отнош между ч-ком и окр соц действительностью. ССР - исходный момент для всех изменений, возможных в данный период. Новообразование – кач-но новый тип личности и взаимодействия ч-ка с действительностью, отсутствующий на предыдущих этапах. В своей периодизации развития он предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, мл шк возраст, подростковый возраст) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших кол-ных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 7 лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. На каждой ступени развития всегда есть центральное новообразование - ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности реб-ка в целом на новой основе. Вокруг основного новообразования располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности реб-ка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Выготский построил концепцию связи обуч и развит, одно из фундаментальных понятий которой -зона ближайшего развития. Возрастная периодизация: кризис новорожденности -младенческий возраст (2 мес -1 г) - кризис 1 г -раннее детство (1-3 г) -кризис 3 лет -дошкольный возраст (3-7)- кризис 7 лет- шк возраст (7-13)- кризис 13 лет- пубертатный возраст (13-17) -кризис 17 лет.
Концепции, объясняющие изменения в психике с помощью интеллектуальных, когнитивных структур, принято называть когнитивистскими или когнитивно-генетическими. Брунер связывает исслед детской психологии с задачами совершенствования шк обуч. Изуч вопросы о соотношении обуч и формир личности. Обуч не зависит от развития. Стремился выяснить роль шк обуч в формир интеллекта. Развитие каждого реб-ка обусловливает изменением его места в системе соц отношений - поступлением в школу, где ему предъявляют опред требования к познават деят-ти. Вне школы, интеллект развит прекращается после 10 лет. По Брунеру, развит -последовательное овладение реб-ком 3мя сферами представлений и способами познания одновременно-действием, образом, символом. Эти виды представлений сохраняются и у взрослого, богатство интеллекта которого опред наличием развитых представлений. Колберг критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоц-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Он поставил вопрос – какие познават схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь, страх (явл возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Обнаружил ряд фактов в детском развитии, которые позволили построить теорию морального развития. Этапы, в зависимости от ориентаций, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты; 2) на обычаи; 3) на принципы. Выделяет 6 стадий развит морального сознания – от стадии доморального ур, когда реб слушается, чтобы избежать наказания, до стадии –ориентации на универсальный этич принцип, когда формир устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью. Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие он опред как стабильное сост открытой системы. Как любое развит, интеллект развит стремится к стабильному равновесию, к установлению логических структур. В реальном мире обратимость отсутствует. Лишь интеллект операции делают мир обратимым. Поэтому обратимость мысли не может возникнуть у реб-ка из наблюдения за явлениями природы. Она возникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершают логич опыты не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает наибольшее логич удовл. По Пиаже, для формир у реб научного мышления, а не простой совокупности эмпирич знаний, необходим логико-математический опыт, направленный на действия и операции, совершаемые реб-ком с реальными предметами. Согласно гипотезе Пиаже, интеллект развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из др, он начал изучать, как формир у реб-ка логич операции классификации, сериации и тд.
Фрейд: Псих развит в психоанализе = процессу усложнения сферы влечений, мотивов, чувств, развит личности, усложнением ее структур и функций. Выделял три ур-ня психики ч-ка (по критерию принципиальной возможности осознания псих процессов) -сознание, предсознание и бессознат. В центре научных интересов был бессознат ур - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознат изначально противостоит общ-ву. Рассматривал развит личности как адаптацию индивида к внешнему соц миру, чуждому ему, но необходимому. Личность ч-ка включает в себя 3 структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно. Оно- примитивное ядро; имеет врожденный хар-р, находится в бессознат и подчиняется принципу удовольствия. Я - рац и осознаваемая часть личности. Возникает по мере био созревания между 12 и 36 мес. Сверх-Я - формир последней, между 3 и 6 г. Тенденции со стороны Ид и Супер-Э имеют конфликтный хар-р, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных мех-мов: вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия. Периодизация возраст развит Фрейда-психосексуальной теор Л, т.к центральная линия его теор связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущ удовольствия в этом возрасте. Центральное понятие для Эриксона- понятие идентичность. Личностная идентичность -набор черт или индивидуальных хар-тик, который делает ч-ка отличным от др, это ядро Л. Эго-идентичность - субъективное чувство целостности собственной Л, устойчивости собственного Я. Гр идентичность- чувство принадлежности к соц гр. Эго- и гр- идентичность формир прижизненно. Одним из важных мех-мов формир идентичности считает ритуализацию- повторяющиеся формы повед-я, осущ-ие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Каждый ч-к в жизни проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается соц требование. Проблема, встающая перед индивидом в его соц развит, создает кризисную ситуацию. Кризис - поворотный момент развития, из которого ч-к может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта.
Штерн считал, что личность - самоопред, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая опред глубиной (сознат и бессознат). Исходил из того, что псих развит – саморазвитие имеющихся задатков, направляемое и опред средой. Развитие Штерн понимал как рост и преобразование психструктур, переход от смутных образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам (форма, образ, структура) окр мира. Потенциальные возможности реб при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает реб-ку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. Реб старается взять из среды то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер влияниям, противоречащим внутренним наклонностям. Эта теор - теор конвергенции 2ух факторов, т.к в ней учитывалась роль, которую играют в псих развит наследственность и среда. Считал, что псих развит – не простое проявл врожденных св-в и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними усл жизни. Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями имеет принципиальное значение для развития, т.к именно «-» эмоции служат S для развит самосознания. Т.о, Штерн док-л, что эмоции связаны с оценкой окр, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии. Утверждал, что сущ-ет не только общая для всех детей опред возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная. В числе важнейших индивидуальных св-в назвал индивидуал темпы псих развития, к-рые проявл в скорости обуч. Теор конвергенции рассматривает псих развит как процесс, к-рый складывается под влиянием элементов наследственности и среды.
В конце 30-х XX возникло псих направление соц научения. Термин «соц научение» введен Миллером и Доллардом для обознач прижизненного выстраивания соц поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ценностей. Теор соц науч заимствовала нек-рые положения из психоанализа (исходный тезис об антагонизме, противостоянии реб и общ-ва) и соединила их с бихевиор принципами науч-я. Миллер и Доллард -первые представители соц науч. В качестве эмпир основы считали возможным использовать данные эксперимент изуч повед животных и детей, и богатый клинич материал, касающийся поведения невротиков. Теор соц науч строилась на фил основании позитивизма и неопозитивизма, с ориентацией на разработку методов получ-я объективного эмпир знания. Детство в соц науч - период дезориентации и расторможенного поведения, по аналогии с проходящим неврозом. Задача родителей в том, чтобы социализировать реб-ка, решить возрастные проблемы. Бандура называет теор соц науч- соц-когнитивной. Когнитивное подразумевает большую активность обучаемого; индивид становится обучающимся. В каждой культуре свои требования к умениям и качествам компетентного члена общества, но некоторые виды поведения играют универсальную роль - это просоциальное поведение (сотрудничество, взаимопомощь, альтруизм), полоролевое повед, приемлемые формы агрессии. Научиться этим аспектам необходимо в любом сообществе. Наблюдение позволяет сделать вывод о том, какое повед явл правильным и к каким последствиям оно может привести. Но невозможности научиться новому поведенч акту, лишь наблюдая. Он включает в схему S -R 4 промежутпроцесса, необходимых для объяснения того, как подражание приводит к формир нового повед акта. Компоненты науч-я через наблюдение:- процессы внимания, сохр-я, двиг воспроизведения и мотивации. Предметом внимания Сирса были отнош родителей и детей. Считал принципиально важным рассматривать раннее детское поведение как протекающее внутри диадической единицы, представляющей единство повед-я матери и реб. Использовал психоаналитич понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) в контексте теор науч для объяснения механизма, посредством которого осущ влияние родителей на развит реб-ка. Выделены 3 возрастные фазы по хар-ру общей мотивации повед-я. Мотивация напрямую зависит от прижизненно складывающейся потребности- зависимости или привязанности. Сначала реб погружен в свои органические ощущ и аутичен. Удовлетворение био потребностей связывается с действиями матери - первый опыт науч-я. Начало соц-ции знаменуется возрастанием диадич взаимодействия. В дошк гг решающее влияние оказывают мать, отец, др члены семьи, выступающ в кач-е основных агентов подкрепления. Реб-шк от членов семьи зависим в меньше, возрастает зависимость от учителей, ровесников, друзей. Реб стал рассматриваться как сущ-во более активное, как субъект, не только испытывающий влияние, но и воздействующий на него.
Простейший тип науч-я, при котором на основе непроизвольных безусл рефлексов врожденного хар-ра складывается реактивное поведение, названо классическим обусловливанием. Первым установил такой способ науч Павлов при исслед физиологии пищеварения в условиях лаб эксперимента. Эксперимент-но установил принципы классич обусловливания: угасание R, генерализация S, дифференциация S, обусловливание высших (второго, третьего) порядков. Возможно угасание УР, если в течение продолжит времени S не подкрепляется. Однако новое предъявление S вновь вызовет R, т.е произойдет самопроизвольное восстановление УР. Можно добиться выработки УР на дифференц S, или генерализованные. Данные об эксперимент формир повед R были использованы псих-бихевиористами. Уотсон считал, что псих должна стать точной и достоверной наукой, т.о необходимо изуч повед ч-ка, открытое и доступное наблюдению и измерению. В классич бихевиоризме схема S-R - механизм образования новых форм повед и считается достаточной для описания процесса образования повед акта любой сложности. Гл детерминанта, опред направление псих развит - воздействия окр среды. Эксперимент исслед условий приобретения нового поведения, + динамики научения находилось в центре внимания Торндайка, изучал закономерности решения проблемных ситуаций. При анализе такого сложного спонтанного поведения, каким представляется поиск способа решения лаб задачи, трудно выделить стимул, вызывающий опред реакцию. Тип науч-я, когда испытуемый, неосознанно пробует разные варианты поведения, операнты, из которых отбирается наиболее подходящий, - оперантное. Метод «проб и ошибок» в решении интеллект задач стал рассматриваться как общая закономерность, характер-щая повед. 4 закона науч-я: 1) повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между S и R, тем быстрее и прочнее она закрепляется. 2) эффекта (подкрепления). При выуч-нии R закрепляются те, которые сопровождаются подкреплением (+ или -). 3) готовности. Сост субъекта небезразлично для выработки новых R. 4) ассоциативного сдвига (смежности во времени). Нейтральный S, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное повед. Скиннер отвергал понятия скрытых псих процессов (мотивы, цели, чувства, бессознат тенденции). Утверждал, что повед ч-ка формир его внешним окр-ем. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом. Признавал сущ-ние 2ух типов повед: респондентного и оперантного. Гл- оперантное- спонтанные действия, у которых нет первоначального S. Подкрепление -ключ понятие концепции Скиннера, выделял подкрепление + и -.
Юнг – «десятилетние роковой черты».
Чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены совсем не те идеалы и принципы жизни.
Главные проблемы – убывание физических сил, жизненной энергии и сексуальной привлекательности.
«Если двадцатилетнего человека мы рассматриваем как подающего надежды, то сорокалетнего мы оцениваем как взявшего на себя какие-либо обязательства». Эриксон.
Характеристика возраста:
• Усталость наравне с физической усталостью. Эмоциональная усталость, может привести к депрессивному состоянию.
• Снижение эмоционального фона (восприятие актуальной действительности). Воспринимается или ровно, или негативно, но не так ярко.
• Все события начинают восприниматься стереотипно.
• Люди начинают ощущать снижение удовольствия и интереса ко всем событиям. Так же может чувствовать систематическое отсутствие или снижение жизненной энергии и начинает заставлять себя делать те или иные виды деятельности.
• Появляется сожаление по поводу собственной никчемности, беспомощности, хотя внешне этому может ничего способствовать.
• Особое место начинают занимать переживания по поводу своего прошлого и будущего. Люди оценивают свое прошлое, как самое лучшее время жизни, как самый яркий и эмоционально насыщенный.
• Иногда может возникнуть желание прожить жизнь снова, не делая того, что было раньше, не повторяя ошибок или сделать то, что не сделали раньше.
Чем ближе середина жизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены совсем не те идеалы и принципы жизни.
Главные проблемы – убывание физических сил, жизненной энергии и сексуальной привлекательности.
«Если двадцатилетнего человека мы рассматриваем как подающего надежды, то сорокалетнего мы оцениваем как взявшего на себя какие-либо обязательства». Эриксон.
Характеристика возраста:
• Усталость наравне с физической усталостью. Эмоциональная усталость, может привести к депрессивному состоянию.
• Снижение эмоционального фона (восприятие актуальной действительности). Воспринимается или ровно, или негативно, но не так ярко.
• Все события начинают восприниматься стереотипно.
• Люди начинают ощущать снижение удовольствия и интереса ко всем событиям. Так же может чувствовать систематическое отсутствие или снижение жизненной энергии и начинает заставлять себя делать те или иные виды деятельности.
• Появляется сожаление по поводу собственной никчемности, беспомощности, хотя внешне этому может ничего способствовать.
• Особое место начинают занимать переживания по поводу своего прошлого и будущего. Люди оценивают свое прошлое, как самое лучшее время жизни, как самый яркий и эмоционально насыщенный.
• Иногда может возникнуть желание прожить жизнь снова, не делая того, что было раньше, не повторяя ошибок или сделать то, что не сделали раньше.
Ранняя зрелость – от 30 до 40 лет
Поздняя зрелость – от 40 до 55 лет.
Как некий период онтогенеза
В периодизации древних греков всю жизнь человека делили на 10 периодов, каждый был равен 7 годам. Каждый период начинался и заканчивался кризисом.
0-7 лет – время фантазий
7-14 лет – время воображения
14-21 – построение жизненных целей
21-28 – завоевание жизненного базиса
28-35 – подтверждение и слияние найденных основ жизни
35-42– вторая половая зрелость и переориентация профессиональных целей
42-49 – маниакально-депрессивный период
49-56 – борьба с собственным закатом
56-69 – мудрость
Поздняя зрелость – от 40 до 55 лет.
Как некий период онтогенеза
В периодизации древних греков всю жизнь человека делили на 10 периодов, каждый был равен 7 годам. Каждый период начинался и заканчивался кризисом.
0-7 лет – время фантазий
7-14 лет – время воображения
14-21 – построение жизненных целей
21-28 – завоевание жизненного базиса
28-35 – подтверждение и слияние найденных основ жизни
35-42– вторая половая зрелость и переориентация профессиональных целей
42-49 – маниакально-депрессивный период
49-56 – борьба с собственным закатом
56-69 – мудрость