Социогенетические концепции психического развития (Н. Миллер, Дж. Доллар, Р. Сире, А. Бандура).

Наука » Психология » Возрастная психология
В конце 30-х XX возникло псих направление соц научения. Термин «соц научение» введен Миллером и Доллардом для обознач прижизненного выстраивания соц поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ценностей. Теор соц науч заимствовала нек-рые положения из психоанализа (исходный тезис об антагонизме, противостоянии реб и общ-ва) и соединила их с бихевиор принципами науч-я. Миллер и Доллард -первые представители соц науч. В качестве эмпир основы считали возможным использовать данные эксперимент изуч повед животных и детей, и богатый клинич ма­териал, касающийся поведения невротиков. Теор соц науч строилась на фил основании позитивизма и неопозитивизма, с ориентацией на разработку методов получ-я объ­ективного эмпир знания. Детство в соц науч - период дезори­ентации и расторможенного поведения, по аналогии с проходящим неврозом. Задача родителей в том, чтобы социализировать реб-ка, решить воз­растные проблемы. Бандура называет теор соц нау­ч- соц-когнитивной. Когнитивное подразу­мевает большую активность обучаемого; индивид становится обучающимся. В каждой культуре свои требова­ния к умениям и качествам компетентного члена общества, но некоторые виды поведения играют универсальную роль - это просоциальное поведение (сотрудничество, взаимопо­мощь, альтруизм), полоролевое повед, приемлемые формы аг­рессии. Научиться этим аспектам необходимо в любом сообществе. Наблюдение позволяет сделать вывод о том, какое повед явл правильным и к каким последствиям оно может привести. Но невозможности научиться новому поведенч акту, лишь наблюдая. Он включает в схему S -R 4 промежутпроцесса, необходимых для объяснения того, как подражание приводит к формир но­вого повед акта. Компоненты науч-я через наблюде­ние:- процессы внимания, сохр-я, двиг воспроизве­дения и мотивации. Предметом внимания Сирса были отнош родителей и детей. Считал принципиально важным рассматри­вать раннее детское поведение как протекающее внутри диадической единицы, представляющей единство повед-я матери и реб. Использовал психоаналитич понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) в контексте теор науч для объяснения механизма, посредством которого осущ влияние родителей на развит реб-ка. Выделены 3 возрастные фазы по хар-ру общей мотивации повед-я. Мотивация напрямую зависит от прижиз­ненно складывающейся потребности- зависимости или привя­занности. Сначала реб погружен в свои органические ощущ и аутичен. Удовлетворение био потребностей связыва­ется с действиями матери - первый опыт науч-я. Начало со­ц-ции знаменуется возрастанием диадич взаи­модействия. В дошк гг решающее влияние оказывают мать, отец, др члены семьи, выступающ в кач-е ос­новных агентов подкрепления. Реб-шк от членов семьи зависим в меньше, возрастает зависимость от учителей, ро­весников, друзей. Реб стал рассматриваться как сущ-во более активное, как субъект, не только испытывающий влияние, но и воздействующий на него.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.